Демократия.Ру




Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть. Бернард Шоу (1856-1950), ирландский драматург и романист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.12.2024, понедельник. Московское время 06:12


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

3. Преступность, коррупция и финансовые пожертвования на политическую деятельность в Соединенных Штатах Америки

В течение последних полутора столетий коррупция является неотъемлемой частью политической жизни Соединенных Штатов Америки. Например, по мере того, как стремительными темпами разрастался Нью-Йорк, в который прибывали нескончаемые потоки иммигрантов, лидеры демократической партии (доминирующей политической силы в штате Нью-Йорк) стали устойчиво побеждать на выборах за счет взяток, получаемых от владельцев строительных компаний. Это достигалось за счет замещения бюджетных рабочих мест своими сторонниками, подкупа должностных лиц при предоставлении американского гражданства иммигрантам в обмен на их обещание голосовать за демократов, а также за счет иных коррупционных действий. Городская организация демократической партии или «машина», как она в свое время называлась в Нью-Йорке, была олицетворением коррумпированной структуры. Ее лидер, «Босс» Твид, был исключен из рядов демократической партии после разоблачительного материала, опубликованного в 1868 г. в газете «Нью-Йорк Тайме». Однако коррупция в городе на этом не прекратилась.

В самом начале XX века журналист Линкольн Стефенс, освещавший ход предвыборных кампаний в Соединенных Штатах Америки, опубликовал в 1904 г. под рубрикой «Позор наших городов» ряд разгромных материалов о противозаконной практике предвыборной борьбы в таких городах как Сент-Луис, Миннеаполис, Питтсбург, Чикаго и Нью-Йорк.

Несмотря на ряд попыток, предпринятых с целью осуществить необходимые политические реформы еще до первой мировой войны, сфера заорганизованных до «механических» действий политических мероприятий оставалась такой же коррумпированной в течение 1920-х и 19300-х гг. Введение сухого закона в Соединенных Штатах Америки лишь подстегнуло бурный рост рынка подпольной алкогольной продукции. Организованная преступность и политический подкуп приобрели невиданные размеры. То было «золотое» время для таких гангстеров как Аль Капоне. В те годы организованная преступность стала ассоциироваться с бандитскими группами, состоящими из итальянских иммигрантов. Необходимо признать, что в составе преступных группировок можно было обнаружить представителей всех этнических сообществ, населяющих Соединенные Штаты Америки.

В начале 1950-х гг. комитеты Конгресса Соединенных Штатов Америки приступили к расследованию фактов организованной преступности, рэкета в сфере трудовых отношений и политического подкупа в американских городах с целью выявить размах данных губительных явлений. Как обнаружилось, во главе преступного мира находились лидеры примерно двадцати преступных «семейств» или кланов итальянского происхождения. Во главе каждого клана, имевшего свою структуру иерархических отношений, стоял «босс». В начале правоохранительные органы и криминологи расходились во мнениях относительно того, представляет ли собой организованная преступность в Соединенных Штатах Америки некую единую, возглавляемую итальянцами сеть бандитских группировок или речь должна идти о значительном количестве разрозненных преступных групп. Во всяком случае никто не сомневался в том, что в таких штатах как Иллинойс (особенно Чикаго), Нью-Джерси и Пенсильвания организованная преступность и сопутствующий ей политический подкуп расцвели пышным цветом. Такие же штаты как Висконсин и Миннесота сохранили репутацию чистых в политическом отношении регионов. В тех городах и штатах, где политику считали «грязным» делом, приличные граждане нередко избегали участия в политической жизни общества. Получалось так, что коррупция стала казаться неизживаемой.

Несмотря на локальные вариации, было совершенно очевидно, что за годы после Второй мировой войны коррупция основательно поразила политическую жизнь примерно одной четверти штата Соединенных Штатов Америки. Согласно исследованиям, проведенным одним из самых уважаемых ученых, занимавшимся вопросами финансирования политических кампаний в конце 1950-х гг., на долю преступного мира приходилось примерно 15 % всех средств, привлеченных для финансирования штатных (на уровне штата) и местных избирательных кампаний в США (см. Heard, 1960, 154-168).

Согласно широко распространенной в 1950-х гг. теории социолога Роберта Мертона, организованную преступность и политический подкуп невозможно изжить, потому что они играют важную роль в американской политической жизни: эти незаконные приемы дают возможность представителям ущемленных этнических групп (в частности, итальяно-американцам) подниматься по социальной лестнице и добиваться целей, недостижимых легальным путем. Согласно утвердившемуся тогда мнению, члены наименее обеспеченных городских сообществ могли улучшить свое материальное положение, лишь заявив о себе в сфере профессионального спорта (особенно бокса), шоу-бизнеса (Фрэнк Синатра может быть хорошим примером в данном отношении) или организованной преступности и политического подкупа.

Как полагали, с расширением образовательных и экономических возможностей, а также с переездом горожан из густозаселенных районов мегаполисов в пригороды новые социально-бытовые условия перестанут быть питательной средой для преступности и коррупции. Экономические условия, а не организационные реформы городских властей должны были в первую очередь способствовать ликвидации организованной преступности и политических правонарушений.

Ожидания того, что честные и чистые политические отношения придут и утвердятся по мере роста численности среднего класса американцев, оказались повергнутыми в прах в начале 1970-х гг. В 1972 г. полиция арестовала членов избирательной команды Ричарда Никсона (баллотировавшегося от республиканской партии на второй срок в Белом Доме) в то время, когда те пытались незаконным путем проникнуть в штаб кандидата в президенты США от демократической партии. Штаб демократического кандидата находился в одном из номеров шикарного гостиничного комплекса «Уотергейт» с видом на реку Потомак. Данный арест послужил началом громкого «Уотергейтского скандала», в результате которого президент Р. Никсон был изобличен в попытках замять дело и в конце концов подал в отставку в 1974 г. до окончания срока своего президентства.

На фоне Уотергейтского дела просматривается не только отставка президента Никсона. Скандал, связанный с разбойным проникновением в штаб кандидата от демократической партии с целью незаконной установки там аппаратуры для прослушивания, вызвал взрыв расследований и публикаций в средствах массовой информации, нацеленных на борьбу с коррупцией (в этом деле особенно отличилась газета «The Washington Post»). Вице-президент США Спиро Агнью был вынужден уйти в отставку в связи с доказанной взяткой, принятой им ранее при исполнении должности губернатора штата Мэриленд. Были вскрыты массовые случаи незаконных финансовых пожертвований на политические цели со стороны крупных американских корпораций.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта