Демократия.Ру




Какое правительство самое лучшее? То, которое учит человека управлять самим собой. Гёте, Иоганн Вольфганг (1749-1832), немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.01.2025, вторник. Московское время 13:23


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Апробировано. Действует.

Трудно осознавать, что Украина, Белоруссия и другие республики бывшего СССР являются с недавних пор зарубежными государствами с абсолютно независимой от России государственной и политической системой. Однако между всеми этими государствами, особенно между Россией, Белоруссией и Украиной, существует преемственность, выходящая за рамки договоров СНГ. В этих странах протекают абсолютно идентичные процессы, связанные со становлением демократии и дальнейшим ее видоизменением. Зачастую соседние славянские государства служат полигоном для испытания различных политических технологий с целью их дальнейшего использования в России...

16 апреля на Украине прошел всенародный референдум, где избирателям было предложено согласиться со следующими утверждениями:

1. Президент Украины имеет право досрочно прервать полномочия Верховной Рады Украины в случае, если Верховная Рада Украины на протяжении одного месяца не смогла сформировать постоянно действующее большинство или на протяжении трБх месяцев не утвердила подготовленный и поданный в установленном порядке кабинетом министров Украины государственного бюджета.

2. Необходимо упразднить депутатскую неприкосновенность народных депутатов Украины.

3. Необходимо уменьшить общее количество народных депутатов Украины с 450 до 300.

4. Необходимо формирование на Украине двухпалатного Парламента, одна из палат которого представляла бы интересы регионов Украины и способствовала бы их реализации и внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины и избирательного законодательства.

Все предложенные вопросы сопровождались предложением внести соответствующие поправки в Конституцию Украины.

Результаты референдума превысили все ожидания: явка составила более 79%, большинство утвердительно ответило на каждый вопрос. 90% проголосовало за то, чтобы сократить число «дармоедов» с 450 до 300, 89% сочли необходимым ликвидировать институт депутатского иммунитета, 84% поддержали идею предоставления президенту права распускать парламент в случае неспособности последнего сформировать постоянно (?!) действующее большинство или в случае неутверждения бюджета, 81% участников референдума высказались за трансформацию Верховной Рады Украины в двухпалатный парламент.

У аналитиков такой высокий процент явки и единодушное голосование по вопросам референдума вызывает неоднозначную реакцию. По сообщениям зарубежных СМИ (практически все местные СМИ подконтрольны исполнительной власти), украинский президент Леонид Кучма использовал все средства, чтобы заставить жителей поддержать референдум. Аналитики, не имеющие отношения к госструктурам, уверены, что результат референдума был достигнут главным образом за счет прилежного выполнения региональными властями задания, полученного «из центра». Во многих районах, как сообщает «Независимая газета», состоялись (дополнительно к общегосударственному референдуму) разного рода местные опросы населения по поводу наиболее острых региональных проблем. Когда на местном референдуме вопрос формулируется, например, таким образом: «Хотите ли вы, чтобы в вашем населенном пункте не отключали на 12 часов в сутки электроэнергию и горячую воду?», народ приходит на избирательный участок лишь для того, чтобы высказаться о наболевшем. Более того, полгода назад многие руководители городов и областей потеряли свои должности только по той причине, что не смогли организовать «правильное голосование». А сейчас местным властям выпала возможность за счет верхней палаты парламента выйти на федеральный уровень. Очевидно, что уровень мотивации местных князьков при проведении «правильного» голосования и «правильного» подсчета голосов был высок.

Идея проведения референдума возникла не на пустом месте. Инициатором плебисцита был Леонид Кучма, который все проблемы в строительстве суверенной Украины, как правило, видел в несовершенстве политической системы государства. Тот, кто хорошо знает политическую и экономическую жизнь на современной Украине, может сказать, что власть у Кучмы всеобъемлющая. Однако постоянно под ногами титана мешался то парламент, то кабинет министров, то политические партии с их неуместными амбициями. После переизбрания на должность осенью прошлого года, заручившись тем самым поддержкой населения, Кучма стал проводить в жизнь свои преобразования. Кабинет министров был полностью сменен и во главе правительства поставлен молодой реформатор В. Ющенко. Однако утихомирить парламент таким же образом, как и правительство, не представлялось возможным (Конституция не позволяет президенту распустить парламент) и пришлось грозить референдумом. Результаты этого маневра превысили ожидания самого президента: парламент, скрепя сердце, образовал, худо-бедно, парламентское большинство, а ком референдума, катящийся уже по инерции, уже было невозможно остановить. Левая оппозиция обратилась в Конституционный суд с запросом по поводу легитимности указа президента о проведении референдума. КС Украины признал два из шести вынесенных на референдум вопросов (о доверии нынешнему составу парламента и о возможности принятия Конституции на референдуме) не соответствующими Конституции и исключил их из списка.

Более того, в скандал ввязался Совет Европы, который воспринял идею проведения референдума как личное оскорбление. Ко дню проведения референдума любое упоминание о грядущем событии вызывало мученические складки на лице правящего класса. Задача теперь состояла лишь в «правильном» проведении референдума и получении «нужных результатов». Обратного пути у власти не было.

Референдум, действительно, прошел «на ура!», вернее, на «да-да-да-да!». Тут логично возник вопрос, а что же дальше? В соответствии с украинской Конституцией поправки в нее вносятся Верховной Радой большинством в 300 голосов. Вероятность того, что украинские депутаты собственноручно отменят свою неприкосновенность, очень мала. Ситуация скорее всего разрешится роспуском Верховной Рады, благо народ прямо предоставил президенту право распускать парламент, неспособный сформировать большинство. В таком случае изменения в Основной Закон, вероятно, должен будет внести президент, хотя Конституция и не дает ему такого права. К тому же, Совет Европы мягко посоветовал не делать подобных неконституционных шагов.

В целом весь референдум был не более чем красивым фарсом, фикцией, столь необходимой президенту для утверждения его неограниченной власти и для «приручения» парламента.

В начале мы не зря сказали о схожести политических процессов, протекающих в соседних славянских странах бывшего СССР. Осенью прошлого года, перед парламентскими выборами, СПС обратился к гражданам России с инициативой проведения референдума. И один из предложенных вопросов касался отмены депутатской неприкосновенности. СПС провалил сбор подписей, насобирав больше допустимого фальшивых, и ЦИК 17 февраля 2000 года отказался проводить референдум. Однако, как заявил В. Путин 18 февраля 2000 года, он готов поддержать идею СПС о референдуме. В то время такое утверждение вызвало смешаное чувство недоумения и удивления: с одной стороны - после боя поздно кулаками махать, а с другой - запрета на вторую попытку законодательством не установлено. Так что этот наш маневр президент сбережет на будущее...

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2025  Карта сайта