Демократия.Ру




Наша задача-проведение выборов в соответствии с законом. Наш единственный враг- партия отмены выборов. Наши союзники - все, кто за честные выборы. Александр Вешняков, Председатель ЦИК РФ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 05:55


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Предисловие

Это пособие должно внести вклад в развитие сложной проблемы, связанной с освещением избирательной кампании вещательными средствами массовой информации в странах с режимом переходной демократии. Стремительный подъем демократического движения во всем мире за последние годы - от Албании до Замбии, а также во многих других странах - часто заставал правительства этих стран и международные организации врасплох. Главное требование демократических движений, выступающих за свободные и справедливые выборы, заключалось в получении доступа к телевидению и радиовещанию.

Некоторые страны, переживающие переходный период, возвращаются к демократическому строю после периода правления диктатуры. В некоторых из них существуют прочные политические партии, знающие, что такое выборная борьба, также имеется пресса, осознающая, какую роль играет свобода слова в борьбе за реализацию избирательного права. Чили, где в течение 100 лет непрерывно царствовала конституционная демократия, прерванная на 16 лет военным режимом, является примером таких стран.

Другая группа стран переходного периода имеет слабые демократические традиции, там отсутствует опыт проведения многопартийных выборов. Монголия - это всего лишь один пример стран такой категории. Большинство стран с режимом переходной демократии находятся посередине указанного спектра. Совсем необязательно, что отличительные особенности таких стран осложнят или облегчат процесс перехода к демократии. Они, однако, показывают, что не существует простых или однотипных решений проблем, стоящих перед демократическими странами переходного периода.

Одно объединяет все эти страны - это ведущая роль вещательных средств массовой информации и общего принципа свободы волеизъявления. Уважение таких ценностей, как свобода волеизъявления особенно в ходе предвыборной кампании, является краеугольным камнем для обеспечения победы демократии.

Страны с режимом переходной демократии сталкиваются с проблемами, которые обычно не стоят перед государствами с прочными демократическими традициями и которые связаны с обеспечением справедливого и объективного освещения в вещательных средствах массовой информации хода предвыборной кампании. Во многих демократических государствах переходного периода сильно ощущается потребность в программах подготовки избирателей. Избиратели могут потребовать более надежного обеспечения тайны голосования, предоставления большего объема информации о порядке регистрации и голосования. Телевидение и радио обычно находятся под контролем правительства, они также могут находиться в распоряжении управляющих, лояльно настроенных к власти или симпатизирующих правящей партии.

Сотрудникам вещательных средств массовой информации может не хватать опыта в освещении выборного процесса, проведении объективных интервью или проведении политических дебатов. Возможно, будет сложно оценить реальную поддержку избирателей тех или иных партий и кандидатов и, таким образом, обеспечить предоставление эфирного времени в зависимости от степени поддержки электората. Оппозиционные партии, даже ведущие, могут не иметь достаточно средств для подготовки рекламных программ, которые смогли бы в профессиональном плане соперничать с программами партии, стоящей у власти. Боязнь физической расправы или профессиональной критики может испугать журналистов и помешать распространению информации, в которой слабо отражается деятельность кандидатов от правящей партии, или же заставит их чрезмерно большое внимание уделять таким кандидатам.

Такая ситуация встречается и в странах с прочными демократическими традициями, но наибольшую остроту она приобретает в странах с режимом переходной демократии. Обязанности правительства и правительственных средств массовой информации заключаются в обеспечении доведения до избирателей достаточной, сбалансированной информации, что позволит им использовать свое право на осознанный выбор. Такое обязательство остается в силе независимо от того, на каком этапе демократического развития находится страна. В то же время избиратели в странах с режимом переходной демократии не имеют опыта в проведении выборов, а механизм передачи объективной и сбалансированной информации еще не сложился. Подробно разработанные принципы и правила освещения выборного процесса в вещательных средствах массовой информации особенно важны для новых демократий.

Настоящее пособие разработано на основе опыта, изученного в странах, как с режимом переходной демократии, так и с более зрелыми демократическими традициями, в нем так же были учтены принципы международного права. Пособие составлено в связи с повышенным интересом политических партий, телевизионных и радиовещательных агентств, а также неправительственных независимых групп наблюдателей за выборами в странах с режимом переходной демократии, международных обозревателей к этим процессам и их желанием иметь руководство, рассматривающее проблемы освещения избирательных компаний вещательными средствами массовой информации. основанное на международном праве и практике. Правила были разработаны при консультационном содействии ряда экспертов в области выборов и освещения выборного процесса в средствах массовой информацииразличных институтов и стран. Настоящее пособие ни в коем случае не является всеобъемлющим, оно лишь указывает на те области, которые требуют дальнейшего изучения, анализа и обсуждения.

Первые шесть глав пособия основаны на фактических материалах, полученных из отчетов международных групп наблюдателей за выборным прогрессом целого ряда известных организаций. Исследования проводились с конца 1992 по начало 1993 года на основе отчетов международных групп наблюдателей из 31 организации, которые участвовали в 56 выборах в 41 стране. Такие отчеты позволили получить важную информацию об историческом и политическом характере различных выборов, а также данные о статусе свободы волеизъявления и роли средств массовой информации. Несмотря на то, что большинство отчетов прямо не рассматривало вопросы роли вещательных средств массовой информации, мы с уверенностью можем сказать, что объем и глубина примеров достаточны для того, чтобы получить существенную информацию, отражающую проблемы, стоящие перед вещательными средствами массовой информации, а также, чтобы определить мероприятия, проводимые правительствами стран для планомерного поощрения или попрания принципов объективности при освещении выборного процесса. Для того чтобы не допустить необъективности и предвзятости в освещении этих проблем, нами были получены отчеты из достаточно большого количества разнообразных организаций.

Глава 7 посвящена международному и сравнительному праву, нормам и правовым актам, которые закрепляют право свободы политического волеизъявления, включая право партий и кандидатов свободно выражать собственное мнение через средства массовой информации, а также право избирателей знакомиться с такими взглядами. В главе также рассматриваются вопросы права граждан на получение достаточной, сбалансированной информации для полноценного участия в выборах собственного правительства. Глава включает краткий анализ вопросов технического содействия и проведения наблюдения за ходом выборного процесса со стороны межправительственных и неправительственных организаций.

Глава 8 содержит непосредственно сами правила с комментариями и ссылками на наиболее характерные законы, нормативы и общепринятую практику, которые освещались в предыдущих главах. Правила анализируют обязательства правительств и правительственных средств массовой информации по отношению к трем видам освещения выборного процесса в вещательных средствах массовой информации: (1) передачи в прямом эфире, над которыми политические партии или кандидаты осуществляют полный редакторский контроль; (2) интервью, дебаты, собрания кандидатов, дискуссионные радио- и телепрограммы, образовательные передачи для избирателей и подобные программы, а также (3) выпуски новостей.

Правила рассматривают обязательства правительств в отношении информирования избирателей; отмены законов, ограничивающих свободу волеизъявления; воздержание от введения цензуры; привлечение к ответственности за гонения или угрозы в адрес сотрудников средств массовой информации или организаций; установление независимого органа по наблюдению и регулированию освещения выборного процесса в вещательных средствах массовой информации; а также обеспечения возможности юридической оценки решений, влияющих на освещение выборного процесса такими средствами.

Правила также относятся и к общенациональным радиовещательным и телевизионным агентствам - средствам массовой информации, которые полностью или частично стоят на бюджете государства, но управляются органами, не зависящими от правительства и политических интересов какой бы то ни было партии - так как они имеют те же обязательства, что и правительственные средства массовой информации из-за источника финансирования. Правила не освещают вопросов, связанных с частными средствами массовой информации, так как такие средства не имеют обязательств по международному праву. В то же время программа «СТАТЬЯ 19» призывает владельцев частных агентств, телевидения и радиовещания, если они решат освещать выборный процесс, придерживаться данных правил, так как это вопросы профессиональной ответственности и этики.

Сотрудники программы «СТАТЬЯ 19» надеются, что настоящее издание поможет правительствам, телевизионным и радиовещательным агентствам и политическим партиям, перед которыми стоят задачи демократического преобразования общества, установить эффективно действующий механизм, обеспечивающий справедливое и объективное освещение предвыборных кампаний. Мы надеемся, что это пособие также будет полезно для всех тех, кто занимается наблюдением за выборным процессом и осуществлением программ гражданского обучения. Мы надеемся, что настоящая публикация внесет вклад в обеспечение справедливости проведения самих выборов.

Франсис д' Соуза Исполнительный директор
Программа «СТАТЬЯ 19»
Июль 1994

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта