Демократия.Ру




В любую эпоху самых злостных представителей рода человеческого следует искать среди народных вождей. Томас Бабингтон Маколей, (1800-1859), британский государственный деятель, историк, поэт и прозаик


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 05:21


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

I. Вступление

Целью учебной программы «Модель демократического общества» является вовлечение молодых граждан в жизнь демократического общества через изучение основ демократии, функций граждан и должностных лиц, участвующих в демократическом процессе, и практическую отработку основных мероприятий, связанных с демократическим процессом.

Программа предусматривает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий и других мероприятий под руководством преподавателей, на которых школьники разыгрывают различные роли, находясь в смоделированной игровой ситуации, связанной с проведением выборов, организацией предвыборной кампании, ведением партийной работы, работой средств массовой информации, наблюдением за ходом выборов, а также другими организационными вопросами, решаемыми в демократическом обществе. Ролевая игра, как метод обучения, особенно успешно может быть привнесена в учебный процесс в российской школе, так как эта методика традиционно построена на теории, разработанной всемирно известным русским режиссером Константином Станиславским. Во всем мире Станиславский признается основоположником современного театрального искусства, система Станиславского заложила фундамент современной актерской школы.

Исследования, проведенные летом и осенью 1994 года Международным фондом избирательных систем при участии опытной группы, показали, что молодые россияне имеют весьма отдаленные представления о сложном процессе управления и принятия решений на государственном уровне. Как и многие взрослые граждане России, школьники-респонденты вначале считали, что демократия (1) либо сводится к процессу выборов, (2) либо является панацеей, которая, как по волшебству, обеспечит более высокий уровень жизни. В первом случае молодые люди, так же как и взрослые, уже утратили иллюзии, так как они почувствовали себя в отрыве от избирательного процесса, т.е. они ощутила! на практике, что не участвуют в нем, а политические и общественные деятели, которые непосредственно вовлечены в выборы, заботятся лишь только о собственных интересах. Что касается второго аспекта, то молодые граждане, так же как и взрослые, оказались разочарованными, потому что полученная демократия не принесла ни процветания, ни высоко оплачиваемых рабочих мест, не изменила она и качественный уровень жизни.

Такое разочарование по поводу несбывшихся надежд по вышеуказанным аспектам подорвет основы демократического общества в России, если не будут предприняты срочные решительные меры для обучения граждан, особенно молодых, главным принципам демократического процесса и демократических выборов. Учебная программа «Модель демократического общества» разработана на основе целого ряда простых, но чрезвычайно важных предпосылок:

* демократия не дает ответ на все вопросы, с которыми сталкиваются граждане, скорее...
* демократия - это лишь средство для людей доброй воли, работающих плечом к плечу, принимать решения и управлять государством; и в то же время...
* демократия не гарантирует, что принятые решения будет самыми лучшими; но...
* демократия гарантирует, что все, кто действительно хочет принимать участие в процессе управления жизнью государства, будут иметь для этого возможность.

На основе опыта других демократических государств было показано, что возможность участия в процессе управления страной обеспечивает поддержку принятых решений большинством граждан. Даже когда граждане не согласны с окончательным решением, практическое участие в процессе его принятия создает предпосылки для сотрудничества при воплощении этого решения в жизнь.

Программа «Модель демократического общества» разработана как одна из составляющих частей в рамках общего процесса обучения школьников основам демократии в России. Эту программу можно отнести к системе «подготовки избирателей», которая направлена на обучение молодых граждан демократическому процессу. Программа «гражданского воспитания», которая, как предполагается, проводится в младших классах, посвящена изучению принципов и концептуальных положений демократического общества. Поскольку в программе «Модель демократического общества» заложен «лабораторный» опыт практического воплощения демократических принципов, предполагается, что школьники будет иметь к этому моменту представления об основных понятиях и концепциях, принятых в демократическом обществе. В тех случаях, когда школьникам не было предварительно рассказано об основах демократического устройства, учителям, возможно, понадобится ввести дополнительный материал по «гражданскому воспитанию» в программу, которая строится на применении методики ролевых игр.

По своей сути учебная программа «Модель демократического общества» направлена на достижение далеко идущей цели - сподвигнуть российских молодых граждан на активное участие в демократическом процессе, поэтому учебными задачами ставится:

(1) Показать молодым гражданам, каким образом они смогут принять активное участие в жизни российского демократического общества;
(2) Дать молодым гражданам знания об основных принципах демократического управления обществом.

Настоящая учебная программа разработана специально для школьников, которые вскоре станут избирателями, т.е. она рассчитана на молодых людей в возрасте 16-17 лет. В то же время предполагается, что школьники более ранних возрастов также смогут принять участие в программе «Модель демократического общества». Глобальная цель программы - вовлечь в демократический процесс по возможности наибольшее количество молодых граждан, для этого необходимо, чтобы все школьники почувствовали, что они внесли значительный вклад в общее дело. Настоящая программа не ставит задачу подготовки молодых лидеров, для этого разработана совершенно другая программа, в которой основной акцент делается на развитие навыков лидера у перспективных молодых людей. Такие программы очень важны, однако при разработке программы «Модель демократического общества» такая цель не преследовалась. В то же время, очевидно, что некоторые школьники добьются большего успеха и лучше чем другие зарекомендуют себя на практических занятиях. В этом случае настоящая программа поможет отобрать школьников для проведения с ними в дальнейшем программы подготовки лидеров.

Основным преимуществом методики ролевой игры является то, что она приносит удовольствие как учащимся, так и учителям. Таким образом, достигается триединая цель учебного процесса: (1) создаются стимулы для изучения предмета, появляется мотивация для подготовки к занятиям; (2) игровой аспект и связанная с ним эмоциональная вовлеченность в занятия помогает школьникам долго после завершения занятий хранить в памяти весь пройденный материал; (3) ролевая методика вдохновляет школьников на активное практическое участие в жизни демократического общества, после того, как они станут полноправными гражданами. Методика ролевой игры может эффективно применяться на многочисленных занятиях по обществоведению, истории, экономическим дисциплинам и т.п.

Программа предполагает, что администрация школы поддерживает ее проведение, что учителям будет предоставлена возможность координировать свои действия, при этом не допускается нарушение нормального ритма работы школы. Преподавателям рекомендуется установить контакты с руководителями местных государственных органов и общественными деятелями, как то: членами избирательной комиссии, выборными должностными лицами, корреспондентами газет, работниками радио и телевизионных станций, а также лидерами различных организаций.

Нижеприведенная учебная программа, составлена таким образом, чтобы каждый преподаватель самостоятельно смог адаптировать изложенную методику, исходя из специфических особенностей и конкретных потребностей аудитории и ситуации. Не следует думать, что программа должна быть выполнена «до мельчайших подробностей», напротив, группе учителей целесообразно рассмотреть возможные варианты, представленные в разделе «Возможные варианты и изменения», и разработать собственный план учебных занятий. Календарный план, предложенный в настоящей работе, представляет собой лишь образец такой учебной программы.

И, наконец, когда программа выполнена, необходимо дать ей оценку и прислать отчет в Международный фонд избирательных систем и Министерство образования. Так как учебная программа будет периодически претерпевать изменения по мере разработки и внедрения новых идей и методик, новаторский опыт будет передаваться в другие школы во всех уголках Российской Федерации.

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта