«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
VII. Финансирование выборов
1. Что понимается под финансированием выборов?
2. Что понимается под финансированием избирательных кампаний?
3. Что понимается под избирательным фондом?
4. Что понимается под специальным избирательным счетом?
5. Кто вправе производить операции со средствами специального избирательного счета?
6. За счет каких источников могут формироваться избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам?
7. За счет каких источников могут формироваться избирательные фонды избирательных объединений, избирательных блоков?
8. Какую максимальную сумму денежных средств могут потратить на финансирование собственных избирательных кампаний кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки?
9. Какую сумму составляет минимальный размер оплаты труда?
10. Кому запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков?
11. Какие пожертвования считаются анонимными?
12. В каком порядке граждане и юридические лица вправе оказывать поддержку деятельности, способствующей выдвижению и избранию кандидата, зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов?
13. Что такое избирательный залог?
14. Какая сумма избирательного залога установлена для кандидата, избирательного объединения, избирательного блока?
15. В каком порядке может быть внесен избирательный залог?
16. Каким образом граждане и юридические лица могут оказывать содействие кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку в сборе средств, необходимых для внесения избирательного залога?
17. Какие обязательства по возврату неизрасходованных средств избирательного фонда, а также средств, полученных от избирательных комиссий, возлагаются на кандидата, избирательное объединение, избирательный блок?
18. Может ли кандидат, избирательное объединение, избирательный блок приобретать дорогостоящее оборудование (ксероксы, факсимильные аппараты, принтеры, компьютеры и т. п.) на средства своего избирательного фонда?
19. Какую ответственность несут кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки за нарушения правил финансирования избирательных кампаний?
Отличительной чертой проведения избирательных кампаний в современных условиях является возрастающее влияние финансовых факторов на стратегию и тактику предвыборных действий кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. Из года в год растет общий объем затрат на финансирование избирательных кампаний. Становится очевидным, что наличие необходимых финансовых ресурсов у данных субъектов избирательного процесса является важным условием проведения эффективной избирательной кампании.
Вместе с тем избирательные комиссии сталкиваются с возрастающим количеством коллизий по вопросам финансирования избирательных кампаний. В административной и судебной практике возникает все большее количество дел, связанных с финансированием избирательных кампаний. Опыт проведения выборов показывает, что важно не только располагать денежными средствами на проведение избирательной кампании, но и обладать умением ими правильно распорядиться, чтобы деньги, собранные на выборы, не были потрачены впустую. А для этого необходимо очень хорошо представлять, какие правила финансирования избирательных кампаний установлены законом.
1. Что понимается под финансированием выборов?
Финансирование выборов включает в себя две разновидности финансовых операций:
- во-первых, все операции избирательных комиссий с бюджетными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов;
- во-вторых, финансовые операции кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков по привлечению и расходованию средств создаваемых ими избирательных фондов.
2. Что понимается под финансированием избирательных кампаний?
Под финансированием избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков понимается финансовое обеспечение агитационной, информационной, организационной и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и поддерживающих их лиц, организаций, направленной на избрание соответствующего кандидата (списка кандидатов). Эти финансовые операции принципиально отличаются от финансирования подготовки и проведения выборов, которое осуществляется исключительно за счет бюджетных средств.
Финансирование избирательных кампаний является материальной основой самостоятельной конкурентной деятельности кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении выборов, в то время как бюджетные средства расходуются избирательными комиссиями для финансирования организации избирательного процесса, создания условий для равноправного участия в выборах кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
3. Что понимается под избирательным фондом?
Избирательный фонд представляет собой совокупность денежных средств, которые в установленном законом порядке могут быть получены кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и потрачены на цели самостоятельного проведения ими избирательной кампании. При этом использование иных средств, помимо поступивших в избирательные фонды, на финансирование избирательных кампаний не допускается.
Избирательные фонды характеризуются следующими признаками:
Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки самостоятельно распоряжаются средствами созданных ими избирательных фондов. Это право подразумевает самостоятельность в определении направлений использования средств избирательных фондов и объемов соответствующего финансирования, свободу выбора форм ведения избирательной кампании, подлежащих оплате из избирательных фондов.
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок самостоятельно решают вопросы цены и прочих существенных условий при заключении договоров на организацию сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), изготовление агитационной продукции, проведение агитационных мероприятий, оплату эфирного времени и т. д. В данных договорных отношениях кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки действуют в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом ограничений, установленных избирательным законодательством. Средства избирательных фондов не могут использоваться иначе как в соответствии с распоряжениями кандидата в депутаты, соответствующих органов и должностных лиц избирательных объединений, избирательных блоков либо уполномоченных представителей кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
Избирательные фонды имеют строго целевое назначение: финансирование расходов, связанных с проведением избирательной кампании, _ и не могут расходоваться на другие цели.
По ранее действовавшему Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» целевое назначение избирательных фондов ограничивалось только финансированием предвыборной агитации. Такое ограничение использования средств избирательных фондов делало невозможной оплату значительной части консультационных услуг, организационно-технической деятельности и некоторых других работ, прямо не относящихся к предвыборной агитации, но составлявших весьма существенную часть избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Поэтому зачастую эти субъекты избирательного процесса были вынуждены прибегать к оплате данных работ и услуг, минуя избирательные фонды.
Новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» более широко сформулировал целевое назначение избирательных фондов, определив его как финансирование избирательной кампании в целом, а не только такой ее составной части, как предвыборная агитация. В пункте 7 статьи 62 Федерального закона перечислены конкретные направления использования средств избирательных фондов. Эти средства могут расходоваться на:
а) финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
б) предвыборную агитацию, а также оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании. Следует отметить, что в числе расходов Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 10 статьи 47) называет оплату аренды помещений, оборудования, командировочных расходов, транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров. Вполне естественно, что данный перечень не является исчерпывающим _ это вытекает из отмеченного выше принципа свободы выбора кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком форм ведения избирательной кампании, подлежащих оплате из избирательных фондов;
г) внесение избирательного залога.
Несоблюдение кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками целевого характера средств избирательного фонда влечет применение установленных законами санкций.
Избирательные фонды являются денежными, т. е. не предполагается внесение в них иных материальных ценностей, кроме денежных средств. Законодательство не предусматривает иные формы материально-финансовой поддержки деятельности, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), кроме перечисления денежных средств на специальный счет в банке. Данный порядок формирования избирательного фонда позволяет сделать контроль за финансированием избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков более эффективным. Перечисление денежных средств через банковский счет всегда строго документируется, что невозможно было бы столь же четко обеспечить в случае, если бы объектами пожертвований в избирательные фонды являлись материальные ценности либо определенные услуги.
Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не являются постоянными. Они создаются на срок проведения ими соответствующей избирательной кампании. Временные рамки для осуществления финансовых операций через избирательные фонды устанавливаются законом. Они совпадают с тем периодом, на который открыт специальный счет.
Создание избирательных фондов в соответствии с пунктом 1 статьи 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» является обязанностью кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов. Она предполагает обязательное открытие указанными субъектами избирательного процесса специального счета в банке в установленные законом сроки.
Вместе с тем федеральное законодательство исходит из принципа, в соответствии с которым не допускается создание нескольких избирательных фондов для финансирования отдельной избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Иной подход означал бы нарушение принципа равенства кандидатов и зарегистрированных кандидатов. В частности, в пункте 2 статьи 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, не вправе создавать собственные избирательные фонды. Аналогичная норма содержится и в пункте 1 статьи 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Информация об операциях, совершаемых по счетам избирательных фондов, должна быть открытой. Это принципиально отличает статус специального счета избирательного фонда от всех иных счетов, открываемых в банках. Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статья 47) и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статья 66) предусматриваются специальные гарантии обеспечения открытости указанных финансовых операций. Существует две основные формы раскрытия информации о совершенных финансовых операциях.
1) Банк - держатель счета избирательного фонда по требованию соответствующей избирательной комиссии обязан не реже одного раза в неделю, а менее чем за десять дней до дня голосования - не реже одного раза в три операционных дня представлять в эту комиссию информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Избирательная комиссия в свою очередь периодически, не реже чем один раз в две недели, направляет указанную информацию в средства массовой информации. С этой информацией вправе также ознакомиться зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов. Государственные регулируемые средства массовой информации обязаны публиковать указанные сведения в течение трех дней с момента их получения.
2) Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размерах и обо всех источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных затратах. Первый отчет сдается одновременно с направлением в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации, второй - не ранее чем за 20 дней и не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Итоговый финансовый отчет представляется не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. Копии финансовых отчетов в течение пяти дней со дня их получения передаются соответствующей избирательной комиссией в средства массовой информации. За непредставление кандидатом, лицом, избранным кандидатом, финансового отчета установлена административная ответственность (статья 4011 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
Операции со средствами избирательных фондов контролируются избирательными комиссиями непосредственно либо через создаваемые ими контрольно-ревизионные службы.
В соответствии с пунктом 18 статьи 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядок налогообложения средств избирательных фондов, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходов из средств указанных фондов устанавливается федеральным законом. В настоящий момент действует Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды» от 27 октября 1994 года. Этим Законом установлены льготы при исчислении налога на прибыль предприятий и организаций и подоходного налога с физических лиц.
4. Что понимается под специальным избирательным счетом?
Специальный характер счета избирательного фонда проявляется в его целевом назначении, в особом порядке его открытия и использования, а также в том, что доходы по нему не начисляются и не выплачиваются.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан открыть в этом избирательном округе специальный избирательный счет после того, как избирательная комиссия будет уведомлена в письменной форме о выдвижении данного кандидата (непосредственно избирателями или избирательным объединением, избирательным блоком). При этом счет должен быть открыт не позднее чем за пять дней до дня представления документов для регистрации этого кандидата в окружную избирательную комиссию.
Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, обязаны открыть специальный избирательный счет после получения ими заверенной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии федерального списка кандидатов, но не позднее чем за пять дней до дня представления документов для регистрации федерального списка кандидатов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
После того как кандидаты (федеральные списки кандидатов) будут зарегистрированы, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки продолжают ведение открытых ими счетов избирательных фондов, при этом расширяется целевое назначение средств избирательных фондов - они могут использоваться на финансирование предвыборной агитации. Если кандидат (список кандидатов) не будет зарегистрирован, операции по специальным счетам прекращаются. Зарегистрированный кандидат может иметь только один специальный избирательный счет.
При проведении выборов в Государственную Думу специальные избирательные счета открываются в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
Счет открывается на основании документа, выдаваемого соответствующей избирательной комиссией. Он выдается кандидату в течение трех дней после получения окружной избирательной комиссией в установленном порядке уведомления о выдвижении кандидата (непосредственно избирателями или избирательным объединением, избирательным блоком) со всеми сопутствующими документами, состав которых установлен в статьях 37 и 38 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Аналогичный документ выдается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации избирательному объединению, избирательному блоку после заверения ею копии федерального списка кандидатов.
Операции по специальным счетам избирательных фондов должны быть завершены в день голосования. Вместе с тем на основании ходатайства кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока соответствующая избирательная комиссия (окружная избирательная комиссия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации) вправе в порядке исключения продлить в установленных пределах срок проведения финансовых операций по оплате расходов, которые были произведены до дня выборов, из средств избирательных фондов. Завершающей операцией по использованию средств избирательных фондов является возврат кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком остатков неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, организациям и лицам, осуществившим пожертвования или перечисления.
На основании норм Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации определяет порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов, учета и отчетности, а также формы отчетности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков о поступлении и расходовании средств их избирательных фондов.
5. Кто вправе производить операции со средствами специального избирательного счета?
Средствами, находящимися на специальном избирательном счете, вправе распоряжаться сам кандидат, зарегистрированный кандидат. В то же время кандидат, зарегистрированный кандидат вправе предоставить право распоряжаться средствами, находящимися на данном счете, другому лицу, письменно уведомив об этом окружную избирательную комиссию. Для этого в соответствующий филиал Сбербанка России следует представить необходимые документы, включая доверенность кандидата, зарегистрированного кандидата на распоряжение средствами избирательного фонда. Предоставление кандидатом, зарегистрированным кандидатом права распоряжаться средствами, находящимися на специальном избирательном счете, другому лицу не снимает с них личной ответственности за соблюдение правил финансирования избирательной кампании.
Аналогичным образом за действия уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков по финансовым вопросам (которые должны быть зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) несут ответственность избирательные объединения, избирательные блоки. Это предусмотрено в пункте 4 статьи 63 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В этой связи кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам следует обратить внимание на важность работы по подбору кандидатур своих представителей по финансовым вопросам и на необходимость четкого контроля за их деятельностью.
6. За счет каких источников могут формироваться избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам?
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам, могут формироваться за счет следующих источников:
_ собственных средств кандидата, зарегистрированного кандидата. Под собственными средствами кандидатов, зарегистрированных кандидатов, которые могут вноситься в созданные ими избирательные фонды, следует понимать средства, которые принадлежат им на законных основаниях. Эти средства могут привлекаться в объеме, не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, более чем в 1 тысячу раз;
_ средств, которые выделены кандидату, зарегистрированному кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательными объединениями, входящими в выдвинувший его избирательный блок. Эти средства, выделяемые избирательными объединениями, не входят в состав средств создаваемых ими собственных избирательных фондов. Сумма данных средств, выделяемых отдельному кандидату, зарегистрированному кандидату, не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 5 тысяч раз;
_ средств, выделенных зарегистрированному кандидату окружной избирательной комиссией. Предельный объем этих средств не устанавливается законом. Он зависит от возможностей бюджетного финансирования избирательных кампаний. Закон содержит требование, чтобы данные средства поступали в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов своевременно, не позднее 40 дней до дня голосования. Они распределяются в равном объеме между кандидатами, зарегистрированными по соответствующему избирательному округу. Закон не предусматривает, чтобы по всем избирательным округам зарегистрированным кандидатам выделялись равные суммы средств в созданные ими избирательные фонды. И как правило, данные суммы, неодинаковы по различным избирательным округам, что связано с особенностями соответствующих территорий (их протяженностью, развитостью транспортной инфраструктуры и другими существенными условиями);
_ добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Добровольное пожертвование отдельного гражданина не может превышать 100 минимальных размеров оплаты труда, а юридического лица - 2000.
При поступлении на счет избирательного фонда пожертвований, превышающих установленные пределы, кандидат, зарегистрированный кандидат обязаны возвратить жертвователю часть пожертвования, превышающую установленный максимальный размер пожертвования. Кандидат, зарегистрированный кандидат вправе возвратить любое (за исключением анонимного) пожертвования жертвователям.
7. За счет каких источников могут формироваться избирательные фонды избирательных объединений, избирательных блоков?
В соответствии с пунктом 4 статьи 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные фонды избирательных объединений, избирательных блоков могут формироваться за счет следующих денежных средств:
_ собственных средств избирательного объединения, избирательного блока. Собственные средства избирательного блока образуются из совокупной суммы средств, передаваемых данному избирательному блоку создавшими его избирательными объединениями. Общая сумма собственных средств избирательного объединения, избирательного блока, направляемых в их избирательные фонды, не может превышать 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Собственные средства избирательного объединения формируются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Согласно статье 31 данного Федерального закона имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.
Данным Федеральным законом также установлено, что политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов. Как правило, собственные средства избирательных объединений и избирательных блоков образуются за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц.
Законодательством не установлена предельная сумма для таких пожертвований. Следует отметить, что после проведения выборов депутатов Государственной Думы в 1993 году, когда удельный вес собственных средств избирательных объединений, избирательных блоков в общей структуре источников формирования их избирательных фондов был крайне незначительным, произошли существенные изменения, и при проведении следующих выборов в Государственную Думу в 1995 году собственные средства избирательных объединений, избирательных блоков стали ведущим источником формирования их избирательных фондов. Удельный вес собственных средств составил 50,5 %1;
_ средств, выделенных избирательным объединениям, избирательным блокам Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Данные средства должны быть перечислены избирательным объединениям не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Предельный объем этих средств не устанавливается законом. Он лишь зависит от возможностей бюджетного финансирования избирательных кампаний избирательных объединений, избирательных блоков;
_ добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Добровольное пожертвование отдельного гражданина не может превышать 150, а юридического лица - 20 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Избирательное объединение, избирательный блок вправе возвратить любое (за исключение анонимного) пожертвования жертвователям. При поступлении пожертвований, превышающих установленные пределы, на счет избирательного фонда избирательное объединение, избирательный блок обязаны возвратить жертвователю часть пожертвования, превышающую установленный максимальный размер пожертвования.
8. Какую максимальную сумму денежных средств могут потратить на финансирование собственных избирательных кампаний кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки?
Закон не устанавливает максимальных размеров избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Допускается перечисление любого объема добровольных пожертвований на специальные счета избирательных фондов, т. е. доходы избирательных фондов суммарно не ограничиваются. Вместе с тем законом установлены предельные суммы расходов средств избирательного фонда. Они составляют:
_ для кандидата, зарегистрированного кандидата _ 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
_ для избирательного объединения, избирательного блока _ 250 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
В случае, если кандидат, избирательное объединение, избирательный блок превысили предельную сумму расходов средств избирательного фонда более чем на 0,5 %, соответствующая избирательная комиссия вправе отказать в регистрации данного кандидата, федерального списка избирательного объединения, избирательного блока.
Если же указанное превышение допущено после регистрации кандидата, федерального списка избирательного объединения, избирательного блока, избирательная комиссия вправе принять решение об отмене регистрации (пункты 2 и 3 статьи 91 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
9. Какую сумму составляет минимальный размер оплаты труда?
Минимальный размер оплаты труда был установлен федеральным законом еще в 1997 году и составляет (по состоянию на 10 августа 1999 года) 83 рубля 49 копеек.
Вместе с тем следует иметь в виду: что пунктом 4 статьи 94 нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что в случае, если на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в 1999 году федеральным законом не будет осуществлено увеличение действующего минимального размера оплаты труда, на указанных выборах размеры денежных средств, производные от минимального размера оплаты труда и указанные в статье 62 этого Федерального закона, увеличиваются в два раза.
Таким образом, при исчислении предельных размеров средств, направляемых в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а также предельных сумм расходов средств избирательного фонда минимальным размером оплаты труда следует считать сумму, составляющую 166 рублей 98 копеек.
10. Кому запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков?
В соответствии с пунктом 6 статьи 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков запрещается вносить пожертвования следующим лицам и организациям:
- иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
- иностранным гражданам;
- лицам без гражданства;
- гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет;
- российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;
- международным организациям и международным общественным движениям;
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
- юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;
- воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
- благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;
- анонимным жертвователям;
- юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
Анонимные пожертвования, поступившие на счет избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, должны быть перечислены в доход федерального бюджета. При получении кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пожертвований от граждан или организаций, не имеющих права осуществлять такие пожертвования, соответствующие денежные средства должны быть возвращены жертвователям за вычетом расходов на пересылку с указанием причины возврата.
11. Какие пожертвования считаются анонимными?
Анонимными считаются пожертвования, совершенные гражданином без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения, а также юридическим лицом без указания любого из следующих сведений: идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного капитала либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия. С учетом того, что анонимные пожертвования перечисляются в доход государства, жертвователям важно четко соблюдать порядок перечисления добровольных пожертвований в избирательные фонды, установленный в статье 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
12. В каком порядке граждане и юридические лица вправе оказывать поддержку деятельности, способствующей выдвижению и избранию кандидата, зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов?
Закон устанавливает порядок оказания финансовой поддержки деятельности, способствующей выдвижению и избранию кандидата, зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, а также порядок оказания услуг и выполнения работ, связанных с этой деятельностью граждан и юридических лиц.
Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку деятельности, способствующей выдвижению и избранию кандидата, зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, только через соответствующие избирательные фонды. Любая материальная (т. е. не в денежной форме) поддержка этой деятельности должна оплачиваться через соответствующие избирательные фонды. Чтобы обеспечить выполнение этих правил, закон предусматривает четкое документальное оформление производимых работ и оказываемых услуг, связанных с обеспечением избирательных кампаний кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. В соответствии с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» для выполнения оплачиваемых работ, реализации товаров, оказания платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, требуется документальное подтверждение согласия кандидата, зарегистрированного кандидата либо лиц, им уполномоченных, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока по финансовым вопросам на такое выполнение работ, реализацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда.
Законом запрещаются различные скрытые формы материальной поддержки избирательных кампаний кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков со стороны юридических лиц. В частности, в пункте 6 статьи 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривается, что запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, прямо или косвенно связанных с выборами. Необоснованно заниженными или завышенными расценками следует считать существенное отклонение применяемых цен на товары, тарифов на работы и услуги от сложившегося среднего рыночного уровня цен и тарифов в соответствующий период.
Вместе с тем закон разрешает инициативную деятельность граждан, которые на добровольной основе в соответствии со своими политическими убеждениями готовы собственными усилиями оказывать помощь кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в проведении ими избирательных кампаний. Согласно пункту 6 статьи 65 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку без привлечения третьих лиц. Иными словами, важным условием такой поддержки со стороны гражданина является ее личный характер, ее независимость от его служебного или должностного положения.
13. Что такое избирательный залог?
Избирательный залог представляет собой денежные средства, которые вносятся кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком на специальный счет соответствующей избирательной комиссии. Избирательный залог выплачивается из средств, поступивших в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
По усмотрению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока регистрация кандидата, регистрация федерального списка кандидатов производится либо на основании представленных подписей избирателей, либо на основании внесенного избирательного залога (пункт 5 статьи 45 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Таким образом, внесение избирательного залога представляет собой альтернативу технически сложной процедуре сбора подписей.
Избирательный залог возвращается кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку в случае, если за кандидата проголосует не менее 5 процентов избирателей, а за федеральный список кандидатов _ не менее 3 процентов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему избирательному округу (пункт 9 статьи 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Избирательный залог может быть возвращен также в связи с отказом от участия в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока в случаях, предусмотренных законом (пункт 7 статьи 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Если избирательный залог не подлежит возврату кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку по основаниям, определенным в Федеральном законе, данные денежные средства перечисляются соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета.
Социальное назначение избирательного залога состоит в том, чтобы, упростив порядок регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов, ранее осуществлявшейся исключительно на основе технически сложной процедуры сбора подписей, создать одновременно сдерживающие факторы для участия в выборах кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, которые не имеют достаточной социальной поддержки либо политические намерения которых являются недостаточно серьезными и взвешенными.
Введение института избирательного залога нельзя рассматривать как имущественный ценз для осуществления гражданином пассивного избирательного права. Внесение избирательного залога не исключает сбора подписей избирателей. И если регистрация кандидата, федерального списка кандидатов была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.
В то же время в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункт 7 статьи 47) предусмотрено, что факт сбора подписей, представления подписей избирателей для регистрации в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов не может являться основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога. Иными словами, в случае, когда кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком будет собрано недостаточное для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов количество подписей избирателей, соответствующая комиссия обязана провести регистрацию, если кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком был внесен избирательный залог.
14. Какая сумма избирательного залога установлена для кандидата, избирательного объединения, избирательного блока?
Для кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации сумма избирательного залога установлена в размере одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, что составляет 83 490 рублей. Для избирательного объединения, избирательного блока сумма избирательного залога установлена в размере 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда, что составляет 2 087 250 рублей.
15. В каком порядке может быть внесен избирательный залог?
Избирательный залог вносится на специальные счета, открываемые в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации избирательными комиссиями:
кандидатами - на специальные счета, открываемые соответствующими избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации;
избирательными объединениями, избирательными блоками - на специальный счет, открываемый Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Избирательный залог в соответствии с пунктом 5 статьи 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» вносится кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования.
16. Каким образом граждане и юридические лица могут оказывать содействие кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку в сборе средств, необходимых для внесения избирательного залога?
Направляя пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, граждане и юридические лица тем самым оказывают им содействие в сборе средств, необходимых для внесения избирательного залога, так как избирательный залог может вноситься из любых средств, перечисленных на счет избирательного фонда.
Вместе с тем граждане и юридические лица вправе перечислять денежные средства на счет избирательного фонда целевым назначением: на уплату избирательного залога. Для этого при перечислении денежных средств гражданин или юридическое лицо должны специально указать, что направляемые денежные средства (или их определенная часть) предназначаются для внесения избирательного залога. В этом случае кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не вправе использовать соответствующие денежные средства (или их часть) на иные цели, чем внесение избирательного залога (пункт 6 статьи 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
17. Какие обязательства по возврату неизрасходованных средств избирательного фонда, а также средств, полученных от избирательных комиссий, возлагаются на кандидата, избирательное объединение, избирательный блок?
Эти вопросы регулируются во всей полноте в статье 67 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Кандидаты, не зарегистрированные соответствующей окружной избирательной комиссией, избирательные объединения, избирательные блоки, не зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, до представления итогового финансового отчета обязаны возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования в избирательные фонды, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку.
Несколько другой порядок возврата установлен для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов. Это связано с тем, что в их избирательные фонды избирательными комиссиями перечислялись определенные финансовые средства. Процедура возврата неизрасходованных денежных средств избирательного фонда зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, зависит от результатов голосования за соответствующих кандидатов, федеральные списки кандидатов, а также от обстоятельств прекращения их участия в избирательной кампании.
Одна процедура установлена для:
- зарегистрированных кандидатов, получивших не менее 3 процентов голосов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному округу, либо признанных избранными;
- зарегистрированных кандидатов, снявших свою кандидатуру по вынуждающим к тому обстоятельствам;
- избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, получивший по результатам голосования не менее 2 процентов голосов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, либо принявших участие в распределении депутатских мандатов;
- избирательных объединений, избирательных блоков, отозвавших федеральный список кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам.
Другая процедура установлена для всех остальных зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
В первом случае зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны не позднее 30 дней после дня голосования возвратить соответствующей избирательной комиссии неизрасходованные денежные средства избирательного фонда пропорционально денежным средствам, перечисленным в их избирательный фонд избирательной комиссией. Затем до сдачи итогового финансового отчета перечисляются неизрасходованные денежные средства гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования в избирательные фонды, пропорционально вложенным ими средствам.
Во втором случае зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не позднее чем через 30 дней со дня голосования обязаны возвратить в полном объеме денежные средства, полученные от соответствующей избирательной комиссии для формирования их избирательных фондов и на возмещение транспортных расходов. Соответствующие избирательные объединения, избирательные блоки также обязаны возместить в полном объеме регулируемым СМИ стоимость предоставленного эфирного времени. До возврата средств избирательным комиссиям и возмещения СМИ указанных расходов зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не вправе возвращать гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования, неизрасходованные средства избирательных фондов. В случае отсутствия или недостаточности денежных средств в избирательном фонде возврат бюджетных денежных средств в соответствующую избирательную комиссию зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, а также возмещение стоимости бесплатного эфирного времени избирательным объединением, избирательным блоком производятся за счет их собственных средств. При нарушении этих обязательств соответствующие средства взыскиваются в судебном порядке.
Денежные средства, оставшиеся на специальных счетах избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, по истечении 60 дней со дня голосования перечисляются в доход федерального бюджета.
18. Может ли кандидат, избирательное объединение, избирательный блок приобретать дорогостоящее оборудование (ксероксы, факсимильные аппараты, принтеры, компьютеры и т. п.) на средства своего избирательного фонда?
Данный вопрос возник еще при проведении федеральных выборов в 1995 - 1996 годах. Некоторыми кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками на средства избирательного фонда приобреталось оборудование (факсы, множительная техника, компьютеры и т. п.), которое использовалось на цели предвыборной агитации, однако сроки его амортизации не ограничивались периодом избирательной кампании. Соответственно после завершения выборов вставал вопрос о возврате данного оборудования. В законодательстве не содержалось прямых ответов на возникшие практические вопросы.
Как известно, избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков являлись денежными фондами. Они создавались для использования в течение времени, отведенного для предвыборной агитации. Распоряжение ими допускалось с момента регистрации кандидата, федерального списка кандидатов и до дня выборов. Федеральные законы не предусматривали возможность внесения в избирательные фонды иного имущества, кроме денежных средств, законодательством также не регулировалось закрепление за этими фондами дорогостоящего оборудования, используемого для проведения предвыборной агитации. Действовавшими федеральными законами был определен порядок возврата неизрасходованных денежных средств избирательных фондов, при этом специально не оговаривался порядок возврата организациям и лицам, осуществившим перечисления и пожертвования, оборудования, приобретенного кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками на средства избирательного фонда, либо же иные формы компенсации.
Действующий Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» также специально не регулирует данную ситуацию. Однако Федеральный закон не содержит какого-либо запрета на приобретение кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком средств связи, множительной и иной оргтехники. Таким образом, при приобретении указанных товаров важным условием является то, чтобы данная техника использовалась непосредственно в связи с проведением избирательной кампании.
Очевидно, что лицо, имевшее статус кандидата, зарегистрированного кандидата, а также избирательное объединение, избирательный блок после окончания выборов не приобретают право собственности на указанные объекты, а использование избирательных фондов после завершения выборов не предусмотрено законом. В этой связи полагаем, что после завершения избирательной кампании к оборудованию и иным предметам, имеющим достаточную материальную ценность, приобретенным на средства избирательного фонда и использовавшимся на цели проведения избирательной кампании, применим порядок возврата, аналогичный порядку возврата денежных средств.
При невозможности пропорционального распределения рассматриваемых предметов по решению соответствующей избирательной комиссии они могут быть реализованы, а вырученные денежные средства распределены между данной избирательной комиссией, организациями и лицами, осуществившими пожертвования, в последовательности, установленной статьей 67 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
19. Какую ответственность несут кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки за нарушения правил финансирования избирательных кампаний?
Избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, если:
- кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, избирательное объединение, избирательный блок при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовали иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной законом предельной суммы расходования средств избирательного фонда;
- кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, избирательное объединение, избирательный блок превысили расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной законом предельной суммы расходов избирательного фонда;
- кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не представили первый финансовый отчет (пункт 2 статьи 91 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Регистрация кандидата, федерального списка кандидатов может быть отменена избирательной комиссией или судом, если:
- нарушения, указанные в пункте 2 статьи 91 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», были обнаружены после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов;
- зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не представили финансовый отчет в установленный срок;
- зарегистрированный кандидат по одномандатному избирательному округу, избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовали иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной законом предельной суммы расходования средств избирательного фонда;
- зарегистрированный кандидат по одномандатному избирательному округу, избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, превысили расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной законом предельной суммы расходов избирательного фонда;
- зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, использовали незаконные пожертвования, поступившие в соответствующие избирательные фонды в размерах, превышающих 0,5 процента от установленной законом предельной суммы расходов избирательного фонда.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 12 статьи 47) установлено право соответствующей избирательной комиссии признать избрание кандидата (списка кандидатов) недействительным в случае, если после опубликования результатов выборов будет обнаружено, что кандидат, избирательное объединение, избирательный блок расходовали иные средства на избирательную кампанию, кроме средств, поступивших в избирательные фонды.
Кодексом РСФСР об административных правонарушениях установлена административная ответственность в форме денежных штрафов за следующие нарушения порядка финансирования избирательных кампаний:
- непредставление кандидатом, лицом, избранным депутатом или на выборную должность, либо избирательным объединением (избирательным блоком) сведений о размерах поступлений (пожертвований) в избирательные фонды и об источниках создания избирательных фондов, а также отчета обо всех произведенных затратах на проведение выборов (статья 4011 Кодекса);
- незаконное принятие кандидатом в депутаты или на выборную должность либо избирательным объединением (избирательным блоком) пожертвований в любой форме от иностранного государства, иностранного гражданина или иностранной организации, от международной организации или международного общественного объединения, от российских юридических лиц с иностранным участием (статья 4012 Кодекса). За последнее правонарушение также предусмотрена конфискация предметов пожертвования.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|