Демократия.Ру




Легче составлять законы, чем их исполнять. Наполеон I Бонапарт (1769-1821), император французов в 1804—1814 и 1815 годах, полководец и государственный деятель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 12:29


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

А.Ю. Сунгуров. Электоральный менеджмент и перспективы развития в России демократии участия

Развитие политической и правовой реформ в России постепенно приводит к становлению в стране демократического режима. Однако широко распространенное недовольство результатами этих реформ, причем недовольство, относящееся не только к социально-экономической, но и к политической сфере нашей жизни, заставляет задуматься о причинах того, что «получается, как всегда».

Как известно, современная политическая мысль позволяет выделить в первом приближении два типа демократии - демократию голосований, или электоральную демократию, и демократию участия. В условиях демократии голосований после дня выборов от простого жителя уже ничего не зависит, т.е. можно сказать, что он живет в условиях демократии лишь в дни выборов. А если еще учесть готовность многих россиян продать свой голос за суповой набор или просто за деньги, то электоральная демократия легко превращается в демократию манипулятивную.

В условиях демократии участия, напротив, существуют разнообразные механизмы участия жителей в процессе обсуждения и принятия решений, различные формы общественного контроля. Однако все эти механизмы и процедуры не возникают сами по себе, а появляются в результате целенаправленной деятельности граждански ориентированных неправительственных организаций, а также в результате разветвленной системы гражданского образования, направленной на развитие активистской политической культуры, культуры участия. Во многих поставторитарных странах достаточно распространены организации, разрабатывающие и предлагающие как другим НКО, так и властным структурам, технологии общественного участия. Эти организации часто и называются Центры или Институты развития демократии.

В нашей стране такие структуры почти не распространены. Одной из причин, на мой взгляд, является уход творчески мыслящих и инициативных людей, которые могли бы составить основу таких Центров, в сферу электорального менеджмента, где их действия уже в большинстве случаев направлены на развитие чисто электоральной демократии. Проблема заключается также в том, что многие такие команды, успешно проведя своего кандидата на руководящее кресло, продолжают консультировать его и далее. При этом вся его работа по решению проблем города или области рассматривается исключительно с позиции роста шансов для его переизбрания. И, как правило, рекомендации таких политтехнологов направлены не на развитие публичной и открытой власти, а на развитие имитационной, манипулятивной демократии.

Выход из такой ситуации можно искать только сообща.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта