Демократия.Ру




Не идите в политику, если кожа у вас чуть потоньше, чем у носорога. Франклин Рузвельт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 02:33


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Организации СМИ - участники избирательного процесса

24. Какие СМИ на предстоящих федеральных выборах могут участвовать в избирательной кампании?

Участвовать в избирательной кампании, информируя избирателей, могут любые организации СМИ независимо от формы собственности, территории распространения их продукции и любых иных обстоятельств.

Участвовать в избирательной кампании путем предоставления эфирного времени, печатной площади могут только те организации СМИ, которые не позднее чем через тридцать дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов опубликовали свои расценки на эфирное время, печатную площадь и уведомили об этом соответствующую избирательную комиссию.

Обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь государственные организации СМИ, если они в соответствии с законом не освобождены от этой обязанности.

Негосударственные организации СМИ (за исключением учрежденных избирательными объединениями) могут предоставлять свои услуги зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам только в том случае, если они учреждены (зарегистрированы) не менее чем за один год до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

25. Накануне выборов появляется довольно много новых негосударственных периодических печатных изданий и организаций телерадиовещания, создаваемых специально «под выборы». Могут ли такие СМИ участвовать в избирательной кампании?

В данном случае определяющим является ответ на вопрос, кем были учреждены негосударственные организации СМИ. Согласно общему правилу, установленному п. 4 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, негосударственные организации СМИ, учрежденные менее чем за один год до начала избирательной кампании, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время, печатную площадь. Исключение предусмотрено только для тех негосударственных организаций СМИ, которые были учреждены самими избирательными объединениями.

Освещать избирательную кампанию, производить и распространять аналитические, информационные передачи о выборах вправе любые организации СМИ независимо от времени их учреждения.

26. Если организация СМИ учреждена более чем за год до начала избирательной кампании, а затем менее чем за год до начала избирательной кампании прошла перерегистрацию, вправе ли она предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации?

Да, вправе, поскольку Федеральный закон об основных гарантиях содержит требование только к дате первоначальной регистрации организации СМИ. Данное требование учитывает негативную практику прошлых выборов и направлено на лишение организаций СМИ, создаваемых непосредственно к выборам, возможности предоставления услуг для предвыборной агитации.

27. Федеральным законом об основных гарантиях предусмотрен только один случай освобождения СМИ от так называемой бесплатной повинности: муниципальные СМИ имеют право не участвовать в выборах вышестоящего уровня. Следует ли из этого, что государственные общероссийские и региональные СМИ обязаны принимать участие в выборах всех уровней, в том числе муниципальных? Что может помешать местным законодателям в субъектах Российской Федерации обязать государственные региональные и общероссийские организации СМИ бесплатно предоставлять площадь, эфирное время кандидатам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления?

В соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона об основных гарантиях информационное обеспечение выборов соответствующего уровня осуществляется государственными и муниципальными, а также негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями государственных и муниципальных, а также негосударственных периодических печатных изданий. Исходя их указанного положения, а также положений ст. 51, 52 Федерального закона об основных гарантиях, ст. 84, 86, 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации общероссийские государственные СМИ осуществляют информационное обеспечение федеральных выборов, региональные государственные СМИ - федеральных и региональных выборов, муниципальные СМИ - муниципальных выборов.

Таким образом, законом субъекта Российской Федерации о выборах в органы местного самоуправления может быть предусмотрена только обязанность муниципальных СМИ осуществлять информационное обеспечение выборов в органы местного самоуправления. Что же касается обязанности государственных общероссийских и региональных СМИ осуществлять информационное обеспечение выборов, проводимых на территории субъектов Российской Федерации и на территории муниципальных образований, то, исходя из смысла п. 1 ст. 47 Федерального закона об основных гарантиях, она существует только лишь в отношении информационного обеспечения выборов соответствующих уровней.

28. Относятся ли к так называемым специализированным СМИ отраслевые государственные издания (у нас их много - «Рыбак...», «Моряк...», «Трибуна рабочего... « и пр.), а также многотиражки государственных вузов (их тоже хватает - «Наш темп», «Ломоносовец», «Медик Севера» и пр.)? Вправе ли они отказаться от публикации агитационных материалов?

Закон о СМИ под специализированным средством массовой информации понимает такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого этим Законом установлены специальные правила. Федеральный закон об основных гарантиях вкладывает в понятие специализированных средств массовой информации более широкий смысл: в п. 7 ст. 50 специализированными названы культурно-просветительские, детские, технические, научные и другие издания. Поэтому при решении вопроса о том, является ли какое-либо средство массовой информации специализированным, следует исходить из тематической направленности его публикаций. Если издание полностью посвящено той или иной отрасли промышленности или отдельной науке, его следует считать специализированным и признавать за ним право на отказ от предоставления печатной площади для публикации агитационных материалов.

Так же может быть решен вопрос и в отношении изданий государственных вузов. Они, как правило, носят узкоспециальный характер, обусловленный теми специальностями, обучение по которым осуществляет вуз. Следует признавать за такими изданиями право на отказ от предоставления печатной площади для публикации агитационных материалов. Их обязанность предоставлять печатную площадь для агитации, носящей политический характер, вступала бы в противоречие с принципом деполитизации государственных и муниципальных образовательных учреждений, заложенным в ч. 5 ст. 1 Закона Российской Федерации «Об образовании».

29. Согласно п. 4 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях редакция негосударственного печатного издания, чтобы иметь право предоставлять площадь кандидатам, должна быть учреждена не менее чем за год до начала избирательной кампании. Получается:

    а) редакцию как юридическое лицо надо обязательно учредить за год, но само средство массовой информации можно учредить и непосредственно перед выборами;

    б) в соответствии с законом о СМИ редакция может и не быть юридическим лицом. С какого момента в этом случае можно считать, что она учреждена? Скорее всего, с момента издания соответствующего приказа руководителя организации (лесозавода, к примеру), решившей выпускать СМИ, о создании редакции как структурного подразделения данной организации.

В связи с этим вопрос: может ли некая коммерческая структура создать СМИ непосредственно перед выборами, учредив СМИ (как форму распространения массовой информации) и издав задним числом (проверить это очень трудно) приказ о создании редакции?

Требование п. 4 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, ограничивающее возможность негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных менее чем за один год до начала избирательной кампании (за исключением учрежденных избирательными объединениями), предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время, печатную площадь справедливо и оправдано.

Для правильной реализации данного требования (в связи с имеющимся в нем положением об учредительстве редакции СМИ) необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Очевидна неоднородность субъектного состава, которая не позволяет связать учреждение редакции с государственной регистрацией юридического лица, так как редакцией может быть и гражданин. В связи с этим, во избежание затруднительных ситуаций в правоприменении, необходимо прийти к единообразному пониманию момента учреждения редакции. Это позволяет сделать Закон о СМИ, который взял за основу то, что целью создания редакции является выпуск конкретного средства массовой информации. Исходя из этого, ч. 1 ст. 8 Закона установливает, что редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Средство массовой информации подлежит государственной регистрации на основании заявления учредителя. Согласно Закону средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации (ч. 4 ст. 8). Логика законодателя очевидна: первое действие учредителя средства массовой информации - это подача заявления о его регистрации. Не случайно Закон о СМИ использует понятие «учредитель средства массовой информации», а не «учредитель редакции». Таким образом, моментом учреждения редакции, в том смысле, который вкладывает в это понятие п. 4 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, следует признавать момент государственной регистрации средства массовой информации, которое она выпускает. В пользу такого подхода свидетельствует и ст. 17 Закона о СМИ, связывающая возникновение прав и обязанностей редакции с моментом регистрации средства массовой информации.

30. Каким образом будут работать нормы Федерального закона об основных гарантиях, касающиеся государственных СМИ, в том случае, если в период предвыборной агитации государство в лице своего уполномоченного органа приобретает хотя бы одну акцию негосударственного СМИ, изменив тем самым его статус?

Правовой статус организации СМИ не изменится, так как она может быть признана государственной только в том случае, если государственная доля в ее капитале есть на день опубликования решения о назначении выборов (п. 2 ст. 47 Федерального закона об основных гарантиях). На такую организацию СМИ будут распространяться требования законодательства о выборах, касающиеся негосударственных организаций СМИ.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта