Демократия.Ру




Идеи иногда экспортируются, но куда чаще депортируются. Артур Никольский


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 16:19


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

5. Реклама коммерческой деятельности кандидатов, политическая и иная реклама при проведении выборов

Реклама коммерческой деятельности.

Помимо предвыборной агитации в избирательном законодательстве достаточно жестко регламентируется реклама коммерческой и иной деятельности лиц, причастных к избирательным кампаниям кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, которая проводится в период выборов. Законодатель ввел указанное регулирование в связи с тем, что в ряде случаев руководители предприятий в то время, когда проводилась предвыборная агитация, целенаправленно разворачивали крупномасштабные акции по рекламе продукции и услуг руководимых ими предприятий. Существенным элементом этой рекламы являлась косвенная агитация в поддержку кандидата - руководителя указанного предприятия.

Практический пример. Избирательная кампания по выборам депутата Государственной Думы находится в решающей стадии, когда каждый из кандидатов стремится использовать все возможности, чтобы его личность стала максимально узнаваемой. В это время по телевидению интенсивно рекламируется продукция одной компании, производящей продукты питания, одновременно в различных телевизионных передачах появляется руководитель этой компании, который рассказывает о ее производственных достижениях, а также об общественно полезных делах, совершенных ее руководством. Очевидно, что за счет такого рода коммерческой рекламы кандидат пытается получить необоснованные преимущества перед другими кандидатами. В настоящее время проведение указанной рекламы регламентируется избирательным законодательством.

Согласно пункту 5 статьи 45 Федерального закона «Об основных гарантиях...» реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется на основаниях, предусмотренных для проведения агитации через СМИ. То есть эта реклама должна оплачиваться за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, при этом в самой рекламе должно быть сообщено, за счет средств какого избирательного фонда она финансируется (п. 2 ст. 39 и п. 3 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях ...»).

Таким образом, реклама коммерческой деятельности организаций, связанных с непосредственными участниками избирательной кампании, хотя и не запрещена, но введена в чрезвычайно узкие рамки, которые делают ее использование крайне неэффективным. Зачем затрачивать колоссальные ресурсы на косвенную агитацию за кандидата, в то время как их можно потратить на более эффективные агитационные акции?

За нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности установлена ответственность в статье 409 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и статье 5 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц...» (санкция в виде штрафа от 10 до 50 и от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда соответственно).

Что следует понимать под рекламой?

«Реклама - оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997. - С. 675).

Действующий Федеральный закон «О рекламе» определяет рекламу как распространяемую в любой форме, с помощью любых средств информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Закона). Однако в статье 1 данного Федерального закона говорится о том, что этот закон не распространяется на политическую рекламу.

Политическая и иная реклама деятельности кандидатов.

В действующем законодательстве о выборах отсутствует определение понятия «политическая реклама». Для выяснения нормативного содержания этого понятия приходится обращаться к ранее действовавшим нормативным актам. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1995 году Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своим постановлением от 20 сентября 1995 года N18/149-II утвердила Инструкцию о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием18. Согласно указанной Инструкции под политической рекламой следует понимать распространение сведений (объявления, призывы, видеоаудиоролики и т.п.) участниками избирательного процесса через средства СМИ об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты.

Что касается рекламы «иной деятельности» кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и т.д., на которую распространяются вышеуказанные ограничения, то к такой деятельности могут быть отнесены практически любые виды деятельности соответствующих физических и юридических лиц (благотворительная, творческая, производственная, научная, преподавательская и т.п.). Вместе с тем не всякое публичное упоминание деятельности кандидата в позитивном аспекте может рассматриваться в качестве рекламы этой деятельности и, соответственно, подлежит оплате за счет средств его избирательного фонда. Так, свободное выражение гражданином положительного мнения о кандидате через средства массовой информации не может рассматриваться как реклама его деятельности. Такого рода выражение мнений является проявлением свободы слова, гарантированной Конституцией России. Рекламой могут считаться лишь специально спланированные акции в рамках выразительных, художественных и иных средств, присущих, в частности, рекламе на телевидении, в печатных СМИ.


18 В настоящее время не действует.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта