«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
2. Виды пропорциональных избирательных систем
2.1. Закрытые и открытые списки
В Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации применяется пропорциональная избирательная система закрытых списков (в литературе такие списки иногда называются также связанными, жесткими), при которой избиратель голосует исключительно за список кандидатов в целом. Кандидаты в списке располагаются в порядке, определенном избирательным объединением, избирательным блоком при выдвижении списка, и именно в этой последовательности происходит распределение мандатов внутри списка.
Главным недостатком этой системы считается невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка кандидатов и как результат - слабая связь депутатов, избранных по спискам, с избирателями. Система закрытых списков способствует прохождению в представительный орган кандидатов, не известных избирателям, за счет авторитета кандидатов, стоящих в начале списка. В определенной мере решает эту проблему, делает список кандидатов более «прозрачным» для избирателя, способствует их осознанному выбору разделение закрытого списка кандидатов на региональные части.
При применении пропорциональной избирательной системы открытых списков (в литературе такие списки называются также свободными, гибкими), избирательное объединение, избирательный блок так же, как и при системе закрытых списков, своим решением устанавливает очередность кандидатов в списке. Однако любой избиратель вправе не только голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, но и выражать предпочтение в отношении одного либо нескольких (в зависимости от того, сколькими голосами наделит его закон субъекта Российской Федерации) кандидатов из списка, что в той или иной мере, в зависимости от выбранной законом субъекта Российской Федерации системы распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов (см. раздел 4), определяет получение депутатского мандата конкретным кандидатом из списка. На практике система открытых списков позволит депутатам, ранее избиравшимся в одномандатных мажоритарных избирательных округах, рассчитывать на поддержку избирателей этих округов даже в случае изменения схемы избирательных округов.
Выбирая между открытыми и закрытыми списками, следует учитывать опыт ряда регионов Российской Федерации, где проведение выборов по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками повлекло высокий процент протестного голосования. Так, на выборах депутатов Калининградской областной Думы, проходивших 5 ноября 2000 года с использованием системы закрытых списков, относительное большинство избирателей, голосовавших по общерегиональному избирательному округу (20,59%), проголосовало против всех списков кандидатов, а за список, получивший наибольшее число голосов избирателей, проголосовало 16,34 процента. Высоким оказалось число голосов, поданных против всех списков кандидатов, и на выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов, проходивших 31 марта 2002 года (17,29%).
О предпочтительности системы открытых списков свидетельствует то, что на выборах в Сейм Литовской Республики в 2000 году после перехода на избирательную систему открытых списков явка избирателей оказалась более чем на 10 процентов выше прогнозируемой. Показательным является и такой пример. На выборах в Сейм Литовской Республики партии вправе «закрыть» свои списки. Единственная партия («Союз Центра»), которая «закрыла» свой список на выборах в 2000 году, потеряла значительное число своих сторонников и не была допущена к распределению депутатских мандатов.
Система открытых списков применяется на выборах в парламенты Австрии, Латвии, Польши, Чехии и других стран.
Таким образом, для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по пропорциональной системе рекомендуется применять систему открытых списков. Если применяется система закрытых списков, то в законе субъекта Российской Федерации целесообразно предусмотреть требование о разделении списка кандидатов на региональные части (см. раздел 2.2).
2.2. Возможность разделения списка кандидатов на региональные части
Необходимость разделения федеральных списков кандидатов на региональные группы, соответствующие одному или нескольким субъектам Российской Федерации, установлена Федеральным законом от 20 декабря 2002 года №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункт 8 статьи 40). Эта норма ставит получение депутатского мандата кандидатом из той или иной региональной группы в зависимость от уровня поддержки избирателями политической партии, избирательного блока на соответствующей территории.
Федеральный закон не устанавливает аналогичные требования для списков кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем для того, чтобы сделать закрытые списки кандидатов более «прозрачными» для избирателей, целесообразно разделить их на региональные части. Это означает, что избирательное объединение, избирательный блок, выдвигая список кандидатов, разбивает его полностью или частично на региональные части, соответствующие одному или нескольким одномандатным избирательным округам, образованным для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Число региональных частей рекомендуется установить на уровне не менее трети от числа одномандатных избирательных округов.
При применении системы закрытых списков, разделенных на региональные части, представляется необходимым введение общесубъектовой (общереспубликанской, общекраевой, общеобластной, общеокружной) части списка, включающей в себя не более трех кандидатов. Потребность максимально использовать личностный потенциал партийных лидеров, что соответствует и общемировым тенденциям восприятия избирателями партий прежде всего через их лидеров, должна быть ограничена определенными рамками с тем, чтобы распределение депутатских мандатов внутри списка зависело и от поддержки избирателей.
В положении о разделении списка кандидатов на региональные части следует учитывать существующую систему избирательных комиссий, чтобы в дальнейшем можно было производить подсчет голосов, поданных на той или иной территории за конкретную региональную часть.
Кроме того, следует иметь в виду, что для голосования по партийным спискам в каждом одномандатном избирательном округе должен будет изготавливаться свой комплект избирательных бюллетеней, отличающихся по тексту от бюллетеней, изготовленных для голосования в других одномандатных избирательных округах.
Если применяется система открытых списков, внесение в закон субъекта Российской Федерации положения о разделении списка кандидатов на региональные части нецелесообразно, поскольку тогда ограничивается право граждан выбрать кандидата из всего представленного списка кандидатов избирательного объединения, избирательного блока.
Таким образом, в случае применения системы закрытых списков рекомендуется разделение списков кандидатов на региональные части.
2.3. Число кандидатов в списке
При использовании смешанной избирательной системы, при которой возможно выдвижение кандидата одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком одновременно по мажоритарному избирательному округу и в составе списка кандидатов (пункт 9 статьи 32 Федерального закона), уже на этапе распределения депутатских мандатов может оказаться, что значительная часть кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов, избрана в мажоритарных округах. В таком случае соответствующий список может оказаться допущенным к распределению депутатских мандатов в таком составе, численность которого окажется недостаточной для замещения всех депутатских мандатов, причитающихся соответствующему списку.
Кроме того, устанавливая требование к количеству кандидатов в списке, следует учитывать и возможность выбытия в течение срока полномочий законодательного (представительного) органа епутатов, избранных по пропорциональной системе (по собственному желанию, в связи с занятием должности, несовместимой со статусом депутата, в связи со смертью и по другим причинам). В этих случаях освободившийся депутатский мандат должен передаваться кандидату из того же списка, не получившему мандат при первоначальном распределении (кому именно достанется мандат, зависит от вида избирательной системы). Если же окажется, что таких кандидатов нет, освободившиеся мандаты останутся вакантными до следующих выборов. Это может привести к тому, что орган государственной власти останется в неправомочном составе и должны будут досрочно проводиться новые основные выборы.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации рекомендуется устанавливать, что число кандидатов в выдвинутом списке в любом случае не может быть менее числа депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, и не может превышать это число более чем в 1,5 - 2 раза.
2.4. Форма избирательного бюллетеня
Статья 63 Федерального закона содержит перечень требований, предъявляемых к форме избирательного бюллетеня. Так, в соответствии с пунктами 6, 8 и 16 указанной статьи в избирательном бюллетене по единому избирательному округу размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, избирательных блоков, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и символы избирательных объединений, избирательных блоков (в одноцветном исполнении). Справа от наименования избирательного объединения, избирательного блока должен помещаться пустой квадрат. В конце перечня наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка «Против всех списков кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Исходя из требований пункта 4 статьи 63 и пункта 3 статьи 68 Федерального закона необходимые сведения об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах из списков не могут быть размещены на оборотной стороне избирательного бюллетеня.
При применении системы закрытых списков не требуется дополнительных нормативных требований, чтобы изготовить избирательный бюллетень для голосования по единому избирательному округу.
При применении системы открытых списков избирательный бюллетень должен содержать наименования и символы избирательных объединений, избирательных блоков, а также может содержать фамилии, имена, отчества всех кандидатов из каждого списка кандидатов и квадраты напротив данных о каждом кандидате. Вместе с тем следует учитывать, что даже если число замещаемых по пропорциональной избирательной системе мандатов невелико, может быть выдвинуто такое количество списков кандидатов, что окажется невозможным разместить всю необходимую информацию на лицевой стороне одного листа.
В связи с этим в законе субъекта Российской Федерации рекомендуется дополнительно установить, что в избирательном бюллетене должна помещаться строка «Из отмеченного списка кандидатов голосую за кандидата №» с расположенным справа от нее пустым прямоугольником. Соответственно, голосуя по единому избирательному округу, избиратель вносит в избирательный бюллетень любой знак в квадрат, относящийся к списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, а также (по желанию) проставляет номер кандидата из соответствующего списка, в пользу которого сделан выбор, в вышеуказанный прямоугольник в избирательном бюллетене. Если избиратель наделен законом субъекта Российской Федерации не одним, а несколькими голосами, то число таких прямоугольников должно быть равно числу голосов, которым наделен избиратель.
С целью обеспечения избирателей возможностью детально ознакомиться со списками кандидатов и найти порядковый номер того кандидата, за которого они хотят проголосовать, закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать, что в каждой кабине (ином специально оборудованном месте) для тайного голосования размещаются зарегистрированные избирательной комиссией субъекта Российской Федерации списки кандидатов.
Образец избирательного бюллетеня для выборов по избирательной системе открытых списков дан в приложении 3 к настоящим Рекомендациям.
Федеральный закон предусматривает, что в избирательном бюллетене после кратких наименований избирательных объединений, избирательных блоков должны быть размещены фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части. В то же время законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при малом числе зарегистрированных списков кандидатов избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при утверждении формы избирательного бюллетеня вправе указывать и большее количество фамилий кандидатов, выдвинутых в составе списков. При этом должен соблюдаться равный подход ко всем избирательным объединениям, избирательным блокам.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|