«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
III. Практические мероприятия
Успех данной программы во многом будет зависеть от своевременности подготовки и тщательности организации планируемых мероприятий. Преподавателям, которые будут руководить осуществлением программы, следует работать в тесном сотрудничестве и взаимодействии, чтобы спланировать и скоординировать мероприятия без нарушения нормального режима работы школы. Учителям, занятым в проведении этой программы, необходимо сформировать комитет по планированию мероприятий, проводимых в рамках данной учебной программы, и осудить составленный план с администрацией школы в начале учебного года.
Подготовка учителей
По возможности, учителям, принимающим участие в осуществлении программы, следует связаться с теми преподавателями, которые уже проводили подобные программы и имеют опыт применения методики ролевых игр. Если в программе планируется участие нескольких школ, следует организовать инструкторско-методическое занятие с преподавателями, на которое можно пригласить учителей и специалистов, обладающих практическим опытом в организации подобных мероприятий с использованием данных методик.
Подготовка администрации школы
Программа «Модель демократического общества» подразумевает применение оригинальных методических приемов и проведение нетрадиционных мероприятий. Очень важно, чтобы между преподавателями и школьной администрацией было достигнуто полное взаимопонимание и сложилась атмосфера тесного сотрудничества. Представители школьной администрации должны быть своевременно посвящены во все планируемые мероприятия, чтобы они смогли активно участвовать в проведении такой программы с начального этапа.
Распределение по группам
Распределение по группам представляет собой достаточно сложный этап программы, в то же время очень важно, чтобы школьники приняли непосредственное участие в этом аспекте работы. Одним из возможных приемов распределения учащихся по группам является жеребьевка. Однако, такой метод не позволяет учесть желания и способности обучаемых. В то же время нельзя исходить исключительно из пристрастий учеников, все пускать на самотек и отдавать на волю подростков. Это наверняка приведет к качественной и количественной диспропорции в составе групп: некоторые группы будут больше других, в другие войдут компании закадычных друзей.
Очень важно помнить, что группа «Кандидаты и партии» будет численно превосходить другие группы, так как в дальнейшем она разбивается на несколько партий и организаций. Во все другие группы предполагается включить приблизительно равное количество школьников. Так как не все школьники попадут в группы по своему выбору, мы рекомендуем следующий порядок распределения учеников по группам:
1. На аудиторных занятиях школьникам необходимо объяснить задачи и обязанности членов каждой группы. Дайте школьникам время подумать, в какую из групп они хотели бы записаться. Попросите их определить три группы, в которых они хотели бы работать, и записать их в порядке важности.
2. Учителя/инструкторы на основе сделанного выбора распределяют учеников по группам. По возможности необходимо составлять группы, учитывая первое желание школьника. После того, как набрано максимальное количество, приемлемое для группы, учитывается второй выбор, и так далее по порядку. При такой методике не только будет учтено желание школьников, но в то же время учителю представляется возможность обеспечить пропорциональную разбивку по рабочим группам.
Творческий подход
Данная программа не дает однозначные ответы на вопросы. Напротив, школьники изучают материал, выполняя определенные практические задания и участвуя в проведении разнообразных мероприятий. Необходимо напомнить учащимся, что существует множество способов для того, чтобы успешно выполнить задания, но в любом случае при подготовке необходим творческий подход. Вот всего лишь несколько практических задач, где школьники могут проявить творчество и инициативу:
* Разработка плакатов и лозунгов;
* Подготовка речей;
* Разработка планов проведение в жизнь стратегической линии предвыборной кампании;
* Выпуск школьной газеты о предстоящих учебных выборах;
* Организация встречи кандидатов.
Это всего лишь начало. Необходимо поощрять творчество школьников в течение всего процесса обучения. Точно так же учителя/инструкторы должны развивать новаторский, творческий подход к проведению каждого конкретного мероприятия.
Помощь представителей местных органов власти и общественных деятелей
Помощь представителей местных органов власти может стать важным элементом программы. Конечно, некоторые должностные лица могут отказаться помочь вам. Однако мы предполагаем, что учителям удастся установить контакты с различными представителями органов управления вовлечь их в проведение программы. Ниже приводится ряд государственных и политических деятелей, которые смогли бы оказать существенную помощь при проведении программы:
* Официальные должностные лица, связанные с выборным процессом: члены избирательных комиссий, председатели избирательных участков, наблюдатели и т.д.;
* Партийные представители, если в программе предусматривается создание нескольких партий;
* Государственные деятели: члены Государственной Думы и местных законодательных собраний, представители городских властей, работники министерств и т.п.;
* Представители средств массовой информации: редакторы, издатели, журналисты;
* Представители местных органов управления, лидеры профсоюзов, лидеры групп социальной ориентации.
Когда школьники общаются с такими лицами, государственная структура управления и система местного администрирования превращаются из абстрактного понятия в реальное и конкретное. Учащиеся узнают механизмы управления в демократическом обществе. Кроме того, такие лица помогут с письменными материалами, которые будут очень полезны: школьники смогут использовать их в качестве образцов при выполнении практических заданий. Ниже приводятся некоторые советы как можно привлечь таких лиц к участию в программе:
- Пригласите должностных лиц выступить перед всеми школьниками, принимающими участие в программе, или перед небольшими группами учащихся. Например, редактор газеты может выступить перед группой «Средства массовой информации», а член избирательной комиссии может рассказать о порядке проведения выборов всем учащимся;
- Дайте ученикам задание взять интервью у соответствующих официальных лиц. Например, школьник-кандидат может' взять интервью у члена регионального законодательного собрания относительно проведения предвыборной кампании и его деятельности на занимаемой должности. Затем такой школьник делает доклад в классе по материалам интервью.
- Организуйте посещение группы школьников места, работы должностного лица. Школьники группы «Средств массовой информации» могут сходить на экскурсию в редакцию местной газеты. Всем учащимся будет интересно посетить здание местного законодательного собрания и кабинеты должностных лиц.
- Организуйте встречи школьников с представителями четырех или пяти политических партий. На таком собрании учащимся будут изложены политические платформы партий и рассказано о том, как такие платформы разрабатывались.
Учителям/инструкторам следует связаться с местными официальными представителями, обсудить программу и привлечь их к планированию мероприятий. Должностные лица очень часто сильно загружены, и им необходимо спланировать мероприятия, в которых они будут участвовать, задолго до их проведения.
Доклады школьников
В качестве практических заданий школьникам можно поручить подготовить целый ряд материалов:
- Письменный отчет о проделанной работе;
- Доклад по материалам интервью, взятого у взрослого должностного лица;
- Ежедневный журнал-отчет о проведенных мероприятиях;
- Письменные материалы творческого характера: речи, газетные статьи, обращения, политические платформы и т.д.
Оценка работы школьников
Очень сложно беспристрастно и справедливо оценить работу школьников. Возможно, у учителей возникнет желание отказаться от выставления оценок каждому ученику в отдельности. В то же время предполагается, что письменные материалы будут оценены как письменные работы школьников. В различных школах, возможно, будут применяться различные методы оценки.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|