Демократия.Ру




Демократия не гарантирует равенство условий, она гарантирует только равенство возможностей. Иргвинг Кристол


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 12:55


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава 10. Организация и порядок голосования, подсчет голосов избирателей, участников референдума, отзыва, установление результатов выборов, референдума, отзыва и их опубликование

Статья 55. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва главой местного самоуправления не позднее чем за 25 дней до дня выборов, голосования на референдуме, по отзыву.

2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются системой освещения, столиками и письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

3. Помещение для голосования должно быть оснащено стационарными ящиками для голосования и переносными ящиками для организации голосования вне помещения для голосования, материалами для опечатывания ящиков и избирательной документации, сейфом для хранения документации строгой отчетности, включая и бюллетени, списки избирателей, участников референдума, отзыва, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших граждан, протоколы и бланки протоколов участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва.

Помещение для голосования может быть оборудовано техническими средствами подсчета голосов, в том числе сканерами избирательных бюллетеней, бюллетеней референдума, отзыва.

В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва оборудует стенд, на котором помещаются информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, о вопросах, вынесенных на референдум, об инициаторах отзыва и лицах, в отношении которых проводится отзыв. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости, в информационных материалах должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы.

На стенде помещаются также образцы заполненных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, либо лиц, в отношении которых проводится отзыв, либо образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня по каждому из вопросов, вынесенных на референдум.

4. В соответствии с информацией, предоставленной территориальной либо соответствующей окружной избирательной комиссией, участковая избирательная комиссия помещает на информационном стенде список всех зарегистрированных кандидатов, которые сняли свои кандидатуры после того, как были напечатаны избирательные бюллетени.

5. В помещении для голосования должна находиться не менее чем четырехкратно увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.

6. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины и ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Статья 56. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, отзыве

1. Для проведения выборов, референдума, отзыва избиратель, участник референдума, отзыва получает избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, отзыве.

2. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, отзыве изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией Белгородской области. Число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей, участников референдума, отзыва.

3. Форма избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, отзыве, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, а также порядок выбраковки и хранения бюллетеней утверждаются соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума, комиссиями отзыва не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Текст бюллетеня утверждается не позднее чем за 29 дней до дня голосования и должен быть размещен только на одной его стороне. Каждый бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.

4. В случае проведения голосования за кандидатов избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой каждым зарегистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В случае, если кандидатом в соответствии со статьей 35 настоящего Кодекса был зарегистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюллетене. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата.

5. В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «да» или «нет», под которыми помещаются пустые квадраты. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов, вариантов закона (статей закона) они могут включаться в один бюллетень для голосования на референдуме, при этом вопросы, варианты закона (статьи закона) последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Если на референдум вынесены варианты закона (статьи закона), то в бюллетене либо воспроизводится его (их) текст, либо однозначно определяется содержание этого текста. Если вариант закона (статьи закона) в полном объеме не воспроизведен в бюллетене, то он вывешивается на стенде в помещении для голосования, а также может быть приобщен к бюллетеню.

В случае проведения областного референдума в один день с местным референдумом все проекты предложенных на референдумы решений печатаются на различных по цвету бюллетенях.

6. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непогашенной судимости, в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.

7. В бюллетенях для голосования об отзыве депутата, выборного должностного лица указываются его фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, основное место работы или службы, род занятий, выборная должность и слова «за отзыв» и «против отзыва», под которыми помещаются пустые квадраты.

8. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, отзыве типография после выбраковки передает по акту членам избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, разместившей в соответствии с настоящим Кодексом заказ на изготовление избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, доверенных лиц кандидатов, представителей инициаторов проведения референдума, отзыва, уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, отзыве, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.

9. Избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва, получившая избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, отзыве из типографии, передает их по акту нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, комиссиям отзыва, которые передают бюллетени в таком же порядке непосредственно нижестоящим комиссиям, до участковых комиссий включительно. Акты составляются в двух экземплярах, при этом один экземпляр передается нижестоящей комиссии, а второй экземпляр остается в данной комиссии.

10. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве несут председатели избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.

11. Передача избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве в территориальные (окружные) избирательные комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва - не позднее чем за 4 дня до дня голосования.

12. Число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, определяется решением соответствующей комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может превышать число избирателей, участников референдума, отзыва, включенных в списки по участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.

13. На лицевой стороне бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.

14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидатов, вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах.

15. В случае, если регистрация кандидата по решению суда, вступившему в силу произведена после изготовления избирательных бюллетеней, соответствующая избирательная комиссия обеспечивает изготовление нового тиража избирательных бюллетеней в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

При этом ранее изготовленные и полученные участковой избирательной комиссией бюллетени передаются по акту в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию, где затем уничтожаются в порядке, установленном пунктом 8 настоящей статьи.

Статья 57. Порядок голосования

1. Голосование на выборах, референдуме, отзыве проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов.

2. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума, отзыва не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении повторного и досрочного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

В день голосования до начала голосования председатель участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва либо его заместитель в присутствии не менее двух членов избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва открывает помещение избирательного участка, участка референдума, отзыва, проверяет сохранность оборудования и избирательной документации, документации по проведению референдума, отзыва. В момент открытия участка вправе присутствовать наблюдатели.

В 8 часов в день голосования председатель участковой комиссии объявляет помещение для голосования открытым.

Перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва в присутствии всех членов комиссии и наблюдателей проверяет избирательные ящики и опечатывает их.

В случае обнаружения каких либо повреждений, недостачи оборудования, утраты документов или других нарушений составляется соответствующий акт, о чем немедленно сообщается в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссию отзыва и правоохранительные органы. Голосование на таком избирательном участке, участке референдума, отзыва может проводиться после устранения всех имевшихся нарушений.

Голосование в случае необходимости, по решению участковой избирательной комиссии, может быть перенесено в другое помещение.

Если голосование на избирательном участке, участке референдума, отзыва невозможно вследствие чрезвычайной ситуации, по решению вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва могут создаваться и использоваться передвижные избирательные участки, участки референдума, отзыва. Порядок организации работы таких передвижных участков и порядок голосования определяется избирательной комиссией области или территориальной (окружной) избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссией отзыва.

После официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего Кодекса, перед началом голосования председатель участковой комиссии сообщает о количестве граждан, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, участников референдума, отзыва, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, отзыва, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования. Число избирателей, участников референдума, отзыва, проголосовавших досрочно (отдельно - в территориальной (окружной) избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей, участников референдума, отзыва против их фамилий делается отметка «Проголосовал досрочно».

В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной (окружной) и участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва избирателей, участников референдума, отзыва будет составлять более одного процента от числа избирателей, участников референдума, отзыва, внесенных в список избирателей, участников референдума, отзыва на избирательном участке, участке референдума, отзыва (но не менее 10 избирателей, участников референдума, отзыва), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, отзыва, проставляется печать участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва.

3. Каждый избиратель, участник референдума, отзыва голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума, отзыва не допускается.

4. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, отзыве выдаются избирателям, участникам референдума, отзыва, включенным в список избирателей, участников референдума, отзыва, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа (удостоверение офицера, военный билет военнослужащего срочной службы, паспорт моряка, справка установленного образца, выданная органами внутренних дел).

5. При получении избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, отзыве избиратель, участник референдума, отзыва проставляет в списке избирателей, участников референдума, отзыва серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя, участника референдума, отзыва либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей, участников референдума, отзыва членом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума, отзыва проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

6. Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума, отзыва в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов», в бюллетене для голосования на референдуме - путем нанесения любого знака в квадрате, относящемся к формулировке вопроса, в отношении которого сделан выбор, а в бюллетене об отзыве путем проставления любого знака в квадрате, расположенном против позиции «за отзыв» или «против отзыва».

7. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, отзыве заполняется избирателем, участником референдума, отзыва в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

8. В случае, если избиратель, участник референдума, отзыва считает, что при заполнении избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, отзыве допустил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва выдает избирателю, участнику референдума, отзыва новый избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, отзыве, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума, отзыва против фамилии данного избирателя, участника референдума, отзыва. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

9. Избиратель, участник референдума, отзыва, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, отзыве, заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, отзыва, не являющегося членом избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем инициаторов референдума, отзыва, доверенным лицом кандидата, отзываемого лица, депутатом, должностным лицом по, которым проводится отзыв, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума, отзыва устно извещает избирательную комиссию, комиссию референдума, отзыва о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, отзыве. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума, отзыва указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, отзыва.

10. Заполненные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, отзыве опускаются избирателями, участниками референдума, отзыва в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.

11. При наличии на избирательных участках технических средств, в том числе сканеров бюллетеней, по решению избирательной комиссии области эти средства могут использоваться для подсчета голосов избирателей. При этом использование технических средств должно исключать контроль за избирателями во время голосования, не допускать регистрацию более одного голоса от каждого избирателя и обеспечивать в итоге полное, объективное и точное волеизъявление избирателей.

Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, права на участие в референдуме, отзыве, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

12. Зарегистрированным кандидатам, инициаторам проведения референдума, отзыва, отзываемым лицам, их уполномоченным представителям, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума, отзыва для участия в голосовании.

Статья 58. Порядок досрочного голосования

1. Избиратель, участник референдума, отзыва, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую комиссию - на избирательный участок, участок референдума, отзыва, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, отзыва, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень в помещении соответствующей территориальной (окружной) комиссии (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования). Продолжительность досрочного голосования в помещении территориальной (окружной) и участковой комиссии должна составлять не менее 8 часов ежедневно, включая выходные дни. Избиратель, участник референдума, отзыва, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссию отзыва заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, отзыва.

Уважительными причинами являются: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья.

Избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва должна предоставить избирателю, участнику референдума, отзыва возможность проголосовать досрочно, при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, отзыва, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, отзыве и учет голоса избирателя, участника референдума, отзыва при установлении итогов голосования и определении результатов выборов, референдума, отзыва.

2. Если избиратель, участник референдума, отзыва голосует в помещении территориальной (окружной) комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов территориальной (окружной) комиссии, которые заверяются печатью территориальной (окружной) комиссии. Территориальная (окружная) комиссия составляет список проголосовавших избирателей, участников референдума, отзыва, который вместе с конвертами с заполненными бюллетенями не позднее чем за 3 дня до дня голосования передает в соответствующую участковую комиссию. Участковая комиссия продолжает составление поступившего из территориальной (окружной) комиссии списка избирателей, участников референдума, отзыва, проголосовавших досрочно. В случае, если из территориальной (окружной) комиссии указанные документы не поступили, список досрочно проголосовавших составляет участковая комиссия.

3. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, отзыве, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, отзыва, вкладывается им в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной (окружной) или участковой комиссии, которые заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, участника референдума, отзыва, проголосовавшего досрочно.

4. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии в помещении территориальной (окружной) комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва - до дня голосования.

5. При досрочном голосовании вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего Кодекса.

Статья 59. Порядок голосования избирателей, участников референдума, отзыва вне помещения для голосования

1. Участковая избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва обязаны обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, отзыва, которые внесены в списки избирателей, участников референдума, отзыва на данном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования.

2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума, отзыва о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем, участником референдума, отзыва в любое время после формирования участковой комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре.

3. При регистрации устного обращения в реестре, указанном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума, отзыва обращение подтверждается письменным заявлением.

4. В письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума, отзыва не может прибыть в помещение для голосования, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе, участнике референдума, отзыва, которые содержатся в списке избирателей, участников референдума, отзыва.

5. Участковая комиссия должна располагать необходимым количеством, но не более трех переносных ящиков для голосования, количество которых определяется решением вышестоящей комиссии. Каждому переносному ящику для голосования участковая комиссия присваивает порядковый номер.

6. Члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, выезжающие по заявлениям (обращениям), получают под роспись по акту, подписанному председателем и секретарем комиссии, бюллетени для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней для голосования установленной формы, заверенную выписку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума, отзыва и о поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума, отзыва о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем, участником референдума, отзыва бюллетеня.

7. Непосредственно перед отправкой переносных избирательных ящиков председатель участковой комиссии объявляет об этом всем присутствующим в помещении для голосования и сообщает о числе поступивших от избирателей, участников референдума, отзыва обращений и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, а также о количестве бюллетеней, выданных членам комиссии, сопровождающим переносной ящик, и приглашает наблюдателей сопровождать членов комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициаторами референдума, отзыва, отзываемым лицом. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав, права на участие в референдуме избирателя, а равно искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, отзыва.

8. Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований статьи 57 настоящего Кодекса.

9. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель, участник референдума, отзыва проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня для голосования. Члены комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем, участником референдума, отзыва двух и более бюллетеней (с учетом видов и уровней выборов, референдума, отзыва) - об общем количестве полученных бюллетеней.

10. Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, участников референдума, отзыва, вправе выдать бюллетени для голосования только тем избирателям, участникам референдума, отзыва, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

11. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, участника референдума, отзыва, проголосовавшего вне помещения для голосования, по возвращении членов комиссии, сопровождающих переносные избирательные ящики, вносятся в список избирателей, участников референдума, отзыва членами участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей, участников референдума, отзыва. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей, участников референдума, отзыва делается особая отметка «Голосовал вне помещения для голосования».

12. Переносные избирательные ящики должны находиться на виду у членов комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума, отзыва.

13. В случае, если избиратель, участник референдума, отзыва, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать ему в помещении комиссии избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, отзыве, до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, участника референдума, отзыва, и установления факта, что голосование указанным избирателем, участником референдума, отзыва вне помещения для голосования не производилось.

14. Число письменных заявлений избирателей, участников референдума, отзыва, а также число выданных, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.

Статья 60. Протокол участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва об итогах голосования

1. Участковая избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке.

2. Протокол участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса. Протокол участковой комиссии об итогах голосования должен содержать:

а) номер экземпляра;
б) название выборов, референдума, отзыва, дату голосования;
в) слово «Протокол»;
г) наименование избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с указанием номера избирательного участка, участка референдума, отзыва;
д) строки протокола в следующей последовательности:

строка 1: число избирателей, участников референдума, отзыва, внесенных в список;
строка 2: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, полученных участковой избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссией отзыва;
строка 3: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, выданных избирателям, участникам референдума, отзыва, проголосовавшим досрочно, в том числе, отдельной строкой 4,- в помещении территориальной (окружной) комиссии;
строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве;
строка 6: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, выданных избирателям, участникам референдума, отзыва на избирательном участке, участке референдума, участке отзыва в день голосования;
строка 7: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, выданных избирателям, участникам референдума, отзыва, проголосовавшим вне помещения для голосования;
строка 8: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 9: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10: число действительных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве;
строка 11: число недействительных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, в том числе отдельными строками 12 и 13, - число бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 12 статьи 61 настоящего Кодекса, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;
строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов», число голосов участников референдума, поданных за позиции «да» или «нет», содержащиеся в бюллетенях для голосования на референдуме, число голосов участников отзыва, поданных за позиции «за отзыв» или «против отзыва», содержащихся в бюллетенях для голосования на отзыве;
е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва и их подписи;
з) дата и время подписания протокола;
и) печать избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва.

3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.

4. Строки 1-14 протокола об итогах голосования должны состоять из двух строк, расположенных одна под другой, в одну из них (верхнюю) числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в предназначенные для этих целей клетки цифрами, в эту же строку и в другую (нижнюю) строку числа, указанные цифры в верхней строке, заносятся прописью.

Статья 61. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума, отзыва и составления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями, комиссиями референдума, комиссиями отзыва

1. Подсчет голосов избирателей, участников референдума, отзыва осуществляется членами участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса открыто и гласно.

2. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет о том, что избиратели, участники референдума, отзыва, уже находящиеся в помещении для голосования, могут получить бюллетени и проголосовать. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов, который продолжается без перерыва до определения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 2 статьи 32 настоящего Кодекса, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки «Против всех кандидатов», квадратов, размещенных под словами «да» и «нет», квадратов, размещенных под словами «за отзыв» и «против отзыва»), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума, отзыва при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.

4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума, отзыва члены участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума, отзыва следующие суммарные данные по этой странице:

а) число избирателей, участников референдума, отзыва, внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, выданных избирателям, участникам референдума, отзыва на избирательном участке, участке референдума, отзыва в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума, отзыва в списке избирателей, участников референдума, отзыва);
в) число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, выданных избирателям, участникам референдума, отзыва, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума, отзыва);
г) число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, отзыва.

5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума, отзыва подписывается членом избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей, участников референдума, отзыва председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва. После этого со списком избирателей, участников референдума, отзыва вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 2 статьи 32 настоящего Кодекса.

6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:

а) число избирателей, участников референдума, отзыва, внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, полученных участковой избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссией отзыва (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва избирателей, участников референдума, отзыва, в указанное число не входят).

7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:

число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, выданных избирателям, участникам референдума, отзыва на избирательном участке, участке референдума, отзыва в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума, отзыва в списке избирателей, участников референдума, отзыва);
число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, выданных избирателям, участникам референдума, отзыва, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума, отзыва).

8. После этого председателем или секретарем участковой комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, участников референдума, отзыва, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей, участников референдума, отзыва не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи.

9. Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума, отзыва осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

10. Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума, отзыва производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и правом совещательного голоса. Членам комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.

При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии для всех присутствующих при подсчете голосов.

11. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число заявлений избирателей, участников референдума, отзыва, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

14. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, по голосам, поданным за позиции «да» и «нет», содержащиеся в бюллетенях для голосования на референдуме, по голосам, поданным за позиции «за отзыв» и «против отзыва», содержащиеся в бюллетенях по отзыву депутата или должностного лица, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетенях для голосования на референдуме, отзыве отметки избирателя, участника референдума, отзыва и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

15. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной (окружной) и участковой комиссии избирателей, участников референдума, отзыва будет составлять более одного процента от числа избирателей, участников референдума, отзыва, внесенных в список избирателей, участников референдума, отзыва на избирательном участке, участке референдума, отзыва (но не менее десяти избирателей, участников референдума, отзыва), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, отзыва. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. При этом избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, отзыве, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, отзыва, упаковываются отдельно и опечатываются.

16. Затем производится подсчет голосов избирателей, участников референдума, отзыва по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена комиссии подсчитывают бюллетени отдельно по каждому кандидату, позициям «да» и «нет», «за отзыв» и «против отзыва». Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.

17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, участника референдума, отзыва. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

18. Члены участковой комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней.

19. Члены участковой комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.

20. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

21. После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве.

22. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

23. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса.

24. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

25. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 32 настоящего Кодекса, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.

26. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Кодекса, устава муниципального образования, на основании которых проводятся выборы, референдум, отзыв, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения комиссии и составленные участковой комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

27. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим Кодексом, уставом муниципального образования избирательной документацией, документацией, связанной с подготовкой и проведением референдума, отзыва депутата, выборного должностного лица, включая избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, отзыве, а также печать участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва хранятся секретарем участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.

28. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.

29. Участковые комиссии по решению избирательной комиссии области могут использовать при голосовании на выборах, референдуме, отзыве технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, отзыве. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией.

30. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, участке референдума, отзыва, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей, участников референдума, отзыва.

31. Данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы) в соответствии с порядком использования технической системы передачи информации о выборах, о проведении референдума, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссию отзыва с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, а также всей избирательной документации, документации референдума, отзыва, включая избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, отзыве, в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссию отзыва непосредственно либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, документации референдума, отзыва и доставку ее по назначению.

Статья 62. Обработка итогов голосования в территориальных, окружных избирательных комиссиях, комиссиях референдума, комиссиях отзыва, избирательной комиссии Белгородской области

1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных, окружных избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва немедленно, после их подписания членами комиссии, поступают в непосредственно вышестоящую комиссию, в том числе в комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, отзыва.

2. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, в Белгородской области. Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий, осуществляют непосредственно члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса.

3. По итогам голосования вышестоящая комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе непосредственно нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, в Белгородской области, о числе поступивших протоколов непосредственно нижестоящих комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий, установленным статьей 60 настоящего Кодекса.

4. Протоколы всех комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, составляются в трех экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. К протоколам приобщается составляемая в трех экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, в Белгородской области, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии, составлявшей протокол, а также поступившие в указанную комиссию жалобы (заявления) на нарушения соответствующих конституционных законов, иных федеральных законов, настоящего Кодекса, уставов муниципальных образований и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений по ним указанной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

6. Первый экземпляр протокола комиссии после его подписания незамедлительно направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования в непосредственно вышестоящую комиссию.

7. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов данной комиссии с правом совещательного голоса, составлявшей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 32 настоящего Кодекса, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Кодексом, уставами муниципальных образований, хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.

8. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам комиссии, составившей протокол, и членам вышестоящих комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 32 настоящего Кодекса.

9. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссию отзыва, направившая комиссия протокол, сводную таблицу, выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию.

10. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, отзыва нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, отзыва на соответствующем участке, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссией отзыва, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума, отзыва. Избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов, извещает об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 32 настоящего Кодекса, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, отзыва. По итогам повторного подсчета голосов комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов». Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, комиссию отзыва.

Статья 63. Порядок определения результатов выборов, референдума, отзыва, общие правила регистрации избранных депутатов и выборных должностных лиц

1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссией отзыва, путем сложения содержащихся в них данных результаты выборов, референдума, отзыва определяет избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва, наделенная этим правом федеральным законом, настоящим Кодексом, уставом муниципального образования. Члены указанной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов, референдума, отзыва лично. О результатах выборов, референдума, отзыва составляются в трех экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва с правом решающего голоса.

2. Избранным по избирательному округу признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей, подано большее число голосов, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, если иное не установлено настоящим Кодексом. При равном числе полученных голосов избирателей избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом или должностным лицом.

Избранный депутатом, главой администрации области, главой местного самоуправления кандидат в трехдневный срок со дня официального опубликования результатов выборов в письменной форме обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата, главы администрации области, главы местного самоуправления, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Соответствующая окружная избирательная комиссия после официального сообщения о результатах выборов в средствах массовой информации выдает избранному депутату, главе администрации области, главе местного самоуправления удостоверение об избрании при условии выполнения ими требований настоящего пункта.

3. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случаях, если:

а) в голосовании приняло участие менее 25% избирателей, включенных в списки избирателей;
б) число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

4. Голосование по вопросам, вынесенным на референдум, признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории, где проводился референдум. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за него проголосовало менее половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

5. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица признается соответствующей комиссией отзыва не состоявшимся, если в голосовании по отзыву приняло участие менее 50 процентов участников отзыва, включенных в списки участников отзыва.

6. Число избирателей, участников референдума, отзыва, принявших участие в голосовании, определяется по количеству бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.

7. Соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва признает итоги голосования, результаты выборов, референдума, отзыва недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, отзыва;
б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, участков референдума, отзыва;
в) по решению суда.

8. Избирательные бюллетени, бюллетени референдума, отзыва, подписные листы, протоколы и сводные таблицы комиссий референдума, комиссий отзыва должны храниться не менее одного года со дня опубликования итогов голосования, результатов выборов, референдума, отзыва, а протоколы и сводные таблицы избирательных комиссий - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня.

9. Порядок хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва, утверждается избирательной комиссией Белгородской области по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

Статья 64. Повторные выборы

1. В случае, если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, или если кандидат, набравший необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая окружная избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата и назначает в избирательном округе повторные выборы.

2. Повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня первоначальных выборов или не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Кодексом. При этом сроки проведения избирательных действий могут быть сокращены соответствующей избирательной комиссией соответственно уровню выборов не более чем на треть.

Статья 65. Дополнительные выборы

1. Дополнительные выборы депутатов назначаются и проводятся в порядке установленном настоящим Кодексом.

2. Если до окончания срока полномочий депутата остается менее года и если численный состав представительного органа обеспечивает исполнение его полномочий, дополнительные выборы не проводятся.

3. В случае, если повторные и (или) дополнительные выборы, проведенные в сроки, установленные настоящим Кодексом, были признаны не состоявшимися по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 63 настоящего Кодекса, следующие повторные и (или) дополнительные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий одного года.

4. Выдвижение кандидатов в депутаты, их регистрация и другие избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом.

5. В случае выбытия нескольких депутатов в срок, когда проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи не предусмотрено, и областная Дума, представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 66. Опубликование итогов голосования и результатов выборов, референдума, отзыва

1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, участку референдума, отзыва, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, результаты выборов по избирательному округу, результаты референдума, отзыва в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей комиссии и непосредственно нижестоящих комиссий, предоставляются для ознакомления избирателям, участникам референдума, отзыва, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, отзыва, лицам, по которым проводится отзыв, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва.

2. Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, комиссии референдума, комиссии отзыва, определяющие результаты референдума, отзыва, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу, результатах референдума, отзыва в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов, референдума, отзыва.

3. Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется соответствующей избирательной комиссией:

не позднее 7 дней со дня определения общих итогов (результатов) выборов Белгородской областной Думы и главы администрации области;
не позднее 5 дней со дня определения результатов выборов глав местного самоуправления и представительных органов местного самоуправления.

Официальное опубликование результатов референдума, отзыва, а также данных о количестве голосов участников референдума, поданных за позиции «да» и «нет», голосов участников отзыва, поданных за позиции «за отзыв» и «против отзыва», осуществляется комиссией референдума соответствующего уровня, комиссией отзыва соответствующего избирательного округа, не позднее 7 дней со дня определения общих итогов (результатов) референдума, отзыва.

4. Избирательные комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют данные, которые содержатся в протоколах избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва соответствующего уровня об итогах голосования и результатах выборов, референдума, отзыва, и данные, которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва об итогах голосования и на основании которых определялись результаты выборов, референдума, отзыва в соответствующих комиссиях. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов, референдума, отзыва осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

Статья 67. Использование государственной информационной автоматизированной системы при проведении выборов, референдума, отзыва

1. При проведении выборов, референдума, отзыва может использоваться государственная автоматизированная информационная система в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами.

2. При использовании в соответствии с настоящим Кодексом государственной автоматизированной информационной системы в целом либо отдельных ее технических средств при проведении выборов, референдума, отзыва, в том числе при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, отзыва, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, референдума, отзыва, соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума, комиссия отзыва образует группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса и правом совещательного голоса для контроля за использованием государственной автоматизированной системы (отдельных ее технических средств). Все члены избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в государственную автоматизированную информационную систему.

3. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума, комиссией отзыва государственная автоматизированная информационная система используется для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям.

В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих комиссий информационным центрам нижестоящих комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.

Данные о ходе и результатах голосования, полученные через государственную автоматизированную информационную систему, являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено федеральными законами.

4. В случае использования в ходе выборов, референдума, отзыва государственной автоматизированной информационной системы, данные об участии избирателей, участников референдума, отзыва в голосовании, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме «только чтение») абонентам информационно - коммуникационной сети общего пользования. Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям федерального законодательства о выборах и референдуме.

К протоколу соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, комиссии отзыва об итогах голосования, хранящемуся у секретаря комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащий данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение в автоматизированную информационную систему информации.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта