«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Агитационный период
31. Существуют ли ограничения на размещение в эфире организаций телерадиовещания либо на страницах периодической печати в период до официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на правах рекламы информации о деятельности политических партий, об их уставах и программах, целях и задачах, деятельности членов партий?
Действия, о которых идет речь, не регулируются законодательством о выборах. Следовательно, соответствующих ограничений на размещение на правах рекламы в эфире организаций телерадиовещания информации о деятельности политических партий до официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы не существует. Заметим, что согласно Федеральному закону «О политических партиях» такое размещение должно оплачиваться из средств политической партии, а сведения об оплате должны содержаться в финансовом отчете политической партии.
32. В период избирательной кампании, но до начала агитационного периода гражданин выступает в эфире телекомпании с заявлениями о намерении выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах. Идут программы с участием этого якобы потенциального кандидата. Как здесь быть, и обращают ли на это внимание ЦИК России и региональные избирательные комиссии?
Согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда. Согласно п. 5 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов. Осуществление в период избирательной кампании деятельности, подпадающей под признаки предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях), до момента выдвижения и создания избирательного фонда кандидата может быть расценено как попытка обойти закон. Подобные действия - при условии последующего выдвижения данным лицом своей кандидатуры на выборную должность - должны влечь за собой отказ в регистрации кандидата на основании подп. «з» и «м» п. 23 ст. 38 Федерального закона об основных гарантиях.
Однако не следует расценивать любую положительную деятельность (в рамках должностных обязанностей или общественную деятельность) потенциального кандидата в период избирательной кампании как проведение незаконной предвыборной агитации, если при осуществлении такой деятельности отсутствует позиционирование такого лица в качестве кандидата.
33. Будет ли считаться агитацией информация о работе партии, о встречах с избирателями, о партийных списках, выдвижениях без призыва к голосованию? Надо ли оплачивать эти материалы из избирательного фонда?
Такого рода информация может содержаться как в информационных, так и в агитационных материалах. Если информация содержится в материале, публикуемом с целью побудить избирателей голосовать за кандидатов, выдвинутых политической партией, то материал носит агитационный характер и должен быть оплачен из избирательного фонда.
34. Каковы сроки проведения предвыборной агитации через СМИ?
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
35. С какого момента в соответствии со ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях наступает обязанность СМИ соблюдать требования ст. 51, 52 - с момента начала агитационного периода (со дня выдвижения кандидата) или с момента начала предвыборной агитации (за 30 дней до дня голосования)?
Обязанность соблюдения норм законодательства о выборах, регулирующих непосредственно этапы избирательной кампании, наступает с момента начала избирательной кампании (официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов). Вместе с тем понятно, что фактически положения ст. 51, 52 Федерального закона об основных гарантиях регулируют порядок проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. Как установлено п. 2 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях, предвыборная агитация в СМИ начинается за 30 дней до дня голосования. Из этого вытекает, что данные нормы непосредственно вступят в силу с момента начала предвыборной агитации в СМИ, что, тем не менее, не является основанием для нарушения их с момента начала избирательной кампании. Кроме того, ряд действий, в частности такие, как резервирование объемов эфирного времени, печатной площади, распределение их между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками, осуществляются до начала агитационного периода в СМИ.
36. С какого момента распространение информации может квалифицироваться как досрочная предвыборная агитация?
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях в соответствии с п. 2 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях начинается за 30 дней до дня голосования. Если организация СМИ предоставит эфирное время или печатную площадь кандидату, политической партии для распространения информации, носящей признаки предвыборной агитации, в период избирательной кампании, но ранее даты, с которой начинается агитационный период, это будет нарушением закона.
37. Можно ли утверждать, что информация о кандидатах, распространяемая ранее чем за 30 дней до начала голосования, не является предвыборной агитацией?
Информация о кандидатах, распространяемая ранее чем за тридцать дней до дня голосования (равно как и информация, распространяемая в течение 30 дней до дня голосования) не является предвыборной агитацией при условии, что она не подпадает под понятие предвыборной агитации (п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях) и не входит в перечень агитационных действий (п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях).
Информируя о кандидатах, журналисты должны соблюдать принципы беспристрастности, объективности, достоверности, равенства прав кандидатов, политических партий, избирательных блоков.
38. Если кандидатура кандидата снята, а за сутки до выборов восстановлена судом или избирательной комиссией, имеет ли телерадиокомпания право предоставить кандидату платное эфирное время в субботу, накануне выборов?
Нет, поскольку это будет противоречить п. 3 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях, а проинформировать избирателей через СМИ о восстановлении кандидата обязана соответствующая избирательная комиссия.
39. Какие обязанности предусмотрены для работников СМИ, участвующих в избирательных кампаниях в качестве кандидатов?
Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Они представляют в избирательную комиссию заверенную копию приказа или распоряжения о временном освобождении от служебных обязанностей не позднее трех дней со дня регистрации и при ведении собственной избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ служебного положения, в частности, понимается преимущественный доступ к СМИ в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных организаций, осуществляющих телерадиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами или доверенными лицами кандидатов.
40. Подп. «ж» п. 7 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях напрямую запрещает проведение предвыборной агитации представителям организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении ими профессиональной деятельности. То есть не приостановившие своей трудовой деятельности журналисты не имеют права оказывать услуги кандидатам (блокам, партиям) при подготовке материалов предвыборной агитации (исключение составляют журналисты, работающие в изданиях, учрежденных кандидатами, партиями). Выходит, даже те журналисты, которым поручено вести предвыборные дебаты и «круглые столы», интервьюировать кандидата, должны на это время отказаться от осуществления профессиональной деятельности?
П. 7 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях запрещает проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы представителям организаций СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности. Однако толковать данное положение расширительно и полагать, что журналисты, ведущие «круглые столы» или интервьюирующие кандидатов, должны на это время отказаться от осуществления своей профессиональной деятельности, некорректно. П. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях содержит перечень видов деятельности и действий, которые квалифицируются как предвыборная агитация, и объединены общим признаком, вытекающим из определения предвыборной агитации, закрепленного в ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях, - они имеют целью побудить или побуждают избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Деятельность журналистов в рамках упомянутых мероприятий не является агитацией по смыслу п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях. Эта деятельность носит вспомогательный характер, она обеспечивает реализацию права кандидатов на проведение предвыборной агитации на телевидении и радио, в печати.
Законом предусмотрены не только интервью и выступления отдельных кандидатов, но и проведение совместных агитационных мероприятий, которым уделяется особое внимание. Федеральный закон об основных гарантиях содержит требование, согласно которому не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно предоставляться зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам исключительно для совместного проведения дискуссий, «круглых столов», иных совместных агитационных мероприятий (п. 4 ст. 51). Роль ведущего в таких мероприятиях очень велика, так как именно он направляет дискуссию, задает вопросы, предоставляет возможность задавать вопросы телезрителям или радиослушателям и т. д., что необходимо для обеспечения проведения агитации в указанных формах. Сама по себе эта деятельность не носит характера агитации или выпуска и распространения агитационных материалов и потому может и должна осуществляться журналистами в рамках реализации ими прав и обязанностей, связанных с профессиональной деятельностью. Если же в ходе подобного мероприятия журналистом будет совершено действие, которое может быть квалифицировано по п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях как агитация (например, высказывание в поддержку того или иного кандидата), то он будет нести ответственность в соответствии с законом.
41. Имеет ли организация право уволить сотрудника (журналиста, иного творческого работника, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск СМИ), участвовавшего в деятельности по информационному обеспечению выборов, до истечения одного года после окончания избирательной кампании в случае окончания его трудового договора, заключенного на определенный срок, не нарушая требования п. 6 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях? Как это соотносится с Трудовым кодексом?
Организация СМИ вправе уволить работника, с которым заключен срочный трудовой договор, поскольку п. 6 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях предусматривает запрет на увольнение работников СМИ по инициативе администрации, а расторжение срочного трудового договора не отнесено Трудовым кодексом (ст. 79, 81) к таковому.
42. Как определить круг лиц, на которых распространяется действие п. 6 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях, предусматривающего запрет на увольнение по инициативе работодателя и перевод на другую работу без их согласия журналистов, иных творческих работников, осуществляющих выпуск СМИ в период соответствующей избирательной компании и в течение одного года после ее окончания? Распространяется ли эта норма только на работников, аккредитованных при соответствующих избирательных комиссиях, для которых работа по освещению выборов в данный момент является основной, или эта норма распространяется на любого творческого работника, который опубликовал хотя бы одно сообщение о ходе избирательной кампании?
Федеральным законом об основных гарантиях (п. 6 ст. 45) к лицам, которые не могут быть уволены с работы или переведены на другую работу по инициативе администрации в период соответствующей избирательной компании, отнесены любые журналисты, иные творческие работники, должностные лица организации, участвующие в деятельности по информационному обеспечению выборов, то есть как в освещении хода избирательной кампании, так и в обеспечении проведения агитационных мероприятий на каналах организаций телерадиовещания в качестве ведущего совместных агитационных мероприятий.
43. Имеют ли право журналисты печатного СМИ оказывать кандидатам помощь в подготовке их предвыборных материалов?
Журналисты вправе оказывать услуги по подготовке агитационных материалов кандидатов, политических партий, избирательных блоков. При этом необходимо соблюдать условия, установленные п. 5 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях. Такие услуги могут быть оказаны с письменного согласия кандидата (его уполномоченного представителя по финансовым вопросам), уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока. Оплата таких услуг должна производиться из избирательного фонда. Журналист, как и любой гражданин, может лично без привлечения третьих лиц оказывать данные услуги бесплатно, на добровольной основе.
44. Почему на агитационном этапе избирательной кампании журналисты не могут выступать с пропагандистско-аналитическими материалами в той газете, в которой работают, при том, что она ведущая в городе или районе? Как в этих условиях бороться с пиаром? Не для того ли закон о выборах отсекает журналистов от избирательного процесса, чтобы не мешать проведению в жизнь групповых и партийных интересов?
В силу запрета на ведение предвыборной агитации при осуществлении своей профессиональной деятельности журналист, как и любой гражданин, может опубликовать материал любого агитационного содержания в случае, если эта публикация будет оплачена из соответствующего избирательного фонда. Иной подход, как показала практика выборов 1995-2000 годов, может привести в ходе избирательных кампаний к нарушению принципа равенства кандидатов, политических партий, избирательных блоков, к использованию профессионального статуса журналиста в групповых интересах. Примером такого негативного использования статуса журналиста были пропагандистско-аналитические передачи С. Доренко на ОРТ в 1999 году.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|