Демократия.Ру




Свобода — это всегда свобода тех, у кого другая точка зрения. Р. Люксембург


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 14:39


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Раздел I. Выборы и избирательные процедуры в XVIII веке

В первом разделе книги помещены материалы, связанные с проблемой выборности и представительства в России XVIII столетия.

На протяжении указанного исторического периода продолжался процесс развития, видоизменения форм представительства и сопутствующего ему законодательства. Исчезали старые и появлялись новые выборные властные структуры, российское общество продолжало свое противоречивое движение на пути к представительной демократии. Впрочем, говоря о XVIII веке в России, следует учесть, что этот период трудно назвать эпохой, благоприятной для демократических институтов.

Выборы и избирательные процедуры данного этапа русской истории тесно связаны с внутренней политикой абсолютизма, направленной на европеизацию основных принципов государственного управления. Но русский абсолютизм, как и западноевропейский, в первую очередь стремился укрепить практически неограниченную власть монарха. Во Франции - ведущей стране Западной Европы, в XVII-XVIII вв. de facto ликвидируются сословно-представительные органы феодальной монархии. И сама попытка созыва Генеральных штатов5 в новых условиях знаменует собой крах абсолютизма. В Испании, государствах Италии и Германии, на Севере Европы представительные учреждения сохраняются скорее в силу традиции, их влияние на власть сведено к минимуму.

В это время российские монархи-реформаторы - Петр I6 и Екатерина II7, осуществляя политику преобразований, неизменно пытаются применять элементы выборности при решении различных вопросов государственного значения.

С большой долей условности выборные институты России XVIII в. можно распределить на три категории: выборы представительных органов местного управления (городов и посадов), выборы органов сословного управления (прежде всего дворянского) и, наконец, выборы депутатов общероссийских законосовещательных ассамблей, проекты созыва которых неоднократно рассматривались правящей администрацией и в некоторых случаях осуществлялись. В целом, в XVIII веке выборы в России являются одним, причем далеко не самым важным элементом государственного управления.

Стремясь улучшить механизм сбора налогов, Петр I обращается к институту выборных глав городского управления - бурмистров8 (1699 год). Это нововведение является результатом своеобразного синтеза западноевропейских правовых принципов и русских традиций местного самоуправления. В последней трети XVIII в. Екатерина II создает основополагающий юридический акт, регулирующий городское управление - Грамоту на права и выгоды городам Российской империи9 (1785 год). В этом документе впервые были заложены основы общегосударственного избирательного права и процесса применительно к городам и городскому населению. При Екатерине II также регламентируются принципы формирования и деятельности органов дворянского управления.

Как было сказано выше, в XVIII столетии неоднократно предпринимались попытки создания некоего общероссийского органа, который был призван принять участие в подготовке важнейших общероссийских юридических документов. Наиболее известной является екатерининская Комиссия для сочинения проекта нового Уложения10. В соответствии с предписаниями манифеста Екатерины II от 14 декабря 1766 г. ее депутаты избирались на основании детально разработанного регламента и представляли все «состояния» населения (исключая крепостных крестьян).

Во всех трех областях государственного строительства XVIII в., в которых мы находим присутствие выборного начала, оно направлено вовсе не на развитие демократических традиций в обществе. Напротив, его основным назначением, по нашему мнению, является консолидация общества вокруг главы государства. И Петр, и Екатерина осуществляли масштабные преобразования. Очевидно, невозможно утверждать, что русские абсолютные монархи нуждались в поддержке общества в лице выборных представителей; речь может идти, скорее, об их субъективных оценках собственных преобразований и весьма ограниченной степени участия населения в этом процессе.

Необходимо учесть, что представительные институты XVIII в. отличались рядом качеств, свидетельствующих об их сравнительно небольшой значимости. Эксперимент с введением выборных бурмистров в 1699 г. закончился неудачей. Городские думы конца XVIII столетия трудно назвать влиятельными властными структурами. Выборы в них были привилегией отдельных сословий (прежде всего купцов) и носили во многом формальный характер. Не смогли сформироваться в России и верховные представительные органы власти, способные если не ограничивать права самодержца, то по крайней мере вести с ним диалог.

Пожалуй, только дворянское самоуправление представляло собой авторитетный и влиятельный (на местном уровне) инструмент государственного устройства. Но дворянство составляло ничтожный процент тогдашнего населения России и деятельность его выборных органов проходила исключительно в рамках официальной внутренней политики.

Каково же значение XVIII столетия для развития института выборов в России? Ответ на этот вопрос, по нашему мнению, не может быть однозначным. Подходя к нему формально, можно указать на некоторые прогрессивные черты: регламентация, общее упорядочение государственно-властных институтов оставляли место и для выборных процедур11.

Выборы как политико-правовой институт были узаконены в системе внутреннего управления Российской империи, а упрочение правового положения данного института, теоретически, давало возможность дальнейшего развития в направлении большей демократизации - что и произошло впоследствии, в эпоху Александра II.

Но наряду с этими факторами можно указать ряд соображений иного порядка. Выборное законодательство XVIII столетия было продиктовано верховной властью. Населению оставалось лишь послушно исполнять «предначертания законодателя». Институт выборов не способствовал росту общественного самосознания. Действительно, в 1767 году была созвана выборная в своей основе Комиссия для сочинения проекта нового уложения. Но это явление осталось скорее малоэффективной демонстрацией «общественной» поддержки курса молодой императрицы. Более того, впоследствии, окончательно укрепив свою власть, Екатерина II менее всего была склонна ограничивать ее в пользу дворян и купечества. Последствия созыва Генеральных штатов в 1789 г. для французской монархии были слишком наглядны, чтобы стремиться повторить этот опыт.

Институт выборов в России XVIII в. базировался на сословном принципе. Именно этот принцип стал определяющим для отечественной выборной системы и в дальнейшем, вплоть до свержения самодержавия в 1917 году. Стремясь упрочить свою власть путем создания выборных, представительных и квази-представительных органов власти, российские самодержцы делали последних заложниками своей внутренней политики.

Вместе с тем XVIII век является важной составляющей истории русского избирательного права и процесса и вполне заслуживает внимания исследователей. В настоящее время лишь немногие современные авторы рассматривают выборную практику XVIII столетия в своих работах. В первую очередь следует назвать В. Н. и А. В. Белановских, предполагающих посвятить русским выборам XVIII столетия специальную монографию. Среди опубликованных работ наших современников хотелось бы отметить блестящую книгу Л. Ф. Писарьковой «Московская городская дума: 1863-1917 гг.», в которой значительное место уделено электоральным аспектам формирования Московской городской думы и в XVIII столетии. Большой вклад в развитие изучения российских представительных органов XVIII в. внесли авторы изданной в 1995 году коллективной монографии «Институты самоуправления: историко-правовое исследование» (Н.Н. Ефремова и др.). Хотя работы современных исследователей государственно-правовых институтов XVIII в. не посвящены специально выборному законодательству и процессу, в них, тем не менее, содержатся важная информация и выводы, необходимые для исследования этого явления12.

В разделе опубликован ряд юридических памятников XVIII в., регламентирующих избирательный процесс (Именные указы Петра I «Об учреждении бурмистрской палаты...13«, «Об учреждении в городах земских изб...14«, «О выборе гостям и гостиным сотням», Именной указ Екатерины II «Об учреждении в Москве комиссии для сочинения нового Уложения» и извлечения из Грамоты на права и выгоды городам Российской империи), а также фрагменты работ М. М. Богословского, И. И. Дитятина15, А. В. Савельева16, А. А. Кизеветтера17, посвященных различным аспекам развития и применения избирательного права (источники выборного законодательства, его взаимосвязь с другими реформаторскими нововведениями, главным образом фискального характера, отношение избирателей и избираемых к электоральному процессу, социальный состав избирателей и многое другое).

Элементы выборности в системе городского управления Петра I: Законодательные акты

Именной указ об учреждении бурмистрской палаты для ведомства всяких расправных18 дел между гостями19 и посадскими людьми, для управления казенными сборами20 и градскими повинностями21, и об исключении гостей и посадских людей из ведомства воевод22 и приказов 1699 года, генваря 30

Великий государь указал гостям и гостиныя сотни23, и кадашевы, и казенныя, и бронныя, и дворцовых, и конюшенных, и иных всех черных сотен и слобод всем посадским и купецким и промышленным людем сказать Свой, Великаго государя, указ: Ведомы они, гости и купецкие, и промышленные люди, и купецкими и росправными всякими делами, и Его, Великаго государя, окладными доходами и иными сборами в розных приказах, и известно Ему, Великому государю, учинилось, что им, гостям и гостиныя сотни, и всем посадским и купецким, и промышленным людям, во многих их приказных волокитах и от приказных и розных чинов от людей в торгах их и во всяких промыслах чинятся им большие убытки и разоренье, а иные от того торгов и промыслов своих отбыли и оскудали, а Его, Великаго государя, с них окладные многие доходы учинились в доимке, а пошлинным сборам и иным поборам большие недоборы; и, милосердуя, Он, Великий государь, об них, гостях и гостиныя сотни, и всех посадских и купецких, и промышленных людех, и чернослободцах24, чтоб им в розных приказех волокиты и от приказных и розных чинов от людей нападков и убытков, и разоренья не было и от тех их нужд быть им всегда свободным, а Его, Великаго государя казне окладным доходам доимки, а пошлинным и питейным25 и иным сборам недоборов бы не было, а было б Его, Великаго государя, казне во всех доходах и сборах пополненение, их гостей и гостиныя сотни и всех московских сотен и слобод посадских и купецких и промышленных людей и чернослободцев в приказах судьям и приказным людем, где они наперед сего судом и всякими расправными и челобитчиковыми и купецкими делами и службами и всякими поборы были ведомы: ныне и впредь в тех приказех не ведать; а указал Он, Великий государь, их гостей и гостиныя сотни и всех сотен и слобод всего Московскаго государства посадских и купецких и промышленных людей и чернослободцев во всяких их расправных и челобитчиковых и купецких делах и в сборах Его, Великаго государя, доходов ведать бурмистрам их, а к тем их расправным и купецким делам и сборам в бурмистры выбирать им, гостям и гостиныя сотни и всех сотен и слобод посадским и купецким и промышленным людям, меж себя погодно из гостей и из гостиныя сотни и изо всех сотен и слобод добрых и правдивых людей, кого они меж себя и по скольку человек похотят; и быть тем выборным бурмистрам у тех дел и сборов переменяясь погодно, а из них по одному человеку быть в первых, сидеть по месяцу президентом; а Его, Великаго государя, окладные доходы и поборы, которые с них были наперед сего, платить в Его, Великаго государя, казну по окладам на указные сроки сполна, без доимки, и таможенные и кабацкие и иные сборы сбирать с пополнением; и того им бурмистрам смотреть и беречь накрепко, которые купецкие и торговые и промышленные люди и чернослободцы и приезжие из городов, живучи на Москве в слободах и у беломестцов26, а податей и с торгов и с промыслов своих пошлин не платят: и тех им, бурмистрам, податьми обложить вновь, и с торгов и с промыслов их имать пошлину по Торговому уставу27, чтоб посадские и всякие торговые и промышленные люди и чернослободцы и приезжие из городов, живучи в слободах у беломестцов, без податей не были, и безпошлинно не торговали и не промышляли, также бы и беломестцы безпошлинно не торговали и не промышляли; а принимать вышепомянутые московские и из иных городов всякие окладные доходы и сборы тем выбранным бурмистрам, и из тех доходов в расход давать по Его, Великаго государя указу; а которые денежные и иные доходы у них, бурмистров, за расходы у году станут оставаться, и им, бурмистрам, те остаточные доходы отдавать в Приказ Большия Казны28, и тем, Его, Великаго государя всяким доходам, что в год по окладам взять довелось, и что тех доходов в году у них, бурмистров, собрано и в расход куда по каким указам отдано, и что за расходы у году в другой год в остатке будет: о том им с подлинных приходных и расходных книг и указов Его, Великаго государя, делать сметные годовые списки и перечневыя выписки, и те сметные списки и перечневыя выписки им, бурмистрам, за своими руками подавать в Приказе Большия Казны после году сиденья своего, в сентябре месяце; а во всяких их купецких и расправных и челобитчиковых делах тем их бурмистрам расправу, и по расправе, которые довелись правежу и наказанья и казни, чинить по Его, Великаго государя, указам и по Торговому уставу вправду безволокитно, ни для чего и ни для каких своих прихотей, а для всяких их расправных и челобитчиковых и купецких дел, дать им, бурмистрам, из Розряду Уложенную книгу29, и с Его, Великаго государя, указов, с которых доведется, и с новоуказных статей списки в тетрадях за дьячьею приписью; а для сбору окладных доходов и других сборов, взять им ведомости из всех приказов и слобод и окладныя книги, а с челобитчиковых со всяких дел с исков их имать им, бурмистрам, в Его, Великаго государя, казну пошлины по Уложенью, и с сего Своего, Великаго государя, указа, послать в приказы, в которые довелось, памяти, и велеть в тех приказех выписав, отписать к ним, бурмистрам, которыя сотни и слободы в тех приказех ведомы, и что с гостей и сотен и слобод каких окладных доходов и сборов порознь, прислать окладныя книги; а как из тех приказов сотням и слободам ведомости и окладным доходам и сборам окладныя книги к ним присланы будут, и по тем книгам тем бурмистрам о сборе всяких доходов чинить по сему, Его, Великаго государя, указу; а буде они, бурмистры, в котором году каких, Его, Великаго государя, доходов по окладам не выберут, или каких сборов чего не доберут, и то все взять на тех людях на всех, которые их бурмистров выберут, вдвое, для того, что они, бурмистры, тое доимку учинили за их выбором.

Полное собрание законов Российской империи. Т. III. [СПб]., 1830. Ст. 1674. С. 598-600.

Именной указ, объявленный из разряда об учреждении в городах земских изб для ведомства всяких расправных дел между посадскими и торговыми людьми, для управления казенными с них сборами и градскими повинностями и об исключении торговых и посадских людей из ведомства воевод и приказов 1699 года, генваря 30

Великий государь указал: во всех городех посадским и всяких чинов купецким и Его, Великаго государя, волостей и сел и деревень промышленным и уездным людем сказать Его, Великаго государя, указ: буде они, посадские и всякие купецкие и промышленные и уездные люди похотят для многих к ним воеводских и приказных людей обид и налог и поборов и взятков в городех воеводам и приказным людем их посадских и купецких и промышленных и уездных людей во всяких их мирских и росправных и челобитчиковых и ни в каких делех не ведать, а ведать их во всяких мирских росправных и челобитчиковых делех и в сборех Его, Великаго государя, доходов их мирским выборным людем в земских избах, и им, посадским и купецким и промышленным и уездным людем, для тех всяких своих мирских росправных и челобитчиковых дел и для сбору доходов выбирать в земския избы меж себя людей добрых и правдивых, кого они похотят: а за тое Его, Великаго государя, к ним милость и призрение, что они от воевод и от приказных людей в обидах и в налогах и в поборех и во взятках будут свобожены, они, посадские и купецкие и промышленные и уездные люди, всякие Его, Великаго государя, окладные повсягодные сборы, которые с них были наперед сего, в Его, Великаго государя, казну платили против прежняго окладу вдвое на Москве, по высылкам мирских своих выборных людей без воеводских и приказных людей высылок на указные сроки по вся годы сполна без доимки; а на Москве принимать у них те доходы указано будет гостям и торговым выборным же людем безо всякия волокиты и убытку; а буде в городех, где посадские и купецкие и промышленные и уездные люди по сему Его, Великаго государя, указу для всяких своих мирских и росправных и челобитчиковых дел похотят у себя быть выборным своим людем и всякие доходы, что они плачивали наперед сего, платить в казну Великаго государя против прежняго окладу вдвое; и они б посадские и купецкие и промышленные и уездные люди выбирали меж себя к тем своим мирским росправным и челобитчиковым делам и к сбору доходов, кого они меж себя похотят и с сего Его, Великаго государя указу написав им выборным людем выборы, и те выборы своих людей человека по 2 или по 3, или по скольку человек они похотят, из города выслали к Москве в те приказы, где они ведомы; а на Москве у тех выборных людей те выборы в приказех приняв, даны им будут, по сему Его, Великаго государя, указу, Его, Великаго государя грамоты с прочетом, и о том с сего Его, Великаго государя, указу в городы, которые ведомы в Розряде30, послать Свои, Великаго государя, грамоты к воеводам и к приказным людем; а в приказы, где городы всякими окладными доходы и посадские и купецкие и промышленные и уездные люди ведомы, послать памяти; а как к Москве в приказы из городов такие выборы с выборными людьми присыланы будут, и из тех выборов и что с тех городов каких доходов было по окладом и впредь что платить довелось, выписывать к Нему, Великому государю, в доклад.

Полное собрание законов Российской империи. Т. III. [СПб]., 1830. Ст. 1675. С. 600-601.

Именной указ о выборе гостям и гостиным сотням бурмистров из всех слобод по одному 1699 года, апреля 17

Великий государь указал послать свой указ к гостям и гостиныя сотни и всех сотен и слобод жителям: буде они бурмистров не выбрали, и они б по прежнему Его, Великаго государя, указу в бурмистры из них гостей и гостиныя сотни и изо всех слобод выбрали по человеку добрых людей, а из тех бурмистров быть по их выбору 12 человекам, а из 12 человек одному человеку помесячно президентом; а которыя московския слободы малыя, дворов по 20 и по 30, и с тех слобод в бурмистры не выбирать.

Полное собрание законов Российской империи. Т. III. [СПб]., 1830. Ст. 1685. С. 613-614.


5 Генеральные Штаты - общегосударственное сословно-представительное учреждение во Франции XIV-XVIII вв., состоявшее из депутатов от духовенства, дворянства и третьего сословия. Заседания сословий проходили раздельно. Впервые Генеральные Штаты были созваны в 1302 г., в последний раз - 5 мая 1789 г., накануне Великой французской революции. Генеральные Штаты собирались крайне нерегулярно, как правило, для вотирования новых налогов.

6 Петр I Великий - (1672-1725) - российский царь с 1682 г. (правил с 1689 г.), первый российский император (с 1721 г.), младший сын царя Алексея Михайловича. Провел реформы государственного управления. Им созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству, проведено деление страны на губернии, построена новая столица - г. Санкт-Петербург. Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры, проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургической, горной и других видов промышленности, верфей, пристаней, каналов). Петр I возглавлял армию в ряде войн и, в частности, в Северной войне 1700-1721 гг., руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. При Петре I Россия приобрела значение великой державы.

7 Екатерина II - (1729-1796) - российская императрица с 1762 г. В 1744 г. по приглашению императрицы Елизаветы прибыла в Россию. В 1745 г. стала женой великого князя Петра Федоровича. С помощью группы сторонников свергла своего мужа - императора Петра III. Царствование Екатерины II до крестьянской войны 1773-1775 гг. связано с активной реформаторской деятельностью. Она провозглашала себя и в целом была последовательницей Петра I по созданию мощного абсолютистского государства, провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-1764), упразднила гетманство на Украине (1764). При Екатерине II были изданы: «Учреждение для управления губерний» (1775), «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам» (1785). В результате войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. Россия окончательно закрепилась на Черном море.

8 Бурмистры - от немецкого «бургомистр»; по указу Петра I от 30 января 1699 г. выборная должность, глава городского, посадского управления, ответственный за сбор государственных налогов и пошлин; обладали полномочиями суда над местным торговым и посадским населением.

9 Грамота на права и выгоды городам Российской империи (Жалованная грамота городам (1785 г.) - законодательный акт Екатерины II. Регулировал положение отдельных категорий городского населения и функции органов городского самоуправления.

10 Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия) - собрание всероссийских сословных представителей, созванное в 1767 г. Екатериной II для выработки нового свода законов. Противоречия в деятельности Комиссии и постановка острых вопросов вызвали недовольство императрицы. В 1769 г. общее собрание было распущено, хотя частные комиссии продолжали работу до 1773 г.

11 При Петре I в русском политико-правовом лексиконе впервые появляется термин «баллотирование», т.е. тайное голосование шарами. См. подробнее: «Образ балатированья, как во оном поступать надлежит», закон от 18 февраля 1720 г. (Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Т. I. - М.-Л., 1945. - С. 235-236); Анисимов Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1986. - С. 256-257.

12 Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. - СПб., 1997; Государственность России: (конец XV в. - февраль 1917 г.): Кн. 1-2. - М., 1996-1999; Голикова Н. Б., Кислягина Л. Г. Система государственного управления// Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 2. - М., 1987; Преображенский А. А., Клеандрова В. М., Томсинов В. А. Общая характеристика периода становления и утверждения абсолютизма// Развитие русского права во второй половине XVII-XVIII вв. - М., 1992; Штамм С. И., Титов Ю. П., Карпец В. И., Кодан С. В. Государственное и административное право// Там же и многие другие работы.

13 Бурмистерская палата - коллегия выборных бурмистров, созданная в соответствии с требованиями указа Петра I от 30 января 1699 г., место, где располагался данный орган местного управления.

14 Земская изба - в соответствии с нормами указа Петра I от 30 января 1699 г. орган местного управления, состоящий из выборных должностных лиц и их сотрудников. Основные задачи земской избы - сбор государственных налого и пошлин и судопроизводство применительно к местным торговым и посадским людям.

15 Дитятин Иван Иванович - (1847-1892) - историк, правовед. Родился в Санкт-Петербурге в семье мещанина, выходца из Калужской губернии. В 1870 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1875 г. защитил магистерскую диссертацию «Устройство и управление городов в России. Т. I: Города России в XVIII столетии». В 1877 г. докторскую - «Устройство и управление городов России. Т. II: Городское самоуправление в России до 1870 г.». Преподавал в Ярославском Демидовском лицее, Харьковском и Дерптском университетах.

16 Савельев Александр Александрович - (1848-1916) - общественный деятель. В 1874 г. окончил юридический факультет Казанского университета. В 1874-1888 гг. мировой судья. В 1890-1900 гг. председатель Нижегородской уездной земской управы, в 1900-1908 гг. Нижегородской губернской земской управы. Член I-III Государственных дум.

17 Кизеветтер Александр Александрович - (1866-1933) - историк, общественный и политический деятель. Родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. В 1888 г. окончил историко-юридический факультет Московского университета. В 1900-1911 гг. приват-доцент Московского университета. В 1903 г. получил степень магистра за работу «Посадская община в России XVIII столетия». В 1909 г. защитил докторскую диссертацию «Городовое положение Екатерины II». Член ЦК партии кадетов. Член II Государственной думы. Сторонник Временного правительства. Октябрьскую революцию встретил враждебно. В 1918-1922 гг. неоднократно подвергался арестам и тюремному заключению. В 1922 выслан из России. В эмиграции преподавал в Карловом университете в Праге.

18 Расправа - судопроизводство.

19 Гости - категория торговых людей, купечества. К середине XVI в. высшая категория привилегированного русского купечества.

20 Казенные сборы - государственные налоги, пошлины.

21 Градские повинности - налоги, пошлины, уплачиваемые городским населением; в том числе для содержания городских властных структур, нужд города.

22 Воевода - с середины XVI в. по 1775 г. правитель города. Назначался царской администрацией.

23 Гостиная сотня - в Русском государстве XVI - начала XVIII вв. привилегированная корпорация купцов, вторая по значимости после «гостей».

24 Чернослободцы - посадское население, население черной слободы. Слободы подразделялись на черные, дворцовые, стрелецкие, церковные, иностранные и пр.

25 Питейные сборы - т.е. государственный доход от винной монополии.

26 Беломестцы - привилегированные посадские ремесленники и торговцы, вкрхххушка зажиточного посадского населения.

27 Торговый устав, Новоторговый устав 1667 г. - закон о внутренней и внешней торговле; детализировал правила внутренней торговли, унифицировал пошлины, определял порядок торговли иностранных купцов в России. Действовал до 1755 г.

28 Приказ Большой казны (Большая казна) - центральное государственное учреждение, ведал сбором прямых налогов с торговцев и ремесленников, монетным делом, казенной промышленностью, с 1680 г. - таможенными и кабацкими сборам.

29 Уложенная книга - Соборное уложение.

30 Розряд (Разряд, Разрядный приказ) - центральное государственное учреждение; ведал обороной государства, учетом и управлением служилых людей, назначением на гражданские должности. В его ведении также находились 33 пограничных города с уездами.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта