Демократия.Ру




Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Александр Иванович Герцен (1812-1870), русский публицист, писатель, философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


03.12.2024, вторник. Московское время 18:31


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

К. Форстнер. Факторы, определяющие партийный спектр в Германии

Система либеральной демократии ни в коем случае не может представлять собой застывшую конструкцию. Напротив, многообразие демократических систем показывает, как сильно влияют на структуру политического пространства культурные особенности общества. Разные политические традиции также оказывают влияние на структуру партийного спектра.

Авторы американской конституции, находящиеся под влиянием политической философии Джона Лока, были резко против создания партий. Они видели способность партий влиять на волеизъявление народа и приводить к расколу общества. Только тогда, когда отцы-основатели осознали необходимость существования партий как связующего элемента между политическими институтами и электоратом (избирателями), они решили создать партии.

Однако настороженное отношение к данному институту до сих пор оказывает влияние на партийную структуру США, где никогда не развивались четко организованные, сильные партии со строгой дисциплиной, как в Европе. Скорее наоборот, американская партия - партия патронажная, выполняющая задачу покровительницы, которая распределяет политические посты и подготавливает политикам путь в Вашингтон. Организационная структура партии в США однозначно строится по принципу «снизу вверх», а партийная верхушка практически не обладает правом отдавать распоряжения на более низких партийных уровнях. Так как основной задачей партии является распределение политических постов, поэтому не составляется какой-либо четкой программы. В США избиратели выбирают не столько политическую программу, сколько конкретного политического деятеля. Членство в партии слаборазвито.

В американском представлении о конкурентной демократии за власть должны бороться две партии, которые сами себя контролируют и ограничивают. Цель двухпартийной системы - обеспечение работоспособности партии большинства. Мажоритарная система выборов в одномандатных округах ведет к желаемой концентрации партийного ландшафта, где сосуществуют две партии: демократы и республиканцы.

В континентальной Европе, напротив, господствовало представление о консенсусной демократии. Политические решения должны отражать общее волеизъявление. Репрезентация всего спектра интересов предпочитается однозначному большинству. Введение пропорциональной системы выборов отвечает этому требованию. В Европе возникли многочисленные мелкие партии, которые представляют интересы и меньшинств. Принятие решений происходит путем поиска необходимого компромисса между отдельными группами.

Европейские партии выполняют различные задачи, начиная сформирования общественного мнения и заканчивая представлением интересов общественности. Именно поэтому они хорошо организованны и охватывают широкие слои населения. Руководство их деятельностью осуществляется сверху вниз. Традиционный континентально-европейский партийный ландшафт представляет собой многопартийную систему, куда входят партии с четко организованной структурой и достаточно большим количеством членов.

Роль партий в политической системе Федеративной Республики Германия

Избирательное право ФРГ переняло некоторые черты англосаксонской традиции. Введение элементов мажоритарной системы выборов в традиционную европейскую избирательную систему привело к концентрации германской партийной системы. В отличие от Веймарской республики, сегодня в ФРГ больше не существует многопартийной системы.

Широкий спектр деятельности партий, охватывающий формирование политического волеизъявления, привлечение к участию в политической жизни, поддержку новой политической элиты и влияние на политическое развитие в парламенте и правительстве, привел к стабильной и дееспособной демократии в ФРГ. В то же время партии так сильно доминируют в общественной жизни, что все чаще и громче раздаются критические голоса. К примеру, подвергается критике тот факт, что партии, которые в федеральных землях представляют земельные правительства, благодаря своему участию в работе общественных советов теле- и радиовещания, имеют чрезмерное влияние на общественное мнение. Много нареканий вызывает и то, что шансы беспартийного специалиста занять политический пост практически отсутствуют. Свободным (независимым) кандидатам редко удается обойти партийных конкурентов по финансовым и организационным причинам. В перекрестном огне критики оказалась и строгая партийная дисциплина. Бытует мнение, что депутаты не являются хозяевами своего волеизъявления, а превратились в инструмент для правильного голосования в соответствии с линией партии.

Структура политического пространства в Германии

Партийный ландшафт в Германии отражает традиционные европейские разногласия и новые социальные очаги напряженности. Традиционные конфликты (cleavages) - отношение к церкви (связь с церковью и дистанция по отношению к ней), различие интересов работодателей и наемных работников - в свое время сыграли определенную роль при создании немецких партий.

В 1980-х гг. возник новый раскол (cleavag), в политическом пространстве столкнулись интересы экономики (бизнеса) и защитников окружающей среды. И, наконец, объединение Германии изменило структуру партийного спектра, так как население вступило в конфликт интересов между старыми и новыми федеральными землями.

Восточные немцы видят защитника своих интересов в лице Партии демократического социализма (ПДС) - правопреемницы бывшей правящей партии ГДР (Социалистической Единой Партии Германии - СЕПГ), основанной сразу после объединения. В немецком партийном спектре она позиционируется как левоэкстремистская. Под давлением избирателей она всячески подчеркивает дистанцию между собой и СЕПГ. ПДС в последнее время завоевывает все больше сторонников. Выборы в берлинский сенат, во время которых ПДС вступила в правительственную коалицию с Социал-демократической партией Германии, отчетливо подчеркнули все более возрастающее значение ПДС. Так как эта партия по собственным заявлением представляет интересы новых федеральных земель, то своим успехом она особенно обязана растущему числу избирателей в Восточной Германии. Напротив, в западной части страны у нее пока нет никаких шансов обосноваться.

В левой части партийного спектра позиционирует себя и партийный альянс «Союз 90/Зеленые», который тоже был создан после объединения страны. Партия зеленых была основана еще в 1980-х гг., когда население стала беспокоить ситуация с загрязнением окружающей среды. В 1998 г. «Союз 90/Зеленые» образовали вместе с социал-демократами правящую коалицию и возглавили правительство. Один из основателей «зеленых» - Йошка Фишер - с 1998 г. занимает пост министра иностранных дел.

Представителем социал-демократического лагеря является Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Официально СДПГ все еще представляет интересы лиц наемного труда, но сделала шаг навстречу церкви. После Годесбергского съезда верующие избиратели также могут отдавать свои голоса СДПГ. Последняя предвыборная кампания четко показала, что решающие голоса нужно завоевывать среди представителей середины политического спектра. Открытость для избирателей консервативного лагеря в определенной мере изменила характер партии.

Христианско-демократический союз активно действует во всех федеральных землях, кроме Баварии, и традиционно представляет интересы избирателей обоих христианских вероисповеданий (протестантов и католиков), а также класса собственников (работодателей). По причине исторической самостоятельности Баварии здесь место ХДС занимает Христианско-социальный союз (ХСС) - региональная партия, которая представляет не только интересы работодателей, но и широких слоев населения Баварии. На уровне федерации ХСС вступил в коалицию с ХДС. Единодушная политика ХДС/ХСС на федеральном уровне ясно видна на примере выдвижения единого кандидата на пост канцлера.

Свободная демократическая партия (СвДП) традиционно ориентируется на защиту интересов либеральной экономики. При рассмотрении общественно значимых вопросов она нередко придерживается левых взглядов. Эта двойственная позиция, между левым и правым флангами, позволяла играть СвДП определяющую роль в формировании правительства. Поэтому Свободная демократическая партия очень долгое время обладала серьезным авторитетом, несмотря на низкое число своих сторонников. Перемены в правительстве, вплоть до выборов в 1998 г., возникали из-за смены ориентации СвДП. Однако при переходе немецкой партийной структуры от двухблочной к многопартийной системе, Свободная демократическая партия потеряла свой влиятельный статус в немецкой политике.

Представление интересов защитников окружающей среды и новых федеральных земель привело к изменению существующей двухблочной партийной системы между ХДС/ХСС и СДПГ. При этом СвДП играла решающую роль. Двухблочная система превратилась в многопартийную, состоящую из пяти партий. Выступление «Союза 90/Зеленых» и ПДС на левом фланге дало СДПГ большую свободу для маневра, так что теперь у нее есть возможность образовать коалицию и с левым лагерем и с правым.

Что касается правых экстремистов, то, как правило, это мелкие партии: Немецкий народный союз, республиканцы и национал-патриоты. Они выражают интересы германских националистов. У этих партий небольшое число сторонников, но время от времени им достаются голоса избирателей, голосующих в знак протеста. Однако до сих пор правоэкстремистские партии не сумели распространить свое влияние, поскольку не нашлось желающих основать коалицию с экстремистами, а собственных голосов слишком мало. Кроме того, эти партии балансируют на грани конституционной законности и им может грозить запрет.

Воля избирателей и связь с ними

В ФРГ время от времени раздается критика, что участие населения в политическом процессе принятия решений ограничивается явкой на выборы раз в четыре года. Это неправда. Внутри немецкой политической системы существует много возможностей для граждан высказывать свои мнения не только в ходе предвыборной борьбы и влиять на политический процесс.

Благодаря регулярным опросам общественного мнения политики узнают о том, как отражается их политика на общественности. Так как депутат всегда рассчитывает на переизбрание, он заинтересован в том, чтобы последовательно и четко выполнять волю избирателей. Если избиратель недоволен политикой, проводимой правительством, на следующих земельных выборах он отдаст свой голос другой партии. Земельные правительства посылают своих представителей в Бундесрат (верхняя палата парламента). Так как Бундесрат как участник законодательного процесса обладает значительной властью, такой урок всегда является болезненным и принуждает партию прислушиваться к воле избирателей.

Постоянную связь между партией и избирателями гарантирует также Закон об избирательном праве. Половина депутатов Бундестага избирается большинством голосов в одномандатных округах. Эти депутаты, конечно же, обязаны постоянно поддерживать связь с избирательным округом и со всей серьезностью воспринимать наказы избирателей и представлять их интересы, если планируют снова участвовать в выборах.

Иногда приводится аргумент, что партиям не обязательно ломать себе голову над мнением граждан, так как они избираются большим числом постоянных, верных избирателей, которые не изучают досконально программу или вклад в дело отдельных партийцев. Это также не соответствует действительности. Во-первых, потому, что крупные партии теряют верных избирателей. Во-вторых, исход выборов решают не голоса верных, постоянных избирателей, а голоса колеблющихся избирателей, склонных менять свою позицию. Большинство колеблющихся хорошо осведомлено о политическом раскладе и решает, кому отдать голос, только после того, как тщательно ознакомится с программой и кандидатами партий. Поэтому партии должны ориентироваться на волеизъявление избирателей и тесно поддерживать с ними связь.

Так как партии нуждаются в постоянной поддержке избирателей, чтобы иметь успех длительное время, им необходимо знать мнение народа. В свою очередь, избиратели должны иметь возможность это мнение высказывать. Поэтому существует связь между партийной политикой и волеизъявлением избирателей также в период между выборами.

Современные тенденции

В пику ожиданиям, что с закатом социализма с политического ландшафта исчезнут экстремистские партии левого толка, ПДС доказывает свою «живучесть». Представляя интересы немцев Восточной Германии, она уверенно влилась в партийное пространство, смогла на федеральном уровне войти в парламент, а на локальном уровне добивается все большего успеха. Об успехе ПДС говорит ее вхождение в правительство Берлина.

Все возрастающая апатия по отношению к политике и недовольство деятельностью партий в Германии объясняются растущим сходством партийных программ двух крупных партий: ХДС и СДПГ. Все чаше возникает ощущение, что не существует никакой разницы, за кого голосовать, так как программы одинаковы и не играет большой роли, какая из двух партий придет к власти. Поэтому обе центристские партии должны отчетливее обозначить свой профиль и дистанцироваться друг от друга. Впрочем, в начавшейся борьбе за пост канцлера блок ХДС/ХСС делает попытку размежевания с политической программой СДПГ.

Другая современная тенденция заключается в усилении нового регионального раскола. До объединения ХСС был единственной региональной партией, после объединения на политической сцене возникла ПДС. С появлением партии Шилла, которая действует лишь на местном уровне, в Гамбурге, возникает вопрос, считать ли регионализацию проходящим явлением или это один из признаков нового развития.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта