Демократия.Ру




Владимир Владимирович - гарант мира, гарант стабильности и гарант единства. Главный тренер сборной России по вольной борьбе Джамбулат Тедеев, 21 ноября 2007г., форум сторонников Владимира Путина


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 15:52


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

4. Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов

4.1. Методы распределения мандатов внутри списка кандидатов

После того, как мандаты распределены между списками кандидатов, возникает необходимость их распределения внутри каждого списка кандидатов.

Методы распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов и порядок замещения вакантных депутатских мандатов по единому избирательному округу зависят от того, какой именно вид избирательной системы был избран.

Для системы закрытых списков без разделения на региональные части очередность получения депутатских мандатов определяется исключительно порядком размещения кандидатов в списке кандидатов, установленном при его выдвижении, для системы закрытых списков с разделением на региональные части - также процентом голосов избирателей, полученных той или иной региональной частью (см. раздел 4.3 настоящих Рекомендаций).

Для системы открытых списков в принципе может быть установлен такой порядок распределения депутатских мандатов, в котором очередность получения депутатских мандатов определяется исключительно результатами голосования за кандидатов, выдвинутых в составе списка. При установлении результатов выборов организующая выборы комиссия упорядочивает список кандидатов в порядке убывания числа голосов избирателей, поданных за включенных в него кандидатов. Полученный порядок размещения кандидатов представляет собой очередность получения депутатских мандатов. Такая система дает результат при высоком уровне активности избирателей, голосующих персонально за кандидатов из списков. В то же время, если большинство избирателей, отдав свой голос за тот или иной список кандидатов в целом, не выскажут в ходе голосования свои предпочтения в отношении кандидатов из этого списка, очередность получения депутатских мандатов будет определяться на основе волеизъявления незначительного меньшинства, что представляется неоправданным. Кроме того, при такой системе избиратель не имеет возможности, голосуя за список кандидатов, согласиться с партийными преференциями в распределении депутатских мандатов. В мировой практике для преодоления таких последствий применяются различные методы.

Например, при выборах в Палату депутатов Чешской Республики голоса за кандидатов, выдвинутых в составе списка, учитываются только в том случае, если правом голосования за кандидатов воспользовалось свыше 10 процентов от числа избирателей, проголосовавших за список. При выборах депутатов Сейма Литовской Республики очередность кандидатов в списке определяется на основе рейтинга, вычисляемого как произведение числа голосов, полученных каждым из кандидатов, и «партийного рейтинга», устанавливаемого для каждого кандидата в зависимости от его места в списке: чем выше место, тем выше «партийный рейтинг» (см. раздел 4.2.2).

Эти методы позволяют учитывать как интересы избирательных объединений, избирательных блоков, так и предпочтения избирателей.

Следующий метод распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов при применении избирательной системы открытых списков позволяет учитывать установленную партией очередность получения депутатских мандатов лишь в той степени, в какой сами избиратели не смогли или не захотели высказать свое предпочтение кандидатам из списка. При применении данного метода если кандидат, которого партия поставила в конец списка, персонально получит число голосов избирателей, соответствующее числу голосов, приходящемуся на один мандат, этот кандидат становится депутатом.

Этот метод исходит из презумпции, что избиратели, голосующие только за список кандидатов и не голосующие за отдельных кандидатов из списка, согласны с очередностью кандидатов, установленной избирательным объединением, избирательным блоком. При получении кандидатами депутатских мандатов полностью учитывается волеизъявление практически всех избирателей, проголосовавших за соответствующий список кандидатов. Метод позволяет учитывать интересы как избирательного объединения, избирательного блока, так и избирателей (см. раздел 4.2.1).

4.2.1. Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов при применении системы открытых списков без использования рейтинга

При применении системы открытых списков избиратели могут проголосовать как за список в целом (проставив отметку в квадрате напротив наименования соответствующего избирательного объединения, избирательного блока), так и за кандидатов, выдвинутых в составе этого списка (одного или нескольких, если законом субъекта Российской Федерации избиратель наделен более чем одним голосом для голосования за кандидатов внутри списка). Для определения результатов выборов необходимы сведения о числе голосов, поданных за каждого кандидата из списка, полученных из нижестоящих избирательных комиссий. Образец протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования содержится в приложении 4 к настоящим Рекомендациям. Организующая выборы избирательная комиссия устанавливает окончательную последовательность получения мандатов кандидатами из списка следующим образом.

Для списка кандидатов вычисляется второе избирательное частное - результат деления числа голосов избирателей, поданных за список кандидатов, на число депутатских мандатов, причитающихся данному списку.

Затем список кандидатов упорядочивается на основе расчетных чисел голосов избирателей, поданных за каждого из кандидатов, выдвинутых в составе данного списка кандидатов (далее - расчетные числа кандидатов). Для этого прежде всего определяется число избирателей, проголосовавших за соответствующий список кандидатов, но не определившихся с его персональным составом (назовем его «избирательная сумма списка кандидатов»).

Избирательная сумма списка кандидатов определяется как число избирательных бюллетеней, содержащих отметки в квадрате напротив наименования избирательного объединения, избирательного блока, но не содержащих отметок, позволяющих определить, за кого именно из кандидатов проголосовал избиратель.

Для избирательных бюллетеней, содержащих графу для указания номера кандидата, за которого голосует избиратель, это могут быть как бюллетени, не содержащие отметок в этой графе, так и бюллетени, содержащие отметки, не позволяющие с достоверностью определить, за кого именно из кандидатов проголосовал избиратель.

После этого число голосов избирателей, поданных за первого (в соответствии с порядком, определенным избирательным объединением, избирательным блоком при выдвижении списка кандидатов) из кандидатов в соответствующем списке кандидатов за счет избирательной суммы увеличивается до второго избирательного частного данного списка кандидатов. За счет остатка избирательной суммы также до второго избирательного частного увеличивается число голосов избирателей, поданных за второго и последующих кандидатов из соответствующего списка кандидатов. Если число голосов избирателей, поданных за какого-либо из кандидатов, равно второму избирательному частному или превышает его, то число голосов, поданных за данного кандидата, не увеличивается. Указанная операция продолжается до полного исчерпания избирательной суммы. Полученное в таком порядке каждым кандидатом число и есть расчетное число этого кандидата.

Затем избирательная комиссия, организующая выборы, упорядочивает список кандидатов (то есть расставляет кандидатов в порядке очередности получения депутатских мандатов) в порядке убывания расчетных чисел кандидатов, выдвинутых в составе данного списка. Если у нескольких кандидатов расчетное число окажется равным, то преимущество отдается кандидату, имеющему меньший номер в списке кандидатов в соответствии с порядком, определенным избирательным объединением, избирательным блоком при выдвижении списка. Кроме того, если разница в расчетном числе у нескольких кандидатов незначительна (например, меньше числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа), то взаимная очередность этих кандидатов в списке также определяется порядком, определенным избирательным объединением, избирательным блоком при выдвижении списка.

Полученный порядок размещения кандидатов представляет собой очередность получения депутатских мандатов как при первоначальном их распределении, так и при замещении вакантных депутатских мандатов.

Пример.

Предположим, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации состоит из 50 депутатов. В соответствии с распределением депутатских мандатов список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Оранжевые», получил 3 депутатских мандата. В список были включены кандидаты в следующей последовательности:

    1. Иванов Илья Васильевич
    2. Петренко Павел Петрович
    3. Сергеев Андрей Семенович
    4. Павлова Валентина Ивановна
    5. Ибрагимова Алия Сафиуловна

За указанный список было подано 141 000 голосов. Соответственно второе избирательное частное для данного списка кандидатов составляет

141 000 : 3 = 47 000.

Голоса избирателей, проголосовавших за данный список, распределились следующим образом:

Число голосов избирателей, поданных за список без указания преференций кандидатов 65000
Число избирательных бюллетеней, поданных за список кандидатов и содержащих отметки, не позволяющие определить волеизъявление избирателя в отношении кандидатов, выдвинутых в составе данного списка 5000
1. Иванов Илья Васильевич 1000
2. Петренко Павел Петрович 4000
3. Сергеев Андрей Семенович 5480
4. Павлова Валентина Ивановна 55000
5. Ибрагимова Алия Сафиуловна 5520

Избирательная сумма списка кандидатов определяется как сумма числа избирательных бюллетеней, поданных за список кандидатов без указания преференций кандидатов и числа избирательных бюллетеней, поданных за список и содержащих отметки, не позволяющие определить волеизъявление избирателя в отношении кандидатов, выдвинутых в составе данного списка. В данном случае избирательная сумма составит 65000 + 5000 = 70000.

Затем определяются расчетные числа каждого из кандидатов. У кандидата Иванова до второго избирательного частного не хватает 47000 - 1000 = 46000 (полученное число - разность между вторым избирательным частным и числом голосов, полученных кандидатом Ивановым).

Расчетное число кандидата Иванова определяется путем суммирования числа голосов, полученных им персонально, и вышеуказанной разности.

Соответственно после увеличения расчетного числа кандидата Иванова остаток избирательной суммы списка кандидата составляет 70000 - 46000 = 24000. Затем определяется расчетное число кандидата Петренко. У этого кандидата до второго избирательного частного не хватает 47000 - 4000 = 43000.

Однако сейчас остаток избирательной суммы списка кандидатов составляет лишь 24000. Таким образом, весь этот остаток переходит кандидату Петренко, для которого расчетное число составит 4000 + 24000 = 28000, а для остальных кандидатов из списка расчетные числа будут совпадать с числом голосов, поданных за них персонально.

После совершения указанных вычислений избирательная комиссия упорядочивает список кандидатов в порядке убывания расчетного числа голосов избирателей:

1. Павлова Валентина Ивановна (№4 в списке) 55000
2. Иванов Илья Васильевич (№1 в списке) 47000
3. Петренко Павел Петрович (№2 в списке) 28000
4. Сергеев Андрей Семенович (№3 в списке) 5480
5. Ибрагимова Алия Сафиуловна (№5 в списке) 5520

Поскольку список получил 3 депутатских мандата, то избранными признаются кандидаты Павлова, Иванов и Петренко. В случае же досрочного выбытия кого-либо из избранных депутатов, освободившийся мандат достанется не кандидату, получившему больше голосов (Ибрагимовой), а стоявшему третьим в списке (Сергеев), поскольку разница в числе полученных ими персонально голосов не превышает числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (50). То же самое произошло бы, если бы число голосов, поданных за Ибрагимову и Сергеева, оказалось одинаковым.

Очевидно, что при применении системы закрытых списков избранными могли бы оказаться первые три кандидата (Иванов, Петренко и Сергеев). В данном же случае список получил дополнительную поддержку за счет голосов избирателей, поданных персонально за кандидата Павлову (55000). При применении системы закрытых списков эта категория избирателей могла бы проголосовать за другой список кандидатов и соответственно список, выдвинутый избирательным объединением «Оранжевые», мог быть вообще не допущен к распределению депутатских мандатов.

Данный пример показывает, что хотя избранным в составе списка может оказаться кандидат, получивший персонально голосов меньше, чем неизбранный кандидат из этого же списка, система открытых списков все же позволяет соблюдать баланс между партийными интересами и интересами избирателей, поскольку позволяет избрать в составе списка кандидата, пользующегося большой личной популярностью.

4.2.2. Распределение депутатских мандатов внутри
списка кандидатов при применении системы открытых списков
с использованием рейтингов кандидатов

При распределении депутатских мандатов внутри списка кандидатов с использованием рейтингов учитываются только голоса избирателей, проголосовавших за кандидатов из выбранного ими списка и не учитываются голоса тех избирателей, которые проставили отметку напротив наименования избирательного объединения, избирательного блока, но не проставили отметку напротив фамилии кандидата, за которого они голосуют персонально (не проставили соответствующий номер в прямоугольнике в избирательном бюллетене).

Для того, чтобы депутатские мандаты внутри списка кандидатов распределялись с учетом партийного рейтинга, законом субъекта Российской Федерации должно быть установлено, что очередность кандидатов в списке определяется на основе рейтинга, вычисляемого как произведение числа голосов, полученных каждым из кандидатов, на партийный рейтинг, устанавливаемый для каждого кандидата в зависимости от его места в списке.

Законом субъекта Российской Федерации также должно быть установлено, что партийный рейтинг кандидата, стоящего первым в списке, должен быть в определенное число раз (например, в 5 раз) выше, чем у кандидата, стоящего последним. Также в законе должно быть предусмотрено, что партийный рейтинг является целым числом, которое определяется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, в отношении каждого кандидата по номеру кандидата в списке кандидатов таким образом, чтобы для кандидатов, номер которых в списке отличается на единицу, разница партийных рейтингов была на единицу меньше указанного установленного определенного числа (в данном примере разница партийных рейтингов равна 4), а партийный рейтинг кандидата, внесенного в список последним, - на единицу меньше числа кандидатов в этом списке.

Пример.

Политическая партия выдвинула список, состоящий из 50 кандидатов. Кандидату, стоящему в списке под номером 50, присваивается партийный рейтинг на единицу меньше, чем его порядковый номер в списке (то есть равный 49). Законом установлено, что партийный рейтинг кандидата, стоящего первым в списке, должен быть в 5 раз выше, чем у кандидата, стоящего последним. Тогда для кандидата, стоящего в списке под номером 49, партийный рейтинг устанавливается на 4 единицы больше, чем у кандидата, стоящего под номером 50, то есть для кандидата, стоящего в списке под номером 49, партийный рейтинг равен 53. Далее для кандидата, стоящего в списке под номером 48, партийный рейтинг устанавливается на 4 единиц больше, чем у кандидата, стоящего под номером 49, то есть 57, и так далее.

Нормативное регулирование данного метода содержится в приложении 1 к настоящим Рекомендациям. При применении данного метода также может быть использован протокол, образец которого приводится в приложении 4 к настоящим Рекомендациям.

4.3. Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов при применении системы закрытых списков с разделением списков кандидатов на региональные части

При применении системы закрытых списков с разделением списков кандидатов на региональные части и наличии в списке кандидатов общесубъектовой части депутатские мандаты, полученные избирательным объединением, избирательным блоком, передаются в первую очередь кандидатам из этой части.

Депутатские мандаты, оставшиеся после передачи кандидатам, включенным в общесубъектовую часть списка кандидатов (а если общесубъектовая часть отсутствует - то все депутатские мандаты, полученные избирательным объединением, избирательным блоком), должны доставаться тем региональным частям списка, которые получили наибольший процент голосов избирателей среди иных региональных частей данного списка кандидатов. Для этого региональные части списка кандидатов упорядочиваются в зависимости от процента голосов, поданных за список кандидатов на соответствующей территории. В соответствии с получившимся порядком региональных частей и будут распределяться депутатские мандаты внутри соответствующего списка кандидатов.

Нормативное регулирование данного метода содержится в приложении 2 к настоящим Рекомендациям.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта