Демократия.Ру




Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует. Лоренс Питер


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.12.2024, суббота. Московское время 19:23


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава IX. Гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума, установлении результатов выборов, референдума и их опубликовании

Статья 54. Помещение для голосования

Статья 55. Открепительное удостоверение для голосования на выборах, референдуме

Статья 56. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме

Статья 57. Порядок голосования

Статья 58. Порядок досрочного голосования

Статья 59. Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования

Статья 60. Протокол участковой комиссии об итогах голосования

Статья 61. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией

Статья 62. Обработка итогов голосования в территориальных комиссиях, окружных избирательных комиссиях, комиссиях муниципальных образований, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Статья 63. Порядок определения результатов выборов, референдума

Статья 64. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы

Статья 65. Опубликование итогов голосования и результатов выборов, референдума

Статья 66. Юридическая сила решения, принятого на референдуме

Статья 67. Использование государственной автоматизированной информационной системы при проведении выборов, референдума


Статья 54. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой соответствующего муниципального образования (если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления), а в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках, внесенных в избирательный бюллетень, сведения о доходах и имуществе указанных кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией, информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 27 настоящего Федерального закона, сведения об основаниях регистрации кандидатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам, списков кандидатов (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания). В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться сведения о судимостях кандидата. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, гражданства иностранного государства эти сведения отражаются в информационных материалах с указанием наименования соответствующего иностранного государства. При проведении референдума на стенде размещаются информационные материалы о вопросах референдума. Размещаемые на стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. На стенде размещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, избирательных блоков, участвующих в данных выборах, либо образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня по каждому из вопросов, вынесенных на референдум.

4. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.

5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Статья 55. Открепительное удостоверение для голосования на выборах, референдуме

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, избиратель, участник референдума, который в день голосования не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах, референдуме и принять участие в голосовании на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, территории, на которой проводится референдум, где данный избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Статья 56. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме

1. Для проведения выборов, референдума избиратель, участник референдума получает избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме.

2. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Нумерация избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме не допускается. Число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, изготовленных в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.

3. Форма и текст избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, число бюллетеней, порядок их изготовления, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.

4. В случае проведения голосования за кандидатов избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), должность, наименование занимаемой выборной должности (в том числе - депутата) в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии) каждого зарегистрированного кандидата, сведения о том, кем выдвинут данный кандидат, и основания его регистрации (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания). По желанию зарегистрированного кандидата в избирательном бюллетене указываются краткое наименование общественного объединения, принадлежность к которому была им указана в соответствии с пунктом 8 статьи 32 настоящего Федерального закона, и его статус в этом общественном объединении. Если данный зарегистрированный кандидат выдвинут также в составе списка кандидатов, зарегистрированного соответствующей избирательной комиссией, то информация об этом помещается в бюллетене.

5. В случае проведения голосования за списки кандидатов в избирательном бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования избирательных объединений, избирательных блоков, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, также фамилии, имена, отчества кандидатов из списка и символ (символы) избирательных объединений, избирательных блоков.

6. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимостях. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, гражданства иностранного государства, этот факт отражается в избирательном бюллетене с указанием наименования соответствующего иностранного государства.

7. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения, избирательного блока помещается пустой квадрат. В конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов") с расположенным справа от нее пустым квадратом.

8. В бюллетене для голосования на референдуме воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "да" или "нет", под которыми помещаются пустые квадраты. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов они могут включаться в один бюллетень для голосования на референдуме, при этом вопросы последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Если на референдум вынесен проект закона, нормативного правового акта органа местного самоуправления, то в бюллетене либо воспроизводится его текст, либо однозначно определяется содержание этого текста.

9. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме печатаются на русском языке. По решению соответствующей комиссии бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях - на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка, участка референдума печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене, бюллетене для голосования на референдуме.

10. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме типография после выбраковки передает по акту членам комиссии, разместившей в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации заказ на изготовление избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, при этом выбраковка осуществляется под наблюдением представителей данной комиссии. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов комиссии, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей инициативной группы по проведению референдума уничтожают выбракованные, а также превышающие заказанное количество избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме (при их выявлении), о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.

11. Комиссия, получившая из типографии избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, передает их по акту нижестоящим комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям до участковых комиссий включительно.

12. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме несут председатели комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.

13. Передача избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме в территориальные (окружные) комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые комиссии - не позднее чем за три дня до дня голосования. В исключительных случаях указанные сроки могут быть сокращены по решению комиссии, разместившей в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации заказ на изготовление избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, если это не препятствует осуществлению прав избирателей, участников референдума.

14. Число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, передаваемых по акту участковой комиссии, определяется решением вышестоящей комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать число избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней.

15. На лицевой стороне избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.

16. В случае выбытия зарегистрированного кандидата, списка кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующем зарегистрированном кандидате, списке кандидатов.

17. В случае принятия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в отпечатанные избирательные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.

18. В исключительных случаях в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях, допускается изготовление избирательной документации, включая избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией.

Статья 57. Порядок голосования

1. Голосование на выборах, референдуме проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а при проведении местного референдума - также уставами муниципальных образований.

2.0 времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

3. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи.

4. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, не предусматривающими возможность проведения голосования по почте в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи, может быть предусмотрена возможность голосования по заверенной в установленном порядке доверенности, а также определены основания и порядок такого голосования. При этом у избирателя, участника референдума, включенного в список избирателей, может быть только один доверитель, включенный в список избирателей, участников референдума на том же избирательном участке, участке референдума.

5. Избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или иного, заменяющего паспорт документа, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.

6. При получении избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или иного, заменяющего паспорт документа. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или иного, заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае голосования по открепительному удостоверению для голосования на выборах, референдуме в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки.

7. Голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), а в бюллетене для голосования на референдуме - путем внесения любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к формулировке вопроса (вопросов), в отношении которого (которых) сделан выбор.

8. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.

9. Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

10. Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или иного, заменяющего паспорт документа лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

11. Заполненные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.

12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, права на участие в референдуме, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

13. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативных групп по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

14. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть установлена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. При этом учитываются голоса избирателей, участников референдума, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 58. Порядок досрочного голосования

1. Если федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Избиратель, участник референдума, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования и определении результатов выборов, референдума.

2. Если избиратель, участник референдума голосует в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов этой комиссии, которые заверяются ее печатью. Территориальная комиссия, окружная избирательная комиссия, комиссия муниципального образования составляет список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Участковая комиссия продолжает составление поступившего из вышестоящей комиссии списка избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно.

3. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается избирателем, участником референдума в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования или участковой комиссии, которые заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, участника референдума, проголосовавшего досрочно.

4. Запечатанный конверт с избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования - до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.

5. В день голосования председатель участковой комиссии после официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 25 настоящего Федерального закона, перед началом голосования сообщает об общем количестве избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме и список избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме в стационарный ящик для голосования. Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее 10 избирателей, участников референдума), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, проставляется печать участковой комиссии. В списке избирателей, участников референдума против соответствующих фамилий избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, делается отметка: "Проголосовал досрочно". После оглашения количества избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования, эти данные заносятся на последнюю заполненную страницу списка избирателей, участников референдума.

6. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, соответствующие комиссии вправе по согласованию с вышестоящей комиссией принять решение о проведении досрочного голосования, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования, в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, на одном и более избирательных участках, участках референдума.

Статья 59. Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования

1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования.

2. Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 настоящего Федерального закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре.

3. При регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума данное обращение подтверждается письменным заявлением.

4. Голосование вне помещения для голосования в сельских населенных пунктах, удаленных от помещения для голосования, может проводиться без устного обращения избирателя, участника референдума до голосования. В этом случае обращения регистрируются в реестре, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи, после проведения голосования. Перечень таких населенных пунктов устанавливается законом субъекта Российской Федерации и публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 15 дней до дня голосования.

5. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования, в него также должны быть внесены те же данные об избирателе, участнике референдума, которые содержатся в списке избирателей, участников референдума.

6. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, а при проведении местного референдума - также уставом муниципального образования устанавливается час (но не менее чем за четыре часа до истечения времени голосования), до которого принимаются такие заявления (устные обращения) в день голосования.

7. Участковая комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, которое определяется ее решением.

8. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме и расписываются в их получении. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме установленной формы, заверенную выписку из реестра, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем, участником референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из указанных в пункте 13 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.

9. Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных в статье 57 настоящего Федерального закона.

10. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель, участник референдума проставляет серию и номер своего паспорта или иного, заменяющего паспорт документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или иного, заменяющего паспорт документа могут быть внесены в заявление членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем, участником референдума двух и более бюллетеней (с учетом вида выборов и возможности совмещения выборов, референдумов разных уровней, совмещения выборов и референдума) - об общем количестве полученных бюллетеней.

11. Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, участников референдума, вправе выдать избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме только тем избирателям, участникам референдума, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

12. Серия и номер паспорта или иного, заменяющего паспорт документа избирателя, участника референдума, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей, участников референдума. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей, участников референдума делается особая отметка: "Голосовал вне помещения для голосования".

13. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, общественными объединениями. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а равно искажения волеизъявления избирателя, участника референдума.

14. Если избиратель, участник референдума, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, участника референдума, и установления факта, что указанный избиратель, участник референдума не проголосовал вне помещения для голосования.

15. Количество заявлений избирателей, участников референдума, а также количество выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.

Статья 60. Протокол участковой комиссии об итогах голосования

1. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

2. Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Протокол об итогах голосования должен содержать:

    а) номер экземпляра;

    б) название выборов, референдума, дату голосования;

    в) слово "Протокол";

    г) наименование комиссии с указанием номера избирательного участка, участка референдума;

    д) строки протокола в следующей последовательности:

    строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования;
    строка 2: из них число избирателей, участников референдума, дополнительно внесенных в список избирателей, участников референдума на основании решений участковой комиссии, судебных решений, а также на основании открепительных удостоверений;
    строка 3: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией;
    строка 4: общее число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума;
    строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;
    строка 6: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в переносных и стационарных ящиках для голосования;
    строка 7: число действительных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;
    строка 8: число недействительных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;
    строка 9 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), число голосов участников референдума по позициям "да" и "нет", содержащихся в бюллетенях для голосования на референдуме;

    е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;

    ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии и их подписи;

    з) дата и время подписания протокола;

    и) печать участковой комиссии.

3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статья 61. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией

1. Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

2. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разного уровня в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.

3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 25 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и от строки "Против всех кандидатов" или "Против всех списков кандидатов", квадратов, размещенных под словами "да" и "нет"), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.

4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:

    а) число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования (без учета избирателей, участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях, а также выбывших по другим причинам), в том числе отдельно число избирателей, участников референдума, дополнительно внесенных в список избирателей, участников референдума на основании решений участковой комиссии, судебных решений, и число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума;

    б) число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей, участников референдума и по числу отметок о выдаче избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, а также вне помещения для голосования);

    в) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума.

5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последнюю страницу списка избирателей, участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой комиссии. После этого со списком избирателей, участников референдума вправе ознакомиться наблюдатели и лица, указанные в пункте 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и заносит в строку 1 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования, а в строку 3 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы - число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования избирателей, участников референдума, в указанное число не входят).

7. В строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы вносится сумма таких данных, проставленных на последнем листе списка избирателей, участников референдума, как число избирателей, участников референдума, дополнительно внесенных в список избирателей, участников референдума на основании решений участковой комиссии, судебных решений, и число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума.

8. В строку 4 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы вносится число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей, участников референдума, а также по числу отметок о выдаче избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно и проголосовавшим вне помещения для голосования).

9. Хранение списка избирателей, участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии. Дальнейшая работа со списком избирателей, участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 24 настоящей статьи.

10. Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням, бюллетеням для голосования на референдуме членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

11. При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в пункте 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

12. Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случая, предусмотренного пунктом 20 настоящей статьи, и осуществления подсчета голосов избирателей при голосовании по многомандатным избирательным округам, при наличии у избирателя более одного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

13. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия отделяет избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

14. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 8 увеличенной формы протокола об итогах голосования, а сами бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.

15. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

16. Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), а также по голосам, поданным против всех кандидатов (списков кандидатов), по голосам, поданным по позициям "да" и "нет", содержащимся в бюллетене для голосования на референдуме, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме не допускается.

17. Порядок сортировки избирательных бюллетеней в случае проведения выборов по многомандатным избирательным округам, бюллетеней для голосования на референдуме в случае вынесения на референдум двух и более вопросов устанавливается федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Если такой порядок законодательно не установлен, он определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня выборов, референдума.

18. Если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования и участковой комиссии избирателей, участников референдума составляет более 1 процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее 10 избирателей, участников референдума), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по избирательным бюллетеням, бюллетеням для голосования на референдуме, извлеченным из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, упаковываются отдельно и опечатываются.

19. После этого производится подсчет голосов избирателей, участников референдума по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена участковой комиссии подсчитывают избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), позициям "да" и "нет". Полученные данные заносятся в строку 9 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

20. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, участника референдума. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая комиссия решает вопрос путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями трех или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи) заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. При этом ранее внесенное в строку 8 увеличенной формы протокола об итогах голосования число недействительных бюллетеней вычеркивается.

21. Члены участковой комиссии подсчитывают и вносят в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

22. Члены участковой комиссии подсчитывают, оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в переносных и стационарных ящиках для голосования.

23. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

24. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не совпали снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит цифры расхождения в специальные строки протокола об итогах голосования.

25. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.

26. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

27. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

28. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 25 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить им возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.

29. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его копий лицам, имеющим право на их получение, либо заверения этих копий незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) на нарушения соответствующего закона, устава муниципального образования, на основании которых проводятся выборы, референдум, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения комиссии и составленные участковой комиссией акты. Если федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, к первому экземпляру протокола приобщаются сведения об использовании открепительных удостоверений в участковой комиссии.

30. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, лицам, указанным в пункте 1 статьи 25 настоящего Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования избирательной документацией, документацией референдума, включая избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, а также печать участковой комиссии передаются в соответствующую вышестоящую комиссию для хранения.

31. В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, участковые комиссии вправе использовать при голосовании на выборах, референдуме технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не установлено федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Если федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации установлено, что указанная информация имеет юридическую силу, этим же законом должны быть предусмотрены порядок контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов) на ряде избирательных участков, участков референдума, на которых используют такие технические средства, а также допустимая величина несовпадения данных ручного подсчета голосов с данными, полученными с помощью технических средств подсчета голосов, превышение которой ведет к проведению ручного подсчета голосов на всей территории, где применялись эти технические средства.

32. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, участке референдума, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.

33. Данные протокола об итогах голосования передаются в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи (кроме голосовых средств связи) в электронном виде (в рамках государственной автоматизированной информационной системы либо иной технической системы передачи информации о выборах, референдуме), а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся избирательная документация, документация референдума, включая избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, при первой же возможности представляются в вышестоящую комиссию либо непосредственно, либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, документации референдума и доставку ее по назначению. Федеральным конституционным законом, федеральным законом может быть предусмотрено, что, за исключением первого экземпляра протокола об итогах голосования, представляемого в вышестоящую комиссию, вся избирательная документация, документация референдума избирательных участков, участков референдума, образованных за пределами Российской Федерации, в том числе избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, хранится в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по согласованию с их руководителями.

34. Порядок использования технических средств подсчета голосов, технической системы передачи информации о выборах, референдуме, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протокола об итогах голосования, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 62. Обработка итогов голосования в территориальных комиссиях, окружных избирательных комиссиях, комиссиях муниципальных образований, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо заверения этих копий поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом по территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.

2. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, Российской Федерации. Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий, осуществляют непосредственно члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса.

3. По итогам голосования вышестоящая комиссия составляет протокол об итогах голосования (результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, Российской Федерации, о количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется протокол, а также суммарные данные по строкам протокола об итогах голосования участковой комиссии, установленным пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона.

4. Протоколы об итогах голосования комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, составляются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. К протоколам приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, Российской Федерации, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, соответствующих федерал

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта