«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ
Ляхович О. Калининградские выборы сквозь призму интернета
Прежде чем перейти непосредственно к калининградским предвыборным интернет-ресурсам, забегу вперед и отмечу, что одна из наиболее бросающихся в глаза тенденций, характерных для российских предвыборно-агитационных веб-ресурсов вообще - упорное нежелание кандидатов пользоваться теми, довольно широкими возможностями, которые способен предоставить интернет для общения с избирателями в режиме реального времени или приближенном к нему. Например в форме чат-интервью, видеоконференций, форумов с постоянным участием хозяина сайта. Следует заметить, что тенденция эта отнюдь не исключительно российская. Присутствует она, например, и в США: при повсеместном распространении там «цифровой» формы предвыборной агитации (предстоящие в 2004 г. выборы президента США уже успели прозвать «первыми интернет-выборами»), политические партии не слишком охотно, да и не очень уж умело обращаются с интернетом как инструментом избирательной кампании. Это, пожалуй, отражает характерное для многих современных политиков отсутствие энтузиазма, когда речь заходит об интерактивном, спонтанном общении с электоратом. Будучи заметной в глобальном масштабе, эта особенность сохраняется и на местном уровне - национальном, региональном, городском. Калининград - не исключение. В отличие от, скажем, красноярских интернет-ресурсов, накануне выборов удивлявших как своим многообразием, так и вполне бестолковой хаотичностью, калининградские отнюдь не впечатляют числом, что, впрочем, облегчает задачу их «описания и классификации». Окинем беглым взглядом стороннего наблюдателя несколько сайтов, являющих собой наиболее характерный срез российского регионального предвыборного интернета со всеми его плюсами и минусами.
Проект «Выборы в Калининграде», не очень информативный ранее, по мере приближения дня голосования содержательно начинает все более соответствовать тематике, заявленной в названии. Если еще пару недель назад объем новостей, связанных непосредственно с выборами, заметно уступал информации необязательного характера (вроде «В Калининградской области разводят страусов»), то теперь ситуация стала заметно улучшаться, и потенциальный избиратель, зайдя на этот сайт, сможет получить если не исчерпывающую, то хотя бы основную текущую информацию о выборах, что на прискорбном безрыбье уже неплохо. Из других плюсов можно назвать наличие текстов законов РФ и Калининградской области, связанных с выборами, а также ссылок на другие ресурсы, в основном официальные. Увы, немногочисленные - как правило, предвыборные страницы отчего-то крайне неохотно размещают у себя ссылки на альтернативные источники информации, включая ресурсы некоммерческих организаций и негосударственных СМИ. Из явных минусов - отсутствие информации о кандидатах, равно как и, опять таки, ссылок на ресурсы, где ее можно найти. Поиски читателю предстоит вести самостоятельно.
Впрочем, первый ресурс, к которому мы обратимся, ни в коей мере не является «предвыборным» или «личным сайтом кандидата», однако именно он предоставляет нам как общую (крайне скупую) информацию обо всех кандидатах, претендующих на кресло мэра, так и гораздо более полную об одном из них - действующем мэре города Ю.А. Савенко. Речь идет об официальной странице мэрии Калининграда. Здесь особого упоминания заслуживает раздел «Отчет мэра за 2001 год», с цифрами и графиками рассказывающий о конкретных достижениях мэрии за прошедший год, и уже потому выгодно отличающий данный ресурс не только от сайтов большинства кандидатов, но и от, скажем, сайта администрации города Красноярска, по сути превращенного мэром П.И. Пимашковым, претендовавшим в тот момент на кресло губернатора края, в свою личную страницу, но оказавшегося неспособным дать сколько-нибудь внятную картину своих достижений на посту мэра. Есть на сайте и вполне традиционная фотогалерея, а также возможность задать мэру вопрос.
Cхожи по дизайну и структуре личные сайты двух других кандидатов - И.П. Рудникова и В.В. Лопаты - на обоих страницах присутствует стандартный набор разделов: биография, подборка статей, комментариев и интервью с кандидатами в СМИ, фотоальбом, адрес электронной почты, позволяющий задать вопрос хозяину сайта. Впрочем, если на сайте В.В. Лопаты присутствует намек на интереактив - гостевая книга, то ресурс И.П. Рудникова выгодно выделяется из большинства предвыборных сайтов наличием программы действий в случае его избрания на пост мэра.
Страница еще одного кандидата, корреспондента газеты «Страна Калининград»Ольги Даниловой является частью электронной версии этого издания, и по своему содержанию вполне конгруэнтна положению своей хозяйки на предвыборной шахматной доске. Автобиография Даниловой плавно перетекает в своеобразный дневник, живописующий хождение журналистки по мукам в поисках счастья, каковые на сегодняшний день увенчались пока лишь регистрацией в качестве кандидата в мэры. Из плюсов стоит отметить наличие форума, а также возможность оценить качество материалов газеты, в том числе и предвыборного. Минусы - крайне небогатое содержание личной страницы кандидата, отсутствие программы и интерактивного общения с избирателями.
Разумеется, эти недостатки не заслуживали бы особого разговора, будь они присущи исключительно данному региону, но калининградский пример - лишь попытка сфокусировать взгляд на недостатках, за редкими исключениями крайне характерных и для общей ситуации. Наличие же того или иного полезного для избирателя элемента на сайте отдельного кандидата предельно ярко высвечивает их отсутствие на большинстве других.
Выделим четыре основные негативные тенденции, наиболее часто встречающихся в пространстве предвыборного российского интернета:
1. Недостаточное понимание и непродуманность стратегических задач, стоящих перед личными интернет-ресурсами кандидатов, их места и роли в предвыборной борьбе
2. Нежелание кандидатов принимать участие в спонтанном интерактивном общении с избирателями
3. Отсутствие предвыборных программ
4. Отсутствие ссылок на другие ресурсы (прежде всего на источники альтернативной информации, будь то СМИ или общественные организации, а также на тексты законов и нормативных документов, на сайты официальных структур)
Очевидно и другое - при всей специфике интернета как средства предвыборной агитации, многие из бросающихся в глаза изъянов (как то: пункты 2 и 3) не могут быть списаны за счет его относительной новизны и, как следствие - болезни роста российского интернета, но являются не более чем проекцией изъянов политической культуры современной России в целом.
Олег Ляхович
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ
|