«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
6. Подготовка методистов
Эффективность обучения зачастую определяется качеством подготовки методистов. Они должны не только сами отлично разбираться в содержании изучаемых вопросов, но и уметь таким образом преподнести учебный материал, чтобы обучаемые также смогли им как следует овладеть. Надеемся, вы будете иметь дело с людьми, которые справятся с обеими задачами.
Вот оптимистический прогноз.
Если вы намереваетесь поручить членам избирательной комиссии субъектов федерации провести такой курс обучения, вы можете быть вполне уверены в том, что они успешно справятся с поставленной задачей и ОТВЕТЯТ на любой вопрос!
А теперь не очень оптимистический прогноз.
Учитывая то обстоятельство, что они вплотную заняты решением всего круга вопросов, связанных с подготовкой выборов, а также непосредственно участвуют в выработке руководящих документов по выборам, они не всегда понимают смысл задаваемых вопросов.
При разработке учебной программы вам надлежит сделать все возможное, чтобы добиться совмещения и того, и другого.
Помимо этого, вам, возможно, удастся отобрать для обучения людей, которые любят быть на виду. Но не забывайте, что даже среди самых подготовленных и компетентных лиц, идеально подходящих для такой работы, встречаются люди, которых страшит одна только мысль о выступлении перед аудиторией. Кого бы вы не подобрали для работы в качестве методистов, вы дадите им очень много, если проведете курс предварительной подготовки.
Обучение методистов
Если вы хотите, чтобы задуманная вами учебная программа действительно соответствовала поставленным целям, важно, чтобы вы обратили внимание и на ПОДГОТОВКУ МЕТОДИСТОВ. Скорее всего, они уже знают, что от них требуется, поэтому особое внимание в процессе подготовки следует обратить на:
- выработку уверенности в себе и
- предоставление им соответствующего инструментария для выполнения своих функциональных обязанностей.
Если это возможно, проведите специальное инструкторское занятие с теми лицами, которым будет поручена подготовка методистов. Это занятие должно быть посвящено рассмотрению методических вопросов, а не процедурных деталей организации проведения выборов. Возможно, вам удастся привлечь для проведения такого занятия вузовского профессора или преподавателя, специализирующегося в этой области, с тем, чтобы научить ваши методистов вести свою работу не только результативно, но и интересно. И что еще важнее, вам необходимо организовать обучение так, чтобы оно оставалось в памяти.
Разумеется, специальные занятия с методистами должны включать формирование навыков публичного выступления и чтения лекций перед аудиторией. В том же случае, если вы предпочли использовать форму малых учебных групп, необходимо предусмотреть применение методических приемов и упражнений, основанных на стратегии моделирования речевой деятельности. Смысл состоит в том, чтобы процесс обучения стал действительно активным. В конце концов, пассивное получение знаний всегда уступает творческому формированию навыков и умений. Спортивный тренер может сколько угодно рассуждать о том, как следует играть в футбол или хоккей, но всем ясно, что действительное мастерство приобретается на футбольном поле или хоккейной площадке в ходе игры.
В идеальном варианте подготовка методистов должна опираться на использование передовых форм, способов и приемов проведения практических занятий, таких как:
- ролевые игры;
- показы и демонстрации;
- контрольные опросы и игры, стимулирующие процесс обучения;
- вопросно-ответные беседы;
- свободные обсуждения и творческие дискуссии.
Представляется целесообразным дать методистам некоторые рекомендации по поддержанию контакта с аудиторией.
(Если услышите храп в задних рядах, то смело можете считать это признаком того, что в поведении выступающего есть какой-то изъян!)
В процессе подготовки методистов необходимо дать знания о том:
- как оборудовать помещение таким образом, чтобы активность аудитории была наибольшей;
- как узнать, что аудитория теряет интерес к мероприятию, и что надлежит предпринять, чтобы исправить положение;
- как вовлечь застенчивых и молчаливых обучаемых в творческие и активные виды деятельности;
- как оценить эффективность выступления и определить потребность в дополнительном освещении некоторых вопросов.
Лучший друг методиста ....Наставление для методиста
Когда речь идет о проведении выборов, последовательность и единообразие действие всех участников является залогом их успеха. Если мы хотим, чтобы члены избирательных комиссий действовали последовательно и в соответствии с принятыми процедурами, процесс их обучения должен быть также построен на принципах последовательности и единообразия. Независимо от количества обучающих, результаты обучения должны быть едиными. Наставление для методиста является главным руководящим документом для методиста. Оно также является тем ключевым инструментом, который обеспечивает единое понимание целевых вопросов всеми членами избирательных комиссий. Более того, наставление для методиста обеспечивает уверенное и целенаправленное проведение практических занятий с обучаемыми.
Цель наставления состоит в том, чтобы очертить объем учебного материала и разбить его на поурочные блоки, позволяющие любому методисту проводить занятия эффективно и последовательно. Имея на руках такое наставление, даже малоопытный методист сможет отработать учебный материал тщательно и полно. Хорошее наставление для методиста должно содержать следующие основные разделы;
- содержание поурочных модулей, охватывающих всю учебную программу;
- практические цели для каждого поурочного модуля (какие знания, навыки и умения должны быть сформированы после прохождения данной темы);
- расчет часов по урокам;
- планы проведения практических занятий по всем поурочным модулям;
- итоговая контрольная работа с целью проверки, насколько глубоко обучаемые усвоили пройденный материал, и какие практические навыки они приобрели;
- анкета по оценке учебной программы, заполняемая с целью помочь членам избирательных комиссий субъектов Федерации определить эффективность данной учебной программы и внести в нее необходимые дополнения и исправления.
В дополнение к наставлению методистам должен быть также выдан комплект методиста, включающий наглядные пособия, применяемые для обеспечения большей эффективности практических занятий. По мере возможностей методист должен быть снабжен расходным материалом, который существенно подкрепляет устные выступления. Например, в комплект методиста должны быть вложены образцы дидактических материалов, доставляемых обучаемым по мере прохождения учебной программы. Эти материалы должны распределяться поэтапно. В целях практического показа под рукой методиста должны находиться образцы урн для избирательных бюллетеней и средства для их опечатывания. Для выполнения соответствующих работ и упражнений во время занятий должны быть в наличии в необходимом количестве карандаши и бумага. Не должно быть недостатка в образцах контрольных и проверочных работ. В комплекте также должны быть учебные образцы избирательных бюллетеней, списки избирателей и другие материалы, необходимые для проведения, показов, демонстраций, ролевых игр и других творческих упражнений в ходе проведения практических занятий.
Разработка поурочных планов
Самым ценным разделом наставления, по мнению методистов, является раздел с поурочными планами, который определяет виды деятельности и порядок их выполнения при проведении практических занятий. Поурочные планы также являются гарантией того, что все обучаемые овладеют одним и тем же объемом учебного материала в единой последовательности и с применением единых методических приемов.
Очень важно, чтобы поурочные модули логически соответствовали той последовательности процедур, которые реально применяются для выполнения тех действий, которые являются предметом изучения. Насколько это возможно, они также должны отражать содержание тех процедурных инструкций, которыми будут руководствоваться в своей деятельности участковые избирательные комиссии. Если это будет обеспечено, все учебные пособия будут успешно дополнять друг друга.
Поурочные планы, как правило, не излагаются в повествовательном стиле. Форма художественного сценария никак не подойдет для написания поурочного плана. Такой подход только усыпит обучаемых и никоим образом не будет стимулировать их творческое целенаправленное поведение, если, вы, разумеется, не Хазанов и не Райкин. Поурочные планы должны представлять собой перечень последовательных действий, напоминающий методисту о том, на каком этапе он находится в данный момент и что еще предстоит выполнить.
В поурочном плане должны быть отражены следующие методические вопросы регулирующего характера:
- расчет времени на изучение материала данного учебного номера,
- необходимые учебные материалы;
- упражнения и виды деятельности на практическом занятии;
- цели, которые должны быть достигнуты.
Ниже приводится примерный план урока, который мог бы быть включен в Наставление для методиста. Предполагаемый формат отражает ряд тех ключевых структурных элементов, о которых шла речь. В качестве образца мы разработали план урока по теме, взятой из оглавления Рабочего блокнота члена участковой избирательной комиссии, которое вы найдете в Приложении А.
Образец плана урока
Тема практического занятия
(Часть VI., А.). Плановая работа с избирателями
Выделенное время:
45 минут
Форма практического занятия:
мини-лекция, ролевая игра, вопросно-ответная беседа
Учебные материалы:
3 игровых сценария, учебный список избирателей, ручка
Цели:
К концу занятия уметь
- идентифицировать избирателя
- определять документы, удостоверяющие личность избирателя
- находить имя избирателя в списке избирателей
- предлагать избирателю расписаться в списке избирателей
- работа с избирателем, не внесенным в список избирателей
-вносить новых избирателей в списки избирателей
Действия
|
Расчет времени
|
Исполнитель
|
1. Мини лекция
|
15 мин.
|
Методист
|
А. Четыре этапа работы с избирателями:
1. Проверка документа, удостоверяющего личность избирателя
2. Отыскание имени избирателя в списке избирателей
3. Предложение избирателю расписаться в списке избирателей
4. Выдача избирательного бюллетеня
|
Б. Приемлемые документы, удостоверяющие личность избирателя
а. Паспорт
б. Удостоверение личности военнослужащего
в. Временный документ, удостоверяющий личность
г. Другой документ, содержащий имя и фотографию владельца и имеющий свой номер, а также подпись владельца и штамп с пропиской в пределах данного избирательного участка
|
В. Исключения
а. Избиратель имеет документ, удостоверяющий личность, но не внесен в список избирателей
б. Проверь прописку в документе избирателя
в. Если вопросов не возникло, внеси имя избирателя в список избирателей
г. Предложи избирателю расписаться в списке избирателей
д. Выдай избирателю бюллетень для голосования
е. В сдлучае отсутствия у граждан документа, удостоверяющего его личность, направьте его в соответсвующую инстанцию для решения вопроса о голосовании
ж. В случае, если документ прописан вне пределов данного избирательного участка, направьте владельца данного документа в соответствующую инстанцию для получения необходимого содействия
|
2. Организация ролевой игры
|
5 мин.
|
Методист 2
|
А. Вызовите 5 желающих
|
|
|
В. Назначьте двух обучаемых членами избирательной комиссии
|
|
|
С. Попросите трех других обучаемых вытащить ролевые карточки
1 играет роль избирателя, имеющего документ и внесенного в список избирателей
1 играет роль избирателя, имеющего документ, но не внесенного в список избирателей
1 играет роль избирателя, прописанного в другом районе и невнесенного в список избирателей
|
|
|
3. Разыгрывание сценария. Член избирательной комиссии работает с тремя избирателями
|
15 мин.
|
Желающие
|
4. Разбор занятия
|
10 мин.
|
Методисты
1 и 2
|
А. Узнайте мнение участников игры о проведенной тренировке
а. Что прошло удачно?
б. Что прошло со сбоями?
в. Довольны ли остались «избиратели»?
|
Желающие участники
|
Б. Обсуждение практического занятия
а. Были ли какие-либо упущения?
б. Были ли члены избирательной комиссии достаточно внимательны? Или грубы?
в. Можно ли было более внимательно отнестись к тем избирателям, которым было отказано в получении избирательного бюллетеня?
г. Есть ли неясные вопросы?
|
Итоговый контроль
Вспомните ли вы хоть один случай из своих школьных лет, когда учитель освободил бы вас от контрольной работы и не выявил бы, насколько хорошо вы выучили пройденный материал? Скорее всего, вам никогда не нравился итоговый контроль. Однако теперь, когда вы сами проводите курс обучения, вы наверняка полагаете, что контроль - дело нужное.
Любая проверочная работа является прекрасным способом убедиться в том, что обучаемые усвоили, а что нет, где необходимо внести изменения в процесс обучения или сосредоточить дополнительные усилия. Нельзя забывать и о текущем контроле после каждого урока, особенно при изучении таких сложных тем, как работа с протоколом по итогам голосования. В свете сказанного итоговый контроль, безусловно, имеет свою ценность.
Негативная сторона контроля состоит в том, что обучаемые никогда не бывают в восторге от его проведения. В данном случае методистам необходимо будет разъяснить обучаемым, что нашего контроля бояться не стоит, так как он не связан с выставлением оценок «ЗАЧТЕНО» или «НЕЗАЧТЕНО». Наш контроль проводится для того, чтобы определить, остались ли какие-либо вопросы недостаточно освещенными, и предпринять меры к полному и качественному овладению учебной программой.
Привлекательная сторона итогового контроля состоит в том, что в Наставлении для методиста содержится варианты ответа на контрольные вопросы, так что методистам не придется, подобно школьным учителям тратить целые часы на проверку контрольных работ. Методист вправе разрешить обучаемым свободно работать со своими контрольными анкетами при разборе темы и обсуждении отдельных вопросов в конце занятия.
Итоговая проверка позволяет решить несколько задач:
- если вы спланировали контрольную работу так, что у обучаемых осталось время в конце практического занятия, они могут в ходе обсуждения дополнительно закрепить в своей памяти учебный материал, пройденный на первых занятиях;
- спланированная таким образом контрольная работа позволит провести целенаправленную вопросно-ответную беседу по итогам проверки и снять остающиеся вопросы и неясности;
- обучаемым также представится возможность уточнить свои недоработки и определить те темы, которые они должны будут изучить дополнительно по возвращении домой.
Хорошая контрольная работа должна быть простой и краткой. Включите вопросы и пункты (требующие ответа «да» или «нет», выбора из предложенных вариантов ответов или заполнения пропусков). Контрольная работа должна мобилизовать память, а не поднимать кровяное давление. В текст контрольной работы также следует включить несколько вопросов, отражающих тематику поурочных планов. Заполнение контрольного опросного листа не должно занимать более 15-20 минут. Ниже приводится образец такой контрольной анкеты.
Итоговая контрольная работа для членов участковых избирательных комиссий
Время: 20 мин
1. Ответьте ДА или НЕТ.
ДА
|
НЕТ
|
|
|
|
Переносные ящики для голосования необязательно должны быть открыты и опечатаны в присутствии наблюдателей перед открытием избирательного участка.
|
|
|
Избиратель должен предъявить документ, удостоверяющий личность, для того, чтобы проголосовать.
|
|
|
Члены одной семьи могут одновременно находиться в одной кабине для тайного голосования.
|
|
|
Избиратель, не внесенный в избирательный список, может быть внесен в него по предъявлении соответствующего документа, удостоверяющего личность.
|
|
|
Жена может проголосовать за своего мужа по его паспорту.
|
|
|
Представители средств массовой информации могут находиться на избирательном участке.
|
|
|
Наблюдатель может сделать свою копию протокола и заверить ее.
|
|
|
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса может участвовать в сортировке избирательных бюллетеней и подготовке к подсчету голосов избирателей.
|
2. Избирательный бюллетень должен быть признан недействительным в том случае, если он: (объявите нужную букву)
а. Подписан избирателем.
б. Порван.
в. Не помечен.
г. Помечен карандашом.
д. Имеет печать, но не подписан членом избирательной комиссии
е. Помечен знаком «минус» в квадрате напротив соответствующего кандидата.
ж. Имя кандидата обведено.
з. Измазан шоколадом.
и. Выбор избирателя помечен красными чернилами.
3. Кто может находиться на избирательном участке? (отметьте галочкой.)
___ кандидат
___ телеоператор
___ дети с родителями
___ продавец кондитерских товаров
___ 2 наблюдателя от одного и того же избирательного объединения
___ собака на поводке
___ иностранный наблюдатель
___ уполномоченный представитель инициативной группы избирателей
4. Протокол содержит 10 строк, которые должны иметь свою нумерацию и отражать отчетность по избирательным бюллетеням, полученным участковой избирательной комиссией и использованным в день выборов. Назовите 6 из них:
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
5. Заполните пропуски.
Каждый кандидат может иметь ______ членов с совещательным голосом в составе избирательной комиссии.
Если будет определено, что количество избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования превышает количество заявлений избирателей, то данные избирательные бюллетени должны быть признаны _______________________.
Избирателю, нуждающему в помощи, может оказать содействие любой человек, за исключением
_______________________________________________
Неиспользованные избирательные бюллетени должны быть подсчитаны и погашены
_______________________________________________
6. Протокол заполняется в трех экземплярах. Укажите, куда направляется каждый экземпляр.
Первый экземпляр направляется
_______________________________________________
Второй экземпляр направляется
_______________________________________________
Третий экземпляр направляется
_______________________________________________
7. Если гражданин имеет жалобу, он вправе (объявите нужную букву):
а. изложить ее председателю участковой избирательной комиссии
б. устроить сцену и добиться своего
в. изложить ев в письменном виде и настоять на том, чтобы она была приобщена к протоколу
г. покинуть помещение избирательного участка и подать жалобу в установленном порядке
д. потребовать объяснений
е. прекратить голосование, пока избирательная комиссия не вынесет удовлетворяющее его решение
ж. направить жалобу в вышестоящую избирательную комиссию
Теперь ваша очередь
Никогда не помешает иметь обратную связь с тем, чтобы узнать, как был воспринят ваш курс обучения? Был ли он успешным? Или надо все начать с самого начала? Предложите обучаемым заполнить оценочную анкету, если хотите узнать, как вы поработали. Такой подход позволит обучаемым ощутить себя настоящими партнерами, а это, в свою очередь, разовьет ваше методическое мастерство и даст вам возможность работать еще более эффективно.
Оценка курса обучения
Мы хотим узнать вашу оценку эффективности проведенной подготовки, качества учебных материалов, методики и практических занятий. Ваши ответы позволят нам устранить имеющиеся недостатки и поднять качество обучения на более высокий уровень.
1. Вооружила ли вас учебная программа достаточными знаниями по:
|
ДА
|
НЕТ, нужна более глубокая подготовка
|
Роль наблюдателей и их полномочия
|
|
|
Как оборудовать избирательный участок для голосования
|
|
|
Порядок действий перед открытием избирательного участка
|
|
|
Работа с избирателями
|
|
|
Исключения при работе с избирателями
|
|
|
Закрытие избирательного участка и порядок действий перед подведением итогов голосования
|
|
|
Подсчет голосов избирателей
|
|
|
Заполнение протокола
|
|
|
2. Были использованы различные методические формы и способы. Как вы их оцениваете?
Методическая форма
|
Очень эффективная
|
Эффективная
|
Не особенно эффективная
|
Минилекции
|
|
|
|
Ролевые игры
|
|
|
|
Вопросно-ответные беседы
|
|
|
|
Опросы и тесты
|
|
|
|
Показы и демонстрации
|
|
|
|
Дискуссии
|
|
|
|
3. В цепом, как вы оцениваете полученную подготовку?
(от 1 = «не очень хорошо» до 5 = «отлично»)
Подготовка методиста
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Организация практического занятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Привлекательность практического занятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Основательность учебного материала
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
4. Оцените качество и пользу учебных материалов
(от 1 = «не очень полезный» до 5 = «исключительно полезный»)
Руководство для участковых избирательных комиссий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Справочники
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Образцы документов и предметов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Экземпляры законов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Экземпляры руководящих документов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
5. Какие другие учебные пособия Вы хотели бы привлечь?
6. Какие темы вы хотели бы дополнительно включить в будущие учебные программы?
6. Есть, ли у вас какие-либо другие предложения по улучшению учебной программы?
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|