«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
3. Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов
3.1. Заградительный пункт
Во избежание излишней политической раздробленности парламента в ряде стран при проведении выборов с использованием пропорциональной избирательной системы применяют заградительный пункт или барьер, - установленный законом о выборах минимальный процент голосов от общего числа проголосовавших избирателей, который должен набрать список кандидатов для того, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Так, заградительные пункты устанавливались на уровнях: в Израиле - 1 процент; в Испании и Румынии - 3 процента; в Болгарии и Украине - 4 процента; в Германии - 5 процентов; в Турции - 10 процентов, в Греции - 17 процентов.
В то же время установление заградительного пункта на произвольном уровне не может быть признано оправданным. В этой связи следует учитывать зарубежный опыт применения смешанной избирательной системы в субъектах федерации. Так, при отсутствии в Конституции ФРГ норм, регулирующих порядок проведения выборов, в том числе и региональных, и при наличии в законе о выборах в Бундестаг пятипроцентного барьера Федеральный конституционный суд ФРГ в своем решении от 5 апреля 1952 года по делу о конституционности закона о выборах в ландгат земли Шлезвиг-Гольштейн признал установленный земельным законом заградительный пункт в 7,5 процентов необоснованным, поскольку «это приведет к тому, что политическая партия для Бундестага будет являться «важной», а для ландтага - нет».
Рассматривая вопрос об установлении заградительного пункта необходимо учитывать общую численность депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе. Заградительный пункт следует устанавливать таким образом, чтобы преодолевшему его списку кандидатов в любом случае достался депутатский мандат. Введение пятипроцентного барьера (по образцу федеральных выборов) при малом числе депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе (например, меньшем чем 20), не исключает создание ситуации, при которой списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, указанные мандаты все же не достанутся, что может вызвать обжалование в суд как установленных результатов выборов, так и нормы самого закона субъекта Российской Федерации об установлении барьера.
В любом случае, рассматривая вопрос о введении заградительного пункта, следует руководствоваться нормой, содержащейся в пункте 16 статьи 35 Федерального закона, в соответствии с которой если таковой и устанавливается, то с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В то же время в новой редакции Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что к распределению депутатских мандатов допускается не менее трех списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей.
Таким образом, рекомендуется, чтобы устанавливаемый законом субъекта Российской Федерации заградительный пункт не превышал 5 процентов. В то же время законом субъекта Российской Федерации должно быть предусмотрено, что указанный заградительный пункт понижается, если к распределению депутатских мандатов оказался допущенным только один список кандидатов или если за списки, преодолевшие заградительный пункт, проголосовало 50 или менее процентов избирателей, принявших участие в голосовании.
3.2. Методы распределения депутатских мандатов между списками кандидатов
Для распределения депутатских мандатов в избирательном законодательстве разных стран используются разные способы (метод д`Ондта, метод Сент-Лагюе, использование квот Друпа, Гогенбах-Бишофа, Империалли).
Как и в большинстве стран, применяющих пропорциональную избирательную систему, в российском избирательном законодательстве (как федеральном, так и тех субъектов Российской Федерации, где используется пропорциональная избирательная система) для этого применяется метод наибольших остатков, называемый иногда естественной квотой или квотой Хэра.
Суть метода заключается в следующем. Сумма голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допущенные к распределению мандатов, делится на общее число депутатских мандатов, подлежащих распределению по пропорциональной системе. Полученный результат именуется избирательным метром (в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» используется термин «первое избирательное частное»). Затем число голосов избирателей, поданных за каждый из указанных списков, делится на избирательный метр. Целая часть частного, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий список кандидатов в результате первичного распределения мандатов. Очевидно, что в результате распределить все мандаты не удастся. Поэтому проводится вторичное распределение - оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть указанного выше частного.
Этот метод целесообразно применять на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|