«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Голосование
Введение
Голосование представляет собой основную функцию демократической избирательной системы - выражение на избирательных участках воли избирателей посредством выбора тех людей, которым они отдают предпочтение в качестве избранных государственных должностных лиц на местном уровне, уровне штата и федеральном уровне власти. Настоящая глава посвящается связанным с выборами вопросам, разбираемым в судах, в частности вопросам, относящимся к содержанию избирательного бюллетеня, процессу голосования, доступу к голосованию и местам его проведения и обеспечению альтернативных методов голосования на выборах, включая заочное голосование.
Официальные избирательные бюллетени
Любой штат может требовать, чтобы все избиратели голосовали посредством отпечатанных избирательных бюллетеней, предоставляемых этим штатом и налагать запрет на использование других избирательных бюллетеней или полосок клейкой бумаги, используемых для заклеивания фамилии кандидата, за которого не хотят голосовать.
Печатание избирательных бюллетеней
Все штаты предъявляют определенные требования к печатанию избирательных бюллетеней. Невыполнение должностными лицами, ответственными за проведение выборов, технических требований печатания избирательных бюллетеней не означает нарушения надлежащей правовой процедуры Конституции США, если причиной этого невыполнения явилась простая небрежность ответственных за проведение выборов должностных лиц и если при этом избирательные бюллетени в достаточной мере отвечают требованиям закона штата, чтобы не ввести избирателей в заблуждение или не сбить их с толку.
Размещение в избирательном бюллетене названий партий и фамилий кандидатов
Всегда считалось, что характер размещения в избирательном бюллетене названий политических партий и фамилий их кандидатов может повлиять на исход выборов. Суды пришли к противоположным выводам относительно статутов, отдающих предпочтение основным политическим партиям или уже занимающим официальные должности кандидатам при размещении в избирательном бюллетене названий политических партий и фамилий их кандидатов, а также относительно обоснованности подобных статутов.
Схема «двухъярусного» размещения в избирательном бюллетене названий партий и фамилий их кандидатов, при которой в верхней его части печатаются названия ведущих политические партий, а другие партии, получившие право участия в выборах посредством подачи петиций, размещаются внизу, была признана обоснованной и не представляющей собой вопиющей дискриминации, лишающей равной защиты мелкие партии и их кандидатов. Иное отношение к мелким партиям не мешает им участвовать в голосовании и достигать статуса одной из ведущих политических партии, а также не отнимает у избирателей возможности голосовать за кандидатов, которым они отдают предпочтение.
В другом случае судебного разбирательства, связанного с наличием в одном из штатов закона, согласно которому занимающие официальные должности именуются кандидатами на переизбрание, суд признал, что указания на занимаемую должность кандидата и помещение его фамилии на первом месте в своей совокупности или взятые отдельно предоставляют ему определенное преимущество, но что при этом подобный статут является конституционным. Согласно решению суда избиратели не имеют конституционного права на всецело рациональные выборы, основывающиеся исключительно на разумном рассмотрении вопросов и характера размещения в избирательном бюллетене фамилий кандидатов.
В то же время, законодательное положение одного из штатов, согласно которому первый или левый столбец избирательного бюллетеня сохраняется за политической партией, получившей большинство голосов на последних выборах в конгресс, было признано ущемляющим основное право помещенных последними в списке кандидатов на голосование, что противоречит 14 поправке к Конституции. Суд посчитал, что размещение кандидатов первыми в списке избирательного бюллетеня предоставило им определенное преимущество, и что не было оснований для фаворитизма, выраженного в упомянутом положении.
Практика, при которой чиновники на всех всеобщих выборах в округе помещают в избирательном бюллетене свою собственную партию на первое место, была признана нарушением 14 поправки к Конституции о равной защите закона и таким образом было продемонстрировано, что размещение в верхней части списка является предоставлением преимуществ кандидатам на выборах, а также доказано наличие намеренной или преследующей определенные цели дискриминации со стороны чиновников, отдавших предпочтение одному классу в ущерб другому.
Штат может давать перечень фамилий кандидатов в списке для голосования на первичных выборах в порядке поступления их петиций на участие в выборах до тех пор, пока разбивка петиций, поданных кандидатами в один и тот же день производится не дискриминационными методами, такими как жеребьевка, а не на основе уже занимаемой официальной должности или срока пребывания на посту.
В пределах, установленных Конституцией, порядок размещения фамилий независимых кандидатов в избирательном бюллетене осуществляется по усмотрению штата, который может выделить кандидатам политических партий отдельный столбец и объединить независимых кандидатов в другом отдельном столбце с целью поддержания удобного избирательного бюллетеня и выявления кандидатов, не сумевших заручиться минимальной поддержкой, необходимой для выставления своей кандидатуры на выборах.
Указание политической принадлежности кандидата
Штаты обладают полномочиями регулирования в избирательном бюллетене указаний на политическую принадлежность или политические взгляды кандидатов. Штаты могут потребовать, чтобы кандидат, получивший право баллотироваться на всеобщих выборах, набрав необходимое число подписей на петиции, определялся в избирательном бюллетене как «независимый» без указания его партийной принадлежности и ограничиться указанием в избирательном бюллетене партийной принадлежности лишь тех кандидатов, которые представляют политические партии, признаваемые или имеющие право на существование только в соответствии с законодательством штата. Запрет на употребление слова «независимый» в качестве одной из характеристик политической принадлежности независимого беспартийного кандидата в избирательном бюллетене был признан недействительным как противоречащий как 1, так и 14 поправкам к Конституции.
Язык избирательного бюллетеня
Нечеткие, многословные и неизящные описания любой предлагаемой поправки к конституции штата по поводу оформления избирательного бюллетеня не противоречит положению о надлежащей правовой процедуре или положению о гарантии (гарантирующему каждому штату республиканскую форму правления), если в избирательном бюллетене содержатся сведения, информирующие избирателей о сути поправки, если благодаря открытому характеру информации об этой поправке избирателям предоставляется справедливая возможность рассмотреть ее полный текст и если с помощью применяемой в избирательном бюллетене формулировки их не пытаются ввести в заблуждение.
Партийные рычаги машины голосования
Законодательное положение штата, содержащее требование о том, чтобы любая машина голосования имела обязательные партийные рычаги, вполне соответствует Конституции. Закон о партийных рычагах не являлся глубоко несправедливым или необоснованно дискриминационным и не представляет собой нарушения 14 поправки к Конституции, несмотря на то, что целесообразность упомянутого законодательного положения вызывала сомнения.
Требование об оформлении на двух языках относящихся к голосованию материалов
Закон об избирательных правах от 1965 г. с внесенными в него в 1982 и 1992 гг. поправками предусматривает оформление на двух языках относящихся к голосованию материалов. Раздел 203 содержит требование о том, чтобы уведомление о регистрации и голосовании, бланки, инструкции, материалы по оказанию помощи и прочие имеющие отношение к выборам материалы и сведения (включая избирательные бюллетени) предоставлялись на английском языке и языке одноязычного меньшинства, претендующего на участие в выборах, если (1) более 5 процентов граждан штата или входящей в него административно-политической единицы, достигших возраста, дающего право на участие в голосовании, являются представителями одноязычного меньшинства и недостаточно владеют английским языком (т.е. их знание и понимание английского языка настолько слабы, что не дают им возможности участвовать в избирательном процессе), (2) во входящей в состав штата административно-политической единице более 10 000 граждан, достигших возраста, дающего право на участие в голосовании, являются представителями одноязычного меньшинства, недостаточно владеющего английским языком, (3) входящая в состав штата административно-политическая единица имеет на своей территории индейскую резервацию или ее часть, в которой более 5 процентов американских индейцев или коренных жителей Аляски, достигших возраста, дающего право на голосование, являются представителями одноязычного меньшинства, недостаточно владеющего английским языком, и (4) общий уровень неграмотности граждан в пределах языкового меньшинства превосходит соответствующий уровень в масштабах всей страны.
Согласно Разделу 4, двуязычные избирательные бюллетени и другие имеющие отношение к выборам уведомления, бланки, инструкции, материалы по оказанию помощи и прочие материалы должны предоставляться теми штатами (включая все входящие в его состав административно-политические единицы) или особыми административно-политическими единицами, которые 1 ноября 1972 г. «в порядке эксперимента» предоставляли связанную с проведением выборов помощь и материалы только на английском языке.
Предоставление помощи избирателям
Штаты могут вводить обоснованные требования о предоставлении помощи неграмотным и имеющим физические недостатки избирателям в осуществлении своих избирательных прав. Стремление штата к обеспечению в полном объеме права на участие в голосовании оправдывает небольшие нарушения правил тайного голосования при оказании помощи неграмотным и имеющим физические недостатки избирателям.
Закон об избирательных правах от 1982 г. содержит положение о том, что любой избиратель, нуждающийся в помощи в связи с отсутствием зрения, болезнью или неумением читать или писать, имеет право на таковую со стороны лица, выбранного для этой цели самим избирателем. Однако запрещается оказание помощи подобным избирателям в осуществлении своего избирательного права со стороны работодателя такого избирателя или агента работодателя, или со стороны работника или представителя профсоюза упомянутого избирателя.
Штат может ограничить избирателей подачей одной петиции на выдвижение кандидата на ту или иную должность и запретить избирателю сочетать подписание независимой петиции с голосованием на предварительных выборах, где происходит отбор кандидатов на ту же должность.
Право подачи голоса за кандидата, фамилии которого нет в избирательном бюллетене
Многие штаты не разрешают избирателям вписывать дополнительную кандидатуру в избирательный бюллетень. Если запрет штата на право подачи голоса за кандидата, фамилии которого нет в избирательном бюллетене, является частью схемы проведения выборов, обеспечивающей достаточный с точки зрения соответствия Конституции доступ политических партий и партийных кандидатов, а также независимых кандидатов, к баллотированию, и если при этом законы, определяющие доступ к баллотированию, лишь в разумной степени затрудняют осуществление прав, предоставляемых первой и четырнадцатой поправками к Конституции, запрет на внесение дополнительной кандидатуры в избирательный бюллетень представляется правомерным и не противоречит Конституции США.
Однако один из судов штата посчитал полное лишение лица возможности стать кандидатом в результате внесения в избирательный бюллетень его фамилии в качестве дополнительной кандидатуры нарушением положения конституции штата, гарантирующего проведение «прямого тайного голосования» и недопустимым лишением упомянутого лица записанного в конституции штата права голосовать за того кандидата, которого он выбрал.
Участие в голосовании граждан, находящихся в заключении
Если находящиеся в пенитенциарном учреждении или тюрьме граждане не лишены своего законного права регистрации в качестве избирателей и участия в голосовании, но при этом у них полностью отнимают возможность осуществления своего избирательного права посредством наложения запрета на их регистрацию в качестве избирателей или участие в заочном 'голосовании, или голосовании каким-либо иным способом, то их лишают надлежащей правовой процедуры в случае, если штат разрешает другим категориям квалифицированных избирателей, например, гражданам с физическими недостатками, регистрироваться в качестве избирателей и принимать участие в заочном голосовании. По крайне мере один суд принял решение о нарушении прав заключенных, защищаемых конституцией штата, когда находившиеся в заключении фелоны, не лишенные избирательных прав законодательством штата, не смогли принять участия в голосовании, поскольку отбывали в тюрьме срок наказания, потребовал предоставления фелонам возможности регистрации в качестве избирателей и участия в голосовании.
Заочное голосование
Основное право заочного голосования существует лишь в пределах, определенных конгрессом применительно к президентским и другим федеральным выборам. Заочное голосование представляет собой сугубо корректирующую меру, имеющую своей целью предоставление отсутствующим избирателям возможности участия в голосовании. Дискриминационный подход штата к своим гражданам, выражающийся в предоставлении разрешения на заочное голосование лишь определенным категориям избирателей, не является нарушением положения 14 поправки к Конституции о надлежащей правовой процедуре в тех случаях, когда установленные законом ограничения на заочное голосование обоснованно применяются для защиты от подлога при заочном голосовании, а также в тех случаях, когда упомянутая дискриминационная классификация не носит вопиющего характера и не компрометирует себя тем, что исходит из имущественного ценза или расовой принадлежности граждан.
Заочное голосование может быть разрешено на всеобщих выборах и запрещено на первичных выборах на не федеральные должности. Штат также имеет право устанавливать различный порядок заочного голосования для различных категорий избирателей, участвующих в таком голосовании, до тех пор, пока подобный дискриминационный подход не приобретает вопиющего характера и используется разумный подход к составлению общей схемы классификации заочно голосующих избирателей.
Штату запрещается указывать в избирательных бюллетенях для заочного голосования на первичных и всеобщих выборах только названия основных политических партий, исключая, при этом, какую-либо третью партию, в тех случаях, когда эта третья партия выполнила все установленные требования с целью демонстрации уровня поддержки, необходимого для внесения своих кандидатов в общий список для голосования. Эта процедура фактически разрешает в аналогичных условиях участие в заочном голосовании одним категориям избирателей и лишает подобной привилегии другие их категории, и в случае, если не предоставляются сравнимые альтернативные средства голосования, является грубой дискриминацией, нарушающей положение о надлежащей правовой процедуре.
Федеральный закон о заочном голосовании военнослужащих и находящихся за рубежом граждан содержит положение, предусматривающее, что при первичных и всеобщих выборах на любую федеральную должность отсутствующим военнослужащим и находящимся за рубежом избирателям должно быть разрешено голосовать заочно, а также пользоваться процедурами регистрации для участия в заочном голосовании. При условии соблюдения определенных требований в период проведения всеобщих выборов федеральных должностных лиц находящимся за рубежом избирателям разрешается пользоваться правом подачи голоса за кандидата на должность федерального уровня, фамилии которого нет в избирательном бюллетене.
Поправки к закону об избирательных правах, принятые в 1970 г., обеспечивают такое положение, при котором квалифицированные избиратели имеют возможность участия в заочном голосовании на президентских выборах в случае своего отсутствия в день выборов, обращения за избирательным бюллетенем для заочного голосования не позднее, чем за семь дней до начала выборов и возвращения своих избирательных бюллетеней к закрытию избирательного участка в день выборов. В случае если в штате не проводится регистрация для заочного голосования в период проведения президентских выборов, отсутствие регистрации не может служить причиной отказа в заочном голосовании на подобных выборах. Вышеупомянутый закон также предусматривает, что крайний срок регистрации в штате не может превышать 30 дней до президентских выборов, а также что избиратели, выехавшие за 29 или менее дней до президентских выборов, при соблюдении определенных условий могут сами прийти на избирательный участок для голосования или же заочно проголосовать в том месте, где они проживали до отъезда.
Голосование на выборах по почте
Суды отстаивали голосование на выборах, всецело осуществляемое по почте, опровергая утверждение о том, что подобное голосование является нарушением конституционного требования штата о тайном характере голосования. Было решено, что положение о соблюдении тайного голосования не преследует цели пресечения разумных мер, направленных на содействие более широкому осуществлению избирательных прав, включая заочное голосование и голосование по почте.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|