«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
III. Выдвижение кандидатов
1. Кто вправе выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы?
2. Какие сведения должен (должны) сообщить инициатор (инициаторы) выдвижения кандидата окружной избирательной комиссии?
3. Может ли кандидат баллотироваться в нескольких одномандатных избирательных округах?
4. Вправе ли кандидат, выдвигаемый избирателями, указать на свою принадлежность к какому-либо общественному объединению?
5. Как инициаторы выдвижения кандидата и сам кандидат могут подтвердить, что они сдали все необходимые документы в избирательную комиссию?
6. Каков порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками?
7. В чем особенности выдвижения кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков по одномандатным округам?
8. Каковы особенности выдвижения федерального списка кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками?
9. Что общего в порядке выдвижения кандидатов по федеральному списку и по одномандатным округам избирательными объединениями, избирательными блоками?
10. Как оформляется выдвижение кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком в избирательных комиссиях?
11. Что делать, если ЦИК РФ отказывает в выдаче заверенных копий списков, а избирательное объединение считает это решение несправедливым?
12. Каким образом окружная избирательная комиссия узнает, что по данному округу избирательным объединением или избирательным блоком выдвинут кандидат?
13. Может ли кандидат, выдвинутый одним избирательным объединением или избирательным блоком, быть включен в состав федерального списка и списка кандидатов по одномандатным округам, выдвинутых другим избирательным объединением, избирательным блоком?
14. Кандидат уведомил соответствующую избирательную комиссию о своем согласии баллотироваться в данном округе по федеральному списку кандидатов, что дальше?
15. Как оформляется сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями?
16. Собираются ли подписи в поддержку кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам избирательным объединением, избирательным блоком?
17. Есть ли особенности в содержании подписного листа для сбора подписей в поддержку федерального списка кандидатов?
18. Каков порядок сбора подписей в поддержку кандидатов, федеральных списков кандидатов?
19. Каковы реквизиты подписей избирателей в подписных листах?
20. Обязательно ли избирателю собственноручно записывать данные о себе в подписном листе?
21. Кто заверяет подписные листы и как?
22. Можно ли и нужно ли собирать больше подписей, чем требует закон?
Выдвижение кандидатов - это завязка избирательной кампании, определяющая ее драматургию. Все последующие этапы борьбы за депутатские мандаты, все перипетии соревнования за места в парламенте зависят от того, кто будет назван претендентом на вакантные места в органе законодательной власти. Важнейший вопрос здесь - о субъектах права выдвижения кандидатов.
1. Кто вправе выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы?
Это избиратели, обладающие активным избирательным правом, т. е. лица, достигшие 18 лет, не являющиеся недееспособными и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда и проживающие (постоянно или преимущественно) на территории данного избирательного округа. Выдвигать кандидатов избиратели могут или непосредственно, или через избирательные объединения, избирательные блоки.
Закон также предоставляет гражданам право на самовыдвижение. В этом случае выставить свою кандидатуру имеет возможность каждый, обладающий не только активным, но и пассивным избирательным правом, т. е. достигший на день голосования 21 года.
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проходит, согласно закону, в одномандатных избирательных округах. Это выдвижение может производиться после официального опубликования утвержденной федеральным законом схемы одномандатных избирательных округов, что естественно, поскольку до этого момента не ясно, где собственно будет баллотироваться кандидат. Инициатор или инициаторы (если кандидата выдвигает группа избирателей) выдвижения кандидата по одномандатному округу должны элементарно оформить свою инициативу - в письменной форме уведомить о ней окружную избирательную комиссию. При этом не следует забывать, что это уведомление (а не просьба о разрешении действовать дальше) в законе четко формализовано и должно содержать реквизиты, без которых оно не будет принято и избирательный процесс может остановиться.
2. Какие сведения должен (должны) сообщить инициатор (инициаторы) выдвижения кандидата окружной избирательной комиссии?
В уведомлении нужно указать фамилию, имя, отчество, дату рождения выдвигаемого кандидата в депутаты. Для более полного информирования избирателей о личности кандидата Закон 1999 года расширил перечень сведений биографического характера, указываемых в уведомлении. Необходимо привести данные об образовании, основном месте работы или службы и занимаемой должности (если кандидат работает в двух и более местах, указывается то место работы, где находится трудовая книжка). В случае отсутствия места работы указывается род занятий (писатель, композитор и т. д.). Кроме того, следует назвать адрес места жительства кандидата, а также фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер паспорта или заменяющего его документа каждого инициатора выдвижения кандидата.
Одновременно с уведомлением инициатор или инициаторы выдвижения кандидата направляют в соответствующую окружную избирательную комиссию заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть одновременно членом Совета Федерации, быть депутатом иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В этом же заявлении указываются сведения биографического характера, которые прежним Законом от кандидата не требовались. Кроме данных, перечисленных выше, необходимо привести сведения о неснятой или непогашенной судимости, номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Это сделано с целью борьбы с участившимися в последнее время попытками проникновения в органы государственной власти представителей криминалитета. Некоторые кандидаты в депутаты пытаются скрывать сведения о своем неблаговидном прошлом, но в конце концов, поскольку избирательные комиссии имеют возможность получить необходимую информацию и сделать ее достоянием гласности до дня выборов, эти попытки заканчиваются крахом. Например, в октябре 1998 года один из кандидатов, баллотировавшихся в депутаты Государственной Думы по Энгельсскому избирательному округу < 159 взамен выбывшего депутата, утаил в своих биографических данных, распечатанных в предвыборных материалах, что он имел судимость, и вместо отбытия срока наказания указал службу в Вооруженных Силах, чего на самом деле никогда не было. Огласка этих обстоятельств заставила кандидата отказаться от участия в выборах и своих претензий на депутатское место.
Подчеркнем, речь идет о неснятой или непогашенной судимости. Если судимость снята или погашена, сообщение о ней не требуется. В соответствии же со статьей 86 УК РФ судимость погашается по истечении определенного срока после отбытия наказания, например, в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока; в отношении лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы, - по истечении года; в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, - в зависимости от тяжести преступления от трех до восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения. Погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия.
Требование законодательства о том, чтобы кандидат сообщил о неснятых или непогашенных судимостях, не лишает его права участвовать в выборах и добиваться на них победы. Но это поможет избирателям всесторонне оценить кандидата, а всесторонняя оценка даст возможность тем, кто будет голосовать, сделать вполне осознанный выбор.
То же можно сказать о требовании закона привести в заявлении кандидата сведения о его двойном гражданстве. В принципе федеральным законодательством иметь двойное гражданство не воспрещено (если Россия имеет с другим государством соответствующий договор). Граждане России не могут быть на этом основании ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России. Но как правильно замечают специалисты в области избирательного права, избиратели, оценивая кандидата, должны отдавать себе отчет в том, что такое лицо имеет определенные права и обязанности по отношению и к другому государству.
Еще один документ, который представляет кандидат в окружную избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться, - уведомление о начале сбора подписей. Это опять-таки документ, содержащий не просьбу о начале сбора голосов, а простое сообщение об этом. Поскольку юридическое значение уведомления велико - после поступления его в избирательную комиссию можно начинать сбор подписей, - крайне важно, как можно раньше представить его вместе с другими необходимыми документами. Кто быстрее это сделает, тот получит больше времени для сбора подписей. Для всех установлен одинаковый срок представления собранных подписей в избирательную комиссию - не позднее чем за 55 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. Здесь уже начинается соревнование в оперативности, организованности, четкости в проведении избирательных действий; здесь, на старте, начинают набираться очки, которые могут сыграть решающую роль на финише избирательной кампании.
Заметим, что представление в окружную комиссию уведомления о начале сбора подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, - новое правило. Раньше его не было, и подчас подписные листы с подписями избирателей представлялись в избирательную комиссию вместе с уведомлением о начале сбора подписей. Новый порядок дает возможность избирательной комиссии своевременно и полно контролировать процесс сбора подписей, вмешиваться в него, когда нарушается закон.
3. Может ли кандидат баллотироваться в нескольких одномандатных избирательных округах?
Нет, не может. Это нарушило бы принцип равенства прав кандидатов. Кандидат дает согласие на избрание его только в одном округе и там же проводит свою избирательную кампанию.
4. Вправе ли кандидат, выдвигаемый избирателями, указать на свою принадлежность к какому-либо общественному объединению?
Да, вправе. В заявлении, направляемом в окружную избирательную комиссию, он может указать на свою принадлежность не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении. При этом нужно представить документ, подтверждающий указанные сведения и официально заверенный постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения.
5. Как инициаторы выдвижения кандидата и сам кандидат могут подтвердить, что они сдали все необходимые документы в избирательную комиссию?
Избирательная комиссия обязана выдать инициаторам выдвижения кандидата письменное подтверждение получения представленных в соответствии с требованиями закона документов незамедлительно по их представлении. В случае отказа выдать это подтверждение инициаторы выдвижения кандидата и сам кандидат вправе обратиться в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
6. Каков порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками?
Существеннейшая особенность этого порядка состоит в том, что закон предоставляет право выдвижения кандидатов избирательным объединениям и избирательным блокам одновременно по одномандатным округам и по общефедеральному списку, т. е. по мажоритарной системе и системе пропорционального представительства. Это дает возможность политическим объединениям маневрировать своими кадрами, создавая дополнительные преимущества для тех кандидатов, которые им особенно нужны в парламенте, и одновременно проверяя их личную популярность в одномандатных округах.
7. В чем особенности выдвижения кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков по одномандатным округам?
Выдвижение этих кандидатов может производиться только после опубликования утвержденной федеральным законом схемы одномандатных избирательных округов, но не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Кандидаты выдвигаются списком, который должен содержать наименование и номер избирательного округа, где будет баллотироваться каждый кандидат, причем избирательное объединение и избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному округу не более одного кандидата.
Избирательное объединение, избирательный блок по решению уполномоченных на то органов избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 65 дней до дня голосования вправе с согласия кандидата изменить одномандатный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут, подав письменное уведомление об этом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и соответствующие окружные избирательные комиссии. Избирательное объединение, избирательный блок также вправе по решению уполномоченных на то органов избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 65 дней до дня голосования с согласия кандидата, включенного в федеральный список, выдвинуть его в любом одномандатном избирательном округе, подав письменное уведомление об этом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и соответствующую окружную избирательную комиссию.
Таким образом, избирательное объединение, избирательный блок имеют возможность определенного маневра при выдвижении кандидатур в одномандатных округах по ходу избирательной кампании, хотя это маневрирование и определено жесткими сроками.
8. Каковы особенности выдвижения федерального списка кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками?
Выдвижение федерального списка кандидатов может производится раньше, чем выдвижение кандидатов по избирательным округам, - сразу после опубликования решения о назначении выборов, хотя на практике избирательные объединения, избирательные блоки федеральный список кандидатов и списки кандидатов по избирательным округам нередко выдвигают одновременно.
Общее число кандидатов по федеральному избирательному округу не должно по закону превышать 270 человек. При этом в федеральный список могут входить и кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.
Избирательное объединение, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие субъектам Российской Федерации или группам субъектов РФ (так называемые региональные группы депутатов). Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать не более 18 кандидатов.
Это правило призвано защищать интересы кандидатов-провинциалов, которым, как показали выборы депутатов Государственной Думы 1993 года, да и 1995 года, отводились места преимущественно «на задворках». Многие из них могли стать депутатами только при такой победена выборах, которая принесла бы соответствующему избирательному объединению или избирательному блоку если не все, то почти все мандаты, что в условиях существующей многопартийности совершенно нереально. На выборах 1993 года по спискам всех партий и движений кандидатов в депутаты Государственной Думы, проживающих в Москве, было 20,1 процента, а среди депутатов - около 60 процентов. Действовавшее тогда Положение о выборах не требовало разбивки федерального списка на региональные группы.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1995 года уже требовал разделять (полностью или частично) федеральный список кандидатов на региональные части. Это, по замыслу законодателя, должно было приблизить федеральный список к избирателям, поскольку при его разбивке в избирательный бюллетень вносились обычно фамилии местных кандидатов. Кроме того, законом было установлено, что в части списка, включающей кандидатов, не входящих в региональные группы, должно быть не более 12 кандидатов. Это правило _ тоже в пользу провинциальных кандидатов, поскольку в «головной» части списка остаются наиболее влиятельные кандидаты из столичной элиты, которым и достаются в первую очередь голоса избирателей, поданные за список в целом.
Результаты выборов депутатов Государственной Думы по этим правилам в 1995 году дали определенные результаты. В эту палату федерального парламента были избраны представители 80 из 89 субъектов РФ. И все же численность в ней москвичей и жителей Подмосковья составила более трети.
Но действительно ли так плохо избрание такого количества москвичей в Государственную Думу? Ведь в Москве сосредоточена значительная часть интеллектуального потенциала страны. В Москве политическая жизнь бьет ключом. Здесь находятся основные силы политических партий и движений. И естественно, как это происходит во всех цивилизованных странах мира, именно из представителей этих сил в немалой степени «рекрутируются» (и, надо полагать, должны «рекрутироваться») члены парламента. Поэтому тезис о «переборе» москвичей в Государственной Думе вряд ли можно считать приемлемым, он сильно отдает популизмом и несет на себе печать старых традиций формирования Верховного Совета Союза ССР. Не будем при этом забывать, что в Федеральном Собрании есть палата - Совет Федерации, где все субъекты Российской Федерации представлены одинаково и Москва имеет два голоса, как и любой другой субъект Федерации _ область, край, республика, автономный округ, автономная область.
Видимо, учитывая это, новый Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» увеличил максимальный численный состав общефедеральной части федерального списка кандидатов. И если избирательные объединения и избирательные блоки воспользуются возможностью формировать «головную» часть списка кандидатов по-новому, в Государственной Думе москвичей прибавится, и, будем надеяться, это позитивно повлияет на эффективность деятельности палаты.
9. Что общего в порядке выдвижения кандидатов по федеральному списку и по одномандатным округам избирательными объединениями, избирательными блоками?
И в том, и в другом случае выдвижение кандидатов происходит в соответствии с уставом политического общественного объединения, получившего статус избирательного, но порядок выдвижения при этом не одинаков. Так, на съезде общероссийского общественного политического движения «Альтернатива» кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются по предложению Центрального совета движения (руководящего органа, избираемого съездом).
В общероссийской политической общественной организации «Объединение «Яблоко» каждый член имеет право претендовать в соответствии с политическим курсом на выдвижение своей кандидатуры на любую должность в органах государственной власти и местного самоуправления, а также на поддержку в ходе избирательных кампаний.
Как и во многих политических объединениях, в «Яблоке» формирование партийных списков происходило до настоящего времени «снизу»: региональные отделения составляли перечень выдвиженцев, который утверждался в Москве. Однако на заседании Центрального совета объединения, состоявшегося в ноябре 1998 года, решено было изменить этот порядок. Теперь чтобы избежать избрания в Государственную Думу «лишних» людей, Центральный совет сам будет составлять список лиц, которых он хочет видеть в парламентской фракции, и предложит его для утверждения съезду объединения.
В политической партии «Демократический выбор России» каждый член партии имеет право предложить партийным органам кандидатуры для выдвижения от имени партии в соответствии с законодательством и в установленном порядке в любые избираемые органы государственной власти и управления и местного самоуправления.
Можно констатировать, что в одном политическом общественном объединении «внутриорганизационной» демократии больше, в другом меньше. Дело самого объединения определять, как строить отношения в нем в связи с выдвижением кандидатов в Государственную Думу. Но есть в процедуре выдвижения два условия, установленных законом, которые ни одно политическое объединение не может обойти. Во-первых, решение о выдвижении кандидатов принимается на высшем форуме объединения (съезде, конференции), а во-вторых, тайным голосованием.
Лидеры некоторых политических объединений заявляют, что эти требования ограничивают их самостоятельность, что нормы внутрипартийной жизни - прерогатива самих партий. Это так, однако надо учитывать и то, что выдвижение кандидатов связано с осуществлением пассивного избирательного права, которым граждане России обладают в соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации, и на его защите должно стоять государство. Вот почему оно взяло на себя обязанность установить некоторые условия выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками.
Разумеется, как это прекрасно знают лидеры, да и рядовые члены политических объединений, сами по себе правила не могут полностью гарантировать истинную демократичность порядка выдвижения кандидатов, так как многое здесь зависит от «климата» в партии, другом политическом объединении, от взаимоотношений их центральных и периферийных органов, политического веса и авторитета лидеров и других факторов, но все же такое положение обеспечивает минимально равные стартовые возможности, которые необходимы для справедливого и честного соревнования избирательных объединений, избирательных блоков уже на первых стадиях избирательной кампании, и дело чести всех членов избирательных объединений, избирательных блоков по-деловому, неформально воспользоваться установленными законом правилами, чтобы выдвинуть действительно достойных кандидатов, способных, став депутатами, эффективно нести свои высокие обязанности.
Общее в порядке выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками по федеральному списку и по одномандатным округам состоит еще и в том, что они вправе выдвигать в том и другом случае лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения и политических общественных объединений, входящих в избирательный блок.
В обоих случаях кандидаты выдвигаются на съезде (конференции) каждого избирательного объединения, входящего в избирательный блок, где утверждаются также представители, уполномоченные принять решение о выдвижении списка кандидатов от избирательного блока на съезде этих представителей. Решение о выдвижении кандидатов оформляется протоколом, в котором должны быть указаны: число зарегистрированных участников съезда (конференции); число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока; решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением соответствующего списка кандидатов); дата принятия решения.
10. Как оформляется выдвижение кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком в избирательных комиссиях?
Как федеральный список, так и список кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам избирательным объединением, избирательным блоком, подаются их уполномоченными представителями в ЦИК РФ. В этих списках обязательно указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы (род занятий), место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт) каждого кандидата, а также, по желанию кандидата, его принадлежность к не более чем одному зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и статус кандидата в нем.
Одновременно со списками уполномоченный представитель избирательного объединения предъявляет следующие документы: нотариально удостоверенную копию свидетельства о регистрации Министерством юстиции РФ политического общественного объединения; нотариально удостоверенную копию действующего устава политического общественного объединения; протокол с решением съезда (конференции) избирательного объединения, на котором были выдвинуты кандидаты; оформленные в установленном законом порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения.
Если речь идет о кандидатах избирательного блока, то его уполномоченный представитель должен передать в ЦИК РФ: протоколы съездов (конференций) избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, с решениями о выдвижении кандидатов; протокол съезда (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, с решением о выдвижении списков кандидатов избирательным блоком; оформленные в установленном порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного блока.
Одновременно с этими документами в ЦИК РФ представляются заявления кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему (одномандатному или общефедеральному) округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. В заявлении указываются те же биографические сведения, которые приводит кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями (включая данные о неснятой или непогашенной судимости и о двойном гражданстве _ эти сведения должны содержаться также в списках кандидатов, представленных в ЦИК РФ).
ЦИК РФ в трехдневный срок рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока заверенную копию федерального списка кандидатов и (или) заверенную копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковых.
Заверенная копия списка кандидатов _ документ, дающий право включиться в следующий этап избирательной кампании. Он как бы удостоверяет, что процедура выдвижения кандидатов на съездах (конференциях) прошла в соответствии с требованиями закона, соблюдением всех необходимых формальностей. Поэтому получение этой копии весьма важно для избирательных объединений, избирательных блоков. Основаниями для отказа избирательному объединению и избирательному блоку в выдаче заверенных копий списков кандидатов могут служить отсутствие, неполный набор или ненадлежащее оформление документов, иные нарушения порядка выдвижения кандидатов, установленного законом.
11. Что делать, если ЦИК РФ отказывает в выдаче заверенных копий списков, а избирательное объединение считает это решение несправедливым?
Надо обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, которую суд по закону обязан рассмотреть не позднее чем в трехдневный срок.
12. Каким образом окружная избирательная комиссия узнает, что по данному округу избирательным объединением или избирательным блоком выдвинут кандидат?
После того как ЦИК РФ заверяет список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением или избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, избирательное объединение, избирательный блок обязаны представить в соответствующую окружную избирательную комиссию копию протокола съезда (конференции) с решением о выдвижении кандидатов и копию списка кандидатов, а также заявление кандидата, который будет баллотироваться по данному избирательному округу, о его согласии избираться в этом округе с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы, и иными сведениями о себе, включая такие же данные, которые представляет и кандидат, выдвигаемый непосредственно избирателями.
13. Может ли кандидат, выдвинутый одним избирательным объединением или избирательным блоком, быть включен в состав федерального списка и списка кандидатов по одномандатным округам, выдвинутых другим избирательным объединением, избирательным блоком?
Нет, не может, это существенно нарушило бы принцип равенства прав избирательных объединений, избирательных блоков.
14. Кандидат уведомил соответствующую избирательную комиссию о своем согласии баллотироваться в данном округе по федеральному списку кандидатов, что дальше?
Выдвижение кандидатов - неодномоментно. Из того, что мы уже успели сказать, ясно, что первичное обозначение лица, идущего во власть, - это только начало процесса выдвижения, который состоит из ряда действий, заключаемых регистрацией кандидата.
После уведомления избирательных комиссий и получения от них соответствующих подтверждений кандидату надо либо заручиться официальной поддержкой определенного числа избирателей путем сбора их подписей, либо внести избирательный залог. Это нужно для того, чтобы отсеять людей случайных, не знакомых избирателям, не пользующихся у них авторитетом, мешающих избирательной процедуре и выдвигающих свои кандидатуры из меркантильных (в расчете получить хоть и небольшую, но для некоторых достаточно весомую сумму из средств, выделяемых государством на проведение выборов), тщеславных и прочих, не имеющих серьезного значения интересов.
Сбор подписей - уже традиционная, проверенная на состоявшихся выборах процедура, у которой есть свои плюсы и минусы. В принципе это довольно хлопотное дело, и далеко не всем удается собрать нужное число подписей, хотя на практике в некоторых избирательных округах сбор подписей превратился в род бизнеса. В прошлую избирательную кампанию иным ее участникам приходилось оплачивать от 50 центов до 1 доллара за избирательский автограф. Собирать подписи «малой кровью» могут лишь такие партии, которые имеют много добровольных бесплатных помощников, например партия коммунистов. Остальным надо платить, и платить немало, если учесть, что «одномандатник» должен представить подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, - это примерно 5-6 тысяч, а избирательное объединение, избирательный блок - не менее 200 тысяч подписей.
Вместе с тем надо понимать, что сбор подписей, если его проводить честно, - первая проба сил, выяснение действительной популярности кандидата, вероятности его поддержки при голосовании. Кроме того, это уже начало борьбы за кандидата, хотя предвыборная агитация по закону должна начинаться после регистрации кандидата. Но без элементов агитации при разъяснении избирателям основных характеристик кандидатов в процессесбора подписей не обойтись. Вот почему при всей громоздкости сбора подписей кандидаты и избирательные объединения могут предпочесть его избирательному залогу.
С другой стороны, если кандидат или партия на первых порах не надеются на поддержку избирателей, стоит внести залог. Если средств хватает только на одну из двух возможных процедур, надо как следует взвесить все за и против выбора одной из них. Если же это по силам, можно одновременно внести залог и начать сбор подписей. Тогда, не собрав нужного числа автографов, кандидат или список кандидатов будут зарегистрированы по залогу. Это, так сказать, беспроигрышный вариант для регистрации.
15. Как оформляется сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями?
Сбор подписей в поддержку такого кандидата начинается со дня уведомления об этом соответствующей окружной избирательной комиссии в установленном законом порядке.
Подписи собираются на подписных листах, изготовленных по определенной в Законе форме. В каждом подписном листе приводятся фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы (род занятий), место жительства (район, город, иной населенный пункт) кандидата и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. Плюс сведения биографического характера, о которых шла речь выше (неснятая судимость и пр.).
В подписном листе указывается также принадлежность кандидата к общественному объединению, о членстве в котором он указал в своем заявлении о согласии баллотироваться, и его статус в этом объединении (руководитель, член руководящего органа и т. д.).
Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, в котором кандидат дал согласие на выдвижение.
16. Собираются ли подписи в поддержку кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам избирательным объединением, избирательным блоком?
Да, здесь полное равенство с кандидатами, выдвинутыми непосредственно избирателями, однако сбор подписей организуется в этом случае не только депутатом, но и избирательным объединением, избирательным блоком. Причем они начинают сбор подписей со дня представления в окружную избирательную комиссию либо в избирательную комиссию субъекта Федерации соответствующих документов. В подписном листе указываются те же сведения, что и о кандидате, выдвинутом непосредственно избирателями, а кроме того, называется избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие данного кандидата.
Для сбора подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в одномандатном округе избирательным объединением или избирательным блоком, установлена своя форма подписного листа.
17. Есть ли особенности в содержании подписного листа для сбора подписей в поддержку федерального списка кандидатов?
Да, в каждом таком подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства (район, город, иной населенный пункт) первых трех кандидатов, возглавляющих общефедеральную часть списка кандидатов (обычно это лидеры политического объединения или наиболее авторитетные и известные кандидаты), а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную группу кандидатов, относящуюся к субъекту Российской Федерации (группе субъектов Федерации), где осуществляется сбор подписей. Плюс биографические сведения, о которых шла речь выше.
Поскольку при сборе 200 тысяч необходимых подписей на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тысяч, в подписном листе обязательно указывается наименование субъекта Федерации, в котором осуществляется сбор подписей.
Для сбора подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов также установлена определенная форма подписного листа.
18. Каков порядок сбора подписей в поддержку кандидатов, федеральных списков кандидатов?
Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» сбор подписей в поддержку кандидатов, федеральных списков кандидатов может осуществляться по месту работы, службы, учебы, жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены законом. Стоит сразу отметить возможность ситуации, когда при сборе подписей по месту работы или службы на избирателей оказывается давление со стороны начальства (практика подтверждает, что это особенно характерно для военных и военизированных структур, где существует строгая субординация). Такие попытки «стерилизовать» отношения чреваты неприятностями. Поэтому кандидатам, избирательным объединениям надо быть предельно внимательными к сбору подписей по месту работы, чтобы избежать последующих судебных разбирательств и возможных осложнений при проверке подписей избирательной комиссией.
Кроме того, следует учитывать, что подписи, собранные по месту работы или учебы, будут действительными, если подписавшиеся являются избирателями, обладающими активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Если подписи собираются в поддержку федерального списка кандидатов, это не имеет значения, так как все работающие на данном предприятии или учащиеся данного вуза, обладающие активным избирательным правом, живут на территории общефедерального округа. Но когда речь идет о подписях в поддержку депутата-«одномандатника», может оказаться, что не все «подписанты» живут в том округе, где будет баллотироваться данный кандидат.
Запрещаются участие органов управления организаций всех форм собственности, учреждений в сборе подписей, равно как и принуждение ставить подписи и вознаграждение избирателей за внесение подписей. Недопустим сбор подписей в процессе и в местах выдачи зарплаты. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания собранных подписей недействительными и (или) отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата, отказа в регистрации либо отмены регистрации федерального списка кандидатов.
Таким образом, при сборе подписей должны соблюдаться условия, призванные гарантировать «чистоту» процедуры. Кроме того, в законе оговаривается поведение кандидатов при сборе подписей, в частности им запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под этим понимается: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей; использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению (это положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране); проведение сбора подписей государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к так называемым государственным средствам массовой информации с целью проведения сбора подписей.
Таким образом, подробно расшифровывая понятие «использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения», закон создает правовые предпосылки для реального контроля, выявления таких нарушений и принятия со стороны избирательных комиссий соответствующих санкций к кандидатам. Правда, существуют сложности с доказыванием неправомерных действий со стороны участников избирательного процесса, в частности кандидатов, уже являющихся депутатами и повторно баллотирующихся в своих избирательных округах. Не секрет, что в период избирательной кампании они ездят к избирателям и живут в избирательных округах за государственный счет, одновременно и выполняя депутатские обязанности, и ведя предвыборную работу, в том числе организуя сбор подписей избирателей. Тем не менее кандидатам следует вести себя осмотрительнее, имея в виду, что, несмотря на трудности, избирательным комиссиям и судам удается создавать практику применения мер ответственности вплоть до отказа в регистрации или ее отмены из-за использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения.
19. Каковы реквизиты подписей избирателей в подписных листах?
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов и федеральных списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, федерального списка.
Избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения в подписном листе, где указывает также свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа.
К заменяющим паспорт документам относятся: военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, справка установленной формы, выдаваемая органами внутренних дел, заграничный паспорт гражданина Российской Федерации для лиц, постоянно проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации, паспорт моряка.
Возможно, некоторые из названных реквизитов подписных листов покажутся кому-то из кандидатов менее значимыми, чем другие, но кандидату самому ни в коем случае не следует браться за их оценку. Кандидат, как и избирательное объединение, организующее сбор подписей, должен добиваться, чтобы все данные, которые закон требует указывать при сборе подписей избирателей, полностью содержались в подписных листах. Не стоит размышлять над тем, можно ли написать сокращенно название улицы, где живет избиратель, или поставить инициалы вместо полных имени и отчества. Все это потом, при оценке подписных листов избирательной комиссией, может обернуться крайне неприятными последствиями.
Вот один лишь пример. Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в декабре 1995 года рассмотрела жалобу В.В. Кокоревича на действия окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы. Комиссия своим постановлением отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы этой палаты Федерального Собрания как не набравшему необходимого количества подписей.
В.В. Кокоревич представил в избирательную комиссию 5857 подписей, из которых 1004 подписи комиссия забраковала. Действительными были признаны только 4853 подписи, а для регистрации требовалось 4911 подписей. Заявитель согласился с мнением комиссии о том, что в оформлении подписных листов и подписей были недостатки, но был убежден, что это пустяковые, формальные ошибки, легко устранимые и не имеющие значения для признания подписей действительными. Суд эти аргументы признал неосновательными и отказал в удовлетворении жалобы. Так, казалось бы, из-за мелочей в оформлении подписей кандидат был остановлен в самом начале своего «похода во власть».
20. Обязательно ли избирателю собственноручно записывать данные о себе в подписном листе?
Нет, избиратель должен обязательно поставить свою подпись, а данные о нем (фамилия, имя, отчество и др.) могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи. Это обычно делается тогда, когда по тем или иным причинам (малограмотность, больная рука и т. д.) избирателю трудно записать требуемые сведения. Указанные сведения вносятся не иначе, как рукописным способом.
21. Кто заверяет подписные листы и как?
Это, как говорится, «хороший вопрос», поскольку на этом «заверении» спотыкались многие сборщики подписей во время прошлой избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы. Тогда в установленной форме подписного листа, который по закону обязательно заверялся определенными лицами, в соответствующей графе не было должного определения реквизитов. И многими ответственными за сбор подписей в эту графу вносилась только фамилия заверяющего подписи, или, наоборот, оставлялась подпись без указания фамилии. Такая неясность дорого обошлась некоторым кандидатам, подписные листы в поддержку которых не принимались избирательными комиссиями.
Теперь этот недостаток исправлен. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист удостоверяется лицом, собравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
При сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
22. Можно ли и нужно ли собирать больше подписей, чем требует закон?
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 1994 года, устанавливая минимальное количество подписей, которые необходимо собрать в поддержку кандидатов (списков кандидатов), не ограничивал их максимального числа, что нередко загружало избирательные комиссии ненужной работой по проверке подписей, количество которых в несколько раз превышало минимум.
Новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1999 года определили, что количество подписей может превышать установленное законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 15 процентов.
А стоит ли вообще собирать больше подписей, чем установлено законом? Пожалуй, стоит. Это нужно для страховки. Как показывает практика, почти всегда некоторое число подписей оказываются недействительными, как бы ни старались сборщики выполнять все правила сбора автографов избирателей. И на этот случай необходим небольшой резерв голосов. Но стремиться собирать в два-три раза больше голосов, чем нужно, бессмысленно _ это ведет к лишней трате сил и средств, которые у иных депутатов и избирательных объединений и так на пределе.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|