«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
5. Иные особенности применения смешанной (пропорциональной) избирательной системы
5.1. Особенности предвыборной агитации избирательных объединений, избирательных блоков
При регулировании вопросов, связанных с предвыборной агитацией, следует уделить особое внимание новелле Федерального закона, в соответствии с которой изменен агитационный период. В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона избирательным объединениям, избирательным блокам разрешено проводить предвыборную агитацию с момента выдвижения списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда. При этом следует учитывать требование Федерального закона о том, что предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.
Федеральный закон не устанавливает конкретного порядка распределения эфирного времени и печатной площади, предоставленных избирательным объединениям, избирательным блокам государственными организациями телерадиовещания и государственными периодическими печатными изданиями. В то же время реализация требования пункта 1 статьи 50 Федерального закона об обязанности государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации возможна лишь при проведении жеребьевки и оформлении ее результатов протоколом в целях определения даты и времени выхода в эфир предвыборных агитационных материалов избирательных объединений, избирательных блоков. Кроме того, предусмотренное пунктом 8 статьи 51 Федерального закона требование об обязанности негосударственных организаций телерадиовещания обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации возможно реализовать с использованием жеребьевки.
Проведение жеребьевки рекомендуется закрепить за избирательной комиссией субъекта Российской Федерации и организациями, выпускающими средства массовой информации:
за избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - жеребьевки по определению времени выхода на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания агитационных материалов избирательных объединений, избирательных блоков, размещаемых в рамках предоставленного бесплатного эфирного времени;
за организацией телерадиовещания - жеребьевки, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов избирательных объединений и избирательных блоков в рамках зарезервированного эфирного времени, предоставляемого региональными государственными и муниципальными организациями телерадиовещания за плату, а также негосударственными организациями телерадиовещания;
за редакцией государственного, муниципального периодического печатного издания - жеребьевки, определяющей размещение в периодическом печатном издании агитационных материалов избирательных объединений, избирательных блоков в рамках печатной площади, предоставляемой как бесплатно, так и за плату.
5.2. Обязанности избирательных объединений, избирательных блоков в сфере информационного обеспечения выборов
Законом субъекта Российской Федерации должно быть предусмотрено, что избирательное объединение, в том числе входящее в избирательный блок, в случае выдвижения им или соответствующим избирательным блоком списка кандидатов и последующей регистрации этого списка кандидатов избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, обязано не позднее чем за 10 дней до дня голосования опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном региональном государственном периодическом печатном издании, а также в Интернете. При этом должно быть предусмотрено, что избирательное объединение, входящее в избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыборную программу, если этот избирательный блок в указанный срок опубликует свою.
Такая публикация должна быть осуществлена в рамках использования бесплатной печатной площади, предоставляемой в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, либо оплачена из избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока. Рекомендуется предусмотреть в законе обязанность выделять дополнительную равную бесплатную площадь для публикации предвыборных программ избирательных объединений и избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов.
Федеральный закон не устанавливает конкретного механизма проверки выполнения избирательными объединениями, избирательными блоками указанных положений об опубликовании (обнародовании) предвыборных программ. В этой связи данный механизм может быть предусмотрен в законе субъекта Российской Федерации. Одним из вариантов могло бы быть возложение на избирательные объединения, избирательные блоки обязанности предоставлять в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации экземпляр либо копию экземпляра соответствующего регионального государственного периодического печатного издания, а также сообщать адрес сайта, на котором в Интернете размещена предвыборная программа избирательного объединения, избирательного блока, а на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации - доведение этой информации до избирателей через СМИ.
5.3. О предельных размерах расходования средств избирательных фондов и порядке их исчисления
При регулировании вопросов, связанных с финансированием избирательными объединениями, избирательными блоками своей избирательной кампании, не рекомендуется использовать в качестве единицы измерения минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ). Если же в законе субъекта Российской Федерации при регулировании этих вопросов будет использоваться МРОТ, то избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, определяя конкретные величины соответствующих предельных размеров расходования средств избирательных фондов и перечислений в избирательные фонды, должна руководствоваться Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которым установленный с 1 мая 2002 года МРОТ в сумме 450 рублей в месяц применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей. Применительно к другим ситуациям, в том числе при определении предельных размеров расходования средств избирательных фондов и перечислений в избирательные фонды, указанных в законах о выборах, с 1 января 2001 года МРОТ определяется исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Закон субъекта Российской Федерации должен устанавливать предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств избирательного объединения, избирательного блока, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов избирательного объединения, избирательного блока.
Федеральный закон не содержит каких-либо нормативов, которым должен следовать законодатель субъекта Российской Федерации при установлении вышеуказанных предельных размеров. В то же время представляется необходимым их установление на уровне, достаточном для финансирования полноценной избирательной кампании. В новой редакции Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предельные размеры расходования средств избирательных фондов были увеличены для кандидатов более чем в 3,5 раза, а для избирательных объединений, избирательных блоков - почти в 6 раз и составили соответственно 6 и 250 миллионов рублей.
«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»
|