«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
5. Предвыборная агитация
Вопрос: Один из возможных кандидатов в депутаты за несколько недель до начала избирательной кампании начал распространять листовки с явно агитационным материалом. В листовках есть его фотография, указаны типография, номер и дата заказа, тираж. Правомерна ли такая деятельность с точки зрения избирательного законодательства?
Ответ: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...», а также законы о выборах не регламентируют каким-либо образом агитационную деятельность, проводимую до официального начала избирательной кампании, со стороны лиц, которые потенциально могут стать кандидатами, поэтому в избирательном законодательстве не предусмотрено каких-либо санкций за распространение агитационных печатных материалов в поддержку определенного гражданина, заявившего о своем возможном участии в выборах, но выдвижение и регистрация которого еще не состоялись.
Вопрос: Может ли кандидат вести предвыборную агитацию до его регистрации избирательной комиссией?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания им избирательного фонда. В то же время следует иметь в виду, что для агитации кандидатов через средства массовой информации установлены более ограниченные сроки. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.
Вопрос: У нас в городе проходят выборы мэра. Работники нашей фирмы считают наиболее достойной кандидатуру Т., который на этих выборах является практически единственным реальным соперником действующего градоначальника М. В то же время все стены домов обклеены плакатами в поддержку М. Мы считаем несправедливым такое положение вещей и со своей стороны хотели бы помочь нашему кандидату, которому, по-видимому, не хватает средств на агитацию. Можем ли мы сами на нашем копировальном оборудовании изготовить листовки в поддержку кандидата?
Ответ: По смыслу статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» избиратели не могут самостоятельно выпускать листовки в поддержку кандидата. Листовки, плакаты и другие агитационные материалы в период выборов могут выпускаться только кандидатами, а также избирательными объединениями, избирательными блоками. В соответствии с законом все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях (лицах), их изготовивших и заказавших их изготовление, а также информацию об их тираже и дате выпуска. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую избирательную комиссию. Закон также требует, чтобы выпуск агитационных печатных материалов был предварительно оплачен за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Вместе с тем избиратели могут оказать существенную помощь кандидату, перечислив в установленном порядке денежные пожертвования в его избирательный фонд. Граждане также вправе на безвозмездных началах предложить кандидату, которого они поддерживают, свою помощь в качестве его доверенных лиц или добровольных помощников. В этом качестве сторонники кандидата могут оказывать кандидату помощь в подготовке агитационных печатных материалов, организации работы по их выпуску, а также в распространении листовок, расклейке плакатов.
Вопрос: Я кандидат в депутаты законодательного собрания области. Могу ли я изготовить на собственной копировальной технике и распространить тиражом в 500 экз. листовки агитационного содержания?
Ответ: Закон не содержит ограничений по изготовлению кандидатами агитационных листовок на собственной копировальной технике, однако при этом должны соблюдаться все требования закона по изготовлению и выпуску указанных агитационных печатных материалов. В частности, на данных материалах должна содержаться информация о том, что они заказаны и изготовлены кандидатом в депутаты законодательного собрания области, с указанием его фамилии, имени, отчества. Также должны быть указаны наименование субъекта Российской Федерации, населенного пункта, где находится место жительства кандидата, информация о тираже и дате выпуска агитационных печатных материалов. Экземпляр печатного материала должен быть представлен в соответствующую избирательную комиссию. Бумага, на которой печатаются агитационные материалы, а также расходные материалы и иные расходы, необходимые для их изготовления, должны быть предварительно (до их изготовления) оплачены за счет средств избирательного фонда кандидата.
Вопрос: Нарушает ли закон публикация в газете писем граждан в поддержку кого-либо из кандидатов на пост главы муниципального образования без пометки об источнике оплаты данных писем? Если да, то какой закон и статья нарушается?
Ответ: Публикуемые в газете письма граждан в поддержку кого-либо из кандидатов являются разновидностью агитационных материалов. Согласно пункту 6 статьи 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации, а если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Если в газете нет указанной выше информации, редакция периодического печатного издания может быть привлечена к ответственности в соответствии со статьей 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума).
Вопрос: После того как я был зарегистрирован кандидатом в депутаты областного законодательного собрания, мною была проведена пресс-конференция с участием журналистов областных газет, а также представителей городской телерадиокомпании. На этой встрече мое доверенное лицо распространило среди журналистов напечатанный в десяти экземплярах пресс-релиз (объемом в один лист формата А4), в котором содержалось мое видение ситуации в области и кратко излагались причины, побудившие меня идти на выборы. На следующий день одна из областных газет по ее собственной инициативе практически полностью перепечатала на своих страницах мой пресс-релиз. Впоследствии в областную избирательную комиссию поступила жалоба о том, что, распространяя пресс-релизы, я нарушил установленный порядок выпуска агитационных печатных материалов. Рассмотрев эту жалобу, избирательная комиссия вынесла мне предупреждение. Насколько обоснованно это решение комиссии?
Ответ: Предупреждение вынесено кандидату необоснованно. Агитационные печатные материалы предназначены для массового распространения среди избирателей, они направлены на то, чтобы побуждать избирателей голосовать за или против кандидатов. Распространение же пресс-релизов на пресс-конференции в ограниченном количестве преследует цель дать максимально точную информацию для журналистов, освещающих избирательную кампанию, а не непосредственно воздействовать на избирателей. Таким образом, проведенная с ведома кандидата раздача пресс-релизов не является распространением агитационных печатных материалов, так как обязательным признаком таких материалов является обращенность содержащихся в них агитационных призывов непосредственно к избирателям.
Вопрос: Считается ли предвыборной агитацией для выборов в субъекте Федерации или местных выборов выступление в центральной прессе или на телевидении, зарубежной прессе или телевидении, публикация в Интернете, публикация в прессе соседнего региона, обычно не распространяемая в регионе, где проводятся выборы, но в этот раз массово продаваемая? Вообще, как агитация ограничивается по месту (по регионам, местам издания, местам распространения, местам вещания, местам размещения в Интернете)?
Ответ: Предвыборной агитацией в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» считается любая деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за определенных кандидатов или против них. Уточненный перечень признаков предвыборной агитации содержится в пункте 2 статьи 48 Федерального закона. Предвыборной агитацией как таковой может быть признано выступление в центральной прессе или по телевидению, публикация в Интернете, публикация в прессе соседнего региона, если такие выступления, публикации адресованы в том числе избирателям соответствующего региона и в них содержатся установленные законом признаки предвыборной агитации. При оценке правомерности такой деятельности следует руководствоваться положениями закона, устанавливающими порядок участия кандидатов в предвыборной агитации. Агитация в эфире, периодических печатных изданиях может вестись кандидатами при соблюдении телерадиокомпаниями, редакциями периодических печатных изданий установленных ограничений (по обеспечению равных условий для всех кандидатов, предварительному объявлению тарифов на размещение агитационных материалов и т.п.). Если эти условия не соблюдены, проведение подобной агитации может явиться основанием для применения установленных законом мер ответственности к телерадиокомпаниям, редакциям периодических печатных изданий, а также и к кандидатам, если данные условия нарушены по их вине. Вместе с тем на практике весьма затруднительно обеспечить соблюдение этих условий при ведении агитации с использованием «центральных СМИ» или СМИ соседнего региона.
Агитационные выступления и публикации в зарубежной прессе и по телевидению, массово распространяемые на территории, где проводятся выборы, в соответствии с законом запрещены, так как иностранные граждане и юридические лица не могут участвовать в предвыборной агитации. Что касается агитационных публикаций в Интернете, следует отметить, что в федеральном законодательстве не устанавливается специальный порядок проведения предвыборной агитации такого рода. Вместе с тем на эти публикации распространяются общие требования к содержанию агитационных материалов, предусмотренные в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав...». В частности, они не должны быть направлены на подкуп избирателей, разжигать социальную, национальную рознь и т.п. Платные услуги при ведении кандидатом агитации через Интернет должны быть оплачены за счет средств его избирательного фонда. Соблюдение установленного законом порядка проведения предвыборной агитации при проведении региональных выборов должно обеспечиваться избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, местных избирательной комиссией муниципального образования. Эти комиссии могут в соответствии со статьей 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» обратиться в правоохранительные органы, суд, органы Минпечати с представлением о пресечении противоправной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности. Как показывает практика, постановка вопроса об отзыве лицензии у СМИ является весьма действенным средством профилактики правонарушений в сфере предвыборной агитации.
Вопрос: Я кандидат в мэры города Н. Мною подготовлен к распространению агитационный печатный материал, на котором я изображен в шеренге демонстрантов (порядка 20 человек), протестующих против повышения коммунальных платежей. Председатель избирательной комиссии, ссылаясь на пункт 9 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...», требует от меня согласия на использование изображения от всех физических лиц, запечатленных на фотографии. Но из 20 человек я и мои помощники по избирательному штабу не можем установить личности трех человек. Что нам делать?
Ответ: Формально председатель избирательной комиссии прав. Указанная вами норма пункта 9 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» не допускает исключений по порядку использования в агитационных материалах изображений физических лиц участников публичных мероприятий. Без согласия всех лиц, изображенных на фотографии, выпуск агитационного печатного материала с этой фотографией не допускается.
Вопрос: Может ли проводить предвыборную агитацию за другого кандидата должностное лицо МВД, не являясь его доверенным лицом, на общем собрании сотрудников МВД?
Ответ: Граждане Российской Федерации вправе участвовать в предвыборной агитации независимо от того, являются они доверенными лицами кандидата или нет.
В то же время в соответствии с пунктом 7 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» лицам, находящимся на государственной службе, запрещается проведение предвыборной агитации при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Поэтому на собрании сотрудников МВД предвыборная агитация должностного лица МВД не допускается, если оно проводится во время исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.
Вопрос: Какие санкции предусмотрены за бесплатное размещение в газете письма избирателя, в котором присутствуют признаки агитации за определенного кандидата:
будет ли газета предупреждена или оштрафована;
должна ли будет газета предоставить такую же печатную площадь бесплатно для агитационных материалов других кандидатов?
Ответ: Если агитационный материал размещен в газете с нарушением порядка, установленного законодательством, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы Минпечати с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении редакции данной газеты, ее должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации (п. 8 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...»). За указанное нарушение в статье 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» не предусматривает такой меры воздействия к редакции периодического печатного издания, как вынесение предупреждения. Закон также не предусматривает бесплатного предоставления печатной площади другим кандидатам в случае, если в газете опубликована статья в поддержку одного из кандидатов с нарушением установленного порядка.
Вопрос: Недавно узнал, что одного довольно известного политика П., баллотировавшегося в Государственную Думу, сняли с регистрации за то, что тот до дня его регистрации в ряде печатных изданий опубликовал свою биографию, и это было квалифицировано окружной избирательной комиссией как преждевременная агитация.
Разве публикация биографии является предвыборной агитацией? Ведь может получиться, что у кого-то такая биография, что, прочитав ее, нормальный человек никогда не проголосует за такого кандидата.
Ответ: Действительно, нам известны случаи, когда избирательной комиссией именно так оценивалась публикация кандидатом биографических сведений. В данной ситуации решающее значение для оценки того, является или нет опубликование биографии кандидата предвыборной агитацией, имеет содержание соответствующих публикаций, то есть если там наряду с изложением биографических данных содержатся элементы предвыборной программы кандидата, призывы к избирателям голосовать за данного кандидата, то такая публикация, по форме являющаяся биографией, может быть оценена как предвыборная агитация.
Вопрос: Какие документы и где должен получить руководитель кампании по проведению пикетирования, чтобы иметь право на ее проведение?
Ответ: В федеральном законодательстве, регламентирующем проведение гражданами публичных мероприятий, в том числе и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав...» (ст. 53), не предусматривается получение инициаторами пикетирования каких-либо документов, дающих основания для его проведения. Для пикетирования не требуется и предварительного уведомления местных властей. Исключение из общих правил установлено только для г. Москвы, где в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1993 г. предусмотрена предварительная подача уведомлений о пикетировании в органы исполнительной власти г. Москвы.
Вопрос: В день выборов в парке, где достаточно многолюдно, девушки в фирменных футболках с эмблемой одной из табачных фирм бесплатно раздавали сигареты, а вместе с ними и календарики с фотографией одного из кандидатов. Многие возмущались такой «рекламной акцией», так как знали, что в день выборов агитация запрещена. Куда в таких случаях следует обращаться с жалобой, чтобы прекратить нарушение закона?
Ответ: В данном случае налицо противоправная агитационная деятельность. В соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности. Они также обязаны незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.
Граждане вправе обратиться с заявлением о нарушениях закона в органы милиции, которые обязаны пресечь эти правонарушения. О совершении административного правонарушения составляется протокол. В соответствии со статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предвыборная агитация в период, когда такая агитация запрещена законодательством о выборах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Вопрос: Есть ли разница между предвыборными обещаниями и подкупом избирателей? Если да, то в чем юридические критерии отличий?
Ответ: В предвыборной программе, выступлениях кандидата могут содержаться различного рода обещания (осуществить те или иные меры в случае избрания, добиться решения конкретных проблем города, района и т.п.). Данные обещания являются проявлением предвыборной агитационной деятельности кандидата. В то же время в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав...» устанавливается запрет на обещания, которые представляют собой подкуп избирателей (п. 2 ст. 56). К таким обещаниям относятся, в частности, обещания передачи избирателям денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
К подкупу избирателей нельзя относить обещания добиваться повышения уровня жизни населения, озвученные кандидатом. Кандидат вправе обещать инициировать принятие решений органов государственной власти либо органов местного самоуправления, способных реально повысить уровень благосостояния населения. Таким образом, подкупом избирателей могут считаться только обещания передачи денежных средств, иных материальных благ заведомо незаконным путем в формах, запрещенных законом.
Вопрос: Может ли кандидат в период выборов бесплатно распространять правовую литературу (законы, популярные пособия)? Может ли такая деятельность считаться предвыборной агитацией?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» кандидатам и их доверенным лицам, уполномоченным представителям запрещается бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов, специально изготовленных для избирательной кампании. Поскольку правовая литература также является товаром, ее бесплатное распространение, по общему правилу, не допускается. Исключение может составлять правовая литература, разъясняющая права избирателей, наблюдателей, содержащая информацию о выборах, демократии, законодательстве о выборах и т.п., то есть та литература, выпуск которой специально приурочен к выборам. Нарушение указанных правил является злоупотреблением правом на предвыборную агитацию.
Вопрос: Сейчас проходят выборы мэра города Е. В городской газете была опубликована статья, в которой содержалась информация о высоких личных и деловых качествах одного из кандидатов. Является ли эта статья в соответствии с законом информационной или агитационной? Должна ли она быть оплачена из избирательного фонда кандидата?
Ответ: В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, а также деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, является предвыборной агитацией, поэтому данная статья должна была быть оплачена из избирательного фонда кандидата.
Вопрос: В нашем районе сейчас проходят выборы главы местного самоуправления. Я присутствовал на одном предвыборном собрании. На нем выступало несколько представителей районной администрации с рассказами о том, какие достижения произошли в районе за то время, пока его возглавляет Т., который в настоящее время добивается своего переизбрания. Как можно бороться с такими фактами?
Ответ: Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав...» (п. 7 ст. 48) предвыборную агитацию запрещается проводить лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения. В случае участия этих лиц в предвыборной агитации с нарушением указанного порядка к ним могут применяться меры административной ответственности. Статьей 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, возможно применение санкций и к самому кандидату, являющемуся главой местного самоуправления (то есть лицом, занимающим муниципальную должность), в случае, если он привлекает к предвыборной агитации указанных вами должностных лиц. Такого рода действия являются использованием кандидатом преимуществ служебного положения. При установлении подобных фактов избирательная комиссия муниципального образования может обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации данного кандидата.
Вопрос: В почтовые ящики жителей нашего города неизвестные лица вбрасывают листовки, в которых распространяются сведения, компрометирующие ряд кандидатов в депутаты городской Думы. Кто должен нести ответственность за такие действия и как виновных можно привлечь к ответственности?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов. Пунктом 2 статьи 54 Федерального закона предусмотрено, что все агитационные печатные материалы должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов. Поэтому, если в листовках, распространяемых в вашем городе, отсутствует эта информация, можно говорить о нарушении лицами, изготовившими и распространяющими эти листовки, порядка проведения предвыборной агитации. За эти действия установлена административная ответственность. Согласно статье 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, не содержащих установленной Федеральным законом информации об их тираже и о дате выпуска, о наименовании и об адресе организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего эти агитационные печатные, аудиовизуальные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавшего изготовление этих агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, а равно изготовление агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с законом меры по пресечению противоправной агитационной деятельности обязаны принимать правоохранительные органы (прежде всего органы внутренних дел), в которые граждане имеют право обращаться с заявлениями.
Вопрос: Как оценивается размещение агитационных материалов с точки зрения законодательства о выборах на бесплатных сайтах в Интернете, в том числе их размещение до даты назначения выборов?
Ответ: Размещение агитационных материалов, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей к голосованию за или против тех или иных кандидатов, против всех кандидатов на бесплатных сайтах в Интернете, проводимое в период избирательной кампании, следует считать одной из форм предвыборной агитации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» такую агитацию вправе вести граждане Российской Федерации, общественные объединения. К материалам, размещаемым на сайтах в Интернете, применяются общие правила ведения предвыборной агитации (по срокам размещения, по кругу лиц и т.д.), а также ограничения по содержанию материалов, установленные в статье 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...». К кандидатам (спискам кандидатов), нарушившим соответствующие правила и ограничения, могут применяться предусмотренные избирательным законодательством меры ответственности (в том числе и отмена регистрации в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона).
Размещение указанных агитационных материалов до назначения выборов не регламентируется действующим избирательным законодательством.
Вопрос: Имеет ли право представитель администрации края проводить в день выборов социологический опрос на тему «Почему вы проголосовали за этого кандидата, ведь он проиграл предыдущие выборы?»?
Ответ: Действия представителя администрации являются незаконными. В формулировке вопроса, который задается им, содержатся признаки предвыборной агитации, установленные статьей 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...». В то же время согласно статье 49 указанного Федерального закона в день голосования проведение предвыборной агитации запрещается. Кроме того, предвыборную агитацию запрещается проводить лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения (п. 7 ст. 48 Федерального закона).
Вопрос: Что делать, если на выборах губернатора области государственная телерадиокомпания ведет агитацию в пользу только одного кандидата?
Ответ: В этих случаях следует обратиться в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации с жалобой на нарушение телерадиокомпанией порядка проведения предвыборной агитации. Согласно пункту 8 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, ее должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение предусмотренных законодательством о выборах условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Вопрос: У нашего СМИ (радиопрограмма) нет лицензии на вещание, но есть разрешительное письмо от государственной радиокомпании, по которому мы можем вставлять свои передачи в их сетку вещания в своем городе в определенное время. Может ли наша радиопрограмма участвовать в предвыборной агитации на выборах в Государственную Думу и на местных выборах?
Ответ: Порядок проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания установлен Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» (ст.ст. 50, 51). Согласно указанным статьям Федерального закона выделение бесплатного и платного эфирного времени осуществляется непосредственно организациями телерадиовещания. Именно с организациями телерадиовещания кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки заключают договоры о предоставлении эфирного времени для проведения предвыборной агитации. Таким образом, самостоятельное участие в предвыборной агитации радиопрограммы, выходящей в эфир на основании разрешительного письма от государственной радиокомпании, невозможно.
Вопрос: Кандидат в депутаты подарил школе на юбилей компьютер от имени предприятия, директором которого является. Как это расценивается с точки зрения закона, наказуемо ли?
Ответ: Дарение школе компьютера кандидатом от имени предприятия, директором которого он является, является благотворительной деятельностью. Однако в период избирательной кампании кандидат, в соответствии с законом, не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Данное правило предусмотрено в пункте 5 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...».
За нарушение указанного запрета установлена административная ответственность. В соответствии со статьей 5.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление благотворительной деятельности с нарушением федерального законодательства о выборах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|