Демократия.Ру




Справедливость без силы и сила без справедливости одинаково ужасны. Жозеф Жубер (1754-1824), французский моралист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 02:16


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

6. Финансирование выборов

Вопрос: В статье 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» говорится о том, что кандидаты «обязаны создавать свои избирательные фонды до регистрации» (п. 1), а также о том, что фонды «создаются за счет» соответствующих источников. Следует ли из этого, что фонд должен быть полностью сформирован до регистрации кандидата и перечисления после регистрации невозможны?

Ответ: Из пункта 1 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» вовсе не следует, что все денежные средства из соответствующих источников должны поступить в избирательный фонд кандидата до его регистрации. Обязанность создания собственного избирательного фонда кандидатом до регистрации означает его обязанность открыть специальный избирательный счет в соответствии с пунктом 11 статьи 58 Федерального закона. Поступления денежных средств на указанный специальный счет осуществляются как до, так и после регистрации кандидата.

Вопрос: В области готовятся выборы законодательного собрания. Недавно принятым областным законом предусмотрено выдвижение списков кандидатов избирательными объединениями и избирательными блоками. Возможно ли создание избирательных фондов этих объединений и блоков для поддержки выдвинутых ими кандидатов?

Ответ: В случае, если законом субъекта Федерации предусмотрено выдвижение списков кандидатов, в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, обязаны создавать избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Эта обязанность возникает после регистрации соответствующей избирательной комиссией уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, в том числе и по финансовым вопросам.

Вопрос: В последнее время стало очень распространенным явление, когда во время избирательной кампании после встречи кандидата с избирателями проводятся концерты артистов. Как правило, проведение этих концертов не оплачивается из избирательного фонда кандидата. Можно ли считать это нарушением избирательного законодательства и основанием для принятия к кандидату соответствующих мер? Является ли участие кандидата в специально организованном во время выборов концерте артистов нарушением избирательного законодательства, если проведение этого концерта не оплачено за счет средств избирательного фонда?

Ответ: Проведение такого рода концертов, не оплаченных из средств избирательного фонда кандидата, будет являться нарушением установленных законом правил финансирования избирательной кампании в том случае, если указанные концерты являлись составной частью проведения кандидатом предвыборной агитации. О проведении предвыборной агитации, в частности, свидетельствуют: призывы участников концерта поддержать на выборах соответствующего кандидата, распространение на концерте агитационных предвыборных материалов, призывающих голосовать за кандидата, озвучивание положений его предвыборной программы. Само же по себе присутствие кандидата на концерте, организованном в период проведения выборов, не может быть признано нарушением, если это непосредственно не связано с проведением им предвыборной агитации.

Вопрос: Можно ли считать, что проведение встречи кандидата с работниками коммерческого предприятия в рабочее время является незаконным финансированием избирательной кампании кандидата со стороны данного предприятия? Ведь для проведения такой встречи работники предприятия отрываются от выполнения их производственных обязанностей, что связано с финансовыми затратами.

Ответ: В данном случае прямые финансовые затраты предприятия не очевидны. Определить их объем достаточно сложно, поэтому деятельность администрации предприятия по созданию условий для проведения встреч с кандидатом не представляет собой ее непосредственное участие в предвыборной агитации. Таким образом, само по себе проведение встречи кандидата с работниками коммерческого предприятия в рабочее время не является нарушением запрета на финансирование избирательной кампании кандидата помимо средств его избирательного фонда. О совершении правонарушения можно было бы, в частности, говорить в случае, если для указанной встречи администрацией предприятия были бы подготовлены агитационные печатные материалы, не оплаченные за счет средств избирательного фонда кандидата.

Вопрос: На печатном агитационном плакате фотография девяти зарегистрированных кандидатов, баллотирующихся по разным избирательным округам. В соответствии со статьей 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» все необходимые выходные данные указаны, но заказчиком является всего один зарегистрированный кандидат, и оплата производилась из одного избирательного фонда. Возможно ли распространение данного печатного агитационного материала по округам, где зарегистрированы все остальные кандидаты, которые не оплачивали данный агитационный материал, и какие санкции применимы к данным кандидатам?

Ответ: В соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» у кандидата не существует ограничений на выпуск такого рода плаката. Однако полагаем, что при его распространении по избирательным округам, по которым баллотируются другие кандидаты, такого рода действия могут рассматриваться в качестве элемента их избирательной кампании, поэтому у кандидатов, давших согласие на использование их изображения, возникает обязанность участвовать в оформлении заказа на данные плакаты и оплачивать их выпуск за счет средств своих избирательных фондов.

Вопрос: Я собираюсь баллотироваться депутатом поселкового собрания представителей. Я не собираюсь тратить деньги на выборы. У меня их попросту нет. Могу ли я не создавать свой избирательный фонд?

Ответ: Пунктом 1 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» предусмотрено, что законом субъекта Федерации может быть установлено, что на выборах в органы местного самоуправления при определенном числе кандидатов в избирательном округе (но не более 5 тыс. избирателей) создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Поэтому окончательный ответ на вопрос о том, необходимо ли вам создавать избирательный фонд, вы можете получить, ознакомившись с положениями закона о выборах в органы местного самоуправления того субъекта Федерации, на территории которого проводятся выборы в орган, депутатом которого вы намерены баллотироваться.

Вопрос: Какие суммы по закону могут быть использованы для предвыборной агитации на местных выборах, на выборах губернатора, на выборах в Государственную Думу?

Ответ: Предельные размеры средств избирательного фонда, которые можно расходовать на проведение избирательной кампании, устанавливаются соответствующими законами о выборах. Применительно к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации это Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Данным Федеральным законом указанные размеры установлены на уровне 5 млн. рублей для кандидата, а для политической партии, избирательного блока — 250 млн. рублей. Для выборов главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, а также муниципальных выборов соответствующие суммы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о выборах. Они, как правило, существенно различаются.

Вопрос: Можно ли передавать в избирательный фонд кандидата пожертвования в виде оргтехники, расходных материалов?

Ответ: Закон не допускает внесения пожертвований подобного рода. Пожертвования могут вноситься только в денежной форме. Согласно пункту 11 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет. Указанный порядок вводится с целью обеспечения прозрачности финансирования избирательных кампаний кандидатов и создает возможность осуществления эффективного контроля за данным финансированием.

Вопрос: Какую ответственность несет кандидат, если на счет его избирательного фонда поступают денежные переводы, в сумме превышающие установленный размер избирательного фонда?

Ответ: За превышение денежных средств, поступивших на счет избирательного фонда, кандидат не может нести какой-либо ответственности. Законом устанавливается запрет только на расходование средств избирательного фонда сверх установленных пределов. Поэтому, если средства, поступившие на счет избирательного фонда, превышают суммы, которые можно расходовать на избирательную кампанию, кандидат просто не вправе расходовать средства в объеме, превышающем установленный уровень.

Если же кандидат превысил установленный законом предельный размер расходования средств избирательного фонда более чем на 5%, то регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии (п. 5 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...»).

Вопрос: Является ли анонимным пожертвование, если в платежном документе нет необходимых реквизитов (доля иностранного капитала, дата регистрации предприятия...), но в избирательную комиссию и банк при возникновении вопроса предоставлена справка об отсутствующих реквизитах?

Ответ: Хотя в статье 58 (подпункт «н» пункта 6) Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...», в которой дается определение анонимного жертвователя, не говорится о том, что требуемые реквизиты плательщика должны быть указаны исключительно в платежном поручении, на практике избирательные комиссии и суды, как правило, исходят из того, что отсутствие в платежном поручении соответствующих реквизитов организации, осуществившей перечисление в избирательный фонд, влечет безусловное признание соответствующего пожертвования анонимным. Это может повлечь применение санкций к кандидату, принявшему подобное пожертвование. В частности, по рассматриваемому основанию кандидату М. было отказано в регистрации при проведении выборов мэра г. Москвы в 1999 г.

Вопрос: Что является «первичными финансовыми документами» при сдаче итоговой отчетности в избирательную комиссию?

Ответ: В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядок учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (при проведении федеральных выборов) и избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (при проведении региональных и муниципальных выборов). В инструкциях, принимаемых указанными избирательными комиссиями по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, его региональными отделениями, конкретизируется понятие «первичные финансовые документы, прилагаемые к отчету».

Так, в Инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденной постановлением комиссии от 18 августа 1999 г., в которой вопросы отчетности конкретизировались применительно к выборам в Государственную Думу, было указано следующее:

«К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, сведения согласно форме, приведенной в Приложении №7, где в графе «Шифр строки финансового отчета» указывается, в какой строке финансового отчета учтено каждое поступление, возврат, расходование денежных средств избирательного фонда, а также все предвыборные печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. При отсутствии технических возможностей агитационные материалы могут представляться в виде фотокопий.

Первичные финансовые документы в итоговом финансовом отчете должны быть подобраны в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах. При этом за основу принимаются выписки из специальных избирательных счетов избирательных фондов, к которым подбираются необходимые документы (основания), обусловливающие поступление (расходование) денежных средств.

Если платные работы (услуги) для кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока были выполнены по договору с иными организациями (посредниками), то в итоговом финансовом отчете к основному договору, заключенному между кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и организацией-посредником, должны быть приложены заверенные копии договоров на указанные работы (услуги), заключенные между организацией-посредником и непосредственным исполнителем работ (услуг)».

Согласно Приложению №7 к вышеназванной Инструкции документами, подтверждающими получение средств, в частности, являются: приходный ордер, платежное поручение, почтовый перевод.

Документами, подтверждающими расходование средств, в частности, являются: расходный ордер, платежное поручение, квитанция к почтовому переводу. При этом основаниями для расходования средств избирательного фонда признаются: чеки, счета, договоры с юридическими и физическими лицами, квитанции с телефонного узла и некоторые другие документы.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта