«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Римский В.Л. Выборы депутатов Законодательного собрания Краснодарского края: повестку дня определяет региональная власть
Очередные выборы в Законодательное собрание Краснодарского края состоятся 24 ноября 2002 года. На этих выборах действуют некоторые нормы регионального законодательства, которые уже приведены в соответствие с нормами нового Федерального Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан.
В Краснодарском крае на выборах в Законодательное собрание в 1998 году использовались 5-мандатные округа, в некоторых из которых баллотировалось более 50 кандидатов, а их размеры были вполне сопоставимыми с размерами одномандатных округов по выборам депутатов Государственной Думы РФ. По нормам нового избирательного законодательства выборы в Законодательное собрание Краснодарского края могут проходить только по одномандатным округам. Чтобы выполнить это требование федерального законодателя в крае пришлось организовать 70 одномандатных округов, разделив на части прежние округа и увеличив тем самым численность депутатов регионального парламента. Теперь численность избирателей в каждом из новых избирательных округов составляет от 50 до 56 тысяч, а число избирательных участков в среднем округе составляет 22.
На предыдущих выборах в Законодательное собрание края в 1998 году независимым кандидатам и кандидатам от мелких избирательных блоков было сложнее, чем на этих выборах, вести агитацию в своих округах. Поэтому большинство избирателей в своем выборе ориентировались на списки блоков. Вполне естественно, что тогда наибольшую поддержку у избирателей получил блок регионального движения «Отечество» (не только не являвшегося отделением федерального движения «Отечество», но и во многом противостоявшего ему на уровне края), руководимый бывшим губернатором Николаем Игнатовичем Кондратенко.
В отдельных округах кандидаты от кубанского «Отечества» получали до 60% голосов избирателей. В весьма политизированном Краснодаре губернатору было труднее монополизировать результаты выборов, но и в нем в двух многомандатных округах победили 6 кандидатов от «Отечества» Н. Кондратенко, набрав от 25 до 35% голосов. Даже малоизвестные кандидаты получали не ниже 25% голосов, если в избирательных бюллетенях указывали, что баллотируются от этого блока. А противники губернатора, естественно, голосовали за списки других избирательных блоков и в большинстве случаев имели много меньше шансов на избрание.
Новая система одномандатных избирательных округов дает на выборах в Законодательное собрание края значительно большие, чем прежде, преимущества блокам, оппозиционным региональной исполнительной власти. Федеральная исполнительная власть, таким образом, пытается снизить возможности руководителей регионов по манипулированию деятельностью региональных парламентов за счет повышения уровня собственного влияния в них. Нынешний губернатор края Александр Николаевич Ткачев эту особенность региональных выборов хорошо понимает, поэтому не пытается демонстрировать свое доминирование в избирательной кампании. Перед ним стоит сложная задача: он должен показать Президенту РФ и его администрации, что в новом составе Законодательного собрания края будут представлены федеральные политические партии, через которые федеральная исполнительная власть надеется усилить свое влияние на Кубани, как и в других регионах. Но при этом губернатор не может и не хочет потерять свой контроль над решениями, принимаемыми Законодательным собранием края.
Поиски ответа на эту непростую задачу несколько упрощаются для губернатора края потому, что ни в Краснодарском крае, ни в каком-либо ином регионе России федеральные политические партии пока не способны противостоять на выборах региональным. А региональные политические партии во многом контролируются губернатором или, как краевое «Отчество», прямо его поддерживают. Формально таких региональных политических партий скоро вообще не станет, но тогда это ограничение можно будет обойти через создание региональных избирательных блоков с участием отделений федеральных политических партий и под их названиями. Избиратели же будут голосовать не за федеральные партии, а за их союзников регионального уровня, пользующихся несравненно большим доверием в регионах.
Реальной политической силой федерального уровня в Краснодарском крае является только КПРФ, но и она, скорее всего, будет участвовать в избирательной кампании в блоке с движением «Отечество» Николая Кондратенко и под его названием. Кандидаты, не вошедшие в этот блок, в большинстве своем постарались выдвинуться не от блоков и партий, а как независимые, беспартийные. Но и такие кандидаты, скорее всего, будут стараться объявить об их поддержке политическими лидерами: губернатором Александром Николаевичем Ткачевым, бывшим губернатором Николаем Игнатовичем Кондратенко и возможно даже Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным. Вероятно, по итогам выборов из таких независимых кандидатов, ставших депутатами, губернатору можно будет сформировать фракции некоторых федеральных политических партий, например, «Единой России», Народной партии России или даже СПС. Эту структуру губернатор края Александр Николаевич Ткачев смог бы продемонстрировать администрации Президента РФ как результат развития демократических процессов и реализацию целей федеральной политики в регионе.
Специфической особенностью Краснодарского края, также упрощающей для губернатора контроль деятельности нового состава Законодательного собрания, является отсутствие в крае финансово-промышленных групп, достаточно мощных для осуществления собственного контроля над краевым парламентом и для финансирования избирательных кампаний достаточно большого числа кандидатов. Скорее всего, это политический выигрыш предыдущего и нынешнего губернаторов края - Николая Игнатовича Кондратенко и Александра Николаевича Ткачева - и ошибка крупнейших российских финансово-промышленных групп, которые поддались риторике руководителей края, считая, что край малопривлекателен для инвестиций. Только в последний период крупный российский бизнес активизировался и пытается получить контроль над оставшейся от приватизации собственностью в Краснодарском крае. Вполне возможно, что уже на следующих выборах губернатора края и Законодательного собрания финансово-промышленные группы выставят свои крупные избирательные блоки, но пока для них с точки зрения ведения бизнеса такого рода финансовые вложения не представляются рентабельными.
И тем не менее, крупный бизнес федерального уровня и крупный бизнес краевого уровня заинтересован в наличии собственных лоббистов в Законодательном собрании края. Одно перечисление таких финансово-промышленных и агропромышленных группировок показывает сложность задачи губернатора по осуществлению доминирования в региональном парламенте.
Во многих регионах России уже сформировалось единое агропромышленное лобби. В Краснодарском крае, несмотря на его сельскохозяйственную специализацию, этого не произошло. Единого агропромышленного лобби в крае нет, и в связи с принятием Федерального Закона «Об обороте сельскохозяйственных земель», предоставляющего большие права региональным законодательным органам по регулированию этого оборота, консолидировать свои интересы этому сектору вряд ли скоро удастся. Скорее всего, в ближайший период в этом секторе предстоит борьба за передел собственности, сопровождаемая противостоянием в Законодательном собрании края.
К агропромышленным группам в Краснодарском крае с определенной долей условности могут быть отнесены:
1. Спиртоводочная группа, контролирующая производство и продажи спирта и спиртных напитков. Такие группы существуют в большинстве российских регионов. Краснодарская сильна тем, что имеет доступ к сырью для производства спирта и вина на территории края: зерну, винограду, фруктам и т.п.
2. Зерновая и зерноперерабатывающая группы. Среди них нет единства финансовых и экономических интересов. Условно эти группы можно разделить на: подконтрольные самому губернатору, контролируемые бывшим «хлебным королем» Кубани, а ныне высокопоставленным чиновником администрации Южного федерального округа Крохмалем и управляемые собственниками из других регионов, владеющими крупными хозяйствами, элеваторами, заводами по производству комбикормов и т.п.
3. Группы, контролирующие производство сахара и масла, весьма похожи по структуре своих политических интересов. Их члены, как правило, являются представителями бизнеса других регионов, скупивших большинство сахарных и маслоперерабатывающих заводов края. Поэтому эти группы сильно зависят от ситуации в районах, где расположена их собственность. У них пока нет существенных интересов на уровне всего края, им достаточно иметь своих лоббистов на уровне соответствующих районов. Поэтому такие группы вполне могут поддержать на выборах по одному или по несколько кандидатов, но какие-то группы кандидатов они вести на выборы вряд станут.
В Краснодарском крае действует группа, которую условно можно назвать портово-транспортной. Она находится под фактическим контролем Министерства транспорта РФ. Эта группа, как и предыдущая, имеет собственность в отдельных районах края, а основные ее интересы сосредоточены в прибрежных зонах Черного и Азовского морей, в первую очередь, в портовых городах. Эта группа в отличие от предыдущих уже ставит перед собой цели прихода к власти в крае в целом, что проявляется, в частности, в губернаторских амбициях депутата Государственной Думы РФ от Новороссийска Сергея Николаевича Шишкарева. Он явно пытается сформировать в новом составе Законодательного собрания края подконтрольную себе группу депутатов с расчетом не только на текущее лоббирование интересов портовиков и транспортников, но и на использование ее ресурсов в ходе подготовки и проведения будущих губернаторских выборов в собственных интересах.
Весьма вероятно, что кампании, входящие в «Альфа-групп», также примут участие в выборах депутатов Законодательного собрания края. Сравнительно недавно «Альфа-групп» финансировала создание парламентской группы «Народный депутат» во главе с Геннадием Райковым, на базе которой и под тем же руководством впоследствии была создана Народная партия России. Региональным лидером этой партии, во многом контролируемой администрацией Президента РФ, является депутат Государственной Думы РФ Сергей Николаевич Шишкарев. Через поддержку его избирательной кампании администрация Президента РФ может рассчитывать на усиление своего влияния в крае, а «Альфа-групп» - на повышение доли контролируемой в регионе собственности и финансовых активов.
Многие другие финансово-промышленные группы, действующие в крае, уже ощущают потребность в лоббистах на уровне Законодательного собрания, но формировать численно крупные и влиятельные группы депутатов пока не готовы. Они, скорее всего, будут поддерживать на выборах по несколько кандидатов, которые не смогут составить даже временное большинство в региональном парламенте. К таким группам можно отнести «Кубаньэнерго», за которым стоит РАО «ЕЭС России», «Роснефть-Кубаньнефтепродукт», региональные кампании, входящие в «Лукойл», в «Русский алюминий» и некоторые другие.
Определенную неустойчивость и элементы непредсказуемости способны внести в избирательную кампанию представители других видов бизнеса, особенно молодые и имеющие разнообразные личные амбиции. Некоторые из них будут участвовать в выборах не для победы, а для проведения рекламной кампании своего бизнеса на уровне региона или района края. Некоторые - с целью приобретения опыта участия в политических кампаниях. Наверняка найдутся и такие бизнесмены, которые попытаются просто купить себе или своему лоббисту место в Законодательном собрании края по принципу, что все продается и покупается, даже победа на выборах.
Определенные сложности для реализации желательных для губернатора края А. Ткачева целей может представить политическая деятельность некоторых национальных меньшинств. Так к выборам в Законодательное собрание края достаточно серьезно подготовилась самая крупная национальная диаспора Кубани - армянская, ее лидером является Ара Абрамян, возглавивший Союз армян России и получивший от Президента РФ Владимира Путина орден «За заслуги перед Отечеством». Союз армян России наверняка попытается отработать на этих выборах технологии для кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ, поскольку на Кубани проживает пятисоттысячная армянская диаспора, а из-за угроз со стороны русских националистических группировок представители армянской диаспоры скорее всего попытаются провести своих представителей во власть. Активности армянского сообщества способствует и ограничения, вводимые краевой и муниципальными властями для работы рынков, большинство из которых контролируется армянской диаспорой.
Но, по-видимому, губернатор края не считает выборы в региональный парламент какой-то существенной проблемой для себя. Этот вывод подтверждается отсутствием упоминания о предстоящих выборах на встрече Президента РФ Владимира Владимировича Путина и главы администрации Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева 4 октября, когда предвыборные мероприятия уже начались. Президент РФ так и спросил, какие проблемы стоят перед краем. Среди этих проблем были названы: ликвидация последствий стихийных бедствий, развитие санаторно-курортного комплекса, реализация урожая зерна через развитие животноводства и его экспорт, вытеснение импорта продовольствия, гражданский оборот земель. По крайней мере, именно о таких вопросах, обсуждавшихся на встрече Президента РФ и губернатора края, писали газеты. А проблемы выборов на этой встрече не обсуждались, следовательно, губернатор не считает их существенными или не считает необходимым говорить о них Президенту РФ. Видимо, губернатор уверен, что будет держать ситуацию под своим контролем.
А добиваться этого контроля губернатор Александр Николаевич Ткачев, судя по направленности его деятельности перед выборами, пытается через обеспечение максимально полного контроля над СМИ. Практически все СМИ края, кроме буквально нескольких оппозиционных, частично финансируются из регионального бюджета. Так губернатор края стремится сформировать ресурс своего воздействия на СМИ. А это означает, что почти все они приравниваются к государственным на период проведения выборов, т.е. имеют весьма широкие обязательства перед региональной и местными властями по их освещению. В период начала выборов депутатов Законодательного собрания края заместитель главы краевой администрации Мурат Ахеджак сформулировал задачу СМИ на выборах как освещение всего хорошего, что делается в крае с тем, чтобы край стал лидером среди всех субъектов Российской Федерации.
Безусловно, Александр Николаевич Ткачев великолепно выстраивает собственный имидж и имидж всей Кубани. Он очень результативно подает себя в качестве молодого, прогрессивного хозяйственника, эффективно развивающего агропромышленный комплекс. А Краснодарский край усилиями самого губернатора и его команды на федеральном уровне вполне успешно представляется как весьма динамично развивающийся регион, уверенно решающий многочисленные проблемы. Губернатор находит и достаточно широкую поддержку в крае, поскольку Александр Николаевич Ткачев сумел заставить довольно широкие социальные группы на Кубани с различными приоритетами видеть в нем именно такого руководителя и политического лидера, которого каждая из этих групп хотела бы видеть. Например, сняв некоторые антирыночные ограничения предыдущего губернатора, он получил поддержку демократически настроенных групп граждан. Поддержав коммунистов в их позиции против принятия Закона об обороте земли, он получил поддержку и этой части жителей Кубани. Своими действиями и высказываниями против мигрантов, проживающих на Кубани, он способствовал созданию себе имиджа патриота среди кубанских националистов. Определенные противоречия, очевидные в его имидже, Александр Николаевич Ткачев компенсирует целенаправленной работой со СМИ на федеральном и региональном уровнях.
Вместе с имиджем губернатора формируется и имидж всего региона: постепенное снижение влиятельности КПРФ и популяризация успехов в развитии экономики края позволяют сформировать имидж региона как скорее центристского по своей политической ориентации, чем коммунистического. И выборы в Законодательное собрание края могут стать важным этапом совершенствования такого имиджа.
Однако выстраиваемые губернатором края технологии формирования собственного имиджа и имиджа региона все чаще приходят в противоречие с реальными проблемами края и его жителей. Нет прямой вины администрации края и губернатора в наводнениях, периодически наносящих значительный ущерб Кубани; во вспышках дизентерии, причиной которых является продукция Кропоткинского молокозавода; в невозможности распорядиться урожаем зерна, выращенного на Кубани, таким образом, чтобы он принес прибыль, а не убытки для его производителей и т.п. Но косвенная вина все же, наверное, есть, потому что внимание краевой власти фокусируется не на решении стратегических проблем региона, а на решении стратегических проблем формирования его имиджа. А это не одно и то же.
Политическая коммуникация, выстраиваемая губернатором Кубани, фактически исключает большинство активных граждан из политики и принятия политических решений. Эта коммуникация держится на доминировании губернатора в политике края, а ведь у него, в отличие от Президента РФ, уже много конкурентов, стремящихся прийти к власти. Идеология этими конкурентами уже не принимается во внимание, элита не склонна делить себя по политическим признакам: и молодые реформаторы, и старые номенклатурщики цинично и без моральных ограничений делят власть и деньги в крае. И в этой ситуации и администрация Президента РФ может неожиданно сделать ставку на одного из них, и избиратели могут проголосовать не совсем так, как это планировалось. И тогда отсутствие в системе выстроенной губернатором коммуникации гражданского участия и обсуждения их реальных, а не выгодных политикам проблем способно полностью разрушить эту коммуникацию и привести к необходимости либо добровольного ухода с должности губернатора, либо проигрышу на очередных губернаторских выборах.
Владимир Львович Римский,
заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|