Демократия.Ру




В целом, люди работают напряженнее и более инновационно, если их не принуждают, совсем другая картина там, где им строго указывают, что делать. Соичиро Хонда


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.12.2024, суббота. Московское время 17:20


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

3. Признание недействительным избрания кандидата (списка кандидатов)

Наряду с признанием выборов недействительными, в том числе вследствие принятого судом решения об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов, в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и в Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации" предусмотрена возможность признания избрания кандидата (списка кандидатов) недействительным. Это решение принимается судом по представлению соответствующей избирательной комиссии.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" если совершенные зарегистрированным кандидатом[6], избирательным объединением, избирательным блоком нарушения, указанные в статье 91 Федерального закона, будут обнаружены после официального опубликования результатов выборов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с представлением о признании избрания кандидата, федерального списка кандидатов недействительным. Как уже отмечалось, список правонарушений, предусмотренных статьей 91 данного Федерального закона, весьма обширен.

В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 12 статьи 47) предусмотрена единственная возможность признания избрания кандидата недействительным: данная процедура может применяться в случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок при сборе подписей или в период проведения предвыборной агитации, иных предвыборных мероприятий помимо средств собственного избирательного фонда использовали иные денежные средства и данные нарушения были обнаружены после опубликования результатов выборов.

Признание избрания кандидата недействительным в большинстве, но не во всех случаях влечет, по сути, те же последствия, что и признание выборов недействительными, а равно и отмена решения избирательной комиссии о результатах выборов, а именно: назначение новых выборов. Так, признание недействительным избрания кандидата по одномандатному избирательному округу влечет проведение новых выборов. В то же время, признание недействительным избрания списка кандидатов, выдвинутого определенным избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, может повлечь перераспределение депутатских мандатов между другими избирательными объединениями, избирательными блоками.

Вместе с тем при отмене решения о результатах выборов и принятии решения о признании избрания кандидата (списка кандидатов) недействительным суд в соответствии с действующим избирательным законодательством вынужден руководствоваться различными критериями. При принятии первого решения суд должен установить, что допущенные нарушения закона имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, во втором же случае не требуется установления степени влияния нарушений, совершенных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком на результаты волеизъявления избирателей.

Таким образом, признание избрания кандидата недействительным является самостоятельным видом ответственности, применяемым к кандидату (списку кандидатов). Вместе с тем представляется, что с учетом серьезности рассматриваемой санкции и того, что она фактически аннулирует результаты волеизъявления избирателей, в Федеральном законе требуется предусмотреть ограничения на ее применение. Полагаем, что необходимо установить обязанность суда выяснять, что именно вследствие совершения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком соответствующих правонарушений было оказано существенное воздействие на результаты волеизъявления избирателей. В правоприменительной практике для определения последнего допустимо использование методик, аналогичных тем, которые применяются при принятии судом решения об отмене результатов выборов (в частности, связанных с учетом разницы голосов, полученных кандидатами).


[6] Упоминание именно зарегистрированного кандидата как субъекта правонарушений, указанных в статье 91 Федерального закона, порождает некоторую определенность, так как в данной статье указаны нарушения законодательства, которые могли быть совершены кандидатом как до, так и после регистрации.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта