«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Заключение
Порядок и цели работы над законодательными актами о выборах и референдумах
Порядок и цели работы над законодательными актами о выборах и референдумах
Вышеперечисленные направления совершенствования избирательного законодательства касаются всей избирательной системы Российской Федерации и, на наш взгляд, должны получить отражение во всех законах о выборах и референдумах в Российской Федерации. Так, в проекте Федерального закона «О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства» уже учтен ряд предложений по совершенствованию законодательства (порядок формирования избирательных комиссий, порядок сбора подписей и т.п.). В настоящее время требуется доработка указанного проекта с учетом возможных поправок к нему с тем, чтобы в 2001 году была создана правовая база для проведения выборов депутатов Палаты Представителей первого созыва.
Что касается действующих федеральных законов, то порядок работы над их совершенствованием представляется следующим.
Изменения и дополнения в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» должны быть подготовлены одновременно. Кроме того, параллельно должна вестись работа над проектом Федерального закона о политических партиях. При этом для того, чтобы положения этого закона были учтены в федеральных законах о внесении вышеназванных поправок, он должен вступить в силу раньше.
Наработанные нормы этих федеральных законов можно будет учесть в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации».
В процессе работы над вышеуказанными задачами, на наш взгляд, можно решить вопрос о кодификации избирательного законодательства, определив время такой кодификации - после внесения изменений и дополнений в вышеуказанные федеральные законы и окончания очередного избирательного цикла.
С учетом указанных в разделе 2 настоящего доклада направлений совершенствования законодательства в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимо отрегулировать порядок формирования избирательных комиссий, комиссий референдума, ряд вопросов предвыборной агитации, организации голосования и подсчета голосов избирателей (возможность голосования по почте, по доверенности, сокращение позиций протокола об итогах голосования), вопросы совмещения выборов.
Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» в равной мере должны решать весь комплекс вопросов, перечисленных в разделе 2 настоящего доклада. Особое внимание должно быть уделено вопросам информационного обеспечения избирательных кампаний, проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых для регистрации в избирательные комиссии, вопросам регистрации (учета) избирателей, организации голосования и подсчета голосов, ответственности за нарушение избирательных правил и процедур.
Следует учесть практику, когда новые законы, регламентирующие федеральные избирательные кампании, вступали в силу незадолго до назначения выборов, что осложняло их применение в условиях избирательной кампании с ее динамичностью и огромным числом участников. В связи с этим представляется необходимым, чтобы обновленные федеральные законы в основном были бы подготовлены и приняты до конца 2001 года.
Не позднее 2001 года также должны быть подготовлены и приняты:
- обновленная редакция Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» с учетом необходимости вынесения на референдум проекта Конституционного Акта Союзного государства;
- Федеральный закон о Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».
Учитывая, что подход к совершенствованию законодательства в настоящее время должен осуществляться по «пакетному» принципу, то есть вместе с законом о выборах должны быть подготовлены и законы, обеспечивающие действенность его норм (например, устанавливающие ответственность за нарушение закона), в процессе работы над совершенствованием избирательного законодательства необходимо будет в той или иной мере скорректировать следующие законодательные акты:
1. Федеральный закон «Об общественных объединениях»;
2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
3. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»;
4. Федеральный закон «О рекламе»;
5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
6. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
7. Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях либо новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
8. Уголовный кодекс Российской Федерации;
9. Кодекс законов о труде Российской Федерации;
10. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР либо новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
11. Налоговый кодекс Российской Федерации.
Способствовать развитию и совершенствованию законодательства о выборах и референдумах и, более того, избирательной системы Российской Федерации в целом могло бы введение в действие Правительством Российской Федерации в ближайшее время Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы.
Практика работы над совершенствованием избирательного законодательства показала, что наиболее приемлемой формой работы над избирательным законодательством является рабочая группа, в составе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, представителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, видных ученых-конституционалистов. Такая рабочая группа создана распоряжением Президента Российской Федерации от 26 августа 2000 года No 372-рп.
В целом предлагаемые меры по развитию и совершенствованию законодательства в Российской Федерации о выборах и референдумах должны способствовать решению следующих задач:
1) наиболее полное внедрение институтов народовластия и демократии как в Российской Федерации в целом, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, так и на уровне межгосударственных союзов и сообществ;
2) обеспечение подлинной и всеобъемлющей реализации, а также развития общепризнанных принципов и норм международного права;
3) продвижение Российской Федерации по пути строительства гражданского общества, вовлечение все большего числа членов этого общества в процесс демократических преобразовании, происходящий в Российской Федерации, достижение в органах государственной власти и местного самоуправления сбалансированного представительства интересов различных социальных групп населения;
4) внедрение при подготовке и проведении выборов и референдумов передовых информационных технологий, учет в регулировании избирательных процессов новейших информационных явлений с целью защиты конституционных прав и свобод граждан;
5) недопущение использования субъектами избирательного процесса негативных избирательных технологий, повышение ответственности за нарушение права граждан на осуществление власти, усиление механизмов защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
6) обеспечение судебного и общественного контроля за организацией подготовки и проведения выборов и референдумов, своевременным определением результатов выборов и их опубликованием, повышение доверия населения к результатам выборов и референдумов, укоренение в общественном сознании категорий сопричастности и ответственности за деятельность выборных органов;
7) точное и непротиворечивое разделение компетенции в области защиты избирательных прав граждан между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, усиление федеральных гарантий прав граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов;
8) создание сбалансированного и непротиворечивого законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|