«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Приложение 1
Ниже приведены тексты ряда положений избранных международных документов о правах человека, касающихся избирательных прав и свободы выражения мнений.
Всеобщая декларация прав человека
Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 21
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Международный пакт о гражданских и политических правах
Статья 1
1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
2. ...
3. Все участвующие в настоящем Пакте государства ... должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.
Статья 19
1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.
3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
(a) для уважения прав и репутации других лиц;
(b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Статья 25
Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:
(a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
(b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
(c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Конвенция об уничтожении всех форм дискриминации в отношении женщин
Статья 7
Государства, участвующие в настоящей Конвенции, должны предпринять все соответствующие меры для устранения дискриминации против женщин в политической и общественной жизни своих стран и, в частности, обеспечить для женщин право на равном основании с мужчинами:
(а) голосовать на всех выборах и публичных референдумах и иметь право на избрание во все публично избираемые органы...
Конвенция о политических правах женщин
Статья I
Женщинам принадлежит право голосовать на всех выборах на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации.
Статья II
Женщины могут быть выбраны, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов.
Международная конвенция об уничтожении всех форм расовой дискриминации
Статья 5
В соответствии с основополагающими обязательствами, изложенными в статье 2 настоящей 'Конвенции, государства-участники настоящей Конвенции принимают на себя обязательства по запрещению и уничтожению расовой дискриминации во всех ее формах, а также по гарантированию права каждого, без различия расы, цвета кожи, а также национального или этнического происхождения, на равенство перед законом, особенно при осуществлении следующих прав:
(с) политических прав, в частности, прав на участие в выборах - голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах - на основании всеобщего и равного избирательного права, принимать участие в управлении государством, а также в управлении общественными делами на любом уровне и получать доступ к государственной службе;
(d) Иных гражданских прав, а именно:
(viii) права на свободу убеждений и на свободное выражение их....
Декларация об основных принципах содействия средств массовой информации укреплению мира и международного взаимопонимания, уважению прав человека и противостоянию расизму, апартеиду и разжиганию войны
(Провозглашена Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 20-й Сессии в Париже 28 ноября 1978 года)
Статья 1
Осуществление права на свободу убеждений, их свободное выражение и получение информации, признаваемое как неотъемлемая часть прав человека и основополагающих свобод, является существенным фактором укрепления мира и международного взаимопонимания,
Статья 2
2. Доступ общественности к информации должен быть гарантирован многообразием источников и средств предоставляемой ей информации, что дает каждому человеку возможность проверять точность фактов и объективно оценивать события. В силу этого журналисты должны обладать свободой освещения событий и всеми возможными средствами доступа к информации. Кроме того, важно, чтобы средства массовой информации отзывались на озабоченность народов и отдельных лиц, тем самым, способствуя участию общественности в выработке информации.
...
4. Если средства массовой информации принимают принципы настоящей Декларации в своей деятельности, необходимо, чтобы журналисты и другие сотрудники средств массовой информации как в своей собственной стране, так и за границей были обеспечены защитой, которая гарантирует им наилучшие условия их профессиональной деятельности.
Статья 11
Для полного осуществления настоящей Декларации необходимо, при должном уважении законодательных и административных правил и иных обязательств государств-членов ЮНЕСКО, гарантировать наличие благоприятных условий для деятельности средств массовой информации в соответствии с положениями Всеобщей Декларации прав человека и соответствующих принципов, провозглашенных в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной ассамблеей ООН в 1966 году.
Африканская хартия о правах человека и народов
Статья 9
1. Каждый человек имеет право на получение информации.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение и распространение своих мнений в рамках закона.
Статья 13
1. Каждый гражданин имеет право свободно участвовать в управлении своей страной, как непосредственно, так и через посредство свободно избираемых представителей в соответствии с положениями закона.
2. Каждый гражданин должен иметь право на получение равного доступа к государственной службе в своей стране.
Статья 20
1. Все народы должны иметь право на существование. Они должны обладать неоспоримым и неотчуждаемым правом на самоопределение. Они должны свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое и социальное развитие в соответствии со свободно избираемой ими политикой ...
Американская декларация прав и обязанностей человека
Статья 4
Каждый человек имеет право на свободный поиск информации, выражение мнений, а также на выражение и распространение идей с помощью любых средств того или иного рода.
Статья 20
Каждое обладающее правоспособностью лицо имеет право на участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство своих представителей, а также принимать участие в общенародных выборах, которые должны осуществляться на основе тайного голосования и являться честными, периодическими и свободными.
Статья 32
Обязанностью каждого лица является голосование на общенародных выборах в стране, гражданином которой он является, если он обладает на то правоспособностью.
Американская конвенция о правах человека
Статья 13 Свобода выражения мнений
1. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.
2. Пользование предусмотренными указанным выше пунктом правами не подлежит предварительной цензуре, однако может быть сопряжено с последующим привлечением к ответственности, четко предусмотренной законом, и являться необходимой:
a) для уважения прав и репутации других лиц;
b) для охраны государственной безопасности и общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
3. Право на свободное выражение мнений не может ограничиваться с помощью косвенных методов или средств, таких как злоупотребление правительством или частными лицами контролем над прессой, радиовещательными частотами или оборудованием, используемым для распространения информации, или с помощью каких-либо иных средств, направленных на ограничение передачи и распространения идей и мнений. ...
Статья 23 Право на участие в управлении государственными делами
1. Каждый гражданин должен иметь право и возможность:
а) принимать участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и ерез посредство свободно избранных представителей;
b) голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; а также
c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека
Статья 10
1. Каждый человек имеет право на свободное выражение своих мнений. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичной власти и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам-участникам Конвенции требовать лицензирования вещательных телевизионных или кинопредприятий.
2. Осуществление указанных свобод, будучи связано с обязанностями и ответственностью, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественной безопасности для предотвращения беспорядков или преступности, охраны здоровья или нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения раскрытия информации, полученной в конфиденциальном порядке, или для поддержания авторитета и беспристрастности судебной власти.
Протокол (N1) к Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека
Статья 3
Высокие Договаривающиеся Стороны принимают на себя обязательства по проведению свободных выборов в разумные сроки на основе тайного голосования при условиях, которые обеспечивают свободное выражение мнения народа на выборах в законодательные учреждения.
Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Документ Копенгагенской встречи конференции по человеческому измерению
...
Государства-участники признают, что плюралистическая демократия и верховенство закона являются важными средствами обеспечения уважения прав и основных свобод человека, развития контактов между людьми и разрешения иных общечеловеческих проблем. Поэтому они приветствуют выраженную всеми государствами-участниками приверженность идеалам демократии и политического плюрализма, а также их общую решимость создать демократические общества, основанные на свободных выборах и верховенстве закона ....
Государства-участники выражают свою убежденность в том, что безусловное уважение прав и основных свобод человека и развитие обществ, основанных на идеях плюралистической демократии и верховенства закона, являются непременным условием движения по пути к установлению долгосрочного мира, безопасности, справедливости и сотрудничества, которые они хотят учредить в Европе ....
(5) Они торжественно провозглашают, что в число составных частей справедливости, которые являются исключительно важными для полного осуществления всеобщего признания и равных и неотчуждаемых прав всех человеческих существ, входит следующее:
(5.1) - свободные выборы, которые будут проводиться неразумные сроки на основе тайного голосования или в равнозначном порядке свободного голосования, при условиях, которые обеспечивают на практике свободное выражение мнений избирателей при выборе своих представителей;
...
(6) Государства-участники провозглашают, что воля народа, свободно и честно выраженная на периодических и подлинных выборах, является основой власти и легитимности правительства. Государства-участники соответственно уважают право своих граждан на участие в управлении делами своей страны, как непосредственно, так и через представителей, свободно избираемых ими посредством честных выборов ... .
(7) Для того, чтобы воля народа послужила основой власти правительства, государства-участники:
(7.1) - проводят свободные выборы в разумные сроки, как установлено законом;
(7.8) - устраняют все правовые или административные преграды, стоящие на пути беспрепятственного доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех политических группировок и лиц, желающих участвовать в избирательном процессе;
...
(9) Государства-участники еще раз подтверждают, что
(9.1) - каждый человек имеет право на свободное выражение своих мнений, включая право на их распространение. Это право включает свободу придерживаться своих убеждений, а также получать и распространять информацию и идеи без всякого воспрепятствования к тому со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Осуществление этого права может быть сопряжено только с такими ограничениями, которые предусмотрены законом и соответствуют международным стандартам. В частности, не должно налагаться никаких ограничений на доступ и использование множительных средств любого рода с соблюдением, однако, прав, связанных с интеллектуальной собственностью, включая авторское право ...
Рекомендации для средств массовой информации Камбоджи, разработанные отделением информации/образования временного органа ООН по Камбодже (ЮНТАК) (в соответствии с мандатом ЮНТАК, раздел Д «выборы», пункт 3(f):
«Обеспечение справедливого доступа к средствам массовой информации, включая прессу, телевидение и радио, для всех политических партий, соревнующихся на выборах», документ ООН А/46/608 [Приложение 1]; S/23177 [Приложение 1] (30 ОКТЯБРЯ 1991 ГОДА)
...
2. Граждане Камбоджи должны пользоваться благами свободы выражения мнений через все средства массовой информации, руководимые существующими управленческими структурами, а также через иные средства массовой информации.
4. Независимые свободные средства массовой информации могут находиться в различных формах собственности и обязаны способствовать утверждению и защите демократии, раскрывая возможности и пути экономического, социального и культурного развития.
7. При выполнении своих обязательств по Соглашению, ЮНТАК обеспечивает «справедливый доступ к средствам массовой информации, включая прессу, телевидение и радио, для всех партий, соревнующихся на выборах». Это означает, что ЮНТАК гарантирует всем зарегистрированным и/или временно зарегистрированным политическим партиям свободу и безопасность опубликования, печатания и распространения своих взглядов,
8. Средства массовой информации должны предоставлять партиям, группам или лицам, чьи взгляды были неправильно истолкованы или извращены в публикации или вещательной программе, «право ответа» в том же самом средстве массовой информации.
9. ЮНТАК неуклонно поощряет деятельность средств массовой информации, направленную на представление всех точек зрения, показ широкого спектра мнений камбоджийского общества и публикацию наиболее полного объема информации об истории, финансах и платформе политической партии или кандидата. Демократическое средство массовой информации стремится к публикации мнений и контрмнений в одно и то же время для рассмотрения всех аспектов проблемы. Когда противоположные идеи выражаются в одной и той же передаче или статье, необходимость в «праве на ответ» может отпасть.
...
11. Отделение информации/образования ЮНТАК будет решать вопросы конкретной реализации права справедливого доступа политических партий к радио и телевидению.
12. ЮНТАК поощряет развитие свободных и открытых средств массовой информации через разнообразие форм собственности на средства массовой информации в Камбодже.
13. Существующие управленческие структуры должны способствовать множественности изданий и вещательных учреждений посредством, например, рассмотрения в кратчайшие сроки любых необходимых заявок на регистрацию или выделение вещательных частот. Если заявка остается без ответа в течение одного месяца, ЮНТАК считает, что необходимо автоматическое одобрение подобной заявки.
14. Существующие управленческие структуры не должны ограничивать распределение, продажу или ввоз вещательных или печатных материалов, произведенных как на территории, так и за пределами Камбоджи, за исключением материалов, которые содержат призывы к ненависти или оскорбляют общественную нравственность.
15. Признавая, что не все ограничения права на свободное выражение мнений являются чисто политическими, ЮНТАК будет оказывать помощь камбоджийским средствам массовой информации в выявлении конкретных экономических или технических барьеров на пути свободного выражения мнений. ЮНТАК будет оказывать помощь в вопросах координации с международным сообществом и Камбоджийской ассоциацией средств массовой информации в целях устранения этих преград там, где это целесообразно.
16. При условии добросовестного исполнения своих профессиональных обязанностей журналисты должны иметь свободный доступ к регистрационным и иным документам существующих управленческих структур. Однако, ЮНТАК будет ограничивать доступ к материалам, которые она считает связанными с безопасностью Камбоджи, а также препятствовать несанкционированному вторжению в частную жизнь.
17. Средства массовой информации не имеют права наносить вред репутации или нарушать права других лиц путем опубликования или выпуска в эфир несоответствующих действительности материалов или обвинений. Однако в странах с Демократическим режимом управления государственные деятели пользуются менее серьезной защитой. Средства массовой информации не могут сознательно пренебрегать достоверными сведениями при публикации материалов о государственных деятелях.
18. Журналисты обязаны охранять конфиденциальность источников информации.
...
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|