«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
4. Сроки проведения предвыборной агитации
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях...» (ст. 38) предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
Таким образом, до регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов проведение предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками не допускается. В законе, регламентирующем проведение соответствующих выборов, может быть предусмотрена санкция в виде отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) в случае нарушения вышеуказанного правила со стороны кандидата, избирательного объединения, избирательного блока16.
Вместе с тем очевидно, что в период избирательной кампании со дня назначения выборов и до регистрации кандидатов, списков кандидатов не могут полностью исключаться какие-либо организационные и информационные действия со стороны кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и их сторонников, способствующие последующему избранию кандидатов (списков кандидатов). В это время проводится сбор подписей граждан, при этом сборщиками подписей может проводиться информационно-разъяснительная работа среди граждан (в чью пользу собираются подписи граждан, каковы биографические данные кандидата, в какой политической партии он состоит). До регистрации списков кандидатов политические партии и движения, как правило, проводят предвыборные съезды, конференции, при этом среди партийного актива проводятся различного рода мобилизационные мероприятия. Сообщения об этих съездах, конференциях и иных мероприятиях могут передаваться в эфир телерадиокомпаниями, публиковаться в печати. Данная деятельность вполне законна и не противоречит нормам избирательного законодательства. Что касается распространения информации о деятельности общественных объединений, включая политические партии и движения, следует подчеркнуть, что в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (ст. 27) общественное объединение имеет право свободно распространять информацию о своей деятельности.
Только в тех случаях, если в агитационных акциях политических партий, движений, каких-либо групп поддержки присутствуют очевидные призывы поддержать определенного кандидата, список кандидатов или отвергнуть указанные кандидатуры, можно говорить о нарушении порядка проведения предвыборной агитации. Таким образом, важнейшим критерием ведения предвыборной агитации является упоминание в публичных выступлениях, агитационных печатных материалах призывов голосовать за или против определенных кандидатов (списков кандидатов), а также изложение предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
Практика выборов в Государственную Думу в 1999 году.
До выдвижения федеральных списков кандидатов ЦИК вынес предупреждения о недопустимости преждевременной предвыборной агитации целому ряду общественных объединений (ЛДПР, НДР, «Вперед, Россия!» и некоторым другим), которые различным способом рекламировали свою деятельность. Вместе с тем никаких санкций к указанным избирательным объединениям применено не было.
Как правило, «агитационные акции», проводимые до регистрации кандидата (списка кандидатов), не оплачиваются за счет средств избирательных фондов, что вполне объяснимо: факт такой оплаты только подтверждает то, что кандидат, избирательное объединение, избирательный блок нарушают закон, умышленно игнорируя его требование о начале предвыборной агитации в установленные сроки. На практике реакция избирательных комиссий на указанные нарушения состоит в том, что ими обращается внимание руководства соответствующей телерадиокомпании, редакции периодического печатного издания на недопустимость нарушения закона.
Так, редакции газет «Брянская правда» и «Брянский рабочий» опубликовали серию статей в поддержку действующего главы администрации (»Комсомол за Лодкина», «Ветераны поддержат Лодкина» - «Брянская правда»; «Социальные заболевания вылечить можно», «Я верю Лодкину», «И все-таки коней на переправе не меняют» - «Брянский рабочий») еще до его регистрации в качестве кандидата. Избирательная комиссия области направила в указанные СМИ представления о недопустимости нарушения сроков предвыборной агитации, отметив также факт перепечатки указанных материалов в некоторых районных газетах17.
16 Указанные полномочия соответствующих избирательных комиссий предусмотрены, в частности, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы ...» (п. 2 ст. 91). Между тем при проведении выборов в субъектах Российской Федерации аналогичные полномочия у избирательных комиссий могут отсутствовать.
17 См.: Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 2000. N23 (113). С. 7.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|