Демократия.Ру




Раз хотим жить лучше, давайте постараемся выбирать людей поприличнее. Сергей Степашин


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


04.12.2024, среда. Московское время 09:38


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Табулирование результатов выборов

Введение

Высшей целью законодательства о выборах является придание законной силы выбору избирателей, и каждый действительный голос должен быть учтен. Достаточно, если при проведении выборов закон об их проведении был соблюден в основном - после проведения выборов, когда воля избирателей уже выражена, их результаты должны быть признаны действительными, невзирая на возможные нарушения формальностей и несоблюдение некоторых положений закона: волеизъявление избирателей не должно оказаться сорванным вследствие некоторых отклонений от установленных требований или безответственности чиновников, проводящих выборы.

Однако важность соблюдения установленного порядка и точности при проведении голосования требует четкого истолкования положений закона о выборах с целью избежания злоупотреблений в процессе выборов, ` особенно при подсчете голосов. Подсчет голосов должен быть основан на объективных критериях, установленных законом, и не принимать во внимание особые обстоятельства отдельных случаев.

При рассмотрении споров, связанных с выборами, большинство судов склонны выносить решения в пользу избирателей, так как целью законодательства о выборах является защита прав избирателей, а не их ущемление. Ошибки должностных лиц, обеспечивающих проведение выборов, а также умышленное нарушение ими правил не должны лишать неповинных в этом избирателей права голоса.

Если воля избирателя может с достаточной степенью уверенности быть установлена на основании его избирательного бюллетеня, этот бюллетень должен быть включен в подсчет голосов.

Избиратель не должен лишаться избирательного права вследствие невыполнения министерским чиновником своих обязанностей. Однако, как правило, суды не имеют полномочий заставить чиновника, проводящего выборы, не выполнять свои должностные обязанности, например, не проводить повторный официальный подсчет голосов. У судов нет также и права заставить должностное лицо выполнять дискреционные функции.

Общие правила подсчета голосов

Общее правило таково, что если избиратель ставит на своем бюллетене любую пометку, которая ясно выражает его желание проголосовать за определенного кандидата, этот голос должен быть учтен как поданный за такого кандидата, если при этом не нарушены обязательные положения закона о выборах.

Бюллетени, не содержащие последовательного волеизъявления, такие как голосование за несколько партий при голосовании по партийным спискам или голосование за более чем одного кандидата на одну и ту же должность, считаются недействительными.

Законодательное регулирование процедуры голосования и выборов дозволяется в той мере, в какой такое регулирование нацелено на облегчение и обеспечение, а не затруднение или подрыв реализации права голоса. К законным целям избирательного закона относится защита избирателя от принуждения и коррупции, обеспечение целостности избирательного бюллетеня и обеспечение проведения выборов в соответствии с законом.

В ряде штатов должностные лица, осуществляющие официальный подсчет голосов, по закону должны лично проверить содержание списков избирателей и количество избирательных бюллетеней. Это требование обусловлено необходимостью убедиться в том, что количество подсчитываемых бюллетеней соответствуют количеству бюллетеней, поданных избирателями, имеющими право голоса. Такая проверка количества бюллетеней должна установить, имело ли место подкладывание в урну фальшивых бюллетеней или изъятие бюллетеней из урны. Без проверки не может быть составлен акт о проведении выборов.

Избирательные бюллетени

Как правило, при заполнении бюллетеня от избирателя не требуется механической точности.

В случаях, когда избиратель не поставил в предназначенной для выражения его волеизъявления клетке на бумажном бюллетене никакой отметки напротив имени кандидата (даже если отметка стоит где-то поблизости), должностные лица, проводящие выборы, не могут засчитывать отметку за пределами надлежащей клетки как голос за данного кандидата, хотя весь бюллетень не становится в результате этого недействительным. Отметки в бюллетене, ясно выражающие волю избирателя, должны включаться в подсчет голосов, в противном случае честный и ни в чем не повинный избиратель окажется лишенным права голоса.

Отличительные отметки

К отличительным отметкам в бюллетенях, делающим их недействительными, относятся лишь те из них, которые имеют своей целью не выразить волю избирателя, а лишь выделить данный бюллетень из всех других.

Бюллетени, имеющие отличительные отметки, не могут включаться в подсчет голосов, а бюллетени с посторонними или случайными отметками, на основе которых невозможно опознать конкретный бюллетень или избирателя, могут в него включаться.

Машинный подсчет

Машинный подсчет голосов должен проводиться в соответствии с требованиями закона. Принципы двухпартийности, имеющие своей целью обеспечение гарантий избирательного процесса, относятся и к машинному или компьютерному подсчету голосов.

Если какие-то обстоятельства делают машинный или компьютерный подсчет голосов неэффективным или невозможным, подсчет должен осуществляться вручную. В целом подсчет бюллетеней в виде перфокарт основывается на тех же стандартах, что и подсчет бумажных бюллетеней. В процессе подсчета бюллетени в виде перфокарт могут быть проверены визуально для определения того, можно ли на их основе правильно установить намерение избирателя.

Бюллетени с дополнительно вписанными фамилиями кандидатов

На бюллетене, допускающем списание дополнительного кандидата, избиратель не должен обязательно ставить отметку «X» напротив имени внесенного им кандидата. Не обязательно также указывать партийную принадлежность такого кандидата.

Голос, поданный путем вписывания имени кандидата, считается действительным, если при его подаче в основном выполнены требования закона.

Голос, поданный путем вписывания лишь фамилии кандидата, считается действительным в тех случаях, когда указания фамилии достаточно для определения того, за кого избиратель отдает свой голос.

Нарушения процедуры выборов

Подразумевается, что в компетенцию местной избирательной комиссии входит устранение чрезвычайных ситуаций или сбоев в проведении выборов (например, отказов машин для голосования регистрировать голоса). Отказ машин для голосования адекватно регистрировать голоса на нескольких избирательных участках представляет собой ситуацию подразумеваемого мошенничества, так как он делает невозможным табулирование голосов и определение результатов выборов с достаточной степенью уверенности. Надлежащим выходом из такой ситуации является объявление выборов несостоявшимися и назначение новых.

Общее правило таково, что когда обнаруживается наличие лишних бюллетеней (т.е. когда количество бюллетеней в урне превышает количество зарегистрированных избирателей, чьи бюллетени должны оказаться в этой урне в соответствии с избирательными документами), и при отсутствии жалоб на мошенничество или свидетельств такового, лица, подсчитывающие голоса, удаляют наугад столько бюллетеней, сколько требуется для приведения количества бюллетеней в соответствие с количеством избирателей, а затем осуществляют подсчет остающихся бюллетеней.

В тех случаях, когда закон запрещает вскрывать урны до завершения выборов и начала официального подсчета голосов, при преждевременном вскрытии урн выборы по тому участку, где имело место данное нарушение, объявляются недействительными.

При подаче ходатайства о пересчете голосов техническое невыполнение правил нотариусом в тех случаях, когда податели ходатайства действовали добросовестно, не должно быть основанием для отказа. Легко исправимая ошибка, не причиняющая никому вреда, не должна быть причиной срыва фундаментального демократического процесса.

В тех случаях, когда вследствие нарушений установленных процедур или законодательства невозможно с уверенностью определить исход выборов, выборы объявляются недействительными и назначаются новые. Обычно же выборы не должны объявляться недействительными, если не доказано, что их результат не соответствует воле избирателей или что эта воля не может быть с уверенностью установлена.

В случае, если выборы оказываются недействительными, выход состоит в назначении специальных выборов на тех участках, где вследствие нарушения процедур или закона они были объявлены недействительными.

В некоторых штатах в ситуации, когда голоса разделяются поровну, допускается решение исхода выборов путем жребия (например, подбрасыванием монеты).

Проставление на бюллетенях подписей или инициалов должностных лиц

Во многих штатах проводящим выборы должностным лицам рекомендуется помечать своими инициалами все избирательные бюллетени, как бумажные, так и на перфокартах, для обеспечения возможности отличить действительный избирательный бюллетень от поддельного. Общая практика в штатах, где по закону бюллетени должны быть помечены инициалами или подписями двух должностных лиц, такова, что бюллетени, не имеющие таких пометок, не учитываются при подсчете голосов, но откладываются и сохраняются.

В некоторых штатах при официальном подсчете голосов допускается электронная обработка перфокартных бюллетеней и не предусматривается физическая проверка наличия инициалов или подписей должностных лиц, проводящих выборы, на каждом бюллетене. Однако перфокартные бюллетени, не имеющие предусмотренных инициалов или подписей, могут быть аннулированы при проверке вручную в ходе процедур оспаривания результатов выборов. Там, где такие различия практикуются, это делается для удобства и эффективности электронного подсчета поданных голосов.

Подсчет голосов избирателей, голосующих заочно

Как правило, при отсутствии мошенничества или умышленных нарушений бюллетени избирателей, голосующих заочно, должны быть подсчитаны, если избиратель не допускает существенных нарушений закона о заочном голосовании по почте.

Тайна избирательного бюллетеня

В соответствии с общепринятой практикой избирателя, который добросовестно проголосовал, нельзя просить раскрыть, за кого он (она) отдал(а) свой голос.

Некоторые суды рассматривают тайну избирательного бюллетеня не как право личности, от соблюдения которого добросовестный избиратель может отказаться, а скорее как общественное право, обеспечивающее целостность самого избирательного процесса.

Избирателей нельзя заставить раскрыть, за кого они голосовали. Однако избиратели, которые сознательно подали не имеющие законной силы бюллетени, могут быть принуждены ответить, как и за кого они проголосовали.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта