Демократия.Ру




Пустые разговоры, какая-то шумиха и «кампанейщина» в этой сфере абсолютно не нужны, их нужно оставить в прошлом. Напротив, нужны точные и реалистические меры – и в борьбе с проявлениями коррупции, и, главное, в ее предупреждении. Путин В.В., 2004г


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


04.12.2024, среда. Московское время 09:42


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Раздел 1. Роль гражданского общества в демократическом государстве

Верьте, что преобразование может произойти

Вступление

В настоящем разделе раскрывается роль гражданского общества в демократическом государстве, указывается как и в чем гражданское общество может оказать помощь властям. В главе также описываются иные функции гражданского общества, направленные на обеспечение подотчетности государственных органов и гласности в деятельности органов власти. В главе подчеркивается важность информирования общественности в демократическом обществе, а также раскрывается незаменимая роль общественных объединений в обеспечении связи между гражданами и избранными должностными лицами.

1.1. Значение гражданского общества в демократическом государстве

Сильное гражданское общество, базирующееся на принципах плюрализма, способное объединить широкие слои населения, является критически важным фактором в демократическом преобразовании государства. По мнению Ларри Даймонда, «гражданское общество выполняет множество других важнейших функций для демократического развития и объединения демократических сил». К числу таких функций относятся:

    - ограничение власти чиновников, в том числе контроль и борьба с правонарушениями власть предержащих;

    - контроль за соблюдением прав человека и укрепление законности и правопорядка;

    - наблюдение за выборами, обеспечение более высокого уровня демократии, повышение доверия к демократическому процессу;

    - правовое воспитание граждан, разъяснение их прав и обязанностей;

    - создание общей атмосферы гражданской выдержки и гражданского участия в жизни страны;

    - вовлечение различных общественных групп и движений в политический процесс, повышение их активности в защите общественных интересов;

    - выработка альтернативных способов повышения уровня общественного благосостояния, отличных от бюджетного финансирования;

    - обеспечение гласности и плюрализма путем информирования общественности, последовательности в проведении экономических и политических реформ.

Даймонд также поясняет, что «там, где общественные гражданские организации добиваются уважения и доверия к себе со стороны различных политических сил, там они способны стабилизировать положение, а иногда и спасти демократию в кризисной ситуации». В качестве примера он приводит ситуацию, сложившуюся в Центрально-Африканской Республике, где негосударственная организация Центрально-африканская лига по правам человека сыграла решающую роль посредника в двух армейских восстаниях в 1996 г.

    Во время первого армейского бунта ... Центрально-африканская лига по правам человека выступила в качестве главного посредника между военными повстанцами и правительством, «разрабатывая протоколы (чтобы обеспечить выплату денежного содержания солдатам) и, в конечном итоге, убедила солдат сложить оружие». Второе и более серьезное восстание приняло форму попытки военного переворота. Оно грозило не только демократии, но и могло перерасти в гражданскую войну, поскольку сопровождалось этническими конфликтами, разделением сил внутри армии, вооружением населения, требованиями отставки президента, а также мародерством и насилием над гражданским населением. Несмотря на то, что данное восстание в конечном счете было подавлено благодаря введению французского военного контингента, политическое решение конфликта, во многом, было достигнуто, благодаря открытой поддержке Центрально-африканской лиги за права человека правящего режима и посреднической роли этой организации в переговорах между правительством и повстанцами.

    Способность Центрально-африканской лиги по правам человека выступить в качестве защитника демократии обусловливается ее последовательно нейтральной и объективной позицией и общепризнанным мнением о моральной чистоплотности, которое сложилось об организации за пять лет борьбы за демократию.

При переходе к демократическому обществу различные страны сталкиваются с самыми разными проблемами. Практически во всех случаях гражданские общественные организации могут внести значительный вклад в укрепление жизнестойкости демократии, повышение уровня общественного сознания и даже предотвращение злоупотреблений и нарушений закона власть предержащими (частично, за счет разоблачений и документальных подтверждений таких правонарушений). Испытывая на себе постоянное давление, угрозы, подвергаясь арестам и риску физической расправы, группы защиты прав человека и другие гражданские организации мужественно продолжают борьбу за демократию.

1.2. Как гражданское общество может помочь властям

Данное пособие разработано для общественных объединений, вовлеченных в процесс демократического преобразования в Российской Федерации, которые совместно с другими членами гражданского общества могут сыграть важную роль в поддержке органов власти на местном уровне, на уровне субъектов Федерации, а также на федеральном уровне.

Гражданское общество объединяет в своих рядах большую часть демократически настроенного населения страны. Это «я и вы», люди, не занимающие выборные должности, а именно: студенты, члены клубов, объединений, религиозных организаций и спортивных обществ. В странах с сильными авторитарными режимами грань между властями и гражданским обществом практически размыта. Можно привести множество хорошо известных примеров, когда гражданского общества (то есть, организаций и объединений, не созданных по инициативе властей или не связанных с ними) практически не существует.

Обращаясь к истории демократического развития на африканском континенте, например, Даймонд предупреждает, что:

    Одной из наиболее серьезных угроз демократии ... является интенсивная политизация общественной жизни. Государство было настолько централизованным и вездесущим при распределении материальных благ, необходимых населению, что каждое крупное объединение или организация отчаянно стремилась получить доступ к власти, либо пыталась захватить власть. Практически все крупные группировки (политические и общественные) задавались вопросом: что можно получить от политической системы, и не спрашивали себя, что можно сделать для того, чтобы обеспечить справедливость этой системы... Что жизненно необходимо в таких обстоятельствах, - это нейтральные, пользующиеся доверием арбитры и наблюдатели, стремящиеся обеспечить чистоту и справедливость процесса, незаинтересованные в каком-либо конкретном исходе, не являющиеся сторонниками какой-либо партии, фракции или политического деятеля.

В такой ситуации, власти сталкиваются с задачей, как обеспечить предоставление всех или большей части материальных благ своим гражданам. Сложная задача даже для самых богатых стран! Неизбежно складывается ситуация, когда ресурсы становятся ограниченными, и людям приходится либо не иметь ничего, либо получать значительно меньше того, что они хотели бы иметь или что им просто необходимо, а довольствуются только тем, что власти способны предоставить им. При этом есть все основания полагать, что власти заинтересованы в сотрудничестве с каждым, кто способен обеспечить население необходимыми товарами и услугами, именно такую цель и ставит перед собой гражданское общество.

Гражданское общество способно сыграть выдающуюся роль в общественной жизни, приняв на себя часть бремени, лежащего на властях, и помочь им донести товары и услуги до простых граждан.

Несмотря на то, что в данном разделе мы уделяем особое внимание гражданским общественным организациям и их роли в демократическом развитии, необходимо отметить, что гражданское общество также играет ключевую роль во всех областях общественного развития и оказания помощи неимущим и малоимущим слоям населения. Программы здравоохранения, образования, социальной защиты, развития спорта, искусства, бизнеса, - каждые из этих направлений являются различными аспектами деятельности негосударственных гражданских общественных организаций.

Как отмечает Даймонд, «Демократическое развитие требует, чтобы гражданское общество было не только простым наблюдателем, контролером и критиком действий властей, но также выражало свою лояльность и поддержку государству в тех областях, где оно привержено демократическим принципам».

Общественным непартийным объединениям в Российской Федерации предстоит сыграть заметную роль в происходящем экономическом и политическом реформировании страны.

Разумеется, существует большое количество проблем - многие люди работают по несколько месяцев, не получая зарплаты. Как бы люди не работали, получая за свой труд плату (хотя и дожидаясь ее месяцами) или на добровольных началах, каждый тем или иным образом вносит свою лепту, помогая стране продвинуться вперед к светлому будущему.

Во многих странах люди оказывают такую помощь pro bono, то есть на общественных началах или бесплатно. Даже в тех странах, где на благотворительные цели выделяется до 500 млн. долларов в год, миллионы людей отдают свое время и силы тому, чтобы обеспечить должную работу системы. Американский президент Джон Кеннеди, обращаясь к гражданам Америки, произнес незабываемую фразу: «Спросите, что ваша страна может сделать для вас, а также спросите, что вы сможете сделать для страны». Это обращение может быть адресовано к гражданам практически любой страны.

1.3. Информирование общественности в демократическом обществе

Если гражданское общество является основой демократического общества, то информирование общественности является процессом, обеспечивающим возможность гражданскому обществу видеть, слышать и чувствовать. «Информирование общественности» означает предоставление объективной, политически нейтральной информации о ходе избирательного процесса или о действиях властей, например, информация о правах и обязанностях при проведении выборов или о вопросах, обсуждаемых в правительстве. Общественные объединения могут обеспечить связь между властями и людьми, избравшими эти власти.

Открытая и постоянная связь жизненно необходима для того, чтобы люди видели, что власти подотчетны, а их действия открыты.

Информирование общественности позволяет людям понять, каким образом их жизни зависят от решения властей. Он показывает им, чего можно добиться, участвуя в избирательном процессе. Информирование общественности превращает демократию из мифа в реальность, дает возможность каждому почувствовать себя частью этого процесса, даже несмотря на то, что люди иногда могут быть обескуражены медленным ходом демократических преобразований.

Избиратели должны знать как свои права, так и обязанности в демократических государствах. Им необходимо иметь связь с теми людьми, за которых они голосуют и кому поручают представлять свои интересы. Они должны быть достаточно уверены, что их голос имеет значение на выборах, что они могут как в устной, так и в письменной форме заявить о своих взглядах на волнующие их вопросы.

Программа информирования общественности может предусматривать предоставление различных услуг и видов продукции своей деятельности. Она может быть посвящена разработке информационных материалов для новых избирателей или быть направлена на обеспечение явки избирателей. В период между выборами может быть создана инициативная организация, представляющая различные молодежные движения, или проведена парламентская наблюдательная кампания, направленная на получение информации о работе избранных должностных лиц. Общественные объединения могут также помочь избирательным комиссиям в подготовке посвященных выборам материалов или выделить им помощников на добровольных началах.

Без хорошо налаженной и четкой обратной связи с избирателями избранные должностные лица могут превратиться в ленивых и высокомерных чиновников. Даже в странах с глубокими демократическими традициями «народные избранники» часто отдаляются от людей, чьи интересы они представляют. Избиратели должны иметь возможность как требовать ответов на заданные ими вопросы, так и доводить информацию до выборных должностных лиц, которая поможет последним в принятии решений в области публичной политики. Большинство выборных должностных лиц не имеет большого аппарата для помощи в работе.

Информирование - это двухсторонний поток информации. Избирателям необходимо участвовать в информировании властей по наиболее важным для них вопросам и проблемам.

Наиболее сложная задача, стоящая перед общественными объединениями, заключается в предоставлении фактов и вопросов таким образом, чтобы общественность почувствовала потребность в информации, знала к кому обращаться и была готова участвовать в этом информационном процессе. Следующие разделы будут посвящены различным методам достижения этой цели.

Вопросы для обсуждения

    Как бы вы определили гражданское общество в Российской Федерации?

    Какие ведущие деятели и организации входят в ряды гражданского общества в Российской Федерации сегодня?

    Поддерживают ли общественные объединения деятельность власти на федеральном и местном уровне? Каким образом?

    Какую роль играют общественные объединения в информировании общественности?

    Осложняет ли какой-либо аспект публичной политики доведение информации общественными объединениями?

    Почему для групп с аналогичными интересами важно, чтобы выборные должностные лица знали, что такие группы представляют избирательный блок?

    Кто является наиболее надежным, пользующимся доверием источником информации? Кто еще вовлечен в этот процесс, и почему успех таких организаций и деятелей не столь велик?

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта