«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
А.И. Волков. Финансирование избирательных кампаний как один из источников политической коррупции
В настоящее время в условиях нестабильной общественно-политической и экономической ситуации проблема коррупции в различных органах власти встает особенно остро.
Под коррупцией мы понимаем злоупотребление распоряжением чужими ресурсами (властными, денежными, информационными и т.п.) в личных корыстных целях и (или) в целях третьего лица.
Специфика переходного периода - смешение традиций и культурных стереотипов, свобода практически беспрепятственной конвертации одних форм капитала в другие. В результате должностные лица рассматривают свою службу как продолжение рынка, а демократию трактуют как свободу преобразования нормального рынка в рынок коррупционных услуг. Политическая коррупция имеет ряд последствий, негативно сказывающихся на всем обществе.
В ходе избирательных кампаний выделяются следующие нарушения:
- финансирование избирательных кампаний денежными средствами в обход избирательных фондов кандидатов - «черным налом»;
- поступления из запрещенных законом источников;
- превышения лимитов избирательных фондов;
- финансирование избирательных кампаний из бюджетов органов власти различных уровней (резервные фонды депутатов, финансирование общественных организаций, помогающих на выборах и т.д.);
- дополнительные статьи расходов, такие как взятки, оплата конфиденциальной информации и т.д., требующие оплаты наличными, не фигурирующими в отчетно-финансовых документах.
Безнаказанность позволяет должностным лицам использовать те же методы, находясь на должности. А в общественном сознании закрепляется представление о том, что нарушение действующего законодательства допустимо.
Мы можем выделить несколько основных направлений, по которым может вестись деятельность по изменению существующего положения.
1. Контроль за выполнением законодательных актов, регламентирующих порядок выборов в различные органы государственной власти Российской Федерации, более тщательная проверка финансовой отчетности избирательных кампаний, особенно выигравших кандидатов, налоговыми органами и аудиторскими службами.
2. Введение дополнительных актов, регламентирующих деятельность избирательных кампаний, а также непосредственно направленных на борьбу с коррупцией.
Например, необходимо привести в соответствие бюджет кампании, закрепленный в законе, с существующей необходимостью. Возможна и полная отмена лимита финансирования на проведение избирательных кампаний.
3. Действия в сфере политической культуры населения.
Самая большая проблема - признание существующей ситуации нормальной как кандидатами и их командами, так и электоратом. Это создает благоприятные условия для подобной практики.
Бессмысленно рассчитывать на замену «плохих» политиков «хорошими». Необходимо изменять условия, в которых действуют политики. Но это возможно только под давлением гражданского общества.
4. Корпоративная этика.
Следует отметить, что только действия, осуществляемые по всем указанным выше направлениям, могут привести к каким-либо результатам.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|