«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
Глава VIII. Финансирование выборов и референдума
Статья 51. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума
Статья 52. Избирательные фонды и фонды референдума, порядок создания и расходования средств этих фондов
Статья 53. Контрольно-ревизионные службы
Статья 51. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума
1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня в Российской Федерации производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета).
2. Финансирование референдума Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, финансирование иных референдумов - соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом за счет средств, выделенных комиссиям соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении референдума финансируются только расходы комиссий на мероприятия, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.
3. Расходы комиссий предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете. Средства на подготовку и проведение выборов, референдума поступают в распоряжение комиссии, организующей выборы, референдум, соответственно от Министерства финансов Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, проведении референдума.
4. Если финансирование выборов, референдума не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств комиссии, организующей выборы, референдум, подготовка и проведение выборов, референдума осуществляются за счет кредитов банков, которые предоставляются этой комиссии на конкурсной основе. При этом допустимый объем расходования средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии, комиссии референдума соответствующего уровня о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичных предыдущих выборов, референдума, с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Правительство Российской Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления обязаны в 10-дневный срок со дня обращения соответствующей комиссии дать ей государственную или муниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты.
5. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начисляемых за пользование указанными кредитными средствами, осуществляются в зависимости от уровня выборов, референдума из средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета соответственно. Денежные средства на погашение данного долгового обязательства утверждаются законом или иным нормативным правовым актом о соответствующем бюджете на очередной финансовый год целевым назначением.
6. Финансовые отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных комиссий, комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы, референдум представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
7. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации и обеспечение полномочий избирательных комиссий, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, а также на обеспечение полномочий комиссий, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий, комиссий референдума и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются.
Статья 52. Избирательные фонды и фонды референдума, порядок создания и расходования средств этих фондов
1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в органы местного самоуправления при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) создание кандидатом избирательного фонда не обязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний зарегистрированный кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, может создать только один избирательный фонд. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, соответствующими избирательными комиссиями.
2. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. При выдвижении инициативы местного референдума создание фонда референдума не обязательно. Предельный размер расходов из фонда референдума, источники его формирования и предельный размер пожертвований и перечислений в фонд референдума устанавливаются федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Закон субъекта Российской Федерации, устав муниципального образования, регулирующие подготовку и проведение референдума, должны предусматривать возможность создания фондов референдума иными группами участников референдума, в том числе для агитации против проведения референдума, участия в референдуме, против вопросов, выносимых на референдум. На указанные фонды распространяются правила, установленные настоящим Федеральным законом для фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.
3. Кандидаты вправе, а избирательные объединения, избирательные блоки, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченные представители по финансовым вопросам регистрируются комиссиями в порядке, установленном федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
4. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, не вправе создавать собственные избирательные фонды.
5. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков могут создаваться за счет:
а) собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;
б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;
в) добровольных пожертвований граждан;
г) добровольных пожертвований юридических лиц;
д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей избирательной комиссией, в случае если это предусмотрено федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
6. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в фонды референдума:
а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
б) иностранным гражданам, за исключением названных в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона;
в) лицам без гражданства;
г) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет;
д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, назначении референдума;
е) международным организациям и международным общественным движениям;
ж) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
и) юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, назначении референдума;
к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
л) благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям;
м) анонимным жертвователям (гражданин рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес места жительства - или указаны недостоверные сведения; юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, отметка об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия - или указаны недостоверные сведения);
н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за год до дня голосования на выборах, референдуме.
7. Пожертвования, указанные в пункте 6 настоящей статьи, подлежат возврату жертвователям, а в случае невозможности возврата вследствие анонимности жертвователя либо указания жертвователем недостоверных сведений - перечислению в доход соответствующего бюджета.
8. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. Допускается увеличение до 20 процентов предельных размеров расходования средств избирательного фонда зарегистрированных кандидатов, включенных в избирательный бюллетень при повторном голосовании. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации должен быть предусмотрен предельный размер пожертвований от одного жертвователя в период одной избирательной кампании.
9. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума в отделениях (филиалах) Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума.
10. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок открытия и ведения указанных счетов, учета средств избирательных фондов, фондов референдума и отчетности по этим средствам устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия и ведения указанных счетов, учета средств избирательных фондов, фонда референдума и отчетности по этим средствам устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главными управлениями (национальными банками) Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
11. Право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.
12. Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками только на покрытие расходов, связанных с проведением соответственно своей избирательной кампании. Средства фондов референдума могут использоваться инициативной группой по проведению референдума для деятельности, направленной на выдвижение инициативы референдума, сбора подписей в поддержку этой инициативы и получения определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума - для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.
13. Средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться:
а) на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), инициативы референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;
б) на предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
в) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками своей избирательной кампании, инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получения определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума - своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме;
г) на внесение избирательного залога.
14. Договоры (соглашения) с юридическими и физическими лицами о выполнении определенных работ (оказании услуг), связанных с избирательной кампаний кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, с кампанией референдума заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.
15. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), выдвижению инициативы проведения референдума, получению определенного результата на референдуме, только через соответствующие избирательные фонды, фонды референдума. Запрещаются выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без письменного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума на выполнение таких работ, реализацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.
16. Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, осуществления другой деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды, фонды референдума. Если кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума для сбора подписей избирателей, участников референдума, проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, осуществления другой деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, помимо средств собственного избирательного фонда, фонда референдума использовали и иные денежные средства, соответствующая комиссия вправе не позднее чем за 15 дней до дня голосования на выборах, референдуме отменить свое решение о регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума либо обратиться в суд с представлением об отмене решения о назначении референдума, а за 15 - 5 дней до дня голосования - обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, решения о назначении референдума.
17. Кредитная организация - держатель специального избирательного счета по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума. Кредитная организация - держатель специального избирательного счета по представлению соответствующей комиссии обязана в 3-дневный срок, а за три дня до дня голосования - немедленно, представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, фондов референдума.
18. Соответствующая комиссия до дня голосования на выборах, референдуме периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны за счет средств их текущего бюджетного финансирования публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней с дня получения.
19. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума обязаны представить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них - не позднее чем за 10 дней до дня голосования на выборах, референдуме, а последний -не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов, референдума) о размерах своего избирательного фонда, фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. Копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации для опубликования не позднее чем через три дня со дня их поступления.
20. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что кандидат, не избранный по результатам голосования и набравший менее установленного этим федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие список кандидатов, не принявший участия в распределении депутатских мандатов и набравший менее установленного этим федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, обязаны возвратить соответствующей избирательной комиссии средства, перечисленные соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также иные средства, полученные кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком из соответствующего бюджета в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть также предусмотрено, что такое избирательное объединение, избирательный блок обязаны возместить организациям, осуществляющим теле- и (или) радиовещание, редакциям периодических печатных изданий расходы, понесенные этими организациями в связи с обеспечением права избирательного объединения, избирательного блока на бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь при проведении предвыборной агитации. Указанное число голосов избирателей не может превышать 3 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, для зарегистрированных кандидатов и 2 процента - для избирательных объединений, избирательных блоков.
21. По истечении 30 дней со дня голосования с неизрасходованными денежными средствами, находящимися на специальном счете, кредитная организация обязана поступить следующим образом: в бесспорном порядке по письменному указанию соответствующей избирательной комиссии перечислить на счет избирательной комиссии причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся денежные средства - в доход соответствующего бюджета.
22. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, фондов референдума, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходов из средств указанных фондов устанавливается федеральными законами.
23. Комиссии осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов, фондов референдума. Государственные органы и их должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, по представлениям комиссий обязаны в 5-дневный срок осуществить проверку достоверности сведений о юридических лицах - жертвователях и сообщить о результатах проверки соответствующим комиссиям.
Статья 53. Контрольно-ревизионные службы
Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с пунктом 6 статьи 27 настоящего Федерального закона сведений об имуществе, доходах и их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, создаются контрольно-ревизионные службы. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации контрольно-ревизионные службы создаются при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссиях с привлечением специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Центральный банк Российской Федерации, Сберегательный банк Российской Федерации, главное управление (национальный банк) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Указанные органы и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов в федеральные органы государственной власти, официального опубликования решения о назначении референдума Российской Федерации обязаны откомандировать специалистов в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение окружной избирательной комиссии - на срок не менее трех месяцев. На этот срок специалисты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может производиться дополнительная оплата за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов. Создание контрольно-ревизионных служб при иных избирательных комиссиях, комиссиях референдума регулируется федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а при проведении иных выборов и референдумов - законами субъектов Российской Федерации.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|