«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
II. Избирательные комиссии
1. Какие избирательные комиссии действуют на выборах в Государственную Думу?
2. Какова роль участников избирательного процесса в формировании избирательных комиссий?
3. Что может и чего не может член избирательной комиссии с правом совещательного голоса?
4. Есть ли у участников избирательного процесса еще какие-либо организационные возможности проследить за деятельностью комиссий в самый ответственный момент - во время подсчета голосов избирателей?
5. Какова роль уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока в отношениях с избирательными комиссиями?
6. Что конкретно делают уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока?
7. В чем заключаются полномочия избирательных комиссий по отношению к избирательным объединениям и избирательным блокам, кандидатам, их доверенным лицам, а также к уполномоченным избирательных объединений и избирательных блоков?
8. Как зарегистрировать избирательный блок?
9. Может ли быть обжаловано решение ЦИК РФ об отказе в регистрации избирательного блока?
10. Каковы способы защиты от неправильных решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, в том числе и ЦИК РФ?
11. Несут ли ответственность избирательные комиссии за свои неправомерные решения и действия (бездействие)?
Все кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица кандидатов, уполномоченные избирательных объединений не раз и не два в ходе избирательной кампании вступят в контакты - официальные и рабочие, обязательные по закону и не предусмотренные им, продолжительные или короткие - с избирательными комиссиями, на которые возложены подготовка и проведение выборов в Государственную Думу РФ. Поэтому нужно представлять себе, что конкретно в избирательном марафоне зависит от этих комиссий и прежде всего знать их систему.
1. Какие избирательные комиссии действуют на выборах в Государственную Думу?
Это Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, деятельность которой распространяется на всю территорию страны, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, действующие в границах республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. Это также окружные избирательные комиссии, формируемые в каждом одномандатном избирательном округе, причем в тех случаях, когда границы этого избирательного округа и субъекта Российской Федерации совпадают, полномочия окружной комиссии после определенных процедур согласования могут быть возложены на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
В пределах границ административно-территориальных единиц и муниципальных образований - городов, районов, внутри крупных городов и районов - создаются территориальные комиссии. Наконец, в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, образуются участковые избирательные комиссии.
Все эти комиссии представляют собой единую систему органов, нижестоящие звенья которой подчинены вышестоящим и выполняют их решения, принимаемые в пределах установленных полномочий.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и комиссии субъектов Российской Федерации действуют как государственные органы, а нижестоящие избирательные комиссии, как правило, работают не на постоянной основе. Вышестоящая избирательная комиссия (на выборах депутатов Государственной Думы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является непосредственно вышестоящей для комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий, а избирательные комиссии субъектов Российской Федерации - для окружных и территориальных комиссий и т. д.) вправе отменить решение нижестоящей комиссии, если оно противоречит законам - прежде всего Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - либо принято с превышением установленных полномочий. При этом вышестоящая комиссия вправе принять собственное решение по существу вопроса.
2. Какова роль участников избирательного процесса в формировании избирательных комиссий?
Надо иметь в виду, что есть члены избирательных комиссий с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса. В зависимости от уровня комиссии роль участников избирательного процесса в назначении ее членов с правом как решающего, так и совещательного голоса неодинакова. Членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса назначают Государственная Дума, Совет Федерации Федерального Собрания и Президент Российской Федерации (по пять членов ЦИК РФ). Ни избирательные объединения, ни тем более кандидаты в депутаты Государственной Думы, становящиеся фигурантами избирательного процесса уже после формирования ЦИК РФ, в определении ее постоянного состава не участвуют. Зато они влияют на определение состава всех других избирательных комиссий.
По Законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» законодательные (представительные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления, формирующие составы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых комиссий, обязаны назначить не менее одной трети состава комиссий на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации (для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных комиссий) и (или) в представительных органах местного самоуправления (для территориальных и участковых избирательных комиссий).
Может быть, не все избирательные объединения, которые имеют фракции в указанных органах, избранных ранее, станут участниками этой избирательной кампании. Но все равно важно, чтобы они полностью использовали предоставленную им возможность, поскольку только в этом случае избирательные комиссии станут коллегиями, действующими независимо от органов государственной власти и должностных лиц разного ранга, принимающими законные, обоснованные решения, обеспечивающие «чистоту» избирательной кампании.
По смыслу Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные объединения и избирательные блоки, имеющие свои фракции в названных органах, представляют кандидатов в состав избирательных комиссий, которые являются членами соответствующих политических общественных объединений. Практически во все избирательные комиссии избирательные объединения могут предложить кандидатуры из числа своих членов, если они на местах имеют свои подразделения. Однако, как известно, не все избирательные объединения опираются на разветвленную сеть местных организаций. Поэтому объективно они не могут заполнить своими кандидатами вакансии членов всех комиссий, особенно территориальных и участковых. Закон, предвидя такую ситуацию, установил, что в этих случаях не менее одной трети состава избирательных комиссий формируется на основе предложений других политических общественных объединений.
Понятно, что эти объединения в ходе избирательной кампании могут получить статус избирательных объединений, выдвигающих своих кандидатов, определяющих уполномоченных представителей и доверенных лиц. Но тогда может возникнуть положение, при котором в составе комиссии станут действовать и принимать решения лица, прямо заинтересованные в определенном исходе выборов. Да и предложенные фракциями действующей Государственной Думы члены избирательных комиссий могут превратиться в кандидатов избирательных объединений, участвующих в выборах, или кандидатов от территориальных избирательных округов. Вот почему закон определил, что кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, близкие родственники зарегистрированных кандидатов (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушки, бабушки), а также лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов, не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Иное дело - члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Они не участвуют в принятии комиссиями решений, обязательных для исполнения, хотя имеют возможность быть в курсе всех дел комиссий и гарантировать гласность их работы, следить за тем, чтобы в их практике не было перекосов в пользу того или иного кандидата или избирательного объединения. Совещательный голос обеспечивает должную меру влияния избирательных объединений и кандидатов на деятельность избирательных комиссий, придает ей необходимую сбалансированность и объективность.
В соответствии с новым Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральный список кандидатов, могут назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую окружную, территориальную, участковую избирательную комиссию.
Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат вправе назначить по одному члену с правом совещательного голоса в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, а также в каждую территориальную и участковую избирательную комиссию того одномандатного избирательного округа, по которому этот кандидат зарегистрирован.
Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу и не выдвигавшие кандидата по федеральному списку, также вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
Число членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса зависит от числа кандидатов или списков кандидатов, зарегистрированных соответствующими комиссиями. Чем больше, скажем, зарегистрировано кандидатов в одномандатном избирательном округе, тем больше членов комиссии с правом совещательного голоса может быть назначено в состав комиссий всех уровней, действующих на территории этого избирательного округа.
Чтобы воспользоваться указанным правом, кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения или избирательного блока надо направить официальные документы в соответствующую избирательную комиссию, председатель которой вносит назначенных лиц в списки ее членов с правом совещательного голоса, выдает им удостоверение, знакомит с порядком работы комиссии и статусом члена комиссии с правом совещательного голоса.
На прошлых выборах далеко не все избирательные объединения и кандидаты реализовали эти возможности, хотя в действовавшем тогда Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» было зафиксировано сходное с нынешним право избирательных объединений и кандидатов. Лишь на уровне Центральной избирательной комиссии, комиссий субъектов Российской Федерации и окружных комиссий это право было реализовано относительно полно. А до уровня территориальных и участковых комиссий многие кандидаты и некоторые избирательные объединения не дошли. И напрасно! Если бы и здесь были члены комиссий с правом совещательного голоса, меньше возникало бы споров и звучало обвинений в адрес комиссий в нарушении законности, слабой защите избирательных прав граждан.
3. Что может и чего не может член избирательной комиссии с правом совещательного голоса?
Будучи заблаговременно извещенным о заседании избирательной комиссии, он вправе выступать на этом заседании, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию данной комиссии, и требовать проведения голосования по этим вопросам. Проводить или не проводить голосование - определяют члены комиссии с правом решающего голоса.
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу, знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей и избирательными бюллетенями), включая документы и материалы на машиночитаемых носителях данной и нижестоящих избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, подписных листов, избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах); он вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Член комиссии с совещательным голосом не участвует в голосовании при принятии комиссией решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и не подписывает эти решения, он не вправе также выдавать открепительные удостоверения для голосования на выборах и избирательные бюллетени, участвовать в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, в погашении этих бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах, в составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов.
Полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в случае, если назначивший их зарегистрированный кандидат избран или федеральный список кандидатов, выдвинутый назначившим их избирательным объединением, избирательным блоком, допущен к участию в распределении депутатских мандатов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов (федеральных списков кандидатов) на следующих выборах депутатов Государственной Думы. Полномочия остальных членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы в данной избирательной кампании. Если жев вышестоящую избирательную комиссию поступили жалобы (заявления) и протесты на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, а также если по этим фактам ведется судебное разбирательство, полномочия таких членов избиркомов прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста вышестоящей избирательной комиссией или судом.
4. Есть ли у участников избирательного процесса еще какие-либо организационные возможности проследить за деятельностью комиссий в самый ответственный момент - во время подсчета голосов избирателей?
Да, есть. Для того чтобы обеспечить гласность деятельности избирательных комиссий, прозрачность их работы во время подсчета голосов избирателей, каждый зарегистрированный по одномандатному округу кандидат, каждое из избирательных объединений, каждый из избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии несколько наблюдателей, которые в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, на избирательных участках имеют право поочередно (если бы они это делали одновременно, работа комиссии была бы парализована) осуществлять наблюдение в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии и до получения сообщения о получении вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов.
Наблюдатель - лицо, наделенное функциями общественного контроля. Но рамки этого контроля не безграничны. То, что может делать наблюдатель, исчерпывающим образом определено законом (Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным по одномандатному округу кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, интересы которых представляет данный наблюдатель, с указанием фамилии, имени и отчества наблюдателя, адреса его места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии (окружной, территориальной, участковой), куда он направляется. Этот документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Наблюдатель вправе:
а) знакомиться со списками избирателей;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в день голосования;
в) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
г) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
д) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания избирательных бюллетеней; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов;
е) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
ж) знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами об итогах голосования и о результатах выборов той избирательной комиссии, в которую он направлен; изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями, в том числе списки лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии либо выдать ему заверенные копии указанных документов;
з) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
б) расписываться за избирателя, по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, по его просьбе, избирательные бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
е) предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
ж) вести предвыборную агитацию среди избирателей;
з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссии.
5. Какова роль уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока в отношениях с избирательными комиссиями?
В отношениях избирательного объединения, избирательного блока с Центральной избирательной комиссией РФ нередко участвуют руководители этих объединений и блоков, члены их коллегиальных руководящих органов (бюро, президиумов, политсоветов и т. д.). Однако повседневные деловые контакты как с ЦИК РФ, так и другими избирательными комиссиями эти лица поддерживать не в состоянии. Поэтому избирательные объединения и избирательные блоки выделяют своих уполномоченных представителей, на долю которых приходится немало дел, связанных с отслеживанием контрольных сроков избирательных действий, обеспечением своевременного представления в избирательные комиссии необходимых документов, присутствием на заседаниях комиссий, где выносятся решения, касающиеся избирательных объединений и избирательных блоков, и т. д.
Согласно закону, избирательное объединение, избирательный блок назначают своих представителей, уполномоченных представлять их по всем вопросам, связанным с участием объединения или блока в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе по финансовым вопросам. Уполномоченные представители назначаются решением съезда (конференции) избирательного объединения или представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией) избирательного объединения или представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок.
В решении о назначении уполномоченного представителя обязательно указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Поскольку избирательное объединение, избирательный блок могут назначить кроме обычных уполномоченных представителей еще и представителя по финансовым вопросам, для последнего обязательно удостоверенное право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов.
Как правило, предлагается не один уполномоченный от объединения или блока. Список предоставляется в ЦИК РФ. Тот же список, за исключением уполномоченных по финансовым вопросам, подается в окружные избирательные комиссии. К списку, направляемому в ЦИК РФ, прилагается также письменное согласие каждого упомянутого в нем лица осуществлять указанную деятельность.
Избирательное объединение, избирательный блок или уполномоченный на то орган соответствующего объединения или блока вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в ЦИК РФ и в окружную избирательную комиссию.
6. Что конкретно делают уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока?
Они имеют следующий круг обязанностей:
- представляют в ЦИК РФ федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых объединением или блоком по одномандатным округам;
- получают от ЦИК РФ заверенные копии списков кандидатов;
- заверяют подписные листы при сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов и кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам;
- представляют в ЦИК РФ, окружные избирательные комиссии подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов и кандидатов в депутаты, выдвинутых объединением, блоком в одномандатных избирательных округах, а также другие документы для регистрации федеральных списков кандидатов и кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам;
- присутствуют при проверке избирательными комиссиями подписных листов;
- участвуют в жеребьевке, проводимой ЦИК РФ при определении порядка размещения наименований избирательных объединений, избирательных блоков в избирательном бюллетене по федеральному избирательному округу, и др.
Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения и избирательного блока начинается со дня их назначения и истекает с момента утраты своего статуса всеми кандидатами, зарегистрированными кандидатами, выдвинутыми в составе списка кандидатов назначившего их избирательного объединения, избирательного блока, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока по финансовым вопросам истекает через 60 дней со дня голосования, а если ведется судебное разбирательство с участием соответствующего избирательного объединения, избирательного блока - с момента вынесения окончательного решения суда.
7. В чем заключаются полномочия избирательных комиссий по отношению к избирательным объединениям и избирательным блокам, кандидатам, их доверенным лицам, а также к уполномоченным избирательных объединений и избирательных блоков?
Все полномочия избирательных комиссий можно условно поделить на две группы. Одна включает обязанности «общего плана». Например, ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав (в том числе пассивного избирательного права) граждан на соответствующей территории; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные и территориальные избирательные комиссии обеспечивают на своей территории для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков соблюдение установленных Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», иными федеральными законами условий предвыборной деятельности; участковые избирательные комиссии контролируют на территории избирательного участка соблюдение правил проведения предвыборной агитации. Содержание этих полномочий раскрывается с учетом применения законов о выборах в конкретных условиях. Субъекты избирательного процесса при нарушении их прав могут выбирать, куда им обратиться за защитой - в избирательную комиссию, в суд или в обе инстанции сразу.
В другую группу входят полномочия избирательных комиссий, связанные с конкретными действиями комиссий, юридически оформляющими различные моменты избирательного процесса. Без «освящения» решением комиссии некоторых действий субъектов избирательного процесса они не могут двигаться вперед к заключительному акту выборов - голосованию. К этим полномочиям относятся регистрация ЦИК РФ избирательных блоков, заверение этой же комиссией федеральных списков кандидатов и списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам избирательными объединениями, избирательными блоками, а также регистрация федеральных списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками; регистрация доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательных объединений, избирательных блоков и др. Окружная избирательная комиссия регистрирует кандидатов в депутаты по соответствующему одномандатному избирательному округу и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца и т. д.
Почти все эти полномочия формализованы, т. е. их осуществление предполагает соблюдение ряда условий определенного порядка, процедуры, нарушение которых может свести на нет подчас немалые организационные усилия участников избирательного процесса, предпринятые перед тем, как обратиться в избирательную комиссию. Здесь надо быть внимательным, заранее подготовить нужные документы, правильно их оформить, не пропустить сроки их представления, установленные законом, и т. п.
Чтобы все делать правильно и вовремя, не стоит пренебрегать возможностями рабочих консультаций в избирательных комиссиях. Практика прошлых выборов убедительно подтвердила: избирательные объединения, которые, готовясь к юридически значимым актам комиссий, предварительно консультировались в этих комиссиях, уясняя и уточняя процедуру прохождения дел через избирательные комиссии, были в выигрыше по сравнению с избирательными объединениями, понадеявшимися на «авось» и досконально не изучившими все тонкости процедуры. Деловые оперативные контакты с избирательными комиссиями полезны для избирательных объединений на всех основных этапах избирательной кампании - от формирования списков кандидатов по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам до проведения предвыборной агитации и голосования.
В аппарате ЦИК РФ создано специальное подразделение по взаимодействию с избирательными объединениями. Консультации, инструктивные совещания, прием и проверка документов, участие в заседаниях комиссии, знакомство с ее подразделениями, выдача соответствующих удостоверений, содействие уполномоченным представителям в налаживании связей с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации - вот далеко не полный перечень использовавшихся на прошлых выборах депутатов Государственной Думы форм взаимодействия и контактов членов комиссии и работников ее аппарата. Разнообразные контакты и способы взаимодействия сложились у многих избирательных объединений, кандидатов в депутаты Государственной Думы и с окружными избирательными комиссиями, и этот опыт, конечно, полезно использовать и в нынешней избирательной кампании.
8. Как зарегистрировать избирательный блок?
До принятия Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1995 года на этот вопрос ответить было невозможно. Регистрация избирательных блоков стала одним из полномочий Центральной избирательной комиссии только на прошлых выборах. В ныне действующем Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» процедура регистрации прописана полнее, чем в Законе 1995 года.
Известно, что блоки образуются для объединения интеллектуальных, организационных и финансовых ресурсов близких по идеологии политических партий и движений с целью расширения социальной базы сторонников и получения большего числа голосов избирателей.
С позиций избирательного права избирательные блоки носят «вторичный» характер - они создаются теми политическими партиями и движениями, которые уже имеют статус избирательных объединений. Причем закон не ограничивает никакими иными условиями состав блокирующихся объединений. Минимальное число этих объединений - два, максимальное не лимитируется. Естественно, что, вступая в блок, избирательное объединение ограничивает свои возможности: оно не вправе в период одной и той же избирательной кампании входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения, в противном случае оно получило бы преимущество по сравнению с другими избирательными объединениями, не вступающими в блоки или вошедшими в один блок, что противоречит принципу равенства прав участников выборов.
В связи с тем, что решение о вступлении в избирательный блок имеет исключительно важное значение для стратегии и тактики избирательных объединений и связано с выбором формы реализации основного избирательного права граждан Российской Федерации, входящих в данное общественное объединение, закон устанавливает правило, согласно которому это решение принимается самым широким представительным форумом общественного объединения - его съездом или конференцией. Закон не определяет, каким способом принимается решение - тайным или открытым голосованием. Это оставлено на усмотрение самого съезда или конференции. Вместе с тем обязательным реквизитом решения должно быть указание наименований тех избирательных объединений, с которыми предполагается создать избирательный блок. Совместное решение о создании блока избирательных объединений подписывается их представителями.
Что касается сроков создания блока, то он может быть сформирован в любой момент со дня назначения выборов с учетом соблюдения сроков выдвижения кандидатов.
Для регистрации избирательного блока его уполномоченный представитель предъявляет в ЦИК РФ нотариально удостоверенные копии уставов политических общественных объединений, вошедших в избирательный блок; нотариально удостоверенные копии свидетельств о регистрации Министерством юстиции Российской Федерации политических общественных объединений, вошедших в избирательный блок; протоколы съездов (конференций) избирательных объединений с решениями об их вхождении в избирательный блок; совместное решение о создании избирательного блока, подписанное представителями избирательных объединений и заверенное печатями этих объединений.
Избирательные блоки подлежат регистрации не позднее чем в пятидневный срок после представления соответствующих документов. Эти документы могут представляться одновременно с предъявлением совместного федерального списка кандидатов и (или) списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, но не позднее этого представления.
Регистрация избирательного блока - не право, а обязанность ЦИК РФ. Основаниями для отказа в регистрации могут быть только отсутствие либо ненадлежащее оформление нужных документов или несоответствие одного или нескольких вошедших в блок общественных объединений требованиям, предъявляемым законом к их статусу, иные нарушения Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Не может служить основаниями для отказа в регистрации избирательного блока меньший состав его участников, чем это зафиксировано в решении съезда (конференции) одного или нескольких избирательных объединений, создавших данный избирательный блок.
После регистрации избирательного блока ЦИК РФ в его состав не могут быть включены какие-либо иные избирательные объединения. При этом закон не запрещает выход политического объединения из состава блока, его самостоятельное участие в выборах или вхождение в другой избирательный блок.
Если сам избирательный блок отказывается от участия в выборах, это не лишает входившие в него избирательные объединения права на участие в этих выборах, для чего необходимо повторное выдвижение кандидатов и осуществление иных избирательных действий в порядке, предусмотренном законом. Естественно, избирательное объединение не допускается к выборам, если к моменту отказа блока от участия в них прошли установленные сроки соответствующих избирательных действий (выдвижения и регистрации кандидатов, предвыборной агитационной деятельности).
9. Может ли быть обжаловано решение ЦИК РФ об отказе в регистрации избирательного блока?
Да, если избирательное объединение считает отказ необоснованным, оно может обратиться с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации.
10. Каковы способы защиты от неправильных решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, в том числе и ЦИК РФ?
По закону с жалобами на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица зарегистрированных кандидатов избирательных объединений и избирательных блоков, а также наблюдатели могут обратиться в вышестоящую избирательную комиссию. Эта комиссия в пределах своей компетенции обязана рассмотреть поступившую к ней жалобу, провести соответствующую проверку и дать лицу или организации, направившим жалобу, письменный ответ в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, решение по ним принимается не позднее чем в десятидневный срок.
Вышестоящая комиссия вправе отменить решение нижестоящей комиссии и обязать ее повторно рассмотреть вопрос либо принять решение по существу жалобы. Если жалоба поступила в Центральную избирательную комиссию и указанные в ней нарушения касаются значительного числа граждан либо если в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, ЦИК РФ праве обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и иных должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы указанными выше лицами и организациями в суд. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий и должностных лиц этих комиссий - в суд субъекта Российской Федерации, иных избирательных комиссий - в районные суды.
Суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, иное решение комиссии. В случае, если решение избирательной комиссии отменено судом, новое решение по существу вопроса должна принять избирательная комиссия, чье решение было отменено, либо вышестоящая комиссия на основании решения суда. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.
Таким образом, есть два пути для обжалования неправомерных решений избирательных комиссий - в вышестоящую комиссию и в суд, причем, подчеркнем, предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Избирательное объединение, кандидат, их доверенные лица могут обратиться или в вышестоящую комиссию или в суд или в комиссию и в суд одновременно. Однако в последнем случае действует правило: если суд принял жалобу к рассмотрению, а лица, подавшие жалобу, обратились одновременно с этой же жалобой в избирательную комиссию, она приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе и вступлении в законную силу решения суда по результатам ее рассмотрения. Поскольку решения суда обязательны для исполнения комиссиями, казалось бы, дальнейшая процедура обсуждения жалобы в комиссии бессмысленна. Но может случиться и так, что заявитель будет удовлетворен решением суда, а комиссия - нет. Тогда, коль скоро заявитель не обращается в вышестоящую судебную инстанцию, это может сделать по собственной инициативе избирательная комиссия после рассмотрения жалобы и принятия по ней решения.
Решения судов по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решение по ним принимается не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
11. Несут ли ответственность избирательные комиссии за свои неправомерные решения и действия (бездействие)?
Да, в том числе и уголовную, и административную. Например, статьей 142 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность членов избирательных комиссий за фальсификацию избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны голосования. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях определена ответственность председателей избирательных комиссий (от участковой до ЦИК РФ) за непредоставление гражданам или иностранному (международному) наблюдателю сведений об итогах голосования в виде штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда и т. д.
Особый вид ответственности избирательных комиссий - их расформирование. Расформированы могут быть избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные, участковые комиссии, т. е. все, кроме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, что связано с особым порядком ее формирования. Основаниями для расформирования могут явиться отнюдь не все случаи нарушения комиссиями избирательных прав, а только грубые нарушения, повлекшие за собой признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов.
Признать итоги голосования или результаты выборов недействительными должна Центральная избирательная комиссия Российской Федерации или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Признание их недействительными другой избирательной комиссией или даже судом не является юридическим фактом, влекущим роспуск соответствующей избирательной комиссии, хотя это может стать поводом для начала процедуры ее расформирования.
В итоге решение о расформировании комиссии должен принять суд соответствующей инстанции. Причем с заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии того или иного уровня вправе обратиться определенные в законе субъекты этого права. Так, заявление в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может направить как группа представителей федеральных органов законодательной власти - обеих палат парламента Российской Федерации, так и группа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Подать заявление в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии имеют право группа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также группа депутатов представительного органа местного самоуправления. ЦИК России вправе обратиться в суд с заявлением о расформировании комиссии любого уровня, а избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - с заявлением о расформировании окружной, территориальной или участковой комиссии.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|