Голос 8, март 2000
Юрин А.В., Бачеева Е.И., Кистауова А.А., рецензент Рудакова И.
Сегодня, в преддверии президентских выборов-2000, вся страна живет в ожидании того, что некоторые называют демократической процедурой избрания главы государства.
ИРИС живет в ожидании 26 марта как показателя готовности страны к действительно демократическим переменам, в необходимости которых он (ИРИС) пытается убедить своих сограждан.
Факт того, что предстоящие выборы являются досрочными, несколько негативно повлиял на график работы ИРИС. Времени на все задуманные проекты не хватает, и это нужно расценивать как положительный момент. Потому как, иными словами, ИРИС не сидит без дела, а всеми силами старается угнаться за развитием политических событий в России.
Одним из направлений нынешней деятельности ИРИС является анализ действующего избирательного законодательства. Именно этому ИРИС посвятил большую часть своего времени в этот первый весенний месяц. Результаты показывают, что работы в этой области - непочатый край. Практически все важные аспекты механизма проведения выборов, оговоренные в законе, нуждаются в уточнении и разъяснении. Например, недостаточно четко прописаны все возможные варианты развития электоральных событий. Статью с подробным анализом этой проблемы заинтересованные лица смогут найти на сайте www.democracy.ru в разделе «СМИ и выборы» или в колонке новостей.
Кроме того, в нынешнюю каманию, как и во время прошедшей парламентской, сотрудники ИРИС будут включены в корпус международных наблюдателей, которые поедут в регионы, а также будут выполнять свои обязанности в Москве. В числе тех городов, которые значатся в графике работы, указан Ростов-на-Дону. Этот район интересен прежде всего тем, что близость границы Чеченской Республики обуславливает присутствие в регионе немалого числа беженцев, которые, несомненно, имеют право принять участие в голосовании 26 марта. В этой связи, особое внимание наблюдателей будет уделяться вопросу регистрации тех избирателей, которые являются жителями Чечни, а в данный момент - вынужденными переселенцами.
Также в планах тех наблюдателей, что остаются в Москве, есть такой пункт, как посещение следственных изоляторов, где голосование проходит по особым правилам. Основная трудность заключается в том, что в вопросе регулирования положения СИЗО как режимного объекта налицо коллизия законов, то есть не ясно, какое законодательство имеет большую юридическую силу - выборное (Закон «О выборах Президента Росийской Федерации») или уголовно-исполнительное (Уголовно-процессуальный кодекс РФ). Дело в том, что по нормам УПК вход на территорию этих учреждений ограничен, и поэтому международные наблюдатели могут быть лишены возможности посетить избирательные участки, созданные в СИЗО.
Подробный отчет о наблюдении на выборах будет напечатан в следующем, апрельском номере.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|