Демократия.Ру




Пресса может быть свободна только у добродетельного народа. Сэй


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


07.11.2024, четверг. Московское время 18:29


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

5. Правовая культура избирателей и профессиональная подготовка кадров системы избирательных комиссий


5.1. Цели и основные направления деятельности

5.2. Повышение профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий

5.3. Повышение правовой культуры представителей общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей

5.4 Правовое просвещение избирателей

5.5. Средства массовой информации и правовое обучение

5.6. Перспективы развития программного обеспечения избирательного процесса


На современном этапе развития избирательной системы Российской Федерации существенным элементом обеспечения избирательных прав граждан является работа по повышению общей правой и профессиональной культуры различных категорий участников избирательного процесса.

Представляется, что проблема формирования электоральной правовой культуры составляет важнейший элемент формирования общей системы гарантий избирательных прав граждан. Более того, правовая культура и правосознание в целом образуют основания и предпосылки становления и развития институтов выборной демократии.

Государственная политика в этой области общественных процессов имеет уже сложившую традицию и практику. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года No 228 была одобрена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, включавшая перечень программных мероприятий на период с 1995 по 1999 годы.

Федеральная программа касалась всех категории субъектов избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, общественные объединения, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей, средства массовой информации и так далее.

В период действия Федеральной программы были заложены исходные законодательные, административные, информационные и научные основы современной, отвечающей требованиям международных стандартов, избирательной системы Российской Федерации.

Состоявшиеся в 1999-2000 годах федеральные и региональные выборы продемонстрировали правильность и последовательность государственной политики в области правового просвещения избирателей и организаторов выборов. Реализация Федеральной программы подтвердила не только своевременность и необходимость ее создания и применения, но и безусловную перспективность ее продолжения на новом этапе развития политической демократии в нашей стране.

Процесс повышения правовой культуры участников избирательного процесса не может не быть непрерывным. В связи с завершением мероприятий Федеральной программы на 1995-1999 годы возникла потребность в создании на уровне Правительства Российской Федерации и реализации нового комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы, предусматривающего прежде всего профессиональную подготовку организаторов выборов, правовое просвещения избирателей, координацию этой работы, обобщение и анализ положительных и негативных моментов федеральной, региональной и местной выборной и референдумной практики.

5.1. Цели и основные направления деятельности

Основной целью Комплекса мер является содействие развитию современной избирательной политики, ориентированной на последовательную реализацию прав и свобод граждан и отвечающей демократическим избирательным стандартам, правилам и процедурам.

Значение этой работы определяется пониманием того, что свою политическую функцию легитимации, общественного, публичного признания институтов государственной власти выборы могут выполнить только при наличии культуры ответственного и осознанного принятия гражданами страны важнейших политических решений, к которым относится прежде всего электоральный выбор.

Комплекс предлагаемых мер определяет важнейшие структурные и процедурные элементы избирательного процесса и выстроен по трем базовым направлениям организации и проведения выборов и референдумов:

повышение уровня профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий Российской Федерации;

правовое просвещение различных социальных категорий граждан Российской Федерации;

создание эффективной информационно-аналитической и образовательной инфраструктуры избирательного процесса в Российской Федерации.

Комплекс мер призван стать органичной частью общей системы политических, административных, правовых мероприятий, направленных на дальнейшее углубление демократических преобразований институтов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

5.2. Повышение профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий

Современное избирательное право и законодательство будут эффективными лишь в той мере, в какой они являются отражением профессиональной правовой культуры. Этим обусловлена настоятельная потребность теоретического, информационного и кадрового обеспечения деятельности избирательных комиссий всех уровней. Значение данной работы выходит за рамки ситуативных решений и составляет по своему содержанию и форме важнейшую часть государственной кадровой политики в области избирательных отношений.

Становление системы избирательных комиссий в качестве постоянно действующих государственных и муниципальных органов выдвигает на передний план проблему их комплектования и кадрового обеспечения специалистами

Правовая подготовка различных категорий специалистов включает обязательное изучение конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового права, осмысление организационных форм деятельности избирательных комиссий, освоение современных методов управления избирательным процессом, особенно в критических и нестандартных ситуациях, навыков принятия оперативных административных решений в условиях дефицита времени на осуществление тех или иных избирательных действий.

Существенное место в процессе обучения должно отводиться анализу правонарушающих избирательных технологий в ходе сбора подписей граждан, предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний.

Перспективным является и изучение зарубежного опыта организации и проведения избирательных кампаний: принципиально важно усвоить модели тех избирательных стандартов и процедур, которые, исходя из реальных условий действующей избирательной системы, могут быть применены в нашей стране.

5.3. Повышение правовой культуры представителей общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей

Практика федеральных и региональных выборов 1995-2000 годов свидетельствует о необходимости внимательного отношения к повышению правовой культуры представителей общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей.

Основная задача, связанная с формированием культуры ответственного и профессионального участия данной категории лиц в избирательном процессе, - организовать систему их подготовки и переподготовки на базе современных учебно-информационных технологий по овладению знаниями избирательного законодательства, практическими навыками его применения, квалифицированного ведения избирательной кампании.

В этих целях может быть образован постоянно действующий семинар и учебные курсы, должны проводиться регулярные юридические консультации.

Для реализации данного раздела Комплекса мер предусматривается издание учебных и методических пособий.

5.4 Правовое просвещение избирателей

Правовое просвещение избирателей является одним из важнейших ресурсов демократического избирательного процесса.

Данный раздел Комплекса мер направлен на формирование устойчивого интереса граждан к политико-правовым формам собственной социальной активности, понимания смысла и значения участия в выборах.

Через правовое просвещение избирателей решается задача включения в избирательный процесс различных групп населения, представительства общественных интересов в деятельности выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Принимая во внимание, что с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, государственные структуры, избирательные органы, общественно- политические объединения не могут оставаться безразличными к их участию или неучастию в избирательном процессе.

Процесс правового просвещения избирателей может осуществляться в двух основных формах:

общее правовое образование в школах и высших учебных заведениях;

правовое просвещение путем создания специальных информационно-образовательных, издательских и предметно- тематических проектов.

5.5. Средства массовой информации и правовое обучение

Средства массовой информации образуют важнейший институт формирования и распространения различных представлений и мнений в общественном сознании. Их влияние на динамику и структуру развития правового просвещения в избирательном процессе открывает широкие возможности для проведения активной государственной политики в данной области.

Решение этой задачи предполагает создание и размещение серии информационно-аналитических, просветительских и иных программ, рассчитанных на конкретные социально-статусные, возрастные и территориальные группы населения.

Распространение в средствах массовой информации объективных материалов о деятельности избирательных комиссий, других участников избирательного процесса способствует укреплению веры граждан в демократические институты.

Достоверная, полная и регулярно обновляемая информация о настроениях и ожиданиях избирателей, оценках и отношении к выборам и референдумам предопределяет полноценное участие граждан в избирательном процессе.

5.6. Перспективы развития программного обеспечения избирательного процесса

Современный этап деятельности по подготовке и реализации программ и проектов формирования правовой культуры участия в выборах и референдумах требует создания качественно нового механизма координации взаимоотношений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с избирательными комиссиями субъектов Федерации.

Накоплен богатый опыт реализации разнообразных учебно- образовательных, информационных и просветительских региональных проектов.

Практике выявила потребность согласования вопросов совместного финансирования мероприятий.

Актуализировалась проблема комплексного подхода к вопросам развития избирательной системы Российской Федерации. Потребность единой общефедеральной государственной политики в области организации и проведения выборов делает необходимым переход от практики реализации отдельных специализированных программ к разработке и принятию комплексной программы развития избирательной системы Российской Федерации в целом.

Предложенная в докладе общая концепции развития и совершенствования избирательного права и законодательства Российской Федерации является органичной частью решения данной проблемы.

Следующим шагом в указанном направлении должна быть подготовка Федеральной целевой программы развития избирательной системы Российской Федерации, обеспечивающей демократические принципы, условия и стандарты реализации избирательных прав граждан Российской Федерации.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта