«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Почему нарушитель остается безнаказанным?
«Закон о выборах нуждается в серьезной доработке» -это лейтмотив нынешней избирательной кампании. Но, не нужно забывать, что помимо несовершенства самого законодательства, наличия в нем большого числа пробелов и двусмысленностей, существует такой феномен, как отсутствие традиций законности. Участники правоотношений, не считающие себя связанными ДУХОМ закона, игнорируют и БУКВУ закона. Что в итоге приводит к ситуации, подобной той, что сложилась сегодня в России.
Есть закон и нормы, предусматривающие санкции за его нарушение, но тот, кто не намерен быть законопослушным гражданином, не боится ответственности. Почему? Потому что уверен в том, что сможет уйти от следствия и непременно избежать наказания. А наказание, которое не является неотвратимым, вряд ли может считаться сдерживающим фактором. Особенно уязвимы нормы, регулирующие вопросы финансирования предвыборных кампаний. Вероятно, это объясняется тем, что политика неразрывно связана с большими и сомнительными деньгами. Огромные денежные ресурсы, фактически затраченные на выборы, оказываются неучтенными. Правоохранительные органы зачастую просто не в состоянии привлечь виновных лиц к ответственности из-за отсутствия либо неотлаженности механизмов принуждения.
Такая ситуация характерна для большинства стран. Например, согласно нормам итальянского закона о выборах, лицо, нарушившее положения о частном финансировании предвыборных кампаний, понесет исключительно административную ответственность. Естественно, в денежной форме, но размеры штрафов смехотворны в сравнении с астрономическими суммами, вложенными в выборы. Властям Турции тоже непросто бороться с партийной коррупцией, так как Конституционный Суд не справляется с потоком дел и приступает к проверке партийных счетов нескольких лет спустя подачи соответствующих документов.
Нет единого мнения по вопросу о целесообразности ужесточения санкций. Согласно одной из точек зрения, угроза понести суровое наказание в виде, например, лишения депутатского мандата, способствует тому, что потенциальные нарушители совершенствуют свою технику «обхода закона». Другая точка зрения такова, что если уж принудительная сила закона применяется не всегда, следует особенно сурово преследовать тех немногих, кому не удалось избежать ответственности. Кроме того, нельзя снимать со счетов тот факт, что иногда к нарушению закона приводит элементарное незнание оного. Конечно, незнание не освобождает от ответственности, но чрезмерно суровые санкции могут нанести ущерб новым партийным объединениям (недавно вышедшим на арену выборов), чья политическая неграмотность объясняется неопытностью. В этой связи целесообразно упомянуть закон о выборах Великобритании, который оставляет за кандидатами, признанными виновными в нарушении норм последнего, право обратиться в суд с заявлением об освобождении от наиболее суровых санкций, ссылаясь на незначительность или непреднамеренность правонарушения.
Самыми распространенными видами наказаний в мировой практике являются следующие:
лишение средств, полученных противозаконным путем;
полное или частичное лишение права на общественное финансирование;
штрафы;
тюремное заключение;
временное отстранение победившего кандидата от заседаний и участия в голосовании в законодательном органе в случае несвоевременного представления финансового отчета о расходовании средств избирательного фонда;
лишение победившего кандидата депутатского мандата в случае, если он будет признан виновным в серьезном правонарушении;
лишение гражданских прав тех лиц, которые признаны виновными: например, права на голосование в течение определенного срока, права баллотироваться от того избирательного округа, на территории которого было совершено данное правонарушение, либо от всех избирательных округов.
На территории Российской Федерации к случаям нарушения порядка финансирования избирательных кампаний применяется административная ответственность в форме денежных штрафов (ст.40/12 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Действует ли это на практике, вопрос достаточно сложный, так как отсутствует такой важный и необходимый компонент, как ясное понимание социальных функций контроля сверху, взаимодействующего с контролем общественным.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|