Демократия.Ру




Хочешь мира — готовь его, готовь, не щадя своих сил, каждый день твоей жизни, каждый час твоих дней. Стефан Цвейг (1883-1942), австрийский писатель, драматург и журналист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 17:28


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава VIII. Информирование избирателей и предвыборная агитация

Статья 511. Информационное обеспечение выборов

Статья 512. Информирование избирателей

Статья 513 (54). Опросы общественного мнения

Статья 514. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы

Статья 52. Предвыборная агитация и формы ее проведения

Статья 53. Агитационный период Сроки проведения предвыборной агитации

Статья 55. Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков к средствам массовой информации

Статья 56. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

Статья 57. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания

Статья 58. Условия предвыборной агитации посредством проведения массовых мероприятий

Статья 59. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

Статья 60. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации


Статья 511. Информационное обеспечение выборов

Информационное обеспечение выборов включает в себя деятельность по информированию избирателей, проведению предвыборной агитации, способствует гласности выборов, осознанному волеизъявлению избирателей11.

Статья 512. Информирование избирателей

1. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, средства массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Содержание информационных материалов должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

3. Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах осуществляют избирательные комиссии.

4. Деятельность средств массовой информации по информационному освещению выборов является разновидностью информирования избирателей и осуществляется свободно, если соответствующие информационные материалы не являются агитационными.

5. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, политической партии, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям.

6. Журналист, творческий работник, должностное лицо редакции средства массовой информации, участвовавший в работе по освещению хода избирательной кампании, не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу в период избирательной кампании и в течение года после окончания избирательной кампании, за исключением случая, когда на него было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке.

7. В день голосования до момента окончания голосования на соответствующей территории запрещается публикация (обнародование) результатов выборов, включая их размещение в информационно-телекоммуникационных системах общего пользования.

8. Распространение призывов к отказу от участия в голосовании на выборах запрещается.

Статья 513 (54). Опросы общественного мнения

1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения является разновидностью информирования избирателей. Несоблюдение требований пунктов 2 и 4 настоящей статьи при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения влечет за собой признание информационных материалов, содержащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.

2. (1). При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) их, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию.

3. (2). Со дня окончания регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов организации, проводящие связанные с выборами опросы общественного мнения в целях опубликования (обнародования) их в средствах массовой информации, а также граждане и организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направляют копии этих публикаций соответственно в окружную избирательную комиссию или Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для формирования информационного банка, данные которого должны предоставляться лицам, указанным в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а также иностранным (международным) наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования.

3. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (обнародование) в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Статья 514. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы

1. Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется государственными и муниципальными) а также негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями государственных и муниципальных, а также негосударственных периодических печатных изданий.

2. В настоящем Федеральном законе под государственными и муниципальными организациями телерадиовещания, государственными и муниципальными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются соответственно органы государственной власти (вариант: государственные органы, организации, учреждения) или органы местного самоуправления и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, редакции за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных соответственно органами государственной власти или органами местного самоуправления.

3. В настоящем Федеральном законе под негосударственными понимаются организации телерадиовещания, периодические печатные издания, не подпадающие под действие пункта 2 настоящей статьи.

4. В зависимости от территории распространения информации государственные организации телерадиовещания и периодические печатные издания разделяются в настоящем Федеральном законе на:

    а) общероссийские организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых охватывает территории половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

    б) региональные организации -телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых охватывает территории менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

    в) общероссийские периодические печатные издания, распространяемые на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

    г) региональные периодические печатные издания, распространяемые на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.

5. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

6. Перечень общероссийских государственных организаций телерадиовещания и общероссийских государственных периодических печатных изданий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В указанном перечне особо отмечаются общероссийские государственные периодические печатные издания, выходящие реже чем один раз в неделю.

7. Перечень региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий публикуется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В указанном перечне особо отмечаются региональные государственные периодические печатные издания, выходящие реже чем один раз в неделю.

Статья 52. Предвыборная агитация и формы ее проведения

1. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании:

    а) призывы голосовать "за" или "против" кандидата (федерального списка кандидатов), "за" или "против" гражданина Российской Федерации, в случае если он будет зарегистрирован в качестве кандидата (списка граждан Российской Федерации, в случае если он будет зарегистрирован в качестве федерального списка кандидатов) соответствующей избирательной комиссией;

    б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, политических партий, избирательных блоков, а также граждан Российской Федерации, в случае если они будут зарегистрированы в качестве кандидатов, в частности указание на то, за кого из кандидатов, а также граждан Российской Федерации, в случае если они будут зарегистрированы в качестве кандидатов, за список кандидатов какой из политических партий, какого из избирательных блоков будет голосовать избиратель;

    в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);

    г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

    д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью;

    е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, к общественному объединению, к которому принадлежит данный кандидат;

    ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, федеральные списки кандидатов, против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов.

2. (1.) Предвыборная агитация может проводиться:

    а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

    б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

    в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

    г) иными не запрещенными законом методами.

3. (2.) Предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, о политической партии, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. При этом зарегистрированный кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно осуществлять ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством порядке.

4. (3 ) Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы:

    а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

    б) лицам замещающим государственные и муниципальные должности, находящимся на государственной или муниципальной службе, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей либо с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

    в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

    г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

    д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

    е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

    ж) представителям средств массовой информации при осуществлении ими профессиональной деятельности.

5. Лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях за исключением случаев, когда они зарегистрированы в качестве кандидатов.

6. Использование имени, фамилии или изображения физического лица в агитационных материалах зарегистрированных кандидатов возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 4 статьи 59 настоящего Федерального закона, а в случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании - по требованию избирательной комиссии. Это ограничение не распространяется на использование зарегистрированными кандидатами в предвыборной агитации публично высказанных и обнародованных мнений иных физических лиц с указанием на источники их обнародования. Ссылка в агитационных материалах на мнение о зарегистрированном кандидате физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это мнение было опубликовано ранее, и должна содержать указание о дате (периоде времени) его опубликования.

7. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов. Агитация за кандидата, политическую партию, избирательный блок, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, политических партий, избирательных блоков, запрещается.

8. Запрещается проведение предвыборной агитации в отношении лиц, обладающих пассивным избирательным правом, не являющихся зарегистрированными кандидатами; в отношении политических партий, избирательных блоков, чьи федеральные списки кандидатов не зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; в отношении политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в состав избирательного блока, чей список кандидатов не зарегистрирован Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

9. Политическая партия, в том числе входящая в избирательный блок, в случае выдвижения ею или соответствующим избирательным блоком кандидата (списка, списков кандидатов) и последующей регистрации этого кандидата (федерального списка кандидатов) соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу. Политическая партия, входящая в избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыборную программу, если этот избирательный блок в указанный срок опубликует свою предвыборную программу. Такая публикация должна быть оплачена из избирательного фонда кандидата, политической партии, избирательного блока.

Статья 53. Агитационный период Сроки проведения предвыборной агитации

1. Агитационный период, то есть период, когда может проводиться предвыборная агитация, начинается со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и заканчивается прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

11. Проведение предвыборной агитации со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы до дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, а также проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

2. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные вне зданий и помещений для голосования, избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от этих зданий и помещений, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Статья 55. Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков к средствам массовой информации

1. Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь) либо за плату.

2. Зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки не вправе использовать предоставленные им бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие политические партии, избирательные блоки.

3. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания проводится по рабочим дням в период, который начинается за 25 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и заканчивается за день до дня голосования.

4. (1.) Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле и (или) радиовещание (далее организации телерадиовещания, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, а также политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия проведения предвыборной агитации, представления избирателям своих предвыборных программ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий либо их редакций являются государственные органы, организации, учреждения, и (или) в случае, если эти организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 1-5 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. (2.) Общероссийские государственные организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, и редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий распространяемых на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, обязаны предоставлять возможность проведения предвыборной агитации политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. Перечень указанных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов.

6. (3.) Региональные государственные организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и редакции региональных государственных периодических печатных изданий, распространяемых на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи; обязаны предоставить возможность проведения предвыборной агитации соответственно региональным группам кандидатов и кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, на равных условиях. Перечень указанных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий публикуется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов.

7. (4.) Не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам. Указанные организации и редакции вправе предоставить зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам эфирное время и печатную площадь только за плату. в случае, если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий или их редакций являются органы местного самоуправления либо если указанные организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами местного самоуправления. Предвыборная агитация на каналах указанных организации телерадиовещания и в указанных периодических печатных изданиях начинается после окончания регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов. Допускается отказ указанных организаций телерадиовещания и редакции периодических печатных издании от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме.

5: Избирательное объединение, избирательный блок самостоятельно определяют формы своего участия в предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях.

8. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, которые учреждены не позднее чем за год до начала избирательной кампании, вправе предоставить политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь за плату. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам эфирное время, печатную площадь. В случае предоставления эфирного времени, печатной площади размер и условия их оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, которым они предоставлены эфирное время, печатная площадь. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденные не позднее чем за год до начала избирательной кампании кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими список (списки) кандидатов, политическими партиями, входящими в избирательный блок, выдвинувший список (списки) кандидатов.12

9. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и об условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и представлены с уведомлением о готовности предоставить соответственно политическим партиям, избирательным блокам, региональным группам кандидатов, зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь: в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации общероссийскими организациями телерадиовещания и редакциями общероссийских периодических печатных изданий; в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации - региональными и муниципальными организациями телерадиовещания, редакциями региональных и муниципальных периодических печатных изданий.

10. (6.) Зарегистрированный кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и в то же время включенный в общефедеральную часть федерального списка кандидатов этой же политической партии, этого же избирательного блока, не вправе использовать бесплатные эфирное время и печатную площадь на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания и в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, подпадающих под действие пункта 2 настоящей статьи.

11. (7.) Зарегистрированный кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и в то же время включенный в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов этой же политической партии, избирательного блока, вправе использовать бесплатные эфирное время и печатную площадь на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания и в региональных государственных периодических печатных изданиях, указанных о пункте 3 настоящей статьи, либо как кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, либо как кандидат, включенный в региональную группу кандидатов.13

12 (9.) Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий (независимо от форм собственности), бесплатно и платно предоставившие зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам бесплатные или платные эфирное время и печатную площадь, обязаны вести отдельный учет их объемов и стоимости этих эфирного времени и печатной площади в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и представлять данные этого учета за пять дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации - по кандидатам, зарегистрированным по соответствующим одномандатным избирательным округам, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации - по политическим партиям, избирательным блокам, в том числе по кандидатам зарегистрированного федерального списка кандидатов, включенным в его общефедеральную часть и региональные группы кандидатов,

13. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий (независимо от форм собственности), бесплатно или платно предоставившие зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам эфирное время и печатную площадь, обязаны по запросам соответственно избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации представлять им документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока на выполнение платных работ и оплату услуг.

14. (10.) Допускается отказ негосударственных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций негосударственных и муниципальных периодических печатных изданий, специализированных организаций телерадиовещания и редакций специализированных периодических печатных изданий, а также редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, от участия в агитационной деятельности. Допускается отказ от участия в освещении избирательной кампании. Таким отказом считается непредставление в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 9 настоящей статьи.

15. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий обязаны хранить указанные в пункте 12 настоящей статьи учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее трех лет со дня голосования.

16. Расходы государственных организаций телерадиовещания и редакций государственных периодических печатных изданий, связанные с бесплатным предоставлением эфирного времени и печатной площади в целях предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих организаций и редакций.

17. Бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации, производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, политической партией, избирательным блоком до предоставления эфирного времени, печатной площади.

Статья 56. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона и осуществляющих теле и (или) радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени , время выхода в эфир и другие условия).

3. Бесплатное эфирное время на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, предоставляется в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования, по рабочим дням.

4. В целях проведения предвыборной агитации на бесплатной основе избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе использовать эфирное время на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а кандидаты, зарегистрированные не одномандатным избирательным округам, и региональные группы кандидатов на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. Кандидат, зарегистрированный не одномандатному избирательному округу, не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона.

1. (5.) Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, выделяет на каждом из своих каналов для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа по рабочим дням в период, установленный пунктом 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, выделяет на каждом из своих каналов для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни в этот же период, установленный пунктом 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, а в случае, если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четвертой части общего времени вещания. Предоставляемое бесплатно эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. (Вариант: Бесплатное эфирное время должно предоставляться в утреннее, дневное и вечернее время в период, когда телевизионные и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.)

2. (6.) Объем эфирного времени, предоставляемого в каждом субъекте Российской Федерации региональной группе кандидатов региональной государственной организацией телерадиовещания, подпадающей под действие пункта 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, исчисляется путем умножения объема эфирного времени, предоставленного организацией телерадиовещания зарегистрированному по одномандатному избирательному округу кандидату в соответствующем субъекте Российской Федерации, на число одномандатных избирательных округов в этом субъекте Российской Федерации, но не может превышать этот объем более чем в три раза. При этом организации телерадиовещания предоставляют равный объем эфирного времени зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, региональным группам кандидатов с учетом указанного соотношения.

3. (7.) Не менее половины общего объема выделяемого организациями телерадиовещания бесплатного эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, региональным группам кандидатов для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных аналогичных совместных агитационных мероприятий. При выделении эфирного времени для проведения совместных агитационных мероприятий на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 3 статьи настоящего Федерального закона, расчет и выделение эфирного времени производятся раздельно для зарегистрированных кандидатов и региональных групп кандидатов с учетом соотношения, указанного в пункте 6 настоящей статьи. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных основаниях14, а политические партии, избирательные блоки, региональные группы кандидатов соответственно должны быть допущены - на следующих условиях:

    а) политические партии, избирательные блоки, чьи федеральные списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы, а также региональные группы выдвинутых ими федеральных списков кандидатов получают две трети указанной доли бесплатного эфирного времени;

    б) политические партии, избирательные блоки, чьи федеральные списки кандидатов не были допущены к распределению депутатских мандатов на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы, но получили на этих выборах не менее 2 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также региональные группы выдвинутых ими федеральных списков кандидатов получают одну треть указанной доли бесплатного эфирного времени;

    в) политические партии, избирательные блоки, не указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, не получают бесплатное эфирное время для участия в совместных агитационных мероприятиях.

4. В совместных агитационных мероприятиях зарегистрированные кандидаты (в том числе включенные в федеральный список кандидатов), уполномоченные представители и доверенные лица политических партий, избирательных блоков могут участвовать только лично. Представители кандидата, зарегистрированного по одномандатному избирательному округу, к участию в совместных агитационных мероприятиях не допускаются

5. (8.) Кандидат, политическая партия, избирательный блок, региональная группа кандидатов вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. Таким отказом считается также неличное участие в совместном агитационном мероприятии, указанном в пункте 4 настоящей статьи. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается, за исключением случая, когда в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в этом агитационном мероприятии может принять участие только один участник. Такому участнику по его желанию предоставляется бесплатное эфирное время в пределах доли, полученной делением эфирного времени, предоставляемого для проведения совместного агитационного мероприятия, на общее число предполагавшихся участников указанного агитационного мероприятия. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого отказавшимся от участия в совместном агитационном мероприятий зарегистрированному кандидату, политической партии, избирательному блоку в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи.

6. (9.) Оставшаяся часть (две трети) бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, распределяется соответственно между зарегистрированными кандидатами в равных долях, а между региональными группами кандидатов и между политическими партиями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, - на следующих условиях:

    а) политические партии, избирательные блоки, чьи федеральные списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы, а также региональные группы выдвинутых ими федеральных списков кандидатов получают две трети указанной части бесплатного эфирного времени;

    б) политические партии, избирательные блоки, чьи федеральные списки кандидатов не были допущены к распределению депутатских мандатов на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы, но получили на этих выборах не менее 2 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также региональные группы выдвинутых ими федеральных списков кандидатов получают одну треть указанной части бесплатного эфирного времени;

    в) политические партии, избирательные блоки, не указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, не получают бесплатное эфирное время.

7. (2.) В течение недели по завершении регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов проводится жеребьевка в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи в целях распределения бесплатного эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, политическими партиями, избирательными блоками, подавшими заявку на участие в этой жеребьевке.

8. (10.) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания проводит жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов политических партий, избирательных блоков. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания проводит жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется соответственно в общероссийских и региональных государственных периодических печатных изданиях, указанных соответственно в пунктах 2 и 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

11. Расходы организаций телерадиовещания, связанные с бесплатным предоставлением эфирного времени зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, региональным группам кандидатов, телерадиовещания.

9. (12) Государственные организации телерадиовещания, подпадающие под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, политическими партиями, избирательными блоками на платной основе. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков и опубликованы организациями телерадиовещания не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Общий объем эфирного времени, резервируемого для платного предоставления каждой организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, но не может превышать его более чем в два раза.

10. (13.) Каждый зарегистрированный кандидат, региональная группа кандидатов, политическая партия, избирательный блок вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число соответственно зарегистрированных кандидатов и региональных групп кандидатов (с учетом требований пункта 6 настоящей статьи) либо политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

11. (14.) Эфирное время, указанное в пункте 9 настоящей статьи, должно предоставляться организацией телерадиовещания в период, указанный в пункте 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов определяются жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями политических партий, избирательных блоков. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 11 настоящей статьи. Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

12. Муниципальные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 9 статьи 55 настоящего Федерального закона, предоставляют политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрированным кандидатам для проведения предвыборной агитации эфирное время за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех политических партий, избирательных блоков, зарегистрированных кандидатов. Общий объем эфирного времени, предоставляемого политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрированным кандидатам муниципальной организацией телерадиовещания, определяется этой организацией телерадиовещания. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов каждой из политических партий, каждого из избирательных блоков, зарегистрированных кандидатов определяются в соответствии с жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 7 настоящей статьи. Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

13. (15.) Если зарегистрированный кандидат, политическая партия, избирательный блок, региональная группа кандидатов после проведения жеребьевки откажутся от использования эфирного времени, они обязаны не позднее чем за два дня до выхода в эфир сообщить в письменной форме об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации15.

16. Предвыборная агитация на каналах негосударственных организаций телерадиовещания, не подпадающих под действие пунктов 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, может начинаться непосредственно после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с договором, заключенным между организацией телерадиовещания и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов.

14. (17.) Оплата Предоставление эфирного времени зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, как и его предоставление на каналах негосударственных организаций телерадиовещания не подпадающих под действие пунктов 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, осуществляется на равных условиях. Негосударственные организации телерадиовещания, не соблюдающие эти требования, а также требования пункта 9 статьи 55 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам эфирное время для целей предвыборной агитации.

15. (18.) В договорах о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

16. (19.) Платежный документ поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного документа поручения. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах Российской Федерации.

20. Оплата эфирного времени должна осуществляться исключительно из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

17. (21.) Если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат, политическая партия, избирательный блок нарушит условия, установленные настоящим Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени. В случае расторжения договора организация телерадиовещания не вправе использовать высвободившееся эфирное время для целей предвыборной агитации.

18. (22 ) Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока, в том числе рекламой товаров, работ и услуг.

19. (23.) Запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов политических партий, избирательных блоков на каналах общероссийских государственных16 организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, трансляцией иных теле- и радиопрограмм.

24. В информационных теле-и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку , в том числе и по временя освещения их предвыборной деятельности.17

20. (25.) Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с видео и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания не менее в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации телерадиовещания обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени, указанные в пункте 12 статьи 55 настоящего Федерального закона, в течение пяти лет со дня голосования.

Статья 57. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания

1. Зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в государственных периодических печатных изданиях, подпадающих под действие пункта 1 статья 55 настоящего Федерального закона и выходящих не реже чем один раз в неделю, на равных следующих условиях:

равный объем предоставляемой печатной площади, одинаковое место на полосе, одинаковый размер шрифта и так далее другие условия.

З. Бесплатная печатная площадь предоставляется редакциями периодических печатных изданий, подпадающими под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, в период, который начинается за 40 дней до дня голосования и оканчивается за один день до дня голосования.

2. (4 ) Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий, подпадающих под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, бесплатно предоставляет соответственно зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов либо политическим партиям, избирательным блокам, должен составлять не менее 10 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный пунктом 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. Общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей предвыборной агитации в течение периода, установленного пунктом 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, декларируется редакцией данного издания не позднее чем через 30 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

3. (5.) Объем печатной площади, предоставляемой в каждом субъекте Российской Федерации региональной группе кандидатов редакцией регионального государственного периодического печатного издания, подпадающей под действие пункта 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, исчисляется путем умножения объема печатной площади, предоставляемой соответствующей редакцией периодического печатного издания зарегистрированному по одномандатному избирательному округу кандидату в данном субъекте Российской Федерации, на число одномандатных избирательных округов в данном субъекте Российской Федерации, но не может превышать этот объем более чем в три раза. При этом указанные редакции периодических печатных изданий предоставляют равный объем печатной площади зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, региональным группам кандидатов с учетом указанного соотношения.

4. (6 ) Общий объем бесплатной печатной площади, декларированной редакцией периодического печатного издания, распределяется между зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, политическими партиями, избирательными блоками путем деления общего объема выделяемой печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов (с учетом требований пункта 5 настоящей статьи) либо политических партий, избирательных блоков, имеющих право на бесплатную печатную площадь публикацию предвыборных агитационных материалов в данном периодическом печатном издании.

5. (2.) В течение трех дней недели после завершения регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов редакция периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц проводится жеребьевку в целях распределения бесплатной печатной площади между зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, политическими партиями, избирательными блоками, подавшими заявки на участие в этой жеребьевке, и установления даты бесплатных публикаций их предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов, политических партий, избирательных блоков устанавливаются жеребьевкой, проводимой в течение педели после завершения регистрации кандидатов, списков кандидатов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответствующей избирательной комиссии, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Печатная площадь предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки.

8. Расходы редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатной печатной площади для целей предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования редакций периодических печатных изданий.

6. (9.) Редакции государственных периодических печатных изданий, выходящие не реже одного раза в неделю, подпадающие под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, обязаны резервировать печатные площади для проведения предвыборной агитации на платной основе зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, политическими партиями, избирательными блоками. Размер и условия оплаты печатных площадей должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков и опубликован редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления редакцией периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не может превышать этот объем более чем в два раза.

7. (10.) Каждый зарегистрированный кандидат, региональная группа кандидатов, политическая партия, избирательный блок вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число соответственно зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов (с учетом требований пункта 3 настоящей статьи) либо политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

8. (11) Печатная площадь, указанная в пункте 6 настоящей статьи, должна предоставляться редакцией периодического печатного издания в период, указанный в пункте 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. Дата опубликования предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, региональной группы кандидатов, политической партии, избирательного блока определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями политических партий, избирательных блоков. Жеребьевка должна проводиться в срок, указанный в пункте 5 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответствующей избирательной комиссии, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Печатная площадь предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки.

9. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, редакции выходящих реже чем один раз в неделю государственных периодических печатных изданий, выполнившие условия пункта 9 статьи 55 настоящего Федерального закона, предоставляют зарегистрированным кандидатам печатную площадь за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех политических партий, избирательных блоков, зарегистрированных кандидатов. Общий объем печатной площади, предоставляемой политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрированным кандидатам редакциями указанных периодических печатных изданий, определяют сами редакции. Дата публикации предвыборных агитационных материалов каждой из политических партий, каждого из избирательных блоков, каждого из зарегистрированных кандидатов определяется в соответствии с жеребьевкой, проводимой редакциями указанных периодических печатных изданий с участием заинтересованных лиц на основании письменной заявки на участие в жеребьевке, поданной уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока, зарегистрированным кандидатом. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 5 настоящей статьи. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.

10. (12.) Если зарегистрированный кандидат, политическая партия, избирательный блок, региональная группа кандидатов после проведения жеребьевки откажутся от использования печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней (вариант: за 3 дня) до дня публикации сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.

11. (13.) Редакции негосударственных периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пунктов 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, вправе публиковать предвыборные агитационные материалы непосредственно после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с договором, заключенным между редакцией периодического печатного издания и зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, не соблюдающие эти требования, а также требования пункта 9 статьи 55 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам печатную площадь для целей предвыборной агитации.

12. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия пункта 9 статьи 55 настоящего Федерального закона, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.

14. Оплата печатной площади зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, предоставляемой им редакциями периодических печатных издании, не подпадающими под действие пунктов 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, осуществляется па равных условиях.

13. (15.) Оплата печатной площади зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками осуществляется в соответствии с договорами, заключенными ими с редакциями периодических печатных изданий после проведения жеребьевки. Платежный документ поручения филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади должен быть представлен зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком не позднее чем за два дня до дня публикации. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного документа поручения. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах Российской Федерации.

16. Оплата печатной площади должна осуществляться исключительно из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

14. (17.) Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками.

15. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату, политической партии, избирательному блоку путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий. Это Требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденные не позднее чем за год до начала избирательной кампании кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими список (списки) кандидатов, политическими партиями, входящими в избирательный блок, выдвинувший список (списки) кандидатов.18

18. Редакции периодических печатных изданий, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательную кампанию.19

19. Требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрированным кандидатом (зарегистрированными кандидатами), избирательным объединением, избирательным блоком, а также входящим (входящими) в избирательный блок избирательным объединением (избирательными объединениями) и не подпадают под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона.20

16. (20.) Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации. Если публикация предвыборных агитационных материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание па то, какому зарегистрированному кандидату, какой политической партии, какому избирательному блоку была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

Статья 58. Условия предвыборной агитации посредством проведения массовых мероприятий

1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, группам избирателей в организации и проведении собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.

2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, доверенных лиц и уполномоченных представителей политических партий, избирательных блоков с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. Уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения предвыборных массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей политических партий, избирательных блоков и их доверенных лиц с избирателями. Если указанное помещение или помещение, находящееся в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, было предоставлено для проведения предвыборных массовых мероприятий одному из зарегистрированных кандидатов, политической партии, избирательному блоку, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, политической партии, избирательному блоку в предоставлении помещения на таких же условиях в другое время. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков при проведении предвыборных массовых мероприятий.

4. Зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе на договорной основе арендовать для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других предвыборных массовых мероприятий принадлежащие гражданам и организациям здания и помещения, независимо от формы собственности на эти здания и помещения.

5. Для агитационных целей не могут предоставляться здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

6. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание, помещение, пригодное для встреч с избирателями, находится в расположении воинской части. Такое здание может выделяться для проведения агитационных мероприятий командиром воинской части по запросу соответствующей комиссии21. Встречи зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей политических партий, избирательных блоков, их доверенных лиц с избирателями из числа военнослужащих за пределами расположения воинской части обеспечивает командир воинской части совместно с окружной избирательной комиссией с обязательным приглашением не позднее чем за три дня до каждой такой встречи всех кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, всех политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов (их уполномоченных представителей).

7. Обязанность обеспечения безопасности при проведении предвыборных массовых мероприятий возлагается на государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 59. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

1. Зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе беспрепятственно выпускать предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные . материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Оказывающие рекламные услуги организации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения или которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, и политическим партиям, избирательным блокам равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов.

3. Все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы (за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 56 и 57 настоящего Федерального закона) должны содержать наименования и юридические адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.

4. Экземпляры предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть получены от зарегистрированного кандидата соответствующей окружной избирательной комиссией либо территориальной избирательной комиссией, от политической партии, избирательного блока избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Если представление экземпляра агитационного материала в избирательную комиссию невозможно, представляется его копия (фотография). Вместе с указанными материалами в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о местах нахождения (об адресах места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы, а также об оплате агитационных материалов из избирательного фонда. Изготовление, распространение предвыборных печатных агитационных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков не допускаются.

41. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую и социальную рекламу.

5. Распространение предвыборных агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 3, 4 и 41 настоящей статьи, а также без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда запрещается.

6. Органы местного самоуправления по предложению окружной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную там на них информацию. Зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу кандидатам, а также политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, должна быть выделена равная площадь для размещения предвыборных печатных агитационных материалов. Зарегистрированные по одномандатному избирательному округу кандидаты, а также уполномоченные представители политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения предвыборных печатных агитационных материалов.

7. В случаях, не предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, предвыборные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности или в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, производится на равных условиях для всех зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

8. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования или у входа в них.

9. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов либо о распространении предвыборных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 3, 4, 41, 7 и 8 настоящей статьи, принимает соответствующие меры и вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов.

Статья 60. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации

1.При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, предвыборные агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, злоупотребление свободой массовой информации в иных формах, запрещенных законодательством Российской Федерации. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

2. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, их уполномоченным представителям, доверенным лицам, а также иным лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей, обещая передать им денежные средства, ценные бумаги и другие материальные блага (в том числе по итогам голосования), а также оказать услуги иначе чем на основании принимаемых в соответствии с федеральными законами решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

21. В период избирательной кампании выборы и их результаты не могут быть объектом лотерейной деятельности.

3. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей политических партий, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда на основаниях, предусмотренных пунктом 17 статьи 56, пунктами 14 и 20 статьи 57 настоящего Федерального закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

31. Кандидаты, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов или выдвинувшие кандидата, зарегистрированного по одномандатному избирательному округу, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, входящие в состав избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов или выдвинувших зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам, доверенные лица и уполномоченные представители указанных политических партий, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц или организаций, в ходе избирательной кампании не имеют права заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению либо от имени указанных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков. Указанным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, политическим партиям и иным общероссийским общественным объединениям, входящим в состав избирательных блоков, запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа.22

4. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций телерадиовещания, указанных в пунктах 1 и 4 статья 55 настоящего Федерального закона, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пунктах 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, участвуя в избирательной кампании, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации (в том числе достоверной), способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и редакции периодических печатных изданий не могут предоставить зарегистрированному кандидату, (зарегистрированным кандидатам возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своей его (их) чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитационного периода. При этом эфирное время должно быть предоставлено в то же время суток и в той же программе, где была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше времени, необходимого диктору для прочтения стандартной страницы машинописного текста, а при предоставлении печатной площади опровержение или разъяснение должно быть набрано шрифтом того же размера, помещено на том же месте полосы и в объеме не меньшем, чем одна стандартная страница машинописного текста. Непредоставление зарегистрированному кандидату, зарегистрированным кандидатам такой возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту его (их) чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций телерадиовещания, указанных в пунктах 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, и в периодических печатных изданиях, указанных в пунктах 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), может являться основанием для привлечения этих организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Установленные настоящим пунктом правила не распространяются на редакции периодических печатных изданий, учрежденных не позднее чем за год до начала избирательной кампании кандидатами, политическими партиями, в том числе входящими в избирательный блок, иными общероссийскими общественными объединениями, входящими в избирательный блок.

5. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов, их доверенными лицами, уполномоченными представителями пункта 1 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 1 статьи 90 настоящего Федерального закона, вправе не позднее чем за пять дней до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов, их доверенными лицами и уполномоченными представителями иных правил проведения предвыборной агитации, установленных настоящим Федеральным законом, избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение этому зарегистрированному кандидату, политической партии, избирательному блоку, при необходимости либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также вправе отказать в регистрации, при этом избирательная комиссия вправе также отменить не позднее чем за 15 дней до дня голосования решение о регистрацию кандидата, федерального списка кандидатов, а за 15-5 дней до дня голосования - обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). Соответствующее решение избирательной комиссии передается в средства массовой информации.

6. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

7. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленных настоящим Федеральным законом правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, в органы исполнительной государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.


11 РИО предлагает исключить.

12 Обсудить. М.б. политическая партия, не выдвинувшая список кандидатов, тоже может предоставлять печатную площадь в своих газетах не на равных условиях?.

13 Обсудить. В рамках преференций политическим партиям, возможно, следует исключить эти пункты.

14 Обсудить: нужны ли преференции кандидатам, выдвинутым в округах от партий.

15 Обсудить. Возможно, следует исключить это уточнение, которое стимулирует кандидатов сначала получать эфирное время, а затем отказываться от его использование в ущерб другим кандидатам.

16 А может и на негосударственных? Обсудить.

17 Перенос в статью 512

18 Обсудить. М.б. политическая партия, не выдвинувшая список кандидатов, тоже может предоставлять печатную площадь в своих газетах не на равных условиях?.

19 Учтено в статье 51-4.

20 Учтено в статье 55

21 Обсудить. С учетом величины избирательного округа, возможно, данное добавление неоправданно.

22 Перенос из статьи 48

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта