«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
9. Данные о манипуляциях при проверке подписных листов и регистрации кандидатов (списков кандидатов)
Этап проверки подписных листов и регистрация кандидатов (списков кандидатов) соответствующей избирательной комиссией - этап, в силу его недостаточной нормативной урегулированности, в максимальной степени способствующий произволу со стороны комиссии. Именно на этом этапе реализуется так называемая «политическая цензура», определяется круг «желаемых» участников избирательной кампании.
Избирательная комиссия Свердловской области сознательно избегает жесткой регламентации данного этапа и активно участвует в определении круга желаемых участников. До сегодняшнего дня не подготовлены дополнения в Избирательный кодекс Свердловской области по данному вопросу, не получил данный вопрос разрешения и на уровне инструкций Избирательной комиссии Свердловской области. Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан...» от 25.09.1997 г. декларируется, что «федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта РФ должна предусматриваться процедура проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов), причем проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия)» (ст.32. п.3).
Не случайно на апрельских 1998 г. выборах в Законодательное Собрание Свердловской области наибольшие проблемы с регистрацией списков кандидатов имели избирательные объединения (блоки) на базе общероссийских партий и общественных объединений, т.е. избирательные объединения и блоки, неподконтрольные «местечковым» объединениям и способные нарушить сложившийся расклад сил на политической арене области.
Именно на этом этапе были сняты с избирательного процесса Объединение «Яблоко», РКРП, избирательный блок «Союз патриотических сил», имеющие широкий спектр сторонников среди избирателей.
Имели серьезные трудности при регистрации ЛДПР (пришлось неоднократно проводить конференцию по выдвижению кандидатов, вопрос о % выбракованных подписей решался кулуарно в последние секунды) и Социалистической партии России (СПР).
Покажем процедуру проверки подписных листов и регистрации кандидатов на примере Социалистической партии России.
С момента выдвижения списка кандидатов СПР избиратели области стали свидетелями массового психоза и шельмования со стороны председателя Избирательной комиссии Свердловской области В.Д. Мостовщикова грядущего «похода криминала во власть». При этом не приводились никакие факты, но направленность выступлений В.Д. Мостовщикова не оставляла никаких сомнений, что поход этот осуществляет СПР, хотя председателю Избирательной комиссии Свердловской области было прекрасно известно, что на официальный запрос СПР в ГУВД Свердловской области был получен ответ, что у правоохранительных органов области нет претензий ни к одному из кандидатов от СПР.
03.03.1998 г. СПР в Областную избирательную комиссию было представлено 28750 подписей (25000 + 15%), собранных в 31 муниципальном образовании Свердловской области. 05.03.1998 г. представители СПР были приглашены в Избирательную комиссию Свердловской области к В.Д. Мостовщикову, где им было сообщено, что проверка подписных листов завершена, процент брака составил 25% (при допустимых 15%) и завтра (06.03.1998 г.) на заседании Избирательной комиссии Свердловской области будет принято решение об отказе в регистрации списка кандидатов СПР.
Представителей СПР удивили при общении с В.Д. Мостовщиковым следующие обстоятельства:
- скорость проверки (тем более на проверке находились подписные листы других объединений),
- исключительно личное участие В.Д. Мостовщикова в проверке, несмотря на утвержденный состав группы проверки,
- явная субъективность в проверке (все сомнения толковались не в пользу инициативной группы),
- категорический отказ В.Д. Мостовщикова представить для сравнения подписные листы других объединений,
- то, что представители СПР в нарушение п.3 ст.32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан...» не были приглашены для участия в проверке,
- тон разговора.
Представителями СПР было заявлено, что в случае отказа в регистрации будут предприняты следующие действия:
- в судебном порядке будет проведена сравнительная экспертиза подписных листов СПР и других объединений, прошедших регистрацию,
- СПР воспользуется своим конституционным правом агитировать против участия избирателей в выборах, проводимых подобным образом.
Аргументы возымели действие и В.Д. Мостовщиков по окончании 3-х часовой беседы предложил следующий механизм действий, а по существу либо признал законность требований, либо пошел на сговор:
- заверил, что 06.03.198 г. он предложит Избирательной комиссии Свердловской области не принимать окончательного решения об отказе в регистрации и передаст подписные листы СПР на так называемую графологическую экспертизу,
- пообещал, что по результатам экспертизы будет принято решение о регистрации.
На резонное сомнение представителей СПР в возможности проведения экспертизы в выходные дни (фактически передача подписных листов на экспертизу осуществлялась 07.03.1998 г., а проверка в праздничный день 08.03.1998 г.) Мостовщиков В.Д. заверил, что решит эти вопросы.
Далее события развивались по сценарию В.Д.Мостовщикова. 06.03.1998 г. по его предложению было принято решение Избирательной комиссии Свердловской области о передаче подписных листов на так называемую графологическую экспертизу. 09.03.1998 г. в выходной день на заседании Избирательной комиссии Свердловской области СОО СПР было сообщено, что процент брака составил по результатам экспертизы не 25% , а 12,5% и избирательное объединение зарегистрировано.
Избирательная комиссия Свердловской области и лично В.Д. Мостовщиков неоднократно своими действиями доказывали возможность политического регулирования избирательного процесса на этапе проверки подписных листов и регистрации кандидатов.
Особенно показательна ситуация по Орджоникидзевскому избирательному округу N165 по повторным выборам в Государственную Думу РФ и по Орджоникидзевскому избирательному округу N9 по выборам депутата ППЗС.
Вначале В.Д. Мостовщиков добивается отмены решения окружной избирательной комиссии о регистрации А.А. Хабарова по избирательному округу N165, найдя нарушения в процессе сбора, хотя ни одна подпись избирателя так и не была подвергнута сомнению (цель проверки подписей - выявить истинную волю избирателей), а сам Хабаров А.А. 23.11.1998 г. участвовал в выборах, признанных несостоявшимися, и занял первое место с очень большим отрывом от других кандидатов. В данном споре Мостовщиков В.Д. так и не допустил общественность до подписных листов конкурентов Хабарова А.А. - Голованова Д.С. и Терлецкого В.М., и отказал в проведении экспертизы их подписных листов, несмотря на наличие соответствующего решения окружной комиссии.
Аналогично развивались события и по избирательному округу N9, куда Хабаров А.А. представил свои подписные листы после отмены его регистрации по избирательному округу N165, но здесь уже была избрана новая технология политического регулирования --выводился из избирательного процесса не сам Хабаров А.А., а его возможные соперники в попытке либо сорвать выборы, либо сделать их практически безальтернативными (из 2-х кандидатов) и соответственно несостоятельными изначально.
Из 9 выдвинутых по избирательному округу N9 кандидатов были в результате зарегистрированы лишь два человека. Для достижения цели шли любые способы:
- после официальной регистрации по заключению той же графологической экспертизы было отменено решение о регистрации кандидата Селиверстова В.Н., что грубо противоречит действующему законодательству,
- отменено уже принятое решение о регистрации кандидата Цехера Г.Я.,
- проводилась работа по возможности добровольного снятия своей кандидатуры единственным оставшимся и зарегистрированным соперником Хабарова А.А. - Гриценко К.Э.
Если в среднем по области через этап регистрации не проходило от 10 до 15% кандидатов, то по избирательному округу N9 практически 75%, налицо явное политическое регулирование.
Подобный механизм в руках Избирательной комиссии Свердловской области позволяет лишать граждан неотъемлемого конституционного права - избирать и быть избранными.
Настораживает и срок сохранности подписных листов, определенный в графике избирательной кампании, подписанном В.Д. Мостовщиковым, - 6 месяцев со дня подведения результатов, другие документы избирательной кампании, позволяющие установить ее законность (в том числе бюллетени) подлежат хранению не менее 12 месяцев, а в случае судебного спора - до его окончания. Существующий подход позволяет исключить из политической борьбы любого неугодного кандидата, партию и мешает возможности обжаловать результаты выборов по причине нарушений порядка сбора подписей и регистрации кандидатов.
По сути, требование о представлении подписных листов противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав ...» предвыборной агитацией является в том числе «деятельность граждан РФ, избирательных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах...». Нет смысла доказывать, что сбор подписей побуждает избирателей к участию в выборах. В то же время ст.38 данного закона устанавливает, «что предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов)», т.е. сбор подписей до регистрации есть незаконная предвыборная агитация.
Было бы резонно в данной ситуации, если бы Избирательная комиссия Свердловской области представил в ЗССО соответствующую поправку, однако это видимо противоречит личным интересам В.Д. Мостовщикова, вместо этого он затевает бесплодную дискуссию о количестве представляемых подписей и, почему-то, только по губернаторским выборам.
Более того, в Избирательном Кодексе Свердловской области используется формулировка понятия «предвыборная агитация», не соответствующая редакции ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав...», чем нарушаются права избирателей и кандидатов и запутываются члены избирательных комиссий.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|