«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Н.А. Головин, В.А. Сибирев. Формирование основ культуры избирателя у детей в связи с выборами в Государственную Думу Российской Федерации в 1999 г.
В декабре 1999 г. группа преподавателей и студентов факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета провела исследование политико-социализирующего влияния выборов на детей 10-11 лет. Эмпирические данные были собраны по серийной выборке в 40 школьных классах Санкт-Петербурга, Кронштадта, Гатчины, Пскова, Петрозаводска в форме рисунков на тему «Выборы». Затем данные были проанализированы с использованием методики исследования детской социализации, разработанной в социальной психологии (см.: Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981), учитывающей различия в психике детей и взрослых.
По результатам анализа можно констатировать, что дети в целом хорошо понимают цель выборов и избирательного процесса в целом, общий смысл действий его участников, в том числе и роль избирателя. Они успешно усваивают современные политические символы, способствующие формированию российской гражданской идентичности. На рисунках детей часто встречаются некоторые признаки базовых политических установок, в частности, черты демократического, процедурного, конфликтного понимания выборов и даже прагматичного отношения к ним. Есть и признаки обыденного отношения к политике и выборам как к «грязному делу».
Дети знают политические партии и ведущих политиков. Так, партии встречаются на 453 детских рисунках из 856, всего партии упомянуты 811 раз. Политики указаны на 267 рисунках в общей сложности 395 раз. Иными словами, судя по массиву данных в целом, в 53% случаев выборы воспринимаются как партийно-политический процесс, а в 31% случаев они скорее персонифицированы; в остальных случаях сюжеты рисунков иные. Похоже, дети персонифицируют выборы меньше, чем взрослые.
Из приведенных в табл. 1 (левая часть) данных видно, что дети хорошо знают партии «Яблоко», ЛДПР и Союз Правых Сил. Остальные партии - НДР, «Единство», ОВР и КПРФ тоже хорошо известны, но привлекают меньше внимания, реже встречаются на рисунках.
Таблица 1. Знание политических партий детьми 10-11 лет
и их отношение к партиям
Партии
|
Знание партий
|
Отношение к партиям
|
Кол-во
изображ.
|
Про-
цент
|
Позитивн.
|
Нейтральн.
|
Негативн.
|
Всего
|
N
|
%
|
N
|
%
|
N
|
%
|
N
|
%
|
«Яблоко»
|
253
|
31,2
|
110
|
43,5
|
97
|
38,3
|
46
|
18,2
|
253
|
100
|
ЛДПР
|
193
|
23,8
|
60
|
31,1
|
100
|
51,8
|
33
|
17,1
|
193
|
100
|
Союз Правых Сил
|
108
|
13,3
|
41
|
38,0
|
51
|
47,2
|
16
|
14,8
|
108
|
100
|
«Единство»
|
72
|
8,9
|
21
|
29,2
|
41
|
56,9
|
10
|
13,9
|
72
|
100
|
«Отечество - Вся Россия»
|
55
|
6,8
|
15
|
27,3
|
33
|
60,0
|
7
|
12,7
|
55
|
100
|
КПРФ
|
41
|
5,1
|
5
|
12,2
|
23
|
56,1
|
13
|
31,7
|
41
|
100
|
Партия пенсионеров
|
13
|
1,6
|
2
|
15,4
|
8
|
61,5
|
3
|
23,1
|
13
|
100
|
Всего случаев изображения партий
|
811
(из 856)
|
100
|
278
|
|
397
|
|
136
|
|
811
|
100
|
Судя по изобразительным средствам и художественным приемам рисунков, наибольшие симпатии вызывают партии «Яблоко» (в 43,5% случаев) и СПС (38%). К ЛДПР, НДР, «Единству» и ОВР отношение довольно ровное: позитивное примерно в 30% случаев, а негативное в среднем в 13-17% случаев (см. табл. 1, правая часть). Лишь для КПРФ это соотношение обратное. Конечно, говорить всерьез о детских партийно-политических предпочтениях невозможно, тем не менее, указанное выше отношение к партиям говорит о том, дети не только смотрят телевизор, но и прислушиваются к политическим оценкам своих родителей, находящихся в возрасте 35-45 лет, усваивают эти оценки. В итоге дети, похоже, весьма далеко дистанцируются от политических предпочтений нынешних старших поколений, где много сторонников коммунистов.
Структура «партийных» сюжетов на рисунках позволяет говорить об ином «рейтинге» партий у детей по сравнению со взрослыми в целом. У детей явно лидируют «Яблоко», СПС и ЛДПР. Разумеется, на них влияют яркие впечатления, производимые экстравагантным политиком В.В. Жириновским, но не только они. У каждого исторического периода существует свой политико-социализирующий эффект, связанный в том числе с политическими партиями и политическими лидерами. Высокий «рейтинг» некоторых партий у детей, скорее всего, не сотрется новыми впечатлениями полностью, а послужит формированию в дальнейшем таких партийно-политических предпочтений, которых нет у старших поколений.
Сравнение «рейтинга» политических партий у детей с общероссийскими результатами голосования по партийным спискам на выборах в Государственную Думу в декабре 1999 г. подтверждает существенное различие в политических симпатиях поколений. (См. табл. 2, при этом рейтинг измерен как процент позитивно относящихся к той или иной партии от общего числа детских положительных оценок какой-либо партии.)
Таблица 2. Различия в рейтингах партий у детей и у взрослых (в процентах)
Партии
|
Дети
(Результаты исследования)
|
Взрослые (Результаты голосования)
|
«Яблоко»
|
39,57
|
5,93
|
ЛДПР
|
21,58
|
5,98
|
СПС
|
14,75
|
8,52
|
НДР
|
8,63
|
1,19
|
«Единство»
|
7,55
|
23,32
|
ОВР
|
5,40
|
13,33
|
КПРФ
|
1,80
|
24,29
|
Партия пенсионеров
|
0,72
|
1,95
|
В российском политическом процессе дети различают множество политических фигур и даже характеров. Наибольшей известностью в декабре 1999 г. у них, как и у взрослых, пользовался Президент России Б.Н. Ельцин, затем лидер ЛДПР В.В. Жириновский. Далее следуют В.В. Путин, В.А. Яковлев (в Санкт-Петербурге) и «местный» кандидат, баллотирующийся в округе, где живет ребенок. Последовательность рейтингов подтверждает, что дети не просто смотрят предвыборные телепередачи, но и, судя по знанию первых лиц государства, города и «местного» кандидата в депутаты и по вниманию к политическому выдвижению В.В. Путина, прислушиваются к домашним разговорам о политике, усваивая их содержание.
Данные табл. 3 также свидетельствуют о повышенном внимании респондентов к молодому поколению политиков - лидерам СПС и «Яблока», а известным политикам старшего поколения у детей отведено явно второстепенное место.
Таблица 3. Знание политиков детьми 10-11 лет и их отношение к ним
Политик
|
Рейтинг политика
|
Отношение к политику
|
Кол-во случаев изображ.
|
Про-
цент
|
Позитивн.
|
Нейтральн.
|
Негативн.
|
Всего
|
N
|
%
|
N
|
%
|
N
|
%
|
N
|
%
|
«Яблоко»
|
253
|
31,2
|
110
|
43,5
|
97
|
38,3
|
46
|
18,2
|
253
|
100
|
Жириновский В.В.
|
79
|
20
|
37
|
46,9
|
22
|
27,8
|
20
|
25,3
|
79
|
100
|
Ельцин Б.Н.
|
76
|
19,1
|
10
|
13,2
|
23
|
30,3
|
43
|
56,6
|
76
|
100
|
Путин В.В.
|
37
|
9,4
|
13
|
35,1
|
16
|
43,2
|
8
|
21,6
|
37
|
100
|
Кандидат в депутаты ГД по «своему» округу
|
51
|
8,4
|
29
|
56,9
|
13
|
25,5
|
9
|
17,6
|
51
|
100
|
Яковлев В.А.
|
31
|
7,8
|
17
|
54,8
|
9
|
29
|
5
|
16,1
|
31
|
100
|
Явлинский Г.А.
|
23
|
5,8
|
9
|
39,1
|
7
|
30,4
|
7
|
30,4
|
23
|
100
|
Киреенко В.Н
|
23
|
5,8
|
5
|
21,7
|
10
|
43,5
|
8
|
34,8
|
23
|
100
|
Хакамада И.М.
|
22
|
5,6
|
8
|
36,4
|
6
|
27,3
|
8
|
36,4
|
22
|
100
|
Горбачев М.С.
|
11
|
2,8
|
4
|
36,4
|
6
|
54,5
|
1
|
9,1
|
11
|
100
|
Степашин С.В.
|
11
|
2,8
|
2
|
18,2
|
4
|
36,4
|
5
|
45,5
|
11
|
100
|
Примаков Е.М.
|
9
|
2,3
|
5
|
55,6
|
3
|
33,3
|
1
|
11,1
|
9
|
100
|
Чубайс А.Б.
|
6
|
1,5
|
1
|
16,7
|
3
|
50
|
2
|
33,3
|
6
|
100
|
Немцов Б.Н.
|
5
|
1,3
|
3
|
60
|
2
|
40
|
-
|
-
|
5
|
100
|
Собчак А.А.
|
2
|
0,5
|
1
|
50
|
1
|
50
|
-
|
-
|
2
|
100
|
Лужков Ю.М.
|
16
|
4,1
|
2
|
12,5
|
4
|
25,9
|
10
|
62,5
|
16
|
100
|
Зюганов Г.А.
|
11
|
2,8
|
1
|
9,1
|
5
|
45,5
|
5
|
45,5
|
11
|
100
|
Всего
|
413
|
100
|
147
|
|
134
|
|
132
|
|
413
|
|
Анализируя исследование в целом, можно отметить, что самое младшее поколение выказывает определенную склонность к усвоению партийно-плюралистической структуры политического и избирательного процесса. У него возможно формирование партийно-политических ориентации в западном смысле этого понятия. Лишь этого обстоятельства вполне достаточно, чтобы констатировать существенное изменение традиций отечественной политической культуры. Оно связано с изменением контекста, в котором формируются политические взгляды, с изменением социальной среды, причем, не только по сравнению с советским периодом, но сравнительно кризисным периодом начала-середины 1990-х гг.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|