Демократия.Ру




Живи, как можешь, раз нельзя как хочется. Цецилий Стаций


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 16:15


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

8. Обеспечение политической нейтральности информации, публикуемой (передаваемой в эфир) СМИ в период проведения избирательной кампании

Вполне естественно, что во время выборов СМИ уделяют большое внимание выборной проблематике. Тем самым выполняется важная функция по информированию граждан о событиях в политической жизни общества. В то же время для того, чтобы выполнение этой информационной функции не приобрело характера явной или скрытой предвыборной агитации, избирательным законодательством устанавливается ряд требований к содержанию и форме информации, которая публикуется либо передается в эфир СМИ в период проведения выборов.

Так, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав...» устанавливается, что в информационных программах (информационных блоках) организаций, осуществляющих телерадиовещание, не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности. Эти положения конкретизируются в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации», согласно которому в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами и их доверенными лицами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев (п. 25 ст. 49). Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы...» (п.24 ст. 56).

В отношении печатных изданий Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы...» (п. 17 ст. 57) дополнительно предусмотрено, что публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

Санкции за нарушение предписаний закона.

В соответствии со статьей 408 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях оказание предпочтения в информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, какому-либо кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц- от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда. За аналогичные нарушения Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» установлена ответственность в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Практическая реализация принципа нейтральности освещения хода выборов.

По мнению политтехнологов, встраивание элементов предвыборной агитации в новостные и популярные программы электронных СМИ является одним из наиболее эффективных способов воздействия на избирателей. Именно это прагматическое обстоятельство нередко подталкивает политиков и сами СМИ к игнорированию принципа обеспечения нейтральности освещения избирательной кампании. В период выборов многие телерадиокомпании, периодические печатные издания скорее являются орудием предвыборной борьбы, нежели средством объективного отражения политической ситуации, складывающейся в ходе выборов.

Так, по оценкам экспертов Европейского института средств массовой информации (ЕИСМИ), деятельность СМИ при проведении выборов в Государственную Думу в 1999 году носила тенденциозный характер. В частности, по данным ЕИСМИ, в эфире телерадиокомпании ОРТ новости об избирательных объединениях и блоках распределились следующим образом:

«Единство» - 28%,
«Блок Жириновского» - 15%,
«Отечество - вся Россия» - 14%,
НДР - 12%,
КПРФ - 10%,
Союз правых сил - 6%,

9 объединений не упоминались вообще.

Вместе с тем нам не известно, чтобы к должностным лицам ОРТ применялись санкции в связи с тем, что отдельным избирательным объединениям отдавалось явное предпочтение в эфире.

Во время выборов в субъектах Российской Федерации, проводившихся в 2000 году, ситуация стала несколько иной. Так, при проведении выборов Президента Удмуртской Республики в 2000 году за оказание в информационных блоках предпочтения определенным кандидатам к ответственности, предусмотренной статьей 408 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях привлекались ГТРК «Удмуртия»- 2 раза, ОТВ «Телеинформ» - 3 раза, телеканал ТВС телекомпании «Мегаполис» - 4 раза. За такое же нарушение к ответственности, предусмотренной статьей 6 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц...», были привлечены редакции газет «Известия Удмуртской Республики» (6 раз), «Ижевск вечерний» (116 раз), «День» (9 раз), «Инфо-панорама» (4 раза). Вместе с тем отмечалось, что указанные СМИ Удмуртской Республики продолжали нарушать правила предвыборной агитации и после применения к ним мер административной ответственности. По мнению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, это свидетельствует о недостаточной превентивной роли предусмотренных Федеральным законом санкций за нарушение избирательного законодательства22.


22 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 2000. N23 (113). С. 10.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта