ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Кынев А.В. Краснодарские выборы-2002: смена политических эпох
Краснодарский край всегда был одним из ключевых регионов России. Традиционно он был российским форпостом на юге, обеспечивающим связь страны с другими государствами средиземноморского бассейна. После распада СССР его значение для России еще более возросло: Новороссийский порт стал основным транспортным узлом России на Черном море, Черноморское побережье Кавказа остается важнейшей рекреационной зоной РФ, не говоря уже о значении для страны таких крупнейших комплексов края как агропромышленный и топливно-энергетический (три нефтеперерабатывающих завода, строящийся КТК трубопровод), край имеет одну из самых развитых в РФ сетей железных и автомобильных дорог. Особняком стоит производство алкогольной продукции - на акцизных поступлениях держатся бюджеты многих муниципальных образований. Таким образом, и с точки зрения коммуникаций, и политически Краснодарский край во многом является настоящим ключом ко всему Северному Кавказу. Помимо обозначенного политико-стратегического и экономического значения региона необходимо отметить и его исключительную электоральную важность: Краснодарский край является одним из крупнейших регионов РФ по численности избирателей.
Как многие крупные регионы, Краснодарский край самобытен, имеет собственные политические традиции, сложившееся региональное самосознание, главной особенностью которого является высокий уровень («кубанского») патриотизма - с ним во многом связан такой феномен как наличие сильного казацкого движения, занимающего патриархально-консервативные позиции. Край можно разделить на несколько политически самостоятельных зон с собственными политико-экономическими группами. Такими внутрирегиональными политическими зонами в первую очередь являются: Краснодар с прилегающими районами, Новороссийск и Сочи. Именно эти три центра традиционно ведут себя и голосуют наиболее независимо от консервативных аграрно-патриархальных районов края, которые обычно выступают в качестве опоры левых и лево-патриотических сил. Таким образом, помимо общекубанского патриотизма можно говорить о «сочинском» и «новороссийском» внутрирегиональном патриотизме в противовес краснодарскому.
В 1996-2000 годах в Краснодарском регионе сложился своеобразный политический режим во главе с бывшим губернатором Николаем Кондратенко, который триумфально пришел к власти, победив на выборах кремлевского ставленника Николая Егорова. Особенностью политического режима Кондратенко, быстро получившего в прессе и среди населения прозвище «батька Кондрат», было своеобразное сочетание социального патернализма, патриархально-семейных ценностей и крайнего местного патриотизма, доходящего до открытых проявлений национализма и даже антисемитизма. Именно антисемитские высказывания Кондратенко сделали его своего рода «героем» центральной российской прессы и телевидения. Однако нападки центра еще более сплачивали вокруг губернатора население, среди которого национализм на бытовом уровне очень распространен. Степень личной популярности Н.Кондратенко среди населения и, как следствие, его полное политическое доминирование в регионе можно сравнить с такими региональными режимами, как правления А. Тулеева в Кемерово и Ю. Лужкова в Москве. Будучи харизматической фигурой и талантливым публичным политиком Н. Кондратенко даже сложные и конфликтные ситуации использовал для укрепления своей власти, объясняя все неудачи коварными планами и происками противников. Для демонстрации всенародной любви Н. Кондратенко активно использовал митинги, обращения трудовых коллективов и общественных организаций, которые постоянно поддерживали «батьку Кондрата», просили его принять то или иное решение, а также баллотироваться на следующий срок. В тоже время краснодарская автократия 1996-2000 годов сильно отличалась от автократии Лужкова, Тулеева, Рахимова и подобных режимов. По сравнению с названными фигурами сам Н. Кондратенко в гораздо большей степени являлся человеком общинно-коллективистской культуры, принимавшим решения не по личному произволу, а в качестве выразителя общего мнения некого «коллективного Кондратенко», т.е. совокупности аграрно-курортной и чиновничьей элиты. Его практическая политика в отношении политической оппозиции (в отличие от его резких публичных заявлений) была гораздо более мягкой, явных политических репрессий не было, степень демократичности выборов оставалась довольно высокой. Впрочем, высокий личный рейтинг Кондратенко обеспечивал победу поддержанных им кандидатов вполне честным путем практически на любых проводимых в крае выборах.
Выборы Законодательного Собрания Краснодарского края в 1998 году прошли под знаком полного доминирования движения «Отечество» (Кондратенко). Этому в значительной степени способствовала установленная в крае в том же году система выборов: были образованы огромные 4-х и 5-мандатные округа с численностью избирателей в 400-450 тысяч (как раз численность округа по выборам в Государственную думу). В этой ситуации, когда в каждом округе регистрировалось под 70 кандидатов, избирателю было совершенно невозможно разобраться в таком количестве кандидатов, да и самим кандидатам, если они не обладали достаточной известностью, было трудно выделиться и запомниться на общем фоне. Поэтому главным «маяком» для избирателя оказывалась поддержка регионального движения «Отечество» Кондратенко. В результате подавляющее большинство победителей из 50 избранных депутатов были выдвинуты или поддержаны «Отечеством» Кондратенко1.
Единственным центром «независимого» от позиции Н. Кондратенко голосования в 1998 году оказался город Сочи, где был образован Сочинский 4-мандатный округ. Попытка сформировать в 1998 году альтернативную губернатору команду вокруг мэра Краснодара Самойленко, который возглавил региональное отделение федерального «Отечества» Ю. Лужкова, окончилась неудачей: и сын Самойленко, баллотировавшийся по одному из краснодарских округов, и генерал К. Пуликовский (ныне полпред президента в ДФО) выборы проиграли. Если Н. Кондратенко строил свою компанию, опираясь на «местные ценности», то компания Самойленко проводилась традиционными для больших городов методами - ее яркие, шумные и дорогие акции совершенно не учитывали местную специфику. Непосредственно перед выборами Н. Кондратенко прямо заявил о том, что в избирательной кампании условно «наши» кандидаты - патриоты из «Отечества» Кондратенко - противостоят «захватчикам» - «Отечеству» Самойленко, за которым стоят внешние силы, в том числе семитского толка. Ответная истеричная реакция Самойленко в глазах избирателей выглядела лишь подтверждением слов Кондратенко.
Таким образом, в 1998-2000 годах Н. Кондратенко полностью контролировал ситуацию в крае: как администрацию, так и большинство в Законодательном Собрании. Понимая, что публично победить Н. Кондратенко на Кубани невозможно, центр, для которого кубанский губернатор давно стал одиозной фигурой, пошел на вариант, связанный с достижением фактических договоренностей с Н. Кондратенко. На губернаторских выборах 3 декабря 2000 года федеральный центр и Н. Кондратенко (соответственно партия «Единство» и Народно-патриотический союз России) поддерживали кандидатуру депутата Государственной думы РФ Александра Ткачева, который уверенно победил, назначив после выборов Н. Кондратенко членом Совета Федерации от администрации Краснодарского края. Более молодой по сравнению с Н. Кондратенко (он родился в 1960 году), А. Ткачев не обладает тем безграничным влиянием и авторитетом, каким пользовался его предшественник. Бывший комсомольский функционер Ткачев представляет собой явный тип политического прагматика, и, хотя формально входит в КПРФ, не имеет ярко выраженных идеологических убеждений - ранее он входил и в «Наш дом - Россия», и в Аграрную партию.
В 2000-2002 годах край как бы находился в переходной фазе: с новым губернатором-прагматиком, но с сохранением в политической элите и на ключевых постах многих представителей прежней команды Н. Кондратенко, который сформировал большинство в Законодательном Собрании. То есть основные контуры выстроенной Н. Кондратенко политической системы были сохранены, но из нее был вытеснен сам Кондратенко. Выборы в Законодательное Собрание 24 ноября 2002 года означают завершение этой переходной фазы: влияние бывших кондратенковцев все более ослабевает, публично экс-губернатор почти не выступает, по итогам выборов должна сформироваться новая, уже собственно «ткачевская» система власти. Таким образом, выборы 24 ноября будут означать конец политической эпохи Николая Кондратенко и окончательное наступление нового этапа - эпохи губернатора Ткачева, главным отличием которой становится уже не борьба политических групп (команда Кондратенко против команды Самойленко в 1998 году), а в первую очередь столкновение экономических и финансовых интересов.
При этом с институциональной точки зрения Краснодарский край является регионом с сильной представительной властью, что является явным следствием доминирования в регионе левых, традиционно выступающих за усиление представительных органов власти: Законодательное Собрание утверждает не только структуру администрации края, но и персонально вице-губернаторов, без согласия ЗС в крае невозможно принять ни одного сколько-нибудь существенного решения. При этом администрация края устроена таким образом, что большинство ее подразделений фактически напрямую губернатору не подчиняются, а находятся в оперативном подчинении того или иного вице-губернатора. Однако наличие на посту губернатора харизматической фигуры Н. Кондратенко и полное доминирование его сторонников в ЗС были факторами, которые способствовали дополнительному усилению власти губернатора и делали многие властные полномочия ЗС лишь потенциальными. Теперь же вместо депутатов, всем обязанных Н. Кондратенко и часто не имевших собственного политического лица, в региональный парламент придут гораздо более независимые и самостоятельные политики. Это произойдет неизбежно - популярность Кондратенко, если угодно, «цементировала» прежний политический режим в крае, теперь же такого «цемента» нет, значит даже кандидаты, которых будет поддерживать администрация края, изначально политически будут от нее гораздо менее зависимы, чем избранные в 1998 году от КОПД «Отечество» (Кондратенко) депутаты. Таким образом, формирование в Законодательном Собрании с его потенциально значительными рычагами влияния на ситуацию в крае устойчивого большинства имеет жизненно важное для губернатора А. Ткачева значение. Без подобного большинства его властные возможности будут резко ослаблены. Соответственно, именно А. Ткачев является наиболее заинтересованной в получении в новом Законодательном Собрании устойчивого большинства фигурой. И хотя публично отношения А. Ткачева и председателя ЗС Бекетова являются вполне конструктивными, губернатор прекрасно понимает, что чем более сильный и независимый политик возглавит ЗС, тем большую опасность это будет сулить власти губернатора. Официально губернатор говорит о необходимости избрать в региональный парламент «людей дела», фактически же он заинтересован в выбивании и ослаблении местных «политических тяжеловесов».
Система политических отношений в крае была создана до прихода А. Ткачева к власти и без его участия, а опора на Тихорецкий округ (бывшая политическая вотчина А. Ткачева) слишком малый ресурс для торга с группами влияния. Поэтому политическое влияние губернатора на процесс выборов неоднозначно. Оно велико в силу статуса, подкрепленного привлечением во власть небольшой собственной команды, созданной по принципам землячества. Влияние подкреплено безальтернативностью и властными амбициями. Но оно объективно ограничено множеством факторов - в крае немало самостоятельных «ресурсных» групп, с которыми губернатор вынужден считаться. Причем финансовые и организационные возможности этих групп часто превышают губернаторские. Переход на выборах Законодательного Собрания края от системы 12 многомандатных округов (стимулирующей «блоковое» голосование) к системе 70 одномандатных округов означает персонификацию выборов: при такой системе избиратели все же будут голосовать в первую очередь за личности, а не за партии и блоки. Как показывает отечественная электоральная практика независимые кандидаты почти всегда имеют на одномандатных выборах преимущества перед партийными2. Цель новой системы выборов Законодательного Собрания Краснодарского края очевидна: максимально ослабить роль каких бы то ни было сплоченных команд (с депутатами-одиночками проще и дешевле договариваться), обеспечив доминирование группы лояльных администрации кандидатов, которые являются заведомыми фаворитами в большинстве сельских округов. Показательно, что никто даже не пытался внести в закон о выборах Законодательного Собрания в 2002 году положения о введении голосования по партийным спискам ( норма об избрании не менее 50% депутатов региональных парламентов в качестве обязательной будет применяться только для выборов, назначенных после 14 июля 2003 года). В тоже время подобная система помимо усиления политической раздробленности в Законодательном Собрании приведет к тому, что вместо доминирования «политических легковесов» (за ними в 1998 году не стояло ничего кроме поддержки Н. Кондратенко) в депутаты пройдет значительное число сильных и самостоятельных политиков. Уже от их умения и активности будет зависеть, смогут ли они стать в ЗС влиятельной силой. Как показывает практика, подобные фигуры часто затем привлекают ряд менее ярких фигур и формируют вокруг себя целые группы.
Таким образом, с одной стороны, в новом ЗС (особенно в начале его деятельности) будут менее сильны сплоченные команды, с другой, в нем будет гораздо больше чем сейчас самостоятельных, не зависимых от краевой администрации политиков. Во всяком случае, новая система выборов на проверку оказывается вовсе не такой выгодной для администрации края, как многие, видимо, рассчитывали, вводя ее. Понимая опасности усиления влияния неконтролируемых элементов, администрация стремится максимально ограничить участие в компании внешних сил. Речь идет как о минимизации роли отделений российских партий, так и федеральных медиа и пиаровских структур. Используя традиционные методы «кнута и пряника», А. Ткачев внимательно следит, чтобы никто из его заместителей не вел на выборах «своей» игры. Так, по мнению наблюдателей, именно попытки вести свою игру с прицелом на пост председателя Законодательного Собрания привели к отставке вице-губернатора Л. Баклицкого. Явная цель исключить из участия в выборах депутатов ЗС просматривается в повышении до уровня вице-губернатора края представителя губернатора в Законодательном Собрании М. Ахеджака3. Можно утверждать, что губернатор края является компромиссной фигурой между ведущими группировками и при этом имеет собственный (более слабый) экономический ресурс. Он стремится использовать свой административный статус для самоутверждения, но пока большей частью экономические группы влияют на него, нежели наоборот.
Помимо изменения системы округов и численности депутатов увеличивается отныне с 4 до 5 лет и срок полномочий Законодательного Собрания. Не смогут быть депутатами главы городов и районов (по состоянию на октябрь 2002 года депутатами ЗС были мэры Краснодара, Туапсе и Крымска). Краевой закон не предусматривает внесения избирательного залога для регистрации, поэтому всем кандидатам предстоит пройти через сбор подписей избирателей в их поддержку. Сроки компании, установленные законом края, очень сжаты. Фактически на агитацию отводится всего месяц, что дополнительно создает более благоприятные возможности для уже известных личностей и кандидатов, поддерживаемых администрацией, так как неизвестной независимой фигуре раскрутиться за месяц крайне сложно. Средняя численность избирателей на округ около 50 тысяч.
Как такового официального «списка губернатора» на выборах нет. Большинство участвующих в выборах групп так или иначе лояльны губернатору и стремятся получить поддержку администрации для своих кандидатов, при этом в почти каждом округе конкурируют кандидаты нескольких значимых политико-экономических групп. Ситуация отчасти напоминает выборы Московской областной думы в 1997 году, когда в целом ряде округов фавориты выборов стремились доказать власти, кто из них ей более лоялен. При этом и сами группы, и администрация понимают, что эта лояльность носит ситуативный характер и мало что гарантирует после избрания. Поэтому в большинстве округов у администрации имеет несколько приемлемых фигур, и определяться она, видимо, будет ближе к выборам, исходя в каждом конкретном случае из целесообразности.
Доминировавшее в 1998 году ОПД «Отечество» (Кондратенко) на этот раз никого официально не выдвигает, вместо этого в качестве самостоятельной структуры на выборы идет региональная организация КПРФ, официально выдвинувшая 34 кандидатов, то есть изначально она претендует только на каждый второй округ. По мнению экспертов, большинство кандидатов КПРФ это «люди Ткачева», и, хотя в составе обкома есть разные позиции и многие недовольны излишним политическим прагматизмом губернатора, тем не менее, при помощи вице-губернатора З. Рощупкиной выдвинутый на выборы ЗС список кандидатов-коммунистов вполне устраивает администрацию. Таким образом, почти все кандидаты-коммунисты в своих округах изначально выступают как фавориты.
Как самостоятельная сила теперь на выборы идет и казачество во главе с действующим депутатом ЗС В. Громовым. Причем, по ряду округов казаки теперь конкурируют с бывшими соратниками по «Отечеству» (Кондратенко) и все чаще выступают с антикоммунистическими лозунгами. Идут на выборы и многие бывшие видные кондратенковцы. Например, бывшие заместители губернатора Хворостина и Петренко, не без основания полагают, что администрация края их поддержит. Что касается таких сил, как СПС и ЯБЛОКО, то они выдвинули всего по несколько кандидатов - официально по 8 кандидатов плюс поддержанные (глава регионального ЯБЛОКА М. Ахеджак является сейчас вице-губернатором края). В целом лояльно относится к губернатору региональная организация «Единой России» во главе с ректором Медицинской Академии Ермошенко, хотя и «Единая Россия», и ЯБЛОКО стремятся при этом максимально усилить собственное влияние. Вполне возможно, что в ряде округов будет отработана модель, когда одного и того же кандидата консолидированно поддерживают слева краевое «Отечество» (Кондратенко) и КПРФ, справа - «Яблоко», а по центру - «Единая Россия».
В качестве союзника губернатора выступает аграрное лобби (отец губернатора Николай Ткачев создатель крупнейшего «Агрокомплекса» в Выселках, в настоящее время это предприятие возглавляет старший брат губернатора Алексей Николаевич). После прихода к власти А. Ткачев стремился произвести замены глав большинства муниципальных образований на более лояльные себе фигуры (всего в крае 38 районов и 15 городов краевого подчинения). После избрания Ткачева были заменены главы 17 городов и районов. Таким образом, в ряде районов (преимущественно аграрных) он не без основания рассчитывает на поддержку местных администраций.
При этом, учитывая специфику районирования края, большое значение будет иметь борьба между различными группировками в отдельных городах и районах. Так, свою команду (по ряду позиций пересекающуюся с КПРФ) имеет мэр Краснодара, второй секретарь обкома КПРФ Н. Приз - человек, авторитетный для региональной административно-хозяйственной элиты, причем влияние Н. Приза выходит и за пределы собственно Краснодара. Есть мнение о тесной связи Н. Приза с «Уралтрубпромом», а также об особых отношениях с президентом Адыгеи Х. Совменом и полпредством президента в ЮФО. В Сочи явно продолжается противостояние группы Вадима Бойко и группы нынешнего мэра Леонида Мостового, за которым, по мнению экспертов, стоит группа близкая к генеральному прокурору РФ сочинцу В. Устинову. В Новороссийске имеет место противостояние команд нынешнего мэра Новороссийска Прохоренко и депутата Государственной думы от Новороссийского округа С. Шишкарева. Собственные группы есть и в других городах и районах. При этом сформировать свои, пусть и небольшие, лобби будут стремиться многие экономические структуры, как региональные, так и федеральные. Речь идет как о таких «монстрах», как: Альфа-групп, Интеррос, Сибал (О. Дерипаска родом из Усть-Лабинска и, хотя своего бизнеса в крае не имеет, насколько известно, проявляет к краю большой интерес), ЮКОС (кстати, филиал ЮКОСа на территории края возглавляет давний соратник Ткачева Александр Ковалев, выходец из Тихорецка), ЛУКОЙЛ и другие, среди которых и компания «Вимм-Билль-Данн», «Очаково», у которой конфликт с вице-губернатором А. Ремезковым, и т.д. Многие из этих политико-экономических групп, как местечковых, так и общекраевых, внешне демонстрируя лояльность губернатору, на деле представляют скрытую оппозицию, явно желающую усилиться за счет ослабления губернатора.
Явно будут стремиться использовать выборы для своего усиления и структуры близкие к полпредству президента в Южном федеральном округе: известный местный бизнесмен и в прошлом кандидат в губернаторы В. Крохмаль - местный «хлебный король» - сейчас является заместителем полпреда президента в ЮФО. Речь не только о силовых структурах, но и о ряде банковских и иных структур. Отношения между ними и администрацией края можно охарактеризовать как скрытое противостояние. Не исключено, что ряд близких к губернатору лиц и структур ведут одновременно сложную игру с полпредством. По мнению ряда экспертов, у губернатора достаточно сложные отношения с местными силовиками.
До сих пор значительную роль в крае играет теневая экономика. Уход вполне легитимных отраслей в тень связан с тем, что в Краснодарском крае сохраняется жесткая система налогообложения. И рост консолидированного бюджета края во многом связан с тем, что краевая власть ставит перед деловым миром довольно жесткие планки. Так, уже не первый год идет борьба вокруг так называемой «кубанской марки качества», которая является фактически дополнительной акцизной маркой. А требования по ее приобретению распространяются не только на водочно-спиртовую и винодельческую продукцию, но и на пиво, а также на минеральную воду. Специалисты отмечают роль екатеринбургской группировки в Краснодаре, челябинской в Анапе, тольяттинской в Темрюке и т.д. Имеет определенные политические интересы и украинская группировка, связанная с контрабандой товаров из соседней Украины. Явный интерес к краю проявляет и ростовский капитал - в основном речь идет о плодородных землях севернее Кубани.
Наконец, необходимо упомянуть об участии в избирательной компании структур связанных с проживающими в крае диаспорами, в первую очередь, армянской как самой многочисленной и хорошо организованной (в лице «Союза армян России»). В ряде округов, где имеются места компактного проживания армян, консолидированное их голосование за своего кандидата может дать ему определенные шансы. Жесткая политика администрации края в отношении мигрантов и ряда национальных общин привела к их резкой политической активизации. Они будут стремиться использовать выборы в ЗС для увеличения собственного влияния и защиты своих политических и экономических прав. Большинство данных кандидатов выступают как несомненная оппозиция губернатору4.
Таким образом, на выборах в Законодательное Собрание Краснодарского края в 2002 году складывается довольно пестрая картина. Главной ее особенностью является борьба не между политическими организациями, а между основными экономическими и субрегиональными группами влияния. По большинству округов степень реальной конкуренции выше, а предсказуемости результатов значительно ниже, чем на выборах 1998 года. Новая политическая система края по сравнению с системой, сложившейся при Н. Кондратенко, отличается гораздо большей демократичностью и реальным политическим плюрализмом. С высокой долей вероятности результатом компании станет формирование Законодательного Собрания, состоящего из множества автономных групп, что приведет к созданию в нем ряда временных коалиций. Но скорее всего ситуация в новом ЗС будет неустойчивой и зависящей преимущественно от внешних факторов. Видимо, сторонники администрации края составят в новом ЗС относительное большинство. Однако и сама группа сторонников администрации будет очень неоднородной. В совокупности это будет означать постепенное ослабление власти губернатора и формирование альтернативных центров влияния, которые приобретут более явный и структурированный характер к следующим выборам губернатора.
Александр Владимирович Кынев,
кандидат политических наук,
эксперт Международного института
гуманитарно-политических исследований
1 Багров Т. Выборы Законодательного Собрания Краснодарского края. // Политический мониторинг ИГПИ. М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 1998. №11 (82).
Ветошкин А.Г. Краснодарский край в декабре 1998 года. // Политический мониторинг ИГПИ. М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 1998. №12 (83).
2 Голосов Г.В. Измерения российских региональных избирательных систем // Полис. 2001, №4
3 Канюкаева Н. Исполнительная власть: структурные и кадровые перемены // Кубань сегодня. №199-200, 4 октября 2002. С. 4.
4 Самаров А. Пожарский ушел, Минины перегрызлись, ополчение разбежалось... // САР (Союз армян России). №17, 11 октября 2002. С. 1-2.
ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|