Демократия.Ру




Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, предпочтения и нравы людей. Т. Гоббс


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 22:56


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

VI. Предвыборная агитация

Рисунок А. Бильжо1. Что понимается под предвыборной агитацией?

2. В какие сроки может проводиться предвыборная агитация?

3. Какие санкции могут быть применены к кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в случае нарушения ими установленных сроков проведения предвыборной агитации?

4. В каких формах возможно проведение предвыборной агитации?

5. На какие средства массовой информации возлагается обязанность обеспечивать равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, а также избирательным объединениям, избирательным блокам, которые зарегистрировали федеральные списки кандидатов?

6. Какие обязанности по обеспечению равных условий проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, а также избирательным объединениям, избирательным блокам возлагаются на различные категории регулируемых СМИ?

7. Как разграничиваются обязанности по обеспечению равных условий проведения предвыборной агитации кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам между общероссийскими и региональными государственными регулируемыми СМИ?

8. В каком порядке предоставляется бесплатное эфирное время организациями телерадиовещания?

9. В каком порядке предоставляется платное эфирное время организациями телерадиовещания?

10. Какие требования предъявляются к договору о предоставлении эфирного времени за плату?

11. Как осуществляется учет предоставленного эфирного времени и печатной площади?

12. В каком порядке кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам может быть предоставлена бесплатная печатная площадь в печатных изданиях?

13. В каком порядке печатные издания предоставляют кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам печатные площади на платной основе?

14. Какие требования предъявляются к содержанию и форме информации, публикуемой (передаваемой в эфир) СМИ в период проведения выборов?

15. Каковы правила опубликования в СМИ результатов опросов общественного мнения?

16. В каком порядке участники избирательных кампаний могут рекламировать свою коммерческую деятельность в период проведения выборов?

17. Какие гарантии защиты чести, достоинства и деловой репутации кандидатов установлены законодательством?

18. Какие обязанности для персонала СМИ, участвующего в избирательных кампаниях, установлены в избирательном законодательстве?

19. В каких случаях избирательные объединения, избирательные блоки обязаны возместить регулируемым СМИ стоимость предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади?

20. В каком порядке рассматриваются споры, связанные с проведением предвыборной агитации через СМИ?

21. Какая установлена ответственность за нарушение правил ведения предвыборной агитации через средства массовой информации?

22. В каких формах может осуществляться предвыборная агитация, связанная с проведением массовых мероприятий?

23. В каком порядке предоставляются помещения для проведения встреч с избирателями?

24. В каком порядке могут проводиться предвыборные массовые мероприятия среди военнослужащих?

25. В каком порядке проводятся митинги, демонстрации, шествия в период проведения избирательных кампаний?

26. Что понимается под агитационными материалами?

27. В каком порядке зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки могут выпускать агитационные предвыборные материалы?

28. Какие организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов?

29. Какие требования предъявляются к предвыборным агитационным материалам?

30. Какие меры по оказанию содействия в размещении предвыборных агитационных печатных материалов обязаны оказывать органы местного самоуправления и избирательные комиссии?

31. Какие меры принимают избирательные комиссии, а также правоохранительные органы в случае нарушения установленного порядка выпуска и распространения предвыборных агитационных материалов?

32. Какие действия считаются злоупотреблением правом на проведение предвыборной агитации?

33. Что понимается под подкупом избирателей?

34. За какие нарушения правил предвыборной агитации установлена административная ответственность?


После регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков начинается период предвыборной агитации. В процессе предвыборной агитации каждый из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков ставят задачу доказать преимущества своей предвыборной программы, привлечь на свою сторону симпатии избирателей. Для того чтобы агитационная деятельность участников избирательной кампании имела максимальный эффект ими активно используются современные коммуникационные возможности средств связи, средств массовой информации. Нередко в ходе предвыборной агитации возникают серьезные столкновения политических позиций представителей различных политических партий. Вместе с тем некоторые кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, желая усилить агитационное воздействие на избирателей, пытаются перешагнуть через границы юридически и этически дозволенного. Игнорирование установленного порядка проведения предвыборной агитации может иметь для нарушителей самые серьезные последствия. Федеральным законодательством предусмотрены достаточно подробные правила предвыборной агитации, за нарушение которых может последовать снятие кандидатов с регистрации, а при определенных обстоятельствах они могут привести к признанию выборов недействительными. Поэтому участникам избирательных кампаний необходимо очень хорошо знать правила проведения предвыборной агитации и быть информированными о предоставленных им правах и гарантиях. Владение правовой стороной предвыборной ситуации в определенных случаях позволит кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам защитить себя от неправомерных действий со стороны своих оппонентов в избирательной кампании.

1. Что понимается под предвыборной агитацией?

В законодательстве о выборах под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Такое определение дается в статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Следует обратить внимание, что закон в качестве субъектов предвыборной агитации признает только граждан Российской Федерации, избирательные блоки, избирательные объединения, а также общественные объединения, которые не относятся к числу избирательных объединений. Различные предприятия, организации, учреждения не отнесены к числу субъектов предвыборной агитации, что ограничивает возможности их непосредственного участия в агитационной деятельности в связи с проведением избирательной кампании. Статья 8 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает, что государство обеспечивает свободу проведения агитации именно гражданам Российской Федерации и политическим общественным объединениям.

Прямой запрет на участие в предвыборной агитации установлен в отношении:

- государственных органов, органов местного самоуправления;

- лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, военнослужащих при исполнении ими должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

- воинских частей, военных учреждений и организаций;

- благотворительных организаций, религиозных объединений, а также учрежденных ими организаций;

- избирательных комиссий, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (пункт 3 статьи 52 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане (за исключением случая, когда они в соответствии с международным договором имеют избирательные права при проведении муниципальных выборов), лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов. Соответственно исключается их участие и в предвыборной агитации.

Субъекты предвыборной агитации имеют возможность вести агитационную деятельность по двум направлениям:

1) Поддерживать определенных кандидатов или списки кандидатов либо же выступать против них, призывая избирателей голосовать соответственно за или против кандидатов, федеральные списки кандидатов. Эта деятельность, как правило, является либо составной частью избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, либо косвенным образом направлена на поддержку этой избирательной кампании. Вместе с тем законодательство допускает ведение гражданами, общественными объединениями независимой предвыборной агитации за или против определенных кандидатов, списков кандидатов, т. е. агитационной деятельности, осуществляемой ими без какой-либо координации, контроля, содействия со стороны кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, участвующих в выборах. В частности, любой гражданин Российской Федерации вправе по собственной инициативе призывать к избранию определенного кандидата или кандидатов, используя для этого доступные ему информационные возможности. Тем самым гражданин реализует принадлежащую ему конституционную свободу слова. Естественно, что агитационная деятельность гражданина в период выборов должна осуществляться с учетом ограничений, содержащихся в избирательном законодательстве.

2) Проводить агитационную деятельность, направленную на то, чтобы убедить избирателей участвовать в выборах. Эта разновидность предвыборной агитации прямо не направлена на поддержку определенных кандидатов, списков кандидатов. Она ведется с целью обеспечить результативность волеизъявления избирателей, так как по законодательству о выборах одним из условий признания выборов состоявшимися является участие в них установленного законом числа избирателей. Иначе говоря, только при достаточной явке избирателей появляется возможность избрания тех или иных кандидатов без проведения повторных выборов. Так, согласно пункту 2 статьи 79 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы по одномандатному избирательному округу признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования. Согласно пункту 11 статьи 80 этого Закона выборы по федеральному избирательному округу признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей.

Можно заметить, что в ряде случаев, в частности когда очевидно лидерство определенного кандидата по одномандатному избирательному округу, агитация за участие максимального числа избирателей в выборах представляет собой существенную поддержку избирательной кампании этого кандидата.

Необходимо подчеркнуть, что агитация избирателей, проводимая с целью обеспечить их участие в выборах, не должна нарушать закрепленный в законодательстве принцип свободного и добровольного участия граждан в выборах. Этот принцип раскрывается в статье 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Поэтому агитация, призывающая избирателей участвовать в выборах, не может быть сопряжена с каким-либо психологическим давлением на граждан, иными формами принуждения как со стороны групп поддержки кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, так и со стороны государственных, муниципальных органов, избирательных комиссий, каких-либо иных организаций и учреждений. Гражданин должен свободно, руководствуясь собственными убеждениями, решить вопрос о своем участии в выборах.

Закон не предусматривает возможность ведения агитации, призывающей граждан не участвовать в выборах. Такого рода агитационная деятельность может создать препятствия для осуществления гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, провозглашенного в части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.

2. В какие сроки может проводиться предвыборная агитация?

При проведении выборов депутатов Государственной Думы предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В день голосования и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Законом особо оговариваются сроки проведения зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками предвыборной агитации через регулируемые СМИ (о том, какие средства массовой информации относятся к регулируемым СМИ, см. в пункте 5 настоящей главы Путеводителя). В соответствии со статьей 56 (пункты 3 и 14) Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» бесплатное и платное эфирное время предоставляется организацией телерадиовещания в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования. Согласно же статье 57 (пункты 3 и 11) этого Закона бесплатная и платная печатная площадь предоставляется редакциями соответствующих периодических печатных изданий в период, который начинается за 40 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования.

3. Какие санкции могут быть применены к кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в случае нарушения ими установленных сроков проведения предвыборной агитации?

В практике проведения выборов в Российской Федерации случалось, что отдельные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, желая расширить масштабы проводимой ими избирательной кампании, начинали проводить предвыборную агитацию ранее сроков, установленных законом. Это является серьезным нарушением правил проведения предвыборной агитации. При наличии подобных нарушений избирательная комиссия (соответственно окружная избирательная комиссия и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации) вправе отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов (подпункт «б» пункта 2 статьи 91 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

4. В каких формах возможно проведение предвыборной агитации?

В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статья 52) указаны три основные формы предвыборной агитации:

а) через средства массовой информации;

б) путем проведения массовых мероприятий;

в) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Вместе с тем закон не ограничивает агитационную деятельность зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных субъектов предвыборной агитации только возможностью использования указанных форм. Предвыборная агитация может проводиться и в иных не запрещенных законом формах, причем они могут носить самый разнообразный характер: индивидуальная агитационная работа с избирателями по месту жительства, распространение агитационной информации через Интернет и т. п.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно выбирать форму и характер своей предвыборной агитации. Самостоятельность в выборе формы и характера предвыборной агитации распространяется и на те возможности, которые предоставляются кандидатам средствами массовой информации, т. е. зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно выбрать любую форму агитации: участвовать в публичных дебатах, дискуссиях, «круглых столах», проводить пресс-конференции, давать интервью, организовывать выступления по радио и телевидению, публиковать статьи в периодических печатных изданиях, распространять политическую рекламу, выпускать телеочерки, видеофильмы о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке либо же использовать иные не запрещенные законом формы ведения предвыборной агитации через СМИ.

5. На какие средства массовой информации возлагается обязанность обеспечивать равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, а также избирательным объединениям, избирательным блокам, которые зарегистрировали федеральные списки кандидатов?

В современных условиях при проведении избирательных кампаний, особенно общероссийского масштаба, очень велика роль средств массовой информации. От занятой ими позиции в значительной степени зависит ход избирательной кампании, а в определенной мере _ и результаты волеизъявления избирателей. Для того чтобы обеспечить проведение демократических свободных выборов, в избирательном законодательстве устанавливается ряд обязанностей СМИ, а также ограничений в их деятельности во время проведения выборов. Эти обязанности и ограничения дополняют общий режим деятельности СМИ, который установлен в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года. В законодательстве устанавливаются различные режимы деятельности СМИ во время проведения выборов в зависимости от участия государства или муниципальных образований в учреждении соответствующего средства массовой информации либо в финансировании его деятельности. По данному критерию все средства массовой информации можно условно разделить на регулируемые и нерегулируемые СМИ.

Регулируемые СМИ - это организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, для которых выполняется хотя бы одно из следующих условий:

учредителем (соучредителем) данной организации или издания являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения;

эта организация или издание финансируются не менее чем на 15 процентов от собственного бюджета за год до назначения выборов за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

К регулируемым СМИ относятся организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и периодические печатные издания, указанные в пункте 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Применительно к выборам депутатов Государственной Думы различаются режимы деятельности отдельных категорий регулируемых СМИ. Пункты 1 - 4 статьи 55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» касаются деятельности следующих разновидностей регулируемых СМИ.

Государственные регулируемые СМИ - это организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, если их учредителями (соучредителями) являются государственные органы, организации, учреждения, и (или) если эти организации, редакции финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, издания за год, предшествовавший дню официального опубликования решения о назначении выборов за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (о государственных регулируемых СМИ речь идет в пункте 1 статьи 55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

В зависимости от территориальных масштабов деятельности государственных регулируемых СМИ различаются общероссийские и региональные регулируемые государственные СМИ.

Общероссийские государственные регулируемые СМИ - это государственные регулируемые СМИ, к которым относятся организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более половины субъектов Российской Федерации, и редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территории половины или более чем половины субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Региональные государственные регулируемые СМИ - это государственные регулируемые СМИ, к которым относятся организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также подразделения общероссийских государственных регулируемых организаций телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территории менее чем половины субъектов Российской Федерации (о них речь идет в пункте 3 статьи 55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Муниципальные регулируемые СМИ отличаются от государственных регулируемых СМИ тем, что их учредителями (соучредителями) выступают органы местного самоуправления или же они более чем на 15 процентов финансируются за счет средств, выделенных органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Нерегулируемые СМИ представляют собой средства массовой информации, которые не содержат установленных законом признаков регулируемых СМИ. На них не возлагается обязанность обеспечивать равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, а также избирательным объединениям, избирательным блокам. Вместе с тем на них распространяется ряд обязанностей, общих для всех СМИ в период выборов. Это, в частности, обязанности не допускать злоупотребления свободой массовой информации, соблюдать установленные сроки проведения предвыборной агитации, публиковать в установленном порядке результаты социологических исследований и некоторые другие.

6. Какие обязанности по обеспечению равных условий проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, а также избирательным объединениям, избирательным блокам возлагаются на различные категории регулируемых СМИ?

Объем обязанностей, возлагаемых на государственные и муниципальные регулируемые СМИ, неодинаков.

В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что государственные регулируемые СМИ обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, а также избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия проведения предвыборной агитации, представления избирателям своих предвыборных программ (пункт 1 статьи 55 Федерального закона).

Муниципальные регулируемые СМИ также обязаны предоставлять равные возможности для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. Однако допускается отказ этих СМИ от публикации любых предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме (пункт 4 статьи 55 Федерального закона).

Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не относящиеся к регулируемым СМИ, вправе на договорной основе предоставить за плату эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Порядок такого предоставления подробно регламентируется законом.

7. Как разграничиваются обязанности по обеспечению равных условий проведения предвыборной агитации кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам между общероссийскими и региональными государственными регулируемыми СМИ?

Применительно к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установлены некоторые особенности ведения предвыборной агитации через государственные регулируемые СМИ в зависимости от размеров территории, в пределах которой находится зона уверенного приема передач организации телерадиовещания либо на которой распространяется периодическое печатное издание. Соответственно установлены дифференцированные возможности для проведения предвыборной агитации:

избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов;

региональными группами кандидатов;

кандидатами, зарегистрированными по одномандатным избирательным округам.

Общероссийские государственные регулируемые СМИ обязаны предоставлять возможность проведения предвыборной агитации избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. Перечень таких СМИ публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов (пункт 2 статьи 55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, относящиеся к региональным государственным регулируемым СМИ, обязаны предоставить возможность проведения предвыборной агитации соответственно региональным группам кандидатов и кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, на равных условиях. Перечень указанных СМИ публикуется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов (пункт 3 статьи 55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

8. В каком порядке предоставляется бесплатное эфирное время организациями телерадиовещания?

Организации телерадиовещания, относящиеся к регулируемым СМИ, обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Кроме того, в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» особо оговаривается порядок предоставления бесплатного эфирного времени региональным группам кандидатов.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обязанность предоставления бесплатного эфирного времени возлагается на государственные регулируемые организации телерадиовещания.

Расходы организаций телерадиовещания, связанные с бесплатным предоставлением эфирного времени зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам (а также региональным группам кандидатов при проведении выборов в Государственную Думу), покрываются за счет средств текущего бюджетного финансирования этих организаций.

Предоставление бесплатного эфирного времени зависит от масштаба территории, на которую осуществляется телерадиовещание соответствующим СМИ.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой общероссийской организацией, осуществляющей телерадиовещание, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни. Соответствующие региональные организации на этих же выборах обязаны выделять не менее 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни, а в случае, если их общее время вещания составляет менее двух часов, - не менее одной четвертой общего объема времени вещания.

Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункт 6 статьи 55 и пункт 4 статьи 56) особо оговорено, что кандидаты, зарегистрированные по одномандатным избирательным округам (включая и тех, которые включены в общефедеральную часть федерального списка кандидатов), не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем на каналах общероссийских организаций телерадиовещания.

А вот зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и в то же время включенный в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов этого же избирательного объединения, избирательного блока, вправе использовать бесплатное эфирное время на каналах региональных организаций телерадиовещания либо как кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, либо как кандидат, включенный в региональную группу кандидатов. Такое регулирование направлено на предотвращение необоснованных преимуществ в доступе к телерадиовещанию кандидатов, зарегистрированных как в одномандатных избирательных округах, так и входящих в федеральные списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками.

В соответствии с законом бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять, в какой форме и какого характера агитацию им вести через средства массовой информации. Отдельные изъятия из этого правила установлены законом. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для совместного пользования - организации дискуссий, «круглых столов» и иных аналогичных агитационных мероприятий. В соответствии с пунктом 8 статьи 56 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» отказ зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, региональной группы кандидатов от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет увеличения объема бесплатно предоставляемого эфирного времени.

Следует отметить, что в отличие от ранее действовавшей Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в соответствии к которой на политическую рекламу могло отводиться не более 10 процентов бесплатного и платного эфирного времени, выделенного избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату, в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не содержится каких-либо ограничений на объем политической рекламы.

Распределение бесплатного эфирного времени, как правило, осуществляется путем жеребьевки, проводимой избирательными комиссиями в присутствии зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений, избирательных блоков и представителей соответствующих СМИ. В результате жеребьевки определяются дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. При проведении выборов депутатов Государственной Думы такая жеребьевка проводится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (для избирательных объединений, избирательных блоков), избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации (для зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов) в течение недели по завершении регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов. Эфирное время распределяется между кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками на равных основаниях, т. е. при этом никто из названных субъектов не должен иметь преимуществ и получать эфирное время на лучших условиях (по длительности эфирного времени, времени выхода в эфир и т. п.).

9. В каком порядке предоставляется платное эфирное время организациями телерадиовещания?

Порядок предоставления платного эфирного времени несколько различается для организаций телерадиовещания, относящихся к регулируемым и иным СМИ. Регулируемые СМИ, осуществляющие телерадиовещание на территории, на которой проводятся выборы, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Общий объем резервируемого (платного) эфирного времени не может быть меньше общего объема эфирного времени, выделенного бесплатно. Следует отметить, что пункт 12 статьи 56 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что объем резервируемого платного эфирного времени не может превышать объема бесплатного эфирного времени более чем в два раза.

Платное эфирное время предоставляется по требованию кандидатов, избирательного объединения, избирательного блока. Между регулируемым СМИ и кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком заключается договор на предоставление платного эфирного времени. При этом тариф оплаты не может определяться отдельно для каждого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Он должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Данный тариф должен быть определен заранее и опубликован не позднее дня, когда начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов).

При проведении выборов по мажоритарной системе, когда требуется утвердить схему избирательных округов, выдвижение кандидатов, как правило, начинается со дня ее утверждения, в иных случаях выдвижение кандидатов начинается со дня назначения выборов. В соответствии с пунктом 12 статьи 56 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» организации телерадиовещания, относящиеся к государственным регулируемым СМИ, обязаны опубликовать размер и условия оплаты эфирного времени не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Форма использования платного эфирного времени определяется кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком самостоятельно.

Согласно пункту 14 статьи 56 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» дата и время выхода в эфир агитационных материалов устанавливаются жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков. Эфирное время предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки.

Организации, осуществляющие телерадиовещание и не относящиеся к регулируемым СМИ, вправе на договорной основе предоставить эфирное время кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Однако эти организации обязаны обеспечить равный уровень оплаты эфирного времени, а также равные условия его предоставления (по времени выхода в эфир и иным существенным параметрам) для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. В соответствии с пунктом 16 статьи 56 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, не относящихся к регулируемым СМИ, может начинаться непосредственно после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с договором, заключенным между организацией телерадиовещания и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов.

Во всех случаях, независимо от характера организации, осуществляющей телерадиовещание, оплата эфирного времени должна производиться исключительно через избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков в полном объеме до предоставления им эфирного времени.

10. Какие требования предъявляются к договору о предоставлении эфирного времени за плату?

Договор должен быть составлен в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и с учетом обязательных требований, содержащихся в избирательном законодательстве.

В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункт 18 статья 56) предусмотрено, что в договорах о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи. После выполнения условий договора оформляются акт о выполнении работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир. Федеральным законом также установлено, что в случае, если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат, избирательное объединения, избирательный блок нарушат условия, установленные данным Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени. При расторжении такого договора организация телерадиовещания не вправе использовать высвободившееся эфирное время для целей предвыборной агитации.

11. Как осуществляется учет предоставленного эфирного времени и печатной площади?

Избирательным законодательством устанавливается порядок учета предоставления эфирного времени и печатной площади для ведения предвыборной агитации, а также записи теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию. Согласно пункту 9 статьи 55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, предоставившие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатно или за плату эфирное время и печатную площадь, обязаны вести отдельный учет их объемов и стоимости в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и предоставлять данные этого учета за пять дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования соответственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

По запросам указанных выше избирательных комиссий им предоставляются также документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на выполнение платных работ и оплату услуг. Это делается с тем, чтобы документально зафиксировать выпуск соответствующих передач, печатных материалов по инициативе именно зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, что является важным для разрешения возможных коллизий в связи с характером переданных в эфир либо напечатанных материалов или же порядком оплаты работ и услуг, выполненных средствами массовой информации.

Согласно пункту 25 статьи 56 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации телерадиовещания обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени в течение пяти лет со дня голосования.

12. В каком порядке кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам может быть предоставлена бесплатная печатная площадь в печатных изданиях?

Редакции регулируемых периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, обязаны выделять печатные площади для публикации агитационных материалов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в периодических печатных изданиях, относящихся к государственным регулируемым СМИ и выходящих не реже одного раза в неделю.

Указанная выше обязанность не распространяется на периодические печатные издания, учрежденные органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» эти издания не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательную кампанию.

Обязанность публикации агитационных печатных материалов на бесплатной основе может не распространяться на специализированные печатные издания (детские, технические, научные и т. п.) в случае, если они ни в какой форме не участвуют в избирательной кампании.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций периодических печатных изданий, относящихся к государственным регулируемым СМИ, бесплатно предоставляет соответственно зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов либо избирательным объединениям, избирательным блокам должен составлять не менее 10 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный для проведения данной агитации. При этом редакция указанного издания обязана декларировать общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей предвыборной агитации, не позднее чем через 20 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

Предоставление бесплатных печатных площадей кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам осуществляется после распределения данных площадей, которое, как правило, проводится путем жеребьевки. В этом распределении все кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки участвуют на равных основаниях. В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указанная жеребьевка проводится в течение недели после завершения регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов (пункт 3 статьи 57).

При бесплатной публикации агитационных материалов в самой публикации должно быть помещено специальное указание на факт ее бесплатности, а также на то, какому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку была предоставлена возможность размещения агитационных материалов (пункт 20 статьи 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Расходы редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатной печатной площади для целей предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования редакций периодических печатных изданий (пункт 8 статьи 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Форма использования бесплатных печатных площадей в периодических печатных изданиях определяется кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками самостоятельно.

13. В каком порядке печатные издания предоставляют кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам печатные площади на платной основе?

Регулируемые периодические печатные издания обязаны выделять за плату печатные площади для публикации материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Минимальный размер таких площадей устанавливается законом.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы предоставление зарезервированной платной печатной площади зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов, избирательным объединениям, избирательным блокам является обязанностью редакций периодических печатных изданий, относящихся к государственным регулируемым СМИ. Следует иметь в виду, размер оплаты печатных площадей должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликован не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Общий объем печатной площади, резервируемой конкретной редакцией печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой для предвыборной агитации, но не должен превышать этот объем более чем в два раза. Дата опубликования предвыборных агитационных материалов определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц (пункты 9, 11 статьи 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Нерегулируемые периодические печатные издания вправе на договорной основе предоставить печатную площадь кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Но эти издания обязаны обеспечить равный уровень оплаты печатной площади, а также равные условия ее предоставления (место на полосе и иные существенные параметры) для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. При этом закон оговаривает единственное исключение: требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции нерегулируемых периодических печатных изданий, если редакция или само издание учреждены зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, а также входящим в избирательный блок избирательным объединением (объединениями) (пункт 2 статьи 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 19 статьи 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Во всех случаях, независимо от характера печатного издания, оплата печатной площади осуществляется исключительно через избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и должна производиться в полном объеме до предоставления им печатной площади.

Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункт 13 статьи 57) редакции периодических печатных изданий, относящиеся к нерегулируемым СМИ, вправе публиковать предвыборные агитационные материалы непосредственно после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с договором, заключенным между редакцией издания и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов. Данный договор заключается после проведения жеребьевки.

В материалах, публикуемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата. В случае, если публикация материалов была произведена бесплатно, в публикации, должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также на то, какому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

14. Какие требования предъявляются к содержанию и форме информации, публикуемой (передаваемой в эфир) СМИ в период проведения выборов?

Избирательным законодательством устанавливается ряд специальных требований к содержанию и форме информации, которая публикуется либо передается в эфир СМИ в период проведения выборов. Политическая нейтральность информационных программ является одним из важнейших требований, предъявляемых к СМИ. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что в информационных программах (информационных блоках) организаций, осуществляющих телерадиовещание, не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности, т. е., по сути, вводится требование политической нейтральности электронных СМИ в период избирательной кампании, недопустимость ведения ими собственной предвыборной агитации. В отношении печатных изданий пунктом 17 статьи 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» дополнительно предусмотрено, что публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункт 24 статьи 56) предусмотрено, что в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

Указанным Федеральным законом также установлено, что запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в том числе рекламой товаров, работ и услуг, а равно запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов избирательных объединений, избирательных блоков на каналах общероссийских регулируемых организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм (пункты 22 - 23 статьи 56).

15. Каковы правила опубликования в СМИ результатов опросов общественного мнения?

Законодательством устанавливаются специальные правила опубликования в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, в период проведения выборов. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункт 2 статьи 54) устанавливает, что со дня окончания регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов организации, проводящие связанные с выборами опросы общественного мнения в целях опубликования их в средствах массовой информации, а также организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направляют копии этих публикаций соответственно в окружную избирательную комиссию или Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

16. В каком порядке участники избирательных кампаний могут рекламировать свою коммерческую деятельность в период проведения выборов?

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункт 3 статьи 60) устанавливает, что в ходе выборов рекламу коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, возможно проводить только в порядке, предусмотренном для предвыборной агитации кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, с оплатой соответствующих расходов из средств созданных ими избирательных фондов.

17. Какие гарантии защиты чести, достоинства и деловой репутации кандидатов установлены законодательством?

Помимо общих гарантий защиты чести, достоинства, деловой репутации граждан, установленных гражданским законодательством, в избирательном законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии защиты чести, достоинства, деловой репутации кандидатов. Регулируемые СМИ, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, если эти СМИ не могут предоставить кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации.

18. Какие обязанности для персонала СМИ, участвующего в избирательных кампаниях, установлены в избирательном законодательстве?

Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Они представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа или распоряжения (о временном освобождении от служебных обязанностей) не позднее трех дней со дня регистрации и при ведении собственной избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ служебного положения, в частности, понимается преимущественный доступ к регулируемым средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных организаций, осуществляющих телерадиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами или доверенными лицами кандидатов. Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» данный запрет также распространяется на указанных лиц, если они являются доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков.

В случае нарушения зарегистрированным кандидатом изложенных выше правил избирательная комиссия может отменить свое решение о его регистрации.

19. В каких случаях избирательные объединения, избирательные блоки обязаны возместить регулируемым СМИ стоимость предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади?

Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункты 2, 5 статьи 67) установлено, что избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, получивший по результатам голосования менее 2 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также избирательное объединение, избирательный блок, отозвавшие федеральный список кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, обязаны возместить в полном объеме соответствующим регулируемым СМИ стоимость предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади.

Указанное возмещение производится избирательными объединениями, избирательными блоками до дня сдачи итогового финансового отчета.

20. В каком порядке рассматриваются споры, связанные с проведением предвыборной агитации через СМИ?

Споры, возникающие в связи с проведением предвыборной агитации через СМИ, разрешают избирательные комиссии и суды.

Вместе с тем некоторые споры, связанные с предвыборной агитацией в средствах массовой информации, могут рассматриваться Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Данная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 января 1994 года.

Судебная палата по информационным спорам вправе принять к рассмотрению информационные споры и иные дела как по жалобам, заявлениям заинтересованных сторон, так и по собственной инициативе. С соответствующими заявлениями в Судебную палату обращаются граждане, средства массовой информации, избирательные комиссии.

Судебная палата, ее члены вправе запрашивать у государственных органов и редакций средств массовой информации материалы, необходимые для осуществления ее функций. Предоставление таких материалов является обязательным. Судебная палата по информационным спорам вправе требовать от руководителей редакций средств массовой информации, иных должностных лиц, журналистов письменные объяснения по поводу допущенных ими неэтичных действий.

В целом ее решения носят рекомендательный характер, они не имеют юридической силы судебного решения. Вместе с тем государственные органы и их должностные лица, к которым обращено решение Судебной палаты, в двухнедельный срок сообщают Судебной палате об исполнении ее решения. Судебная палата вправе вносить представления соответствующим органам о вынесении ими письменных предупреждений учредителю и (или) редакции (главному редактору) в соответствии с требованиями статьи 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», а также вносить в суд представления о прекращении деятельности средства массовой информации, учредителю и (или) редакции (главному редактору) которого в установленный законом срок были сделаны письменные предупреждения.

21. Какая установлена ответственность за нарушение правил ведения предвыборной агитации через средства массовой информации?

Пунктом 7 статьи 60 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленных данным Федеральным законом правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

В частности, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях устанавливает ответственность в виде штрафов за следующие нарушения:

- проведение агитации в связи с выборами в период ее запрещения (статья 402);

- распространение ложных сведений о кандидате в депутаты или на иную выборную должность путем опубликования либо иным способом в целях влияния на исход выборов (статья 403);

- нарушение средством массовой информации, журналистом условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных избирательным законодательством (статья 408);

- изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов анонимных агитационных печатных материалов (статья 409).

22. В каких формах может осуществляться предвыборная агитация, связанная с проведением массовых мероприятий?

Предвыборная агитация может проводиться путем организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Согласно статье 58 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в организации и проведении предвыборных массовых мероприятий.

23. В каком порядке предоставляются помещения для проведения встреч с избирателями?

Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения встреч с избирателями предоставляются помещения, которые пригодны для проведения предвыборных массовых мероприятий и находятся в государственной или муниципальной собственности. Порядок предоставления этих помещений установлен в статье 58 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии с законом задача организовать предоставление указанных помещений кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам возложена на окружные, территориальные избирательные комиссии.

Избирательные комиссии составляют заявки на предоставление помещений для проведения встреч с избирателями, в соответствии с которыми собственники, владельцы указанных помещений безвозмездно предоставляют их в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков и их доверенных лиц с избирателями. При этом закон определяет срок рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления заявлений о выделении помещений для проведения встреч с избирателями. Он не может превышать трех дней со дня подачи заявления.

Избирательные комиссии обеспечивают контроль за соблюдением равных возможностей кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при получении в пользование указанных помещений для проведения встреч с избирателями. В частности, законом устанавливается правило: если это помещение было предоставлено для проведения предвыборных массовых мероприятий одному из зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку в предоставлении этого помещения на тех же условиях.

У зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков существует также возможность арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от формы собственности на данные здания и помещения, для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других предвыборных массовых мероприятий. При этом оплата расходов по договорам должна осуществляться через соответствующие избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

24. В каком порядке могут проводиться предвыборные массовые мероприятия среди военнослужащих?

В местах расположения воинских частей, военных организаций и учреждений проведение какой-либо предвыборной агитации запрещается. В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» встречи зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц с избирателями-военнослужащими проводятся исключительно за пределами расположения воинской части. Проведение таких мероприятий обеспечивает командир воинской части совместно с окружной избирательной комиссией с обязательным приглашением не позднее чем за три дня до каждой встречи всех кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, уполномоченных представителей всех избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

25. В каком порядке проводятся митинги, демонстрации, шествия в период проведения избирательных кампаний?

Митинги, демонстрации, шествия проводятся в уведомительном порядке. Они могут быть организованы и проведены по инициативе кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», а также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».

26. Что понимается под агитационными материалами?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные материалы - это печатные, аудиовизуальные (т. е. аудио-, видеозаписи) и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании.

Важно подчеркнуть, что агитационные материалы изготавливаются специально для массового распространения. Если данная цель изготовления соответствующих печатных и иных материалов не установлена, они не могут признаваться агитационными.

27. В каком порядке зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки могут выпускать агитационные предвыборные материалы?

В статье 59 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрена возможность беспрепятственного выпуска агитационных материалов зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов. Это означает, что для выпуска агитационных материалов указанным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам не требуется какого-либо предварительного разрешения, лицензии, при этом любая цензура выпускаемых агитационных материалов недопустима.

28. Какие организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов?

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» оказывающие рекламные услуги организации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения или которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов. Под равными условиями размещения агитационных материалов следует понимать одинаковый размер оплаты услуг организаций, размещающих агитационные материалы, недопустимость создания преимуществ в размещении этих материалов для отдельных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

29. Какие требования предъявляются к предвыборным агитационным материалам?

Согласно пункту 3 статьи 59 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» все предвыборные агитационные материалы должны в обязательном порядке содержать следующие сведения:

- наименования и юридические адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших данные материалы;

- наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) изготовление данных материалов;

- информацию об их тираже и дате выпуска.

Экземпляры предвыборных агитационных печатных материалов или их копии до начала распространения должны быть получены от зарегистрированного кандидата соответствующей окружной избирательной комиссией либо территориальной избирательной комиссией, а от избирательного объединения, избирательного блока - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Закон требует, чтобы вместе с указанными материалами в избирательную комиссию также представлялись сведения о местах нахождения (об адресах места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы.

Для изготовления, а также распространения предвыборных печатных агитационных материалов требуется письменное согласие зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков (пункт 4 статьи 59 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Без соблюдения изложенных требований распространение предвыборных агитационных материалов запрещается.

30. Какие меры по оказанию содействия в размещении предвыборных агитационных печатных материалов обязаны оказывать органы местного самоуправления и избирательные комиссии?

Органы местного самоуправления по предложению окружной избирательной комиссии обязаны не позднее чем за 30 дней до дня голосования выделить специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. При этом зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам должна быть выделена равная площадь, на которой могут быть размещены агитационные материалы (пункт 6 статьи 59 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

31. Какие меры принимают избирательные комиссии, а также правоохранительные органы в случае нарушения установленного порядка выпуска и распространения предвыборных агитационных материалов?

В случае распространения подложных предвыборных агитационных материалов либо распространения этих материалов с нарушением порядка, установленного законом, избирательная комиссия принимает соответствующие меры в рамках ее компетенции и вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов (пункт 9 статьи 59 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Как правило, указанные меры содействия избирательным комиссиям осуществляют органы внутренних дел.

Кроме того, правоохранительные органы обязаны самостоятельно принимать меры по пресечению противоправного распространения предвыборных агитационных материалов, при этом они незамедлительно информируют соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах (пункт 6 статьи 60 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

32. Какие действия считаются злоупотреблением правом на проведение предвыборной агитации?

Законом установлена недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Можно выделить две группы злоупотреблений такого рода.

К первой группе относятся наиболее серьезные нарушения. Это агитационная деятельность, которая содержит призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны, агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду. Вслучае совершения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов, указанных нарушений избирательная комиссия обязана обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. Избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, иные общественные объединения, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдатели вправе обратиться в суд с указанным выше представлением.

Вторая группа _ иные злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации, которые представляют собой нарушения установленных законом правил проведения предвыборной агитации. Например, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункт 2 статьи 60) особенно подробно определяет состав такого нарушения, как подкуп избирателей.

В случае совершения указанных нарушений избирательная комиссия (окружная избирательная комиссия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации) своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, причем с учетом серьезности совершенного правонарушения избирательная комиссия вправе применить данную санкцию без предварительного вынесения предупреждения.

33. Что понимается под подкупом избирателей?

Подкуп избирателей представляет собой действия в форме передачи или обещания передачи избирателям материальных благ, направленные на то, чтобы оказать воздействие на их волеизъявление.

В статье 141 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, соединенное с подкупом. Таким образом, при совершении преступления, связанного с подкупом избирателей, гражданину, обладающему активным избирательным правом, создаются препятствия в осуществлении его избирательных прав. Это прежде всего касается права голосовать за или против кандидатов, списков кандидатов.

Однако подкуп избирателей может быть не только на стадии голосования, но и при проведении предвыборной агитации. В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» любым лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, а именно:

_ вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;

_ проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;

_ предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

В равной степени законом запрещено при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), а также оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с федеральными законами решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что положения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, содержащие обещания добиваться роста жизненного уровня населения, в том числе и путем изменения законодательства и местных нормативных правовых актов, не могут рассматриваться как подкуп избирателей.

34. За какие нарушения правил предвыборной агитации установлена административная ответственность?

Административная ответственность с санкциями в виде штрафов установлена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях за следующие нарушения правил предвыборной агитации со стороны кандидатов, представителей избирательных объединений, избирательных блоков и иных лиц:

- проведение агитации в период ее запрещения (статья 402);

- распространение ложных сведений о кандидате (статья 403);

- изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (статья 409);

- умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов (статья 4010).

В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» участковая, территориальная, окружная избирательная комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта