Демократия.Ру




Бывает так, что царь невежественен и отказывается слушать мудрых. Но министр обязан говорить о том, что считает истиной и благом. Тиру-Валлювар


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.12.2024, суббота. Московское время 16:55


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Л.Б. Ескина. Избирательная система и коррупция

Проблема коррупции периодически «входит в моду», и тогда только ленивый ее не обсуждает. Социологи, политологи, юристы, управленцы, экономисты постоянно возвращаются к анализу этого явления, каждый в соответствующем аспекте, пытаясь привнести в целостное научное отображение коррупции то, что, по их мнению, может минимизировать вредные последствия, которые она вызывает в обществе.

С точки зрения теории управления, коррупция есть подсистема социального регулирования, которая порождается неэффективностью (во всех ее проявлениях) деятельности государственной власти, ее аппарата и возникает как реакция (ответный сигнал) на искажения, проблемы, сбои, «пробуксовки» в функционировании этой системы. Коррумпированное государство являет собой два параллельно действующих механизма регулирования - официальный, содержащийся налогоплательщиками за счет налогов, и латентный, оказывающий те же самые услуги, но за наличный расчет, доход от которых идет прямо в карман чиновника. Коррупционная составляющая деятельности государства восполняет официальную его деятельность, востребованную, но не предъявленную обществу. Если государственный аппарат не работает с отдачей (коэффициентом полезного действия), которая ожидается от него обществом, субъекты социального общения скрыто, с «черного хода» по существу, покупают у чиновников непредоставленную, недоданную часть иногда более качественных государственных услуг.

Логично предположить, что минимизация коррупционных услуг достигается посредством совершенствования деятельности государственного аппарата, повышения коэффициента его полезной деятельности при адекватных затратах общества. Если государство удовлетворительно отвечает ожиданиям общества, исчезает и сама потребность в указанной дополнительной системе социального регулирования.

Причины, порождающие коррупционную деятельность чиновника, ведут и к иным вредным социальным последствиям, в частности, в сфере формирования представительной власти.

Избирательные отношения складываются по поводу добровольной передачи права на непосредственное осуществление власти от каждого гражданина к его представителю. Подавляющее большинство граждан, согласно конституционному порядку, обладают возможностью выражать свою волю при формировании представительных органов государства, делегируя отдельным индивидам право непосредственно осуществлять власть. При этом одни сами не испытывают личного интереса к властной деятельности, другие осознают, что в силу целого ряда факторов вероятность их избрания во власть ничтожно мала. Тем не менее, определенные социальные группы, явно проявляющие интерес ко власти, к прямому влиянию на нее, учитывают, что их проникновение туда в конечном счете зависит от формального голосования в их пользу определенного количества людей и изыскивают любые способы обеспечить для себя необходимый электорат. В обществе, где значительная часть населения не располагает даже минимумом средств к нормальному человеческому существованию, где среднестатистический обыватель не чувствует себя самостоятельным участником гражданских отношений, объективно возникает возможность для «коррумпирования» самого гражданина. И власть активно использует эту возможность для извлечения собственной выгоды, попросту покупая у обнищавшего гражданина его избирательный голос как товар. Таким образом воспроизводится еще более коррумпированная власть. Коррупция во власти и подкуп избирателя в ходе избирательной кампании, безусловно, взаимосвязанные явления. Оба они по сути представляют собой латентные противоправные социально вредные отношения, которые возникают между представителями государства и рядовыми гражданами по поводу купли-продажи в одном случае мандата на власть, в другом - властных услуг.

Эти два взаимодополняющих и взаимопроникающих процесса образуют так называемый «рынок власти», в котором последняя становится товаром и тысячекратно покупается и продается.

Описанные явления возникают и существуют в обществе в силу объективных причин и становятся дополнительным элементом социальной саморегуляции.

Но государство как подсистема регулирования, созданная обществом, не может быть признано позитивно действующим, если оно вымогает у гражданина оплату зато, что по официальному общественному договору (конституции, налоговому закону) должно предоставлять как уже оплаченное обществом. Сообразно этому и общественная система не может быть признана оптимальной (затраты адекватны результату), если индивид объективно вынужден продавать свои политические права. Общество нельзя признать свободным и здоровым, если его гражданин вынужден продавать свою свободу (право).

Продажа права (свободы) есть в конечном счете посягательство на свободу других людей от такой власти, которая, купив себе мандат за деньги, будет использовать его в целях дальнейшего собственного обогащения.

Спекуляция властью, а именно перепродажа властных услуг по более высокой цене, как и продажа избирательного голоса - признаки серьезной болезни общества и действующего в нем государства.

Правовые средства борьбы с обозначенными явлениями, а именно введение юридических запретов и санкций за их нарушение, продуманная налоговая система являются, по нашему мнению, лишь дополнительными сопутствующими методами локализации самой социальной болезни, но отнюдь не лекарствами, ее вылечивающими. Глубинные причины коррупции, внешне проявляющиеся в государственно-правовой сфере, кроются вне ее.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта