Демократия.Ру




Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения. Ги де Мопассан (1850-1893), французский новеллист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 05:13


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава IV. Предвыборная агитация

Статья 30. Право на предвыборную агитацию

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата.

2. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

3. Агитация при проведении выборов может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

4. В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

5. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.

Статья 31. Сроки проведения агитации

1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

2. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в порядке, установленном действующим законодательством, сохраняются в день голосования на прежних местах.

3. В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Статья 32. Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов к средствам массовой информации

1. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации в случае, если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий либо их редакций являются муниципальные органы, организации, учреждения и (или) если эти организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами местного самоуправления.

2. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить за плату эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, при этом оплата должна осуществляться в полном объБме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие избирательные фонды. Сведения о размере оплаты должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем на двадцатый день после официального опубликования решения о назначении выборов и представлены в территориальную избирательную комиссию с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам.

3. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий (независимо от форм собственности), предоставившие зарегистрированным кандидатам бесплатное или платное эфирное время и печатную площадь, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади в соответствии с формами, установленными территориальной избирательной комиссией, представлять данные этого учета за 5 дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования в территориальную избирательную комиссию по кандидатам, зарегистрированным по соответствующим избирательным округам, а также по запросам территориальной избирательной комиссии представлять ей документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата на выполнение платных работ и оплату услуг.

4. Для специализированных организаций телерадиовещания и специализированных печатных средств массовой информации (культурно - просветительских, детских, научных и других) допускается отказ от каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в освещении избирательной кампании в какой бы то ни было форме.

5. Требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция периодического печатного издания и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрированным кандидатом (кандидатами), избирательным объединением, избирательным блоком, а также входящим (входящими) в избирательный блок избирательным объединением (избирательными объединениями) и не подпадают под действие пункта 1 настоящей статьи.

Статья 33. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона и осуществляющих телерадиовещание на территории муниципального образования, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).

2. В течение недели по завершении регистрации кандидатов проводится жеребьевка в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в целях распределения бесплатного эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, подавшими заявку на участие в этой жеребьевке.

3. Бесплатное эфирное время на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, предоставляется в период, который начинается за 20 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования, по рабочим дням.

4. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, выделяет для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут по рабочим дням в период, установленный пунктом 3 настоящей статьи, а в случае, если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четвертой части общего времени вещания. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами на равных основаниях.

5. Одна треть общего объема выделяемого организациями телерадиовещания бесплатного эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий, «круглых столов», иных аналогичных совместных агитационных мероприятий.

6. Отказ зарегистрированного кандидата от участия в совместных агитационных мероприятиях, указанных в пункте 5 настоящей статьи, не влечет увеличения объема эфирного времени, бесплатно предоставляемого кандидатам в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.

7. Оставшаяся часть (две трети) бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, распределяется в равных долях соответственно между зарегистрированными кандидатами.

8. Территориальная избирательная комиссия с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания проводит жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 14 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется в периодических печатных изданиях, указанных соответственно в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона.

9. Расходы организаций телерадиовещания, связанные с бесплатным предоставлением эфирного времени зарегистрированным кандидатам, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих организаций телерадиовещания.

10. Организации телерадиовещания, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами на платной основе. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов и опубликованы организациями телерадиовещания не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Общий объем эфирного времени, резервируемого для платного предоставления каждой организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, но не может превышать его более чем в два раза.

11. Каждый зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число соответственно зарегистрированных кандидатов.

12. Эфирное время, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно предоставляться организацией телерадиовещания в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов определяются жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи. Эфирное время предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки.

13. В случае если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от использования эфирного времени, он обязан не позднее чем за 2 дня до выхода в эфир сообщить об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.

14. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, не подпадающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, может начинаться непосредственно после регистрации кандидата в соответствии с договором, заключенным между организацией телерадиовещания и зарегистрированным кандидатом.

15. Оплата эфирного времени зарегистрированными кандидатами, как и его предоставление на каналах организаций телерадиовещания, не подпадающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, осуществляется на равных условиях. Организации телерадиовещания, не соблюдающие эти требования, а также требования пункта 3 статьи 32 настоящего Закона, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время для целей предвыборной агитации.

16. В договорах о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

17. Платежное поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом не позднее чем за 2 дня до дня предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного поручения. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать 2 операционных дня.

18. Оплата эфирного времени должна осуществляться исключительно из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата.

19. В случае если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат нарушит условия, установленные настоящим Законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени. В случае расторжения договора организация телерадиовещания не вправе использовать высвободившееся эфирное время для целей предвыборной агитации.

20. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, в том числе рекламой товаров, работ и услуг.

21. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, вначале указанных программ, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, в том числе и по времени освещения их предвыборной деятельности.

22. Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации телерадиовещания обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени, указанные в пункте 3 статьи 32 настоящего Закона, в течение пяти лет со дня голосования.

Статья 34. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания

1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в периодических печатных изданиях, подпадающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона и выходящих не реже чем один раз в неделю, на равных условиях (объем предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и другие условия) в период, который начинается за 20 дней до дня голосования и оканчивается за 1 день до дня голосования.

2. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций периодических печатных изданий, подпадающих под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, бесплатно предоставляет соответственно зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 10 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания, распределенной между зарегистрированными кандидатами путем деления общего объема выделяемой печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, имеющих право на бесплатную публикацию предвыборных агитационных материалов в данном периодическом печатном издании.

3. Даты бесплатных публикаций предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов устанавливаются жеребьевкой, проводимой в течение недели после завершения регистрации кандидатов редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены территориальной избирательной комиссии, а также иные лица, указанные в пункте 3 статьи 14 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.

4. Расходы редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатной печатной площади для целей предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования редакций периодических печатных изданий.

5. Редакции периодических печатных изданий, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, обязаны резервировать печатные площади для проведения предвыборной агитации на платной основе зарегистрированными кандидатами. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления редакцией периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не может превышать этот объем более чем в два раза. Каждый зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов.

6. Редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, вправе публиковать предвыборные агитационные материалы непосредственно после регистрации кандидата в соответствии с договором, заключенным между редакцией периодического печатного издания и зарегистрированным кандидатом. Платежное поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади должно быть представлено зарегистрированным кандидатом не позднее чем за 2 дня до дня публикации. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного поручения. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать 2 операционных дня.

7. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными кандидатами.

8. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. В случае если публикация предвыборных агитационных материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

Статья 35. Условия распространения агитационных печатных материалов

1. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.

2. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в окружную (территориальную) избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата. Вместе с данными материалами в окружную (территориальную) избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов не допускаются.

3. Распространение агитационных печатных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, запрещается.

4. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования. 5. Органы местного самоуправления по предложению территориальной избирательной комиссии обязаны не позднее чем за 5 дней до окончания регистрации кандидатов предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Зарегистрированным кандидатам должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов.

5. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных печатных материалов либо агитационных печатных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов.

Статья 36. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.

3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам и их уполномоченным представителям, а также организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе, как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстрированных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, доверенные лица и уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа.

Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется на основаниях, предусмотренных действующим законодательством. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

6. Организации, осуществляющие телерадиовещание, и редакции периодических печатных изданий, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти организации не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих телерадиовещание, и в периодических печатных изданиях, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих телерадиовещание, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной действующим законодательством.

7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 3 статьи 53 настоящего Закона, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата.

В случае нарушения зарегистрированным кандидатом установленных статьями 30 - 36 настоящего Закона иных правил проведения предвыборной агитации комиссия своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату. Соответствующее решение избирательной комиссии передается в средства массовой информации.

8. Правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

9. В случае нарушения организацией, осуществляющей телерадиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных действующим законодательством правил проведения агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей телерадиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной действующим законодательством.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта