ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Введение
Развитие и совершенствование законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах: итоги и перспективы
Развитие и совершенствование законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах: итоги и перспективы
В 1999-2000 годах прошли избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва и по выборам Президента Российской Федерации, проведены выборы в законодательные и исполнительные органы государственной власти 40 субъектов Российской Федерации. Также в указанный период было проведено 440 муниципальных выборов.
Кроме того, до конца 2000 года должны быть проведены выборы в 22 законодательных (представительных) органа государственной власти и 33 глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, более полутора тысяч муниципальных выборов.
В 1999-2000 годах проведено 5 референдумов в субъектах Российской Федерации и 23 местных референдума.
Таким образом, подходит к завершению очередной этап электоральных процессов в Российской Федерации, начавшихся в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия, когда после долгого перерыва в Российской Федерации состоялись первые альтернативные выборы, и получивших свое правовое оформление в новой Конституции Российской Федерации.
Основой законодательной базы на этом этапе стал Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года, в котором заложены стандарты проведения всех выборов и референдумов в Российской Федерации. Кроме того, каждые выборы были обеспечены конкретными законами, соответствующими виду и уровню выборов.
Так, федеральные избирательные кампании проходили по «специальным» федеральным законам - «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (вступил в силу в 1999 году) и «О выборах Президента Российской Федерации» (вступил в силу в 2000 году).
В настоящее время законодательная база выборов существует во всех субъектах Российской Федерации, кроме Чеченской Республики. При этом в 11 субъектах Российской Федерации приняты избирательные кодексы.
В 77 субъектах приняты законы о референдуме субъекта Российской Федерации, в 75 - о местном референдуме.
Кроме того, 30 ряд субъектов Российской Федерации имеют законы об отзыве депутатов законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации, 7 - об отзыве глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 18 - об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Значительным шагом на пути развития избирательной системы стали закрепленные в федеральном законодательстве принципы обязательности и периодичности выборов, минимизированные, в рамках Конституции Российской Федерации, избирательные цензы. Установлены определенные гарантии независимости избирательных комиссий, повышены гарантии информированности избирателей о кандидатах (наличие неснятой и непогашенной судимости, гражданства иностранного государства, сведения о доходах и имуществе, источники финансирования избирательной кампании). Предпринят ряд законодательных мер по обеспечению равного статуса кандидатов, в частности равного доступа к средствам массовой информации. Установлены гарантии общественного контроля за соблюдением принципов избирательного права при проведении голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов.
Избирательное законодательство в основном воплотило идеи выборной демократии, политических прав и свобод граждан в конкретные правовые институты и процедуры, юридические гарантии и механизмы гражданского контроля за деятельностью властных структур.
Нормативно-правовая база выборов обогащается решениями Конституционного Суда Российской Федерации, который за последнее время внес значительный вклад в обеспечение гарантий избирательных и смежных с ними прав граждан Российской Федерации. Так, постановления от 23 марта 2000 года No 4-П и от 7 июня 2000 года No 10-П устанавливают ориентиры для законодателя в субъекте Российской Федерации при выборе избирательных систем (если выборы проводятся по округам с разным числом мандатов, у каждого из избирателей должно быть равное число голосов), при регулировании порядка отзыва выборных должностных лиц.
Нормы, обеспечивающие избирательные права граждан Российской Федерации, появляются и совершенствуются в законодательных актах, относящихся к таким отраслям права, как административное, гражданско- процессуальное.
Новые федеральные законы являются достаточной правовой базой для проведения выборов. Избирательные правила и процедуры, закрепленные в законодательстве, позволяют проводить выборы различного уровня в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами.
По делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года «О выборах депутатов Законодательного собрания Оренбургской области» в связи с жалобой граждан Г.С. Борисова, А.П. Бучнева, В.И. Лошманова И Л.Г. Маховой.
По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Как указывалось, например, в итоговом докладе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ о результатам выборов депутатов Государственной Думы 19 декабря 1999 года, «от выборов к выборам заметно совершенствовались избирательные законы, которые, как было признано, соответствуют общепринятым демократическим принципам. Эти правовые рамки обеспечили прочную основу для проведения организованных, плюралистических и ответственных выборов... Закон устанавливает рамки для предоставления партиям и блокам равных возможностей для выхода на политическую арену и обеспечивает фундамент для поддержания единых правил участникам избирательного процесса... Продуманность избирательной системы сочеталась со значительным ростом уровня прозрачности, который обеспечивался на всех этапах процесса...».
Вместе с тем прошедшие избирательные кампании, и особенно федеральные, традиционно стали поводом для размышлений о путях совершенствования избирательного законодательства. На сегодняшний день многие специалисты уже высказали свое мнение по поводу законодательной базы прошедших выборов, указали на некоторые ее недостатки и внесли ряд предложений по ее совершенствованию. Практика, в том числе судебная, стала индикатором отдельных юридико- технических недостатков, «шероховатостей» законов, а в ряде случаев - и их несоответствия Конституции Российской Федерации.
Отмеченные случаи нарушения законов при проведении прошедших избирательных кампаний либо использование правовых предписаний вопреки их смыслу и содержанию стали вызовом законодателю, выявили насущную необходимость четче формулировать нормы и в необходимых случаях предусматривать меры ответственности за нарушения.
Политические процессы международной интеграции расширяют круг правоотношений, которые требуют регулирования посредством норм избирательного права. Так, Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года о создании Союзного государства предусмотрено создание Парламента Союзного государства и избрание на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании депутатов Палаты Представителей этого Парламента.
Роль избирательного права в развитии политической системы России требует корреляции его норм с нормами иных подотраслей конституционного права, и особенно с нормами, содержащимися в законодательстве об общественных объединениях.
Развитие избирательного законодательства, расширение сферы его регулирования диктуют необходимость в процессе подготовки и проведения выборов обращаться к трудовому, гражданскому, уголовному, налоговому, финансовому и другим отраслям законодательства. При этом в ряде случаев обнаруживается конкуренция норм избирательного законодательства с нормами перечисленных отраслей, что вносит осложнения в избирательный процесс.
Исходя из вышеизложенного в настоящее время законодателям предстоит решить следующие задачи:
совершенствование избирательного законодательства, то есть разработка новых, углубленных подходов к ряду институтов избирательного права, а также норм, обеспечивающих соблюдение законов, устранения юридико-технических неточностей;
развитие избирательного законодательства, то есть регулирование выборов в наднациональные органы, референдумов, отзыва, определение точек соприкосновения и взаимосвязи с иными отраслями законодательства.
Это относится и к законодательству субъектов Российской Федерации в части введения новых избирательных систем, апробирования передовых технологий проведения голосования, подсчета голосов избирателей, регулирования выборов в специфические, существующие только в конкретном субъекте Российской Федерации органы власти.
Термин «избирательное законодательство» следует понимать в широком смысле - не только как законодательство о выборах и референдумах, но, при определенных условиях, и как законодательство об обеспечении непосредственного осуществления гражданами Российской Федерации своей власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).
ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|