Демократия.Ру




Власть имеет тенденцию к коррупции, и абсолютная власть коррумпирует абсолютно. Эктон


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 16:05


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

III. Доступ к информации (хорошо забытое прошлое)

Мы остановимся лишь на некоторых аспектах доступа к информации, потому что данная тема весьма обширна и многопланова (от проблемы доступа к информации граждан до доступа к информации журналиста).

Напомню, что с 1997 года в Государственной Думе находится на рассмотрении специальный закон о доступе к информации (о праве на информацию). Он устанавливает порядок и условия получения информации, сроки предоставления информации, а также дает перечень сведений, которые не могут быть признаны закрытой информацией. И хотя этот законопроект, конечно, не решает всех проблем, однако показателен сам факт, что уже 4 года этому законопроекту чинятся препятствия.

Вместе с тем Закон о СМИ уже сделал определенную преференцию в отношении журналистов, установив в статьях 38-40 порядок и условия получения журналистами (редакциями) запрашиваемой ими информации (форма и содержание запроса, условия, срок (не более 3 дней) и порядок отказа в предоставлении информации).

И хотя эти нормы работают не всегда, журналист все же имеет правовые механизмы добиваться реализации своего права на доступ к информации. Простые граждане, не наделенные статусом журналиста, подобных возможностей просто не имеют.

Новый Уголовный кодекс РФ в статье 140 предусмотрел ответственность за отказ в предоставлении информации. И если в отношении граждан подобная норма выглядит издевательски - механизма предоставления информации для граждан до сих пор нет, то журналисты вправе использовать уголовно-правовые методы воздействия на недобросовестных должностных лиц, нарушающих их право на информацию.

Так, неправомерный отказ должностного лица (следует отметить, это касается должностного лица не только государственного органа или органа местного самоуправления, но и должностного лица коммерческих и некоммерческих организаций) в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы человека и гражданина, либо предоставление неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - могут повлечь наложение штрафа (до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы за период от 2 до 5 месяцев) или лишение права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок от 2 до 5 лет.

Проблема доступа журналистов к информации достаточно обсуждена, вышли многочисленные статьи и пособия, а проблемы доступа и конкретных механизмов реализации этого права очевидны. Складывается впечатление, что и добавить нечего. Однако это не так.

Почему-то и журналисты, и главные редактора, да и многие юристы не используют в своей практике нормы Указа Президента Российской Федерации N810 от 6 июня 1996 года «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».

«Забывчивость» государственных структур понятна и объяснима, а вот короткая память журналистов обескураживает. Ведь этот никем не отмененный Указ не только устанавливает серьезные дополнительные гарантии получения информации средствами массовой информации, но и содержит конкретные механизмы реализации этих гарантий. А в свете последних решений по реформе власти в России положения Указа имеют весьма и весьма существенное значение.

Судите сами. Пункт 3 Указа устанавливает, что руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации «несут персональную ответственность за состояние исполнительской дисциплины в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

В обязанности указанным должностным лицам вменено:

- рассматривать не позднее 3 дней сообщения, опубликованные в СМИ, в том числе в теле- и радиопередачах, о нарушениях подчиненными им должностными лицами и работниками органов исполнительной власти федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, неисполнении или ненадлежащем исполнении государственными служащими федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов;
- не позднее 2 недель с момента опубликования направлять в соответствующие средства массовой информации итоги рассмотрения сообщений о нарушениях их подчиненными федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, неисполнении или ненадлежащем исполнении ими федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов. Причем Указ обязывает копии материалов рассмотрения указанных сообщений средств массовой информации направлять в Главное контрольное управление Президента Российской Федерации;
- в случаях выявления по результатам рассмотрения указанных сообщений в средствах массовой информации в отношении подчиненных должностных лиц и работников органов исполнительной власти негативных последствий (чем признается не только нарушение нормального режима работы органов власти и судебных органов, но и преднамеренность нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов) направлять материалы в органы прокуратуры.

Пунктом 5 Указа контроль в регионах возложен на полномочных представителей Президента Российской Федерации. Этим же пунктом руководителю Администрации Президента Российской Федерации вменено в обязанность вносить представления об освобождении от занимаемой должности полномочных представителей Президента Российской Федерации, не обеспечивающих исполнение данного Указа и своих обязанностей.

Это ли не реальный механизм ощутить эффективность журналистского расследования, получить должную реакцию на свою публикацию, реализовать свое право на информацию, подкрепленное столь мощным «административным ресурсом»?

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта