«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Взаимодействие избирательных комиссий со средствами массовой информации в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации
В условиях проведения досрочных выборов Президента Российской Федерации вопросы организации взаимодействия избирательных комиссий и средств массовой информации приобретают большую актуальность. Как показывает практика избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предвыборная агитация явилась своего рода камнем преткновения во взаимоотношениях этих субъектов избирательного процесса. В связи с изложенным, а также в целях единообразного применения Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» разъяснение избирательными комиссиями российского законодательства о выборах, особенностей его применения при проведении выборов Президента Российской Федерации, своевременное информирование всех участников избирательного процесса о сроках и порядке осуществления избирательных действий на различных стадиях избирательного процесса имеет существенное значение.
Основой правовых отношений избирательных комиссий со средствами массовой информации в период избирательной кампании 2000 года является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 5 января 2000 года.
Данными правовыми актами исчерпывающе регламентированы статус, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий, а также права и обязанности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий.
Одна из важных задач, решение которых продолжается указанными правовыми актами, состоит в повышении качества информационного обеспечения выборов, реализации права избирателей на полную, достоверную и объективную информацию о зарегистрированных кандидатах.
Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) установлено, что предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
В связи с тем что в 2000 году проводятся досрочные выборы Президента Российской Федерации, сроки избирательных действий сокращаются на четверть.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания проводится только по рабочим дням и только в период, который при проведении досрочных выборов начинается за 23 дня до дня голосования и оканчивается за день до голосования, т.е. с 3 марта по 24 марта 2000 года.
Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается при проведении досрочных выборов за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования» т.е. с 25 февраля по 24 марта 2000 года.
Согласно новому Федеральному закону о выборах Президента. Российской Федерация, избирательные комиссии обязаны информировать избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании и о зарегистрированных кандидатах. В соответствии с этим комиссиям предоставлено право получать бесплатное эфирное время на каналах некоторых телерадиокомпаний и печатные площади в некоторых периодических печатных изданиях.
Федеральным законом четко установлен круг организаций телерадиовещания (далее - ОТРВ) и редакций периодических печатных изданий (далее - РППИ), на которые возложена обязанность предоставления избирательным комиссиям данной возможности. Это общероссийские государственные организации телерадиовещания (зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов Российской Федерации) и редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий (т.е. распространяемые на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации), а также региональные государственные организации телерадиовещания (зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации) и редакции региональных государственных периодических печатных изданий (т.е. распространяемые на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации).
Перечисленные выше ОТРВ и РППИ, а также их должностные лица, помимо этого, обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
Даты и время выхода в эфир бесплатных предвыборных агитационных материалов на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания устанавливаются жеребьевкой, проводимой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания. Жеребьевку, в результате которой определяются дата и время выхода в эфир бесплатных предвыборных агитационных материалов на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания, проводят избирательные комиссии субъектов Российское Федерации. Жеребьевку, в результате которой определяется дата бесплатных публикаций предвыборных агитационных материалов, проводит редакция общероссийского государственного периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц.
Организации телерадиовещания и редакции периодических нечетных изданий вправе предоставлять эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации только специальным субъектам избирательного процесса - зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, которые, вместе с тем, вправе самостоятельно определять форму и характер своей предвыборной агитации.
Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий должны опубликовать сведения о размере и условиях оплаты (в валюте Российской Федерации) эфирного времени и печатной площади не позднее чем через 23 дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации, а именно - не позднее 29 января 2000 года, и представить уведомления о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь: в ЦИК РФ - общероссийские организации телерадиовещания и редакции общероссийских периодических печатных изданий; в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации - региональные и муниципальные организации телерадиовещания, редакции региональных и муниципальных периодических печатных изданий.
Негосударственные ОТРВ и редакции негосударственных ППИ обязаны предоставлять эфирное время и печатную площадь зарегистрированным кандидатам на равных условиях оплаты.
OTPB и РППИ по запросам ЦИК РФ, а региональные и муниципальные ОТРВ и РППИ по запросам избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обязаны предоставлять им документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата на выполнение для него платных работ и согласие на оплату услуг.
Организации, проводящие опросы общественного мнения в целях опубликования (обнародования) их в средствах массовой информации, а также организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов со дня окончания регистрации кандидатов, направляют копии этих публикаций в ЦИК РФ для формирования информационного банка данных с целью последующего использования этих материалов заинтересованными лицами, в том числе иностранными (международными) наблюдателями.
В случае нарушения ОТРВ, РППИ порядка проведения предвыборной агитации, установленного Федеральным законом, ЦИК РФ или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении ОТРВ, РППИ, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, а также незамедлительно информировать соответственно ЦИК РФ, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации о выявленных фактах и принятых мерах.
Кроме этого, меры административной ответственности ОТРВ и РППИ установлены Федеральным законом от 8 декабря 1999 года «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Кодексом РСФСР об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 2 января 2ООО года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» установлена ответственность должностных лиц ОТРВ и РППИ за аналогичные правонарушения.
С.В. Большаков,
член Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|