Демократия.Ру




Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Никколо Макиавелли


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.12.2024, воскресенье. Московское время 03:57


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава VI. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы

Статья 37. Самовыдвижение кандидата

Статья 38. Выдвижение кандидатов политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам

Статья 39. Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком

Статья 40. Представление списков кандидатов и иных избирательных документов политических партий, избирательных блоков в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации

Статья 41. Обеспечение равного статуса кандидатов

Статья 42. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения

Статья 43. Сбор подписей в поддержку кандидатов, федерального списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком

Статья 44. Порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов и оформления подписных листов

Статья 45. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов

Статья 46. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками

Статья 47. Регистрация федерального списка кандидатов, кандидата


Статья 37. Самовыдвижение кандидата

1. Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом.

9.2. Кандидат может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном избирательном округе. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут политической партией, избирательным блоком.

3. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (публикации) схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

4. В случае роспуска Государственной Думы самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу может производиться после официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, но не позднее чем за пять дней до дня представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидата.

6. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу на повторных и дополнительных выборах может производиться после официального опубликования решения о назначении этих выборов.

7. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу, направляет в соответствующую окружную избирательную комиссию уведомление о самовыдвижении. Уведомление составляется в письменной форме. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата.

8. Одновременно с уведомлением, указанным в пункте 7 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены:

а) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. В этом заявлении указываются сведения биографического характера:

фамилия, имя, отчество,

дата и место рождения,

адрес места жительства,

образование,

основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий),

если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа),

вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи.

В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимостях кандидата.

В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - также гражданство иностранного государства с указанием наименования иностранного государства, даты и оснований приобретения гражданства (далее - сведения об иностранном гражданстве кандидата);

б) сведения о размере и источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налогового органа по месту представления). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности на момент представления заявления о согласии баллотироваться, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме, установленной в приложении 4 к настоящему Федеральному закону. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться согласно настоящему пункту, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться;

10. 81. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, вправе указать в заявлении, указанном в пункте 8 настоящей статьи, свою принадлежность не более чем к одной политической партии, зарегистрированной в установленном федеральном законом порядке, либо иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения. При этом кандидат согласует с окружной избирательной комиссией краткое, состоящее не более чем из семи слов, наименование данного общественного объединения.

82. Уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, обязан представить в сроки, установленные пунктами 3-6 настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию лично. Уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые).

11. Если к моменту выдвижения кандидата окружная избирательная комиссия не сформирована, уведомление, указанное в пункте 7 настоящей статьи, заявление кандидата о согласии баллотироваться и другие документы, указанные в пункте 8 настоящей статьи, представляются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации передает указанные документы в окружную избирательную комиссию после ее формирования и избрания ее председателя.

12. Уведомление о самовыдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего его личность (если уведомление представляется иным лицом - при предъявлении нотариально заверенной копии документа, удостоверяющего личность кандидата). Копия с этого документа изготавливается в комиссии в присутствии кандидата, заверяется подписью лица, принявшего уведомление, и прилагается к уведомлению. Кандидат (иное лицо) также предъявляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), сведений о том, что кандидат является депутатом.

12-1. Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения уведомления, указанного в пункте 7 настоящей статьи, заявления кандидата о согласии баллотироваться и других документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы. Указанное письменное подтверждение выдается незамедлительно после представления этих документов.

Статья 38. Выдвижение кандидатов политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам

1. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

2. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата.

3. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам на повторных и дополнительных выборах после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов может быть принято постоянно действующим руководящим органом политической партии, если это предусмотрено ее уставом, уполномоченным органом избирательного блока, допущенного к распределению депутатских мандатов на соответствующих выборах депутатов Государственной Думы, если это предусмотрено соглашением о создании избирательного блока.

4. При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным блоком кандидатуры, намеченные к выдвижению кандидатами от политической партии, иного общероссийского общественного объединения в составе списка кандидатов избирательного блока, должны быть поддержаны на съезде (конференции) соответствующей политической партии, иного общероссийского общественного объединения, входящих в избирательный блок, тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом «О политических партиях» к выдвижению кандидатов. Съезд (конференция) политической партии, иного общероссийского общественного объединения утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на съезде (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в этот избирательный блок. Решение о выдвижении списка кандидатов от избирательного блока принимается на указанном съезде (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений.

5. Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией, избирательным блоком может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (публикации) схемы одномандатных избирательных округов.

6. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией, избирательным блоком может производиться с момента официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, но не позднее чем за 10 дней до дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидата.

8. Решение съезда (конференции) политической партии, избирательного блока о выдвижении кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:

а) число зарегистрированных участников съезда (конференции);

б) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, соглашением о создании избирательного блока;

в) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам);

г) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока;

д) дата принятия решения.

9. Список выдвинутых по одномандатным избирательным округам кандидатов должен содержать наименование и номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Список кандидатов, выдвинутый политической партией, заверяется подписью руководителя политической партии и печатью политической партии. При выдвижении списка кандидатов от избирательного блока решение политической партии, иного общероссийского общественного объединения, вошедшего в избирательный блок, о выдвижении кандидатур, намеченных к выдвижению кандидатами, заверяется подписью руководителя этой политической партии, иного общероссийского общественного объединения и печатью политической партии, иного общероссийского общественного объединения, а список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

10. Политическая партия, избирательный блок по решению уполномоченных на то органов политической партии, избирательного блока не позднее чем за 55 дней до дня голосования вправе с согласия кандидата изменить одномандатный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут, подав письменное уведомление об этом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и соответствующие окружные избирательные комиссии. Политическая партия, избирательный блок также вправе по решению уполномоченных на то органов политической партии, избирательного блока не позднее чем за 55 дней до дня голосования с согласия кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, выдвинуть его в любом одномандатном избирательном округе, подав письменное уведомление об этом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и соответствующую окружную избирательную комиссию, а в случае, если она еще не сформирована, - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

11. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данной политической партии, политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

Статья 39. Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком

1. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

2. При выдвижении федерального списка кандидатов избирательным блоком кандидатуры, намеченные к выдвижению кандидатами от политической партии, иного общероссийского общественного объединения в составе федерального списка кандидатов избирательного блока, должны быть поддержаны на съезде (конференции) соответствующей политической партии, иного общероссийского общественного объединения, входящих в избирательный блок, тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом «О политических партиях» к выдвижению кандидатов. Съезд (конференция) политической партии, иного общероссийского общественного объединения утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении федерального списка кандидатов от избирательного блока на съезде (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в этот избирательный блок. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается на указанном съезде (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений.

3. Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов.

4. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком может производиться с момента официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, но не позднее чем за 10 дней до дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов для регистрации федерального списка кандидатов.

5. Решение съезда (конференции) политической партии, избирательного блока о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:

а) число зарегистрированных участников съезда (конференции);

б) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, соглашением о создании избирательного блока;

в) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением федерального списка кандидатов);

г) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока;

д) дата принятия решения.

6. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать в составе федерального списка кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии, политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок.

7. Федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, заверяется подписью руководителя политической партии и печатью политической партии. При выдвижении федерального списка кандидатов от избирательного блока решение политической партии иного общероссийского общественного объединения, вошедшего в избирательный блок, о выдвижении кандидатур, намеченных к выдвижению кандидатами в составе федерального списка кандидатов, заверяется подписью руководителя этой политической партии, иного общероссийского общественного объединения и печатью политической партии, иного общероссийского общественного объединения, а федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

Вариант 1:

8. Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией, избирательным блоком. Политическая партия, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке кандидатов, разбивают его полностью или частично не менее чем на 7 и не более чем на число субъектов Российской Федерации региональных групп кандидатов, соответствующие субъектам Российской Федерации или группам субъектов Российской Федерации (далее - региональные группы кандидатов), при этом в региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какому субъекту Российской Федерации или группе субъектов Российской Федерации (с указанием перечня субъектов Российской Федерации) соответствует каждая из региональных групп кандидатов, и название каждой из региональных групп кандидатов, состоящее не более чем из пяти слов. Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать не более 9 кандидатов. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.

Вариант 2:

8. Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией, избирательным блоком. Политическая партия, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке кандидатов, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие субъектам Российской Федерации (далее - региональные группы кандидатов), при этом в региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какому субъекту Российской Федерации соответствует каждая из региональных групп кандидатов, и название каждой из региональных групп кандидатов, состоящее не более чем из пяти слов. Число региональные групп должно соответствовать числу субъектов Российской Федерации. Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать не более 9 кандидатов. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.

Вариант:

8-1. В федеральный список кандидатов может быть включено не более 70 процентов лиц одного пола.

9. В федеральный список кандидатов могут входить кандидаты в депутаты, выдвигаемые той же политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.

10. Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, не может превышать 270 человек.

Статья 40. Представление списков кандидатов и иных избирательных документов политических партий, избирательных блоков в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации

1. Федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, представляются уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 20 дней после официального опубликования решения о назначении выборов. В этих списках указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого кандидата, если кто-либо из кандидатов является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа, сведения о судимости и об иностранном гражданстве кандидатов, а также по желанию кандидата его принадлежность не более чем к одному зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования общественному объединению и статус в нем при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения. Списки кандидатов представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Одновременно со списками кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет следующие документы:

а) нотариально удостоверенную копию свидетельства о регистрации Министерством юстиции Российской Федерации политической партии;

в) решение (решения) съезда политической партии о выдвижении списка (списков) кандидатов;

г) список уполномоченных представителей политической партии с указанием сведений о них, перечисленных в пункте 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.

д) оформленные в установленном настоящим Федеральным законом порядке доверенности уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам;

е) копии сводных финансовых отчетов политической партии за четыре отчетных года, предшествующих году проведения выборов, с отметкой о принятии его налоговым органом.

3. Уполномоченный представитель избирательного блока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие документы:

а) протоколы съездов (конференций) политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок, с решениями о выдвижении кандидатур, намеченных к выдвижению кандидатами от избирательного блока;

а-1) нотариально удостоверенные копии свидетельств о регистрации Министерством юстиции Российской Федерации и нотариально удостоверенные копии действующих уставов общероссийских общественных объединений, созданных в форме общероссийских общественных организаций, общероссийских общественных движений, если они входят в избирательный блок;

б) решение (решения) съезда (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок, о выдвижении списка (списков) кандидатов избирательным блоком;

в) список уполномоченных представителей избирательного блока с указанием сведений о них, перечисленных в пункте 3 статьи 35 настоящего Федерального закона;

г) оформленные в установленном настоящим Федеральным законом порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного блока по финансовым вопросам;

д) копии сводных финансовых отчетов каждой политической партии, входящей в избирательный блок, за четыре отчетных года, предшествующих году проведения выборов, с отметкой о принятии его налоговым органом.

4. Уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока одновременно с указанными в пунктах 1 - 3 настоящей статьи документами представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в отношении каждого из кандидатов:

а) заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. В этом заявлении указываются сведения биографического характера:

фамилия, имя, отчество,

дата и место рождения,

адрес места жительства,

образование,

основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий),

если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа,

вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи,

а также по желанию кандидата его принадлежность к не более чем одному зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования общественному объединению и статус в нем.

В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата.

В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - также сведения об иностранном гражданстве кандидата;

б) сведения о размере и источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налогового органа по месту представления). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности на момент представления заявления о согласии баллотироваться, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме, установленной в приложении 4 к настоящему Федеральному закону. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться согласно настоящему пункту, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться;

5. Кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, может быть включен в состав только одного федерального списка кандидатов и может быть выдвинут только по одному одномандатному избирательному округу.

5-1. Списки кандидатов и прилагаемые к ним документы принимаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вместе с заверенными уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока копиями документов, удостоверяющих личность, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), сведений о том, что кандидат является депутатом в отношении каждого кандидата, включенного в список.

6. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в трехдневный срок рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока заверенную копию федерального списка кандидатов и (или) заверенную копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковых. В случае, если избирательный блок одновременно представил в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документы для регистрации избирательного блока в порядке, предусмотренном статьей 33 настоящего Федерального закона, и списки кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает все представленные документы не позднее чем в пятидневный срок.

7. Основанием для отказа политической партии, избирательному блоку в выдаче заверенных копий списков кандидатов могут служить отсутствие, неполный набор либо ненадлежащее оформление документов, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, иные нарушения порядка выдвижения кандидатов, установленного настоящим Федеральным законом.

8. Отказ в выдаче копий списков кандидатов может быть обжалован политической партией, избирательным блоком в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.

9. После представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, в состав списков и в порядок размещения в них кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов либо по их личным заявлениям, либо в связи с отзывом кандидатов политической партией, избирательным блоком, либо в связи со смертью кандидата, либо в связи с обстоятельствами, указанными в пункте 10 статьи 38 настоящего Федерального закона, либо в связи с исключением кандидата из списка кандидатов решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

10. Заверенная копия списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, а также документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, относящиеся к кандидату, выдвинутому по соответствующему одномандатному избирательному округу направляются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствующую окружную избирательную комиссию, при этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система. Если окружная избирательная комиссия еще не сформирована, указанные документы направляются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обеспечивает оперативную доступность заверенных федеральных списков кандидатов и информации об изменениях в них (в режиме «Только чтение») абонентам информационно-коммуникационных сетей общего пользования. Окружные избирательные комиссии или избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают доступ к информации, содержащей сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а также к информации об изменении сведений о кандидатах.

Статья 41. Обеспечение равного статуса кандидатов

Статья 42. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения

1. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, начинается со дня, следующего за днем уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии (избирательной комиссии субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.

2. Если в поддержку кандидата собираются подписи избирателей, то их должно быть собрано не менее 1 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей - не менее одной тысячи подписей. В случае проведения досрочных выборов в поддержку кандидата должно быть собрано соответственно не менее 0,5 процента подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, не менее 500 подписей.

3. Подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства кандидата и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе должны быть указаны сведения об иностранном гражданстве кандидата.

4. В подписном листе указывается также принадлежность кандидата к общественному объединению, если о членстве в нем он указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и о его статусе в этом общественном объединении.

5. Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, в котором выдвинут кандидат.

Статья 43. Сбор подписей в поддержку кандидатов, федерального списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком

1. Если политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляют в поддержку кандидата сбор подписей избирателей того избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, в поддержку каждого кандидата должны быть собраны подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей - не менее одной тысячи подписей. В случае проведения досрочных выборов в поддержку кандидата должно быть собрано соответственно не менее 0,5 процента подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, не менее 500 подписей.

2. Если политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, собирают в его поддержку подписи избирателей, они обязаны собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей. В случае проведения досрочных выборов указанные количества подписей сокращаются вдвое.

3. Политическая партия, избирательный блок вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов со дня, следующего за днем заверения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии этого списка кандидатов. До заверения копии федерального списка кандидатов сбор подписей не допускается. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления в окружную избирательную комиссию либо в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации документов и сведений, указанных в пункте 10 статьи 40 настоящего Федерального закона.

4. Подписные листы изготавливаются за счет соответствующего избирательного фонда по форме, установленной в приложениях 2 и 3 к настоящему Федеральному закону.

5. При сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) и наименования субъектов Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находятся места жительства первых трех кандидатов, возглавляющих общефедеральную часть федерального списка кандидатов, а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную группу кандидатов, относящуюся к субъекту Российской Федерации (группе субъектов Российской Федерации), в котором (в которых) осуществляется сбор подписей. В случае наличия у какого-либо из указанных кандидатов неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. В случае наличия у какого-либо из кандидатов помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это должно быть указано с указанием наименования соответствующего иностранного государства. По желанию кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, если этот кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, в подписном листе могут указываться сведения об этом с указанием наименования представительного органа. По желанию кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 4 статьи 40 настоящего Федерального закона, и о его статусе в этом общественном объединении. В каждом подписном листе также должно быть указано наименование субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется сбор подписей. По требованию избирателя лицо, собирающее подписи в поддержку федерального списка кандидатов, обязано предъявить копию заверенного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федерального списка кандидатов.

6. Если сбор подписей осуществляется в поддержку кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, в подписном листе указываются перечисленные в пункте 5 настоящей статьи сведения о кандидате, а также сведения о том, какая политическая партия, какой избирательный блок выдвинули этого кандидата.

Статья 44. Порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов и оформления подписных листов

1. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат.

2. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора подписей 18 лет. Кандидат, политическая партия, избирательный блок могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, политической партии, избирательного блока.

3. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов, федеральных списков кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены федеральным законом.

4. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов (федеральных списков кандидатов), но только один раз в поддержку одного и того же кандидата (федерального списка кандидатов). Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения, серию, номер паспорта или иного, заменяющего паспорт документа гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Подпись в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписной лист свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов. Указанные данные вносятся только от руки.

5. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и на оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.

6. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.

7. При сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или иного, заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

9. После окончания сбора подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов уполномоченные представители политической партии, избирательного блока подсчитывают количество собранных подписей по каждому субъекту Российской Федерации, где осуществлялся их сбор, а также общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченными представителями политической партии, избирательного блока.

10. Инициаторы выдвижения кандидата, кандидат или уполномоченные представители политической партии, избирательного блока подсчитывают количество подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляют и подписывают протокол об итогах сбора подписей избирателей.

11. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Федеральным законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 25 процентов.

12. Подписные листы, представляемые в соответствующие избирательные комиссии, должны быть сброшюрованы и пронумерованы. При этом подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов должны быть сброшюрованы в виде папок по субъектам Российской Федерации, где осуществлялся сбор подписей избирателей.

Статья 45. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов

1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока не ранее чем за 75 дней до дня голосования и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей)

б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

в) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 37, пунктами 1 и 4 статьи 40 настоящего Федерального закона;

е) первый финансовый отчет кандидата.

2. Для регистрации федерального списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока не ранее чем за 75 дней до дня голосования и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие избирательные документы:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку федерального списка кандидатов (если в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов производился сбор подписей);

б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (если в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов производился сбор подписей);

в) сведения об изменениях, происшедших в федеральном списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из федерального списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 40 настоящего Федерального закона;

е) первый финансовый отчет политической партии, избирательного блока.

4. При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя политической партии, избирательного блока в занимаемое ею помещение или отказывать в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, указанным лицам в случае, если документы доставлены до истечения указанного в пунктах 1 и 2 настоящей статьи времени, за исключением случаев, указанных в пункте 41 настоящей статьи.

41. Если к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов на ее специальный счет этим кандидатом, политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими этот список кандидатов, перечислен избирательный залог, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения этого кандидата, федерального списка кандидатов, и протокол об итогах сбора подписей не принимаются.

5.  Кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов и не представлять в избирательную комиссию подписи, собранные в поддержку указанного выдвижения. В этом случае регистрация кандидата, федерального списка кандидатов может производиться соответствующей избирательной комиссией на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных: кандидатом - на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а политической партией, избирательным блоком - на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Указанные счета открываются в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом, политической партией, избирательным блоком должно сопровождаться представлением им в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению и других документов, необходимых для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, перечисленных соответственно в пункте 1 или пункте 2 настоящей статьи и не связанных со сбором подписей. Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 64 настоящего Федерального закона.

51. Представление в окружные избирательные комиссии подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, не требуется, если федеральный список кандидатов, выдвинутый этой политической партией, избирательным блоком, зарегистрирован на основании представленных подписей избирателей в данной избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы.

52. Представление в окружные избирательные комиссии подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, не требуется, если федеральный список кандидатов, выдвинутый этой политической партией, избирательным блоком, состоявшим из тех же политических общественных объединений, что и данный избирательный блок, был допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих основных выборах депутатов Государственной Думы.

53. Представление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, состоявшим из тех же политических общественных объединений, что и данный избирательный блок, не требуется, если на ближайших предыдущих основных выборах депутатов Государственной Думы, федеральный список кандидатов этой политической партии, этого избирательного блока был допущен к распределению депутатских мандатов.

Статья 46. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение порядка выдвижения федерального списка кандидатов, предусмотренного настоящим Федеральным законом, каждой политической партией, каждым избирательным блоком, представившими установленные настоящим Федеральным законом документы. Если политической партией, избирательным блоком представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Федерального закона. Если кандидатом, политической партией, избирательным блоком представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком, избирателем, избирателями в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Избирательная комиссия вправе обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.

4. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

5. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, федерального списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, федерального списка кандидатов соответственно. В случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 1000 подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их доверенные лица, уполномоченные представители политических партий, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов по одномандатному избирательному округу; в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - уполномоченные представители политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов. О времени проведения соответствующей жеребьевки и проверки подписных листов должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов количество подписей кандидат, уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока, выдвинувших федеральный список кандидатов. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, политической партией, избирательным блоком. Проверке подлежат все подписи в подписных листах, отобранных для проверки.

6. По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

7. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.

8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, федерального списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

10. Недействительными считаются:

а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем одномандатном избирательном округе, субъекте Российской Федерации;

б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;

в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений либо без указания даты внесения подписи самим избирателем, поставившим подпись;

г) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

д) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены не собственноручно избирателями;

е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы;

ж) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, проводившего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, избирательного блока, кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, собиравшим подписи, уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока, кандидатом.

з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения копии федерального списка кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

иподписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей, в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей, за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;

к) подписи избирателей, если сведения об избирателях внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, проводившим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;

л) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему Федеральному закону.

11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные подпунктами «ж» и «л» пункта 10 настоящей статьи.

12. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной при проверке достоверности подписей или при подсчете количества подписей, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с пунктами 8, 9 и 10 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недостоверной и недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.

12-1.Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.

13. Если количество обнаруженных при выборочной проверке недостоверных и недействительных подписей составит 25 и более процентов от количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная проверка в указанном выше порядке еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей.

14. Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 25 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 5 и 13 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится.

15. Регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.

16. По окончании проверки подписных листов об итогах проверки по каждому кандидату, федеральному списку кандидатов составляется протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. В протоколе указываются количество заявленных подписей избирателей, количество представленных подписей избирателей, количество проверенных подписей, количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания этих подписей недостоверными или недействительными. Протокол прилагается к соответствующему решению избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения избирательной комиссией не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям политической партии, избирательного блока не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. В случае обнаружения недостаточного количества достоверных подписей избирателей или обнаружения 25 и более процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подлежащих проверке, кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными с указанием номера папки, подписного листа и номера строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.

Статья 47. Регистрация федерального списка кандидатов, кандидата

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов (а в отношении политической партии, избирательного блока, внесших для регистрации федерального списка кандидатов избирательный залог - после поступления избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) обязана принять решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка.

11.Окружная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов (а в отношении кандидатов, внесших для регистрации избирательный залог - после поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации) обязана принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.

12.При регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующей политической партией, избирательным блоком.

1-3. В решении о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов указываются ее дата и время.

3. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном федеральном списке кандидатов, а также более чем по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от политической партии, избирательного блока. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, не может одновременно состоять в зарегистрированном списке кандидатов другой политической партии, другого избирательного блока.

4. Одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по федеральному избирательному округу и по одному из одномандатных избирательных округов, если кандидат и федеральный список кандидатов были выдвинуты одной и той же политической партией, одним и тем же избирательным блоком.

5. В случае нарушения правил регистрации кандидата, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, действительной считается регистрация кандидата, решение о которой принято раньше, а решение о регистрации, принятое позже, аннулируется соответствующей избирательной комиссией, если в течение суток после принятия более позднего решения о регистрации зарегистрированный кандидат не подаст заявление об отказе от регистрации, состоявшейся раньше.

6. Приняв решение об отказе зарегистрировать кандидата, федеральный список кандидатов, соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату, либо уполномоченным представителям политической партии, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права (отсутствие пассивного избирательного права у отдельных кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов политической партии, избирательного блока, может служить основанием только для их исключения из заверенного федерального списка кандидатов);

б) для кандидатов, федеральных списков кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», а также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов,

г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов подписей в местах, где сбор подписей запрещен;

д) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов или обнаружение 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке (если в избирательную комиссию были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов, и при этом для регистрации не был внесен избирательный залог);

е) недостоверность сведений, представляемых кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 статьи 37, подпунктом «а» пункта 4 статьи 40 настоящего Федерального закона (недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в федеральный список кандидатов политической партии, избирательного блока, может служить основанием только для их исключения из заверенного федерального списка кандидатов);

жнесоздание кандидатом, политической партией, избирательным блоком избирательного фонда;

з) использование кандидатом, политической партией, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Федеральным законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

и) превышение кандидатом, политической партией, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного настоящим Федеральным законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

к) превышение числа кандидатов, исключенных из федерального списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению политической партии, избирательного блока об исключении кандидатов из списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, более чем на 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов;

л) установленный судебным решением факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока пункта 1 статьи 60 настоящего Федерального закона;

м) использование кандидатом (в том числе из федерального списка кандидатов), его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;

н) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата политической партией, избирательным блоком одновременно в одномандатном избирательном округе и в составе федерального списка кандидатов, а также основания, предусмотренные пунктом 6 статьи 51 настоящего Федерального закона.

7. Факт сбора, представления подписей избирателей для регистрации в избирательную комиссию кандидатом, политической партией, избирательным блоком в поддержку данного кандидата, соответствующего федерального списка кандидатов не может являться основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога после представления подписей избирателей не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.

8. В случае обнаружения признаков нарушения закона, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, избирательная комиссия направляет в правоохранительные органы соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения закона и решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

10. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, а решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок.

11. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации.

111. Соответствующие избирательные комиссии передают средствам массовой информации зарегистрированные федеральные списки кандидатов со сведениями о зарегистрированных кандидатах из указанных списков и сведения о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, в течение 48 часов после регистрации. Перечень сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

112. Окружные и территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах и федеральных списках кандидатов с указанием сведений, перечисленных в пунктах 7 и 8 статьи 37, пунктах 1 и 4 статьи 40 настоящего Федерального закона. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, об изменениях в составах избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о выбытии зарегистрированных кандидатов из федеральных списков кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах и политических партиях, избирательных блоках размещаются в той же последовательности, что и в избирательных бюллетенях.

12. Если за 35 дней до дня голосования по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если по федеральному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один федеральный список кандидатов либо будет зарегистрирован только один такой список, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта