Демократия.Ру




Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой. Гёте, Иоганн Вольфганг (1749-1832), немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.11.2024, воскресенье. Московское время 00:13


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

IV. Возможные варианты и изменения

Как было сказано во вступительной части, настоящая учебная программа не должна рассматриваться как нечто окончательное и завершенное. Методика ролевой игры в процессе обучения может иметь многочисленные варианты, и поэтому настоящая работа представляет всего лишь набросок одного из возможных методических приемов. Мы ожидаем, что учителя, которые будут воплощать в жизнь настоящую программу, проведут многочисленные эксперименты в ее рамках для того, чтобы наилучшим образом удовлетворить индивидуальные запросы школьников. Мы предлагаем несколько возможных вариантов.

Подготовка лидеров

Как мы говорили раньше, настоящая учебная программа не разрабатывалась специально для подготовки молодых лидеров. И в то же время методика ролевой игры легко позволяет включить этот раздел в общую программу. Ниже приводятся несколько предложений о возможных вариантах мероприятий по привитию лидерских навыков:

Публичные выступления

Выступления перед аудиторией является наиболее важным качеством, необходимым любому лидеру. Во всех ситуациях молодым гражданам следует объяснить основные принципы выступления перед аудиторией, а именно:

- различные цели и виды выступлений;
- искусство построения речи, чтобы слушатели следили за развитием мысли;
- использование примеров, статистических данных и других доказательств в поддержку высказываемых положений;
- способы привлечения внимания аудитории;
- приемы, которые помогают аудитории запомнить основные моменты речи выступающего;
- способы повышения авторитета выступающего;
- подготовка и репетиция речи;
- способы преодоления страха при выступлении перед аудиторией;
- способы адаптации в аудитории;
- эффективное использование наглядных пособий;
- отработка различных стилей выступления, как то: речь-экспромт, чтение подготовленной речи, выступление по подготовленным тезисам и т.п.;
- невербальные аспекты речи, как то: жестикуляция, поза и т.д.

Эти и другие принципы выступления перед аудиторией можно найти в различных пособиях и включить в программу подготовки молодых граждан.

Руководство групповой дискуссией

Молодым гражданам можно привить навыки лидера путем проведения занятий по групповому обсуждению проблем. Методика будет различаться в зависимости от состава и размера группы и может включать как официально принятые «парламентские» процедуры, так и неформальные методы достижения единого мнения в группе.

Анализ проблем

Школьников следует обучить последовательному подходу к решению проблем, стоящих перед ними:

1. Определить проблему, включая ее масштабы, возможные последствия, остроту;
2. Проанализировать причины возникновения и следствия проблемы, а также определить, к чему приведет такая проблема в дальнейшем;
3. Определить критерии оценки возможных решений проблемы;
4. Составить перечень всех возможных решений, при этом можно использовать приемы интеллектуальной атаки при групповом обсуждении;
5. Оценить решения по установленным критериями;
6. Выбрать оптимальное решение или комбинацию решений;
7. Оформить решение в виде плана с указанием целей, задач, поручений, сроков, расходов и общей сметы.

Для более подробного изучения аналитических вопросов используйте материалы пособня»Лидерство в демократическом обществе».

Разработка планов работы

Молодым гражданам необходимо привить навыки определения целей, поиска средств,планирования реализации поставленных задач. Такие учебные задачи легко могут быть включены в программу «Модель демократического общества», так как эти аспекты сочетаются с целями обучения в различных группах.

В общем и целом существует множество навыков, которые следует привить молодым лидерам. Кроме того, учащимся было бы очень полезно встретиться с лидерами взрослого поколения и понаблюдать за их работой. В то же время учителям необходимо проявлять особую осторожность и чуткость при проведении этой программы, чтобы их работа с молодыми лидерами не была расценена как намерение индивидуальной подготовки нескольких школьников в ущерб остальным. Поэтому в этом разделе программы следует работать с теми учащимися, кто непосредственно высказал желание участвовать в этой работе, а не просто выбирать лучших учеников.

Сокращение программы

Не все школы смогут выделить полное количество часов, необходимое для проведения этой учебной программы. В этом случае учителя могут разработать сокращенные варианты настоящего курса. Рекомендуется, чтобы преподаватели определили конкретные аспекты программы и отрабатывали их, а не стремились охватить все темы, пытаясь втиснуть их в ограниченные временные рамки. Учителям следует выбрать такие мероприятия, которые наилучшим образом будут отвечать целям развития навыков и удовлетворения индивидуальных запросов учеников.

Расширенная программа

Программа может также быть более продолжительной и более подробной, чем предложено в данной работе. Могут быть использованы дополнительные материалы для изучения, школьникам может быть выделено больше времени для планирования и выполнения порученных заданий. Если на проведение этого курса выделяется больше времени, рекомендуется, чтобы большее количество аудиторных часов было отведено изучению основных демократических принципов и концептуальных положений, то есть на то, что обычно называют гражданским образованием. Школьникам также можно дать более сложные задания аналитического характера и поручить подготовить устное выступление перед одноклассниками о своих изысканиях. При этом можно уделить время на разъяснение основных принципов ораторского искусства. Расширенные программы также могут включать такие элементы, как школьный парламент и межшкольные программы.

Школьный парламент

Хотя курс «Модель демократического общества» специально не разрабатывалась для проведения выборов в школьный парламент, такие мероприятия могут естественно вытекать из этого курса. Школьный парламент, который также называется школьным советом или школьным правительством, дает возможность школьникам выразить свои взгляды и соображения по поводу обстановки в школе. Такие мероприятия представляют собой один из вариантов демократического подхода к вопросам управления. При этом школьникам, как соорганизаторам работы школы, представляется возможность выразить свое мнение. В то же время ученикам должно быть ясно, что у них нет реальной власти управления школой. Однако можно провести определенные мероприятия, при которых школьники могут получить полномочия управлять работой школы под руководством учителей. Если вы задумаете проводить такую программу, мы предлагаем вам несколько советов, как это лучше сделать:

- определите учителя-консультанта в организацию школьников;
- дайте школьникам и консультанту задание разработать в письменном виде конституцию школы, которая бы непреклонно соблюдалась всеми учащимися;
- установите четкие пределы полномочий школьников при решении проблем, стоящих перед школой;
- определите четкие сферы, в которых учащиеся могут принимать решения и осуществлять руководство;
- разработайте план-календарь проведения выборов, встреч и других мероприятий;
- проследите за тем, чтобы все участники были проинструктированы относительно процедур «парламентского обсуждения», а также методик группового принятия решений.

Более подробно о темах и методике занятий вы сможете узнать из пособия «Лидерство в демократическом обществе».

Межшкольная программа

Учителя и консультанты из нескольких школ, находящихся в одном районе могут работать совместно для организации межшкольных парламентов, в которые войдут представители от каждой школы. Такие организации могут работать параллельно существующим структурам местной государственной власти. Межшкольный парламент может затем избрать исполнительный орган: мэра, министров, членов избирательной комиссии и т.п. Такая программа дает возможность изучить действующую структуру государственной власти.

Искусство ведения спора

Соревнование в искусстве ведения спора имеет целью научить школьников основам ораторского мастерства и общения. Школьники готовятся к проведению различных дискуссий и споров между собой, затем проводят конкурсы и викторины с участием учащихся других школ. Учителя и опытные ораторы выступают в качестве судей. Соревнования и викторины могут проводиться по следующим направлениям:

- убедительность публичного выступления (ораторское искусство)
- выступление экспромтом (речь без записей)
- драматическое чтение (короткий драматический монолог)
- поэтическое чтение
- спор (школьники по парам выдвигают аргументы за или против какого-либо положения).

Школы могут отобрать группу учащихся и создать из них команду для участия в викторинах с командами других школ. Конечно, такие мероприятия требуют тщательного, детального планирования и координации действий целого ряда учителей и спонсоров школ, принимающих участие в таких конкурсах.

Мы изложили всего лишь несколько дополнительных методических приемов преподавания молодым гражданам основ демократического общества. Если вы занимаетесь разработкой новых программ, пожалуйста, свяжитесь с Министерством образования и Международным фондом избирательных систем или Учительской газетой и расскажите о своей методике, чтобы другие учителя смогли воспользоваться вашим опытом.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта